Различия между эпилептическим и истерическим припадками
Признаки | Эпилептический припадок | Истерический припадок |
Начало | Внезапное | Психоюннос |
Сознание | Выключено | Аффекшвно сужено |
Падение | Как подкошенный | Осторожно, оседание |
Фазы судорог | Имеют место | Отсутствуют |
Зрачки | Не реагируют на свет | Реагируют |
Длительность | До 3-4 мин | 30 мин и более |
Время суток | Ночью, в одиночестве | Днем, в присутствии людей |
Повреждения | Прикус языка, ушибы | Отсутствуют |
Движения | Ограничены фазами | Размашистые, выразительные, демонстративные |
После припадка | Кома с переходом в сон, олигофазия | Плач, рыдания, смех |
Глава 11. НАРУШЕНИЯ СОЗНАНИЯ И САМОСОЗНАНИЯ
Нарушения сознания
Сознание — высшая форма отражения действительности. Сознание — продукт деятельности юловного мозга.
Человеческое сознание формируется в результате исторического развития, оно не только отражает происходящие события объективною мира, но и использует запас знаний для создания способов переделки окружающей среды для удовлетворе требностей человека. Для формирования сознания чело обходимо человеческое окружение, наличие человеческо ства. Известно, что дети, выросшие в логове зверя, не об вают признаков сформировавшегося человеческого созна
С.С.Корсаков предпочитал писать «Сознание», под1 этим сочетание знаний об окружающих явлениях и пред самом себе, соотнесение этих знаний с накопленным че. ким опытом и способностью человека строить гипотезу щее, т.е. прогнозировать результаты будущей деятельност
Физиологической основой ясности сознания по И.П. является оптимальная деятельность в данный момент оп ного участка коры больших полушарий мозга, которая, ее
■ж я по-ека не-э обще-аружи-ния. фкивая летах, о овечес-а буду-
Тавлову еделен-и предположить, что кости черепа прозрачны, в виде яркого пят^а пере-
и очага тся эле-
мещается по поверхности мозга. Эта мысль о подвижное наиболее оптимальной активности сознания подтвержда ктроэнцефалографическими исследованиями.
Сознательная деятельность — эта такая деятельность, осуществляется со знанием объективного значения ее
учетом всех особенностей ситуаций и последствий деятельности как для индивидуума, так и для общества.
Автоматизированный акт — способность человека о< лять, не осознавая, упрочившееся действие. Эта способн рабагывается в процессе исторического развития челове ляется целесообразной.
В основе акта автоматизации лежат следы нервных пр возникшие в процессе тренировки.
Под бессознательной деятельностью понимают, с одне ны, такие ее формы, когда человек недостаточно осозн; задачи и последствия своей деятельности. Совершенств историческом развитии человека познания явлений и обогащает знания, но многое остается непознаваемым. П этих случаях говорить о «бессознательном» в понимании да не следует. С другой стороны, бессознательными мо названы такие действия, которые на определенном эгаш
которая задач, с
уществ-сть вы-
<а и яв-
цессов,
л сторо-ет цель, вание в обытий этому в З.Фрей-гут быть их фор-
120 Часть II. Общая психопатология
мирования были осознаваемы, а затем сделались автоматизированными, непроизвольными. В процессе обучения ряд действий и навыков становится автоматизированным и в последующем выполняется механически, без обдумывания.
Этапы формирования сознания
В развитии сознания от рождения ребенка до зрелого возраста выделяется 5 уровней, или этапов (Ушаков Г.К.):
I — до I года — бодрствующее сознание;
II — от I года до 3 лет — предметное сознание;
III — от 3 до 9 лет — индивидуальное сознание;
IV — от 9 до 16 лет — коллективное сознание;
V —от 16 до 22 лет —рефлексивное, высшее общественное, социальное сознание.
Первый этап формирования сознания характеризуется появлением выбора наиболее удовлетворяющих ситуаций. При этом наблюдаются первые реакции на окружающую среду — первые элементы сознания. Ребенок может оценивать наиболее приятную для него ситуацию, например находиться на руках у матери или засыпать при покачивании и др. В этом возрасте описаны своеобразные состояния сытого бодрствования, при которых ребенок не вступает в контакт с окружающими, не реагирует на слова матери, хотя не спит и глаза у него открыты, мимика ребенка выражает полное удовлетворение («автаркия» по Парте О.П. с соавт.).
На втором этапе формирования сознания (предметного) главную роль играют непосредственные впечатления действительности. Сознание ребенка обогащается представлениями о предметах и явлениях, объем этих представлений увеличивается с того периода, когда ребенок начинает ходить, с появлением речи возникают обобщения и отвлечения, элементы абстрагирования. На этом этапе ребенок еще не улавливает взаимосвязь реальных событии и предметов с прошлым и будущим, он живет только в настоящем. На этом этапе ребенок еще не выделяет себя из окружающей среды, в его речи пока отсутствует местоимение «Я».
На третьем этапе формирования сознания (индивидуального) появляются первые представления о пространстве и времени, что делает возможным выделение себя из окружающей среды, отдифференцирование от других предметов действительности. Сознание собственного «Я» в последующем развитии совершенствуется и усложняется.
Для четвертого этапа формирования сознания (коллективного) характерно появление более дифференцированных представлений о предметах действительности, о себе, о простейших взаимоотношениях в коллективе. В этом периоде становятся отчетливыми представления об объектах пространства, о связи переживаемых в прошлом событий с настоящими.
Глава 11. Нарушения сознания и самосознания 121
Обучение в старших классах школы сопровождается участием подростков в общественных событиях и появлением у них общественного, социального сознания.
На пятом этапе формирования состояние подростка приобретает новые качества, оно становится рефлексивным, на этом уровне многообразные приобретенные знания оцениваются и соотносятся с реальными событиями. Рефлексивное сознание обеспечивает предвидение не только всего хода развития событий, но и последствий их. Зрелость сознания дости1ае1ся к окончанию юношеского возраста к 20—22 годам.