Социально-психологические характеристики и преимущества групповой формы в ИТДТ

Хотя очевидно, что любому отдельно взятому участнику уделяется группе внимания меньше, чем при индивидуальной терапии, существует ряд причин, обусловивших развитие и успех групповой терапии. Жизнь — это, прежде всего, социальное явление. В сфере межличностных отношений, во время игры, в интимные моменты человек испытывает потребность в эмоциональном тепле и контакте с другим человеком.

В свое время Дэвид Ризман назвал целое поколение «одинокой толпой», желая показать этим, что часто в присутствии других мы чувствуем себя изолированными и одинокими.

Социальные противоречия и бюрократические переплетения нашего общества могут вызывать у нас чувства замешательства, недоверия и бессилия. Таким образом, опыт, приобретаемый в специально организованных группах, оказывает противодействие отчужденно, помогая решению проблем, возникающих при межличностных контактах.

Группа оказывается микрокосмом, обществом в миниатюре, отражающим внешний мир и добавляющим ингредиент реализма в искусственно создаваемое взаимодействие. Такие скрытые факторы, как давление партнеров, социальное влияние и конформизм, повседневно существующие в группах на работе и в группах по интересам, в семье, становятся очевидными в терапевтической группе и воздействуют на индивидуальные жизненные установки и изменение поведения (В. Козлов, 1995).

В результате аффективные переживания, происходящие в искусственно создаваемой обстановке, могут естественно переноситься во внешний мир.

Потенциальное преимущество условий группы — это возможность получения обратной связи и поддержки от людей, имеющих общие проблемы или переживания с конкретным участником группы.

В процессе группового взаимодействия приходит принятие ценностей и потребностей других. В группе человек чувствует себя принятым и принимающим, пользующимся доверием и доверяющим, окруженным заботой и заботящимся, получающим помощь и помогающим. Реакции других на тебя и твои на других в группе могут облегчать разрешение межличностных конфликтов вне группы. В поддерживающей и контролируемой обстановке человек может обучиться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров. Возникает определенное ощущение комфортности, когда находишься с равными партнерами, а не с терапевтом.

С. Гласс проанализировал данные 375 исследований, опубликованных за последние 20 лет. Он сравнил результаты наблюдений за 25000 человек, подвергавшихся психотерапии, и 25000 человек, которые страдали сходными расстройствами, но никакого лечения не получали. Ученый пришел к выводу, что 75% больных, подвергавшихся терапии, чувствовали себя лучше, чем те, кто обходился без лечения. В процессе происходящих в группе взаимодействий участники могут идентифицировать себя с другими и использовать установившуюся эмоциональную связь при оценке собственных чувств и поведения.

Значимая обратная связь оказывает влияние на оценку индивидуумом своих установок и поведения, на формирование его Я—концепции. Введение одного или нескольких человек в терапевтическую диаду создает обычно не встречающееся во взаимоотношениях двоих напряжение, которое помогает прояснить психологические проблемы каждого члена группы.

По оценке К. Рудестама, «группа может облегчить процесс самоисследования и интроспекции. Часто люди знают, чего они хотят, но требуется соучастие и принятие их группой, чтобы стала возможной попытка самораскрытия. Когда такая попытка изменения и самораскрытия поощряется другими, то, как следствие, усиливается уверенность в себе» (К. Рудестам, 1993).

Наконец, у групповой формы есть и экономические преимущества. Обычно одновременная встреча 6–10 или более человек обходится менее дорого и терапевту-руководителю, и пациенту-участнику, чем контакты один на один. Что касается преимуществ групповой работы с использованием танцевально-двигательных методов, то она относится к фокусированной работе с телом. Как пишет С. Гроф: «В нашем случае проблема физического контакта несколько упрощается тем, что мы всегда работаем в группе. Основания и правила оказания интимной поддержки ясно разъясняются и принимаются группой в качестве составной части процедуры в целом. Области прикосновения определяются переживаниями дышащих, а не выбором ассистирующих. Все, что происходит в этом отношении, происходит публично и в условиях наблюдения всей группы. Это значительно отличается от контекста индивидуальной работы в частной практике. Уместность этого подхода в последнем случае следует оценивать каждый раз индивидуально» (С. Гроф, 1994).

Есть еще один аспект, в котором очевидны преимущества работы в группе. Это диадные отношения. Обычно каждому участнику группы предлагается выбрать партнера, с которым он хотел бы работать. Участники пары по очереди выполняют предложенные роли, что позволяет глубоко понять и почувствовать другого человека, проследить особенности межличностных отношений.

То, как партнеры выбирают друг друга, зачастую оказывается тоже психологически важным и включает порой синхронические факторы. Нередко в переживаниях партнеров наблюдаются элементы необычайной дополнительности или антагонизма. Это может оказаться полезной возможностью эмоционального воспитания.

Если диадные процессы присутствуют в группе систематически, участники имеют возможность выбрать другого партнера — в том случае, если их что-то не устраивает или, если их привлекает кто-то другой.

В целом, преимущества групповой работы заключаются в следующем:

1. В самой группе заложены уникальные возможности. Это, прежде всего, межличностное (социальное) обучение, позволяющее более глубоко познакомиться со стилем своего общения с другими людьми, а также приобрести более эффективные социальные навыки.

Группа дает возможность глазами других посмотреть на себя и свои проблемы, моделировать свое поведение «здесь и теперь». В группе можно получить различные реакции других ее участников на свое поведение, увидеть с их помощью последствия своего поведения не только в группе, но и вне ее. Группа не только позволяет участникам всесторонне увидеть себя, но и оказывает поддержку при испробовании новых способов поведения.

2. Группа значительно лучше соответствует повседневной реальности индивида. В ней без усилий «воссоздается» повседневная жизнь каждого участника — здесь они бывают такими, какими обычно бывают в отношениях с другими людьми.

Это позволяет реально увидеть их жизнь и в особенности проблемы и трудности отношений. Взаимосвязь межличностных процессов в группе и межличностных отношений вне группы увеличивает вероятность того, что усвоенные в группе новые способы поведения, изменившееся понимание себя и своих отношений с другими будут перенесены в ситуации реальной жизни.

3. Группа предоставляет участникам возможность обмениваться жизненным опытом, способами «создания» и решения проблем, учиться на опыте других участников. Это дополнительная возможность самосовершенствования.

4. Группа создает безопасную атмосферу для проявления себя, своих эмоций, переживаний и научения новому незнакомому поведению, приобретению новых установок, убеждений (В.Козлов, 1995).

Существуют, на наш взгляд, следующие требования к психотехникам со стороны клиентов, некий социальный запрос к особенностям психотехник:

1. Интенсивность психотехниквызвана следующими обстоятельствами:

1) огромный массив кризисных состояний личности, высокая репрезентация кризисной личности в обществе;

2) сжатие времени, убыстрение и уплотнение энергоинформационных процессов в обществе и в индивидуальном сознании;

3) проявленная потребность быстрого и эффективного, точного и безопасного разрешения проблем личности за счет расширения ресурсов самосознания и рефлексии.

2. Комплексность, системность, целостность.

Психотехники должны работать на следующих уровнях психики:

1) физическом и психофизическом (снятие соматических факторов стрессов и стрессогенных ситуаций);

2) психологическом (разрешение внутриличностных проблем, личностная трансформация, психотерапия, достижение целей интеграции личности);

3) разрешение социально-психологических проблем личности (проблемы коммуникации и социальной интеграции, социальной адаптации, проявленности в общественных связях и отношениях);

4) разрешение проблем самоактуализации личности (расширение личностной свободы выбора, открытие внутренних энергетических интеллектуальных и эмоциональных ресурсов, нахождение глубинной мотивации человека и приобретение права полностью проявлять свою индивидуальность);

5) удовлетворение потребности личности в трансцендировании, нахождение психодуховных измерений личности, определение ответов на основные вопросы человеческого бытия, принятие права «на воплощенное существование», «примирение человека с богом», «просветление и второе рождение».

3. Адаптивность психотехник в социальном пространстве. Она обеспечивается следующими факторами:

1) достаточной предысторией использования в трансформации и интеграции личности;

2) тесной взаимосвязью с эмпирическими техниками самоинтеграции, которые используются людьми в обыденной жизни без теоретического осмысления;

3) высокой мерой научности в теоретическом, методологическом отношениях, а также высоким динамизмом, открытостью и тесной связью с практикой.

4. Обеспечение свободы клиента выражается в следующих требованиях к психотехникам:

1) экологичность психотехник;

2) соблюдение принципа Оккама «Сущности не имеет смысла преумножать без необходимости»;

3) психотехники должны формировать умения и навыки, достаточные и необходимые для решения личностных проблем самостоятельно самим клиентом;

5. Безопасность выражается на всех уровнях существования человека:

1) физическом;

2) психологическом;

3) социально-психологическом и социальном;

4) духовном (В. Козлов, 1999).

Трудно найти одну психотехнику, которая соответствовала бы всем требованиям, выдвигаемым социальной и психологической работой, как специфической деятельностью с личностью и группами в кризисных состояниях. Но, как показывает опыт работы с тысячами клиентов за последние 15 лет, вполне возможно найти методы групповой работы, включающие в себя психотехники, отвечающие рассмотренным выше требованиям. Одной из таких техник является ИТДТ.

Рассмотренные нами исторические и теоретические исследования танца, танцевально-двигательной терапии позволяют выделить социально-психологические характеристики ИТДТ.

1. Сформированный в обществе социальный интерес к различным видам танца.

2. Доступность и простота исполнения.

3. Групповая форма работы, позволяющая развить высокую степень эмпатии,социальной перцепции, социальной идентификации, социальной конгруэнции, опыт групповой сплоченности, сотрудничества,. межличностных коммуникаций.

4. Невербальные коммуникации, возникающие во время движения.

К преимуществам танцевально-двигательных методов относятся:

I. Эффективность применения танцевально-двигательных методов в групповой форме работы.

Во-первых, танцевать или двигаться может каждый человек, вне зависимости от возраста, пола, социального положения, уровня образования, ценностей, установок и даже здоровья (не считая случаи обездвиживания).

Во-вторых, использование танцевально-двигательных техник позволяет:

1) провести диагностику как отдельной личности, так и группы в целом (выявить стереотипы движения, мышечные зажимы, проблемные зоны);

2) снять напряжение (первичное — в начале группы или постоянное, принесенное на группу из социальной жизни);

3) приобрести новые паттерны движения, способствующие эффективному взаимодействию с собой, миром, людьми посредством изучения себя и подражания другим;

4) изменить стиль коммуникаций с окружающими;

5) научиться осознавать свои и чужие желания, чувства, поступки, посредством анализа движений;

6) достаточно быстро создать атмосферу доверия, способствующую развитию групповой сплоченности, психологической поддержки.

В-третьих, изменение движений приводит к изменению качеств личности, проявлению индивидуальности, искренности, спонтанности, принятию себя, и, как следствие, происходит изменение установок, стереотипов, коммуникаций.

II. Неформальная и невербальная коммуникация.

У такой коммуникации можно выделить следующие преимущества по сравнению с вербальной:

1. Оперативность. Невербальная коммуникация между участниками, по сравнению с вербальной, более оперативна в передаче сообщений, несущих экспрессивную нагрузку тем, кто включен в соответствующую коммуникационную структуру.

2. Адресность. Межличностная невербальная сеть направляет сообщения тем участникам, для кого эти новости существенны с гибкостью, превосходящей вербальные формы информации. Межличностная коммуникационная сеть функционирует избирательно и адресно, приспосабливая элементы новой информации к профилю интересов отдельного участника.

3. Оценка и синтез. При личном невербальном контакте участников отдельный участник получает не словесную оценку, а информацию, прошедшую процедуры отбора и оценки и возможно даже через операции синтеза элементов информации, что существенно снижает время ее принятия.

4. Извлечение прикладного смысла. Зачастую в процессе передачи информации осуществляется перевод с исходного языка танца на прикладной язык — язык действия. При этом сама оценка значения такого знания для данных практических ситуаций и оценка условий, в которых это вновь приобретенное знание может применяться, зачастую оказывается более значимой, чем сам факт знания.

5. Передача неформулируемого содержания. К такой информации относятся мельчайшие детали движений, мимики, эмоций, дыхания, темпа и ритма, сведения об ошибках и использованных материалах, о степени продуктивности полученного опыта и выработанного навыка. Информация такого рода, как правило, не вербализуется, а если и озвучивается, в ней трудно бывает разобраться, такую информацию трудно кратко сформулировать в словах: ее проще показать, чем рассказать о ней.

6. Сопутствующая обратная связь. Двусторонний обмен информацией в межличностной коммуникации дает возможность и позволяет:

Во-первых, познакомиться с реакцией других участников и получить полезные критические замечания относительно идей и работы.

Во-вторых, механизм обратной связи делает межличностную коммуникацию существенной частью системы признания в группе.

В-третьих, с точки зрения слушающего, сообщение коллеги часто несет в себе информацию об уровне мышления говорящего.

В-четвертых, обратная связь и сама по себе играет важную роль в процессе управления обменом информацией, частью которой она является.

III. Психотехническая особенность танцевально-двигательных методов (частая смена партнеров, работа в малых и больших группах и др.), приводящая к спонтанным межличностным коммуникациям. Спонтанная коммуникация и межличностная коммуникации в совокупности определяют некоторое поле генерации идей и способов разрешения проблем, в котором преимущества межличностной коммуникации органично дополняются преимуществами коммуникации спонтанной.

Наши рекомендации