I. Старшее детство (с 7–12 лет)
Увеличение и рост головы ребенка совершается в два срока или периода. В первом периоде – от рождения до семилетнего возраста голова растет быстро; начиная же с седьмого года жизни до наступления юности голова почти вовсе не растет ‹…›. Таким образом можно сказать, что к наступлению второго детства, т. е. к началу седьмого года развитие мозга можно считать законченным. Следовательно, вступая в возраст второго детства, или отрочества, ребенок обладает уже вполне развитым мозгом, и ему предстоит задача упражнять этот орган соответственной работой и деятельностью.
Вступая в отроческий возраст, юное человеческое существо обладает всеми основными душевными способностями: чувствами, вниманием, способностью произвольного внимания, различными видами воли и памятью. Правда, некоторые из этих способностей развиты слабее, некоторые сильнее; но все, в известных пределах, уже доступно ребенку. С психологической точки зрения ребенок этого возраста может быть приравниваем к взрослому человеку в качественном отношении, но в количественном – существует, без сомнения, немаловажная разница. Относительная психическая зрелость в возрасте второго детства объясняет практику всех культурных народов (во все времена) начинать с этого возраста систематическое обучение и подвергать детей, в известных случаях, нравственной ответственности.
Наилучше развитой стороной душевной жизни в этом возрасте является чувство; ум и воля значительно уступают. Психическое развитие касается, главным образом, двух последних сторон души. Хотя дети в эту пору обладают уже отличной памятью, но она оказывается таковой только для непроизвольных восприятий и ассоциаций. Что же касается произвольного внимания, то оно, вообще, еще значительно слабо. Отроку предстоят продолжительные упражнения для приобретения надлежащей остроты и силы произвольной памяти (т. е. ассоциаций и репродукций). В виду этого систематическая умственная работа еще затруднительна, но для более простых предметов, как память, так и произвольное внимание достаточно развиты.
Сложный механизм восприятия, сохранения и воспроизведения впечатлений у человека требует точности, системы и порядка, и только при этом условии возможно незыблемое хранение впечатлений и более или менее точное воспроизведение их. Память не без основания сравнивают с обширной библиотекой, в которой легко можно найти требуемую книгу только при условии систематического распределения книг и строгого порядка их, в противном же случае разыскание книги почти невозможно.
На особенностях восприятия впечатлений и способе сохранения их основано разделение памяти на три вида ‹…›.
1) Память предметная или механическая, особенно свойственная детскому возрасту, состоит в непосредственном и ближайшем запоминании впечатлений в том виде, как они восприняты. Самым обыкновенным примером такого рода памяти служит простое заучивание наизусть, не соединенное с размышлением и обсуждением предмета (метод Эббингауза19). Заучивают или таким образом, что обращают преимущественное внимание на звуки, если заучивание происходит путем повторного чтения вслух известного отрывка; или заучивают иначе, а именно – стараются закрепить в памяти страницу и место на ней, где находится запоминаемое; или, наконец, путем продолжительного беззвучного произнесения заучивают последовательность произносимых слов, как ряда движений. В первом случае пользуются, главным образом, звуковой памятью, во втором – зрительной и в третьем – мышечно-осязательной. Этого рода заучивание соответствует памяти животных, и воспроизведение заученного при помощи подобной памяти возможно при воспоминании какой-либо части его, или какого-либо члена целого ряда. Воспоминание одной части служит сигналом, который вызывает повторение всей работы, например, подсказывание или припоминание начала фразы облегчает дальнейшие воспоминания. Но зато иная постановка вопроса может затруднить или сделать невозможным припоминание. Такого рода память составляет низшую форму, мало обеспечивающую успех. Дети и взрослые люди посредственных дарований пользуются однако же более всего этим видом памяти и обыкновенно скоро усваивают заучиваемое или запоминаемое; но при этом как хранение впечатлений, заученных таким образом, так и их воспроизведение бывает непрочным и необеспеченным. Ученик, подготовляющийся к экзаменам пи помощи подобной памяти, обыкновенно скоро и вполне забывает то, что он заучил и за что получил удовлетворительные отметки на экзамене. ‹…›
2) Память аналитическая, или память с выбором, представляет собой сортировку или подбор известных фактов с точки зрения какой-нибудь идеи. Она развивается у детей около 6–7 года. Такого рода памятью пользуются, например, обвинитель и защитник на суде. Первый старается удержать в памяти факты, относящиеся к обвинению, второй – то, что относится к оправданию. Хотя память такого рода отличается односторонностью, но по своему значению она стоит выше памяти предметной и в большей степени, чем эта последняя, обеспечивает возможность сохранения или воспроизведения запоминаемого.
3) Память ассимилирующая, ли ассоциативная. Этого рода память состоит в восприятии или в запоминании, соединенном с размышлением. При посредстве этой памяти человек старается привести получаемые впечатления в связь со всеми предшествовавшими впечатлениями. Такая связь не только обеспечивает прочную работу памяти, но и облегчает в чрезвычайной степени воспоминание впечатлений при самых различных условиях и поводах. Работа при посредстве ассоциативной памяти происходит медленнее, нежели при других видах памяти, но зато она в чрезвычайной степени повышает умственные успехи и дает возможность во всякую минуту беспрепятственно пользоваться всем опытом и всеми плодами предшествующего умственного развития. Это есть зрелая память развитого ума, недоступная раннему детскому возрасту. Чем выше стоит человек по своему умственному развитию, тем более он прибегает к этому виду памяти. Талантливые люди пользуются этого рода памятью почти все без исключения; обыкновенные же люди пользуются не только этим усовершенствованным видом памяти, но и другими простейшими формами ее, к ущербу, конечно, для истинных успехов личного развития, в особенности для успехов познания. От людей этой категории сплошь и рядом приходится слышать, что им известная мысль или факт просто не пришли в голову, т. е., у них не возникло воспоминание о таких предметах, которые должны были бы непременно всплыть на поверхность сознания, если бы только в это время у них действовала ассоциативная память. ‹…›
Экспериментальные исследования по вопросу о памяти ассоциативной дали ряд неожиданных в высшей степени интересных фактов. Так, из наблюдений А. Бине и др. оказалось, что словесная память весьма неодинакова в том случае, когда слова соединены во фразу, или же когда они заучены в разбивку. В первом случае память в 25 раз сильнее. Это наблюдение показывает, какое важное значение в деле запоминания имеют ассоциации. Свойства и значение ассоциативной памяти выступают с особенной очевидностью в наблюдениях над детьми. Детям, вообще, этот вид памяти менее свойствен, нежели взрослым, и опыт умственного развития детей указывает на особенную важность для них ассоциативных упражнений. Они должны составлять существенную часть наглядного обучения. В наглядном обучении стараются соединить словесное объяснение с показом, т. е., дают детскому уму звуковые и зрительные впечатления соединенными вместе, т. е. ассоциированными.
Весьма интересны новейшие данные, выясняющие прочность ассоциаций в зависимости от распределения работы заучивания. Д-р Адольф Иост (JOST)20 произвел в физиологическом институте в Гетингене ряд крайне интересных наблюдений следующего рода. По методу Эббингауза он заучивал искусственно составленные ряды слогов и наблюдал, какое влияние на прочное заучивание их имеет распределение работы по времени. Оказалось, что после 68 повторений, произведенных кряду, заучиваемые слоги запоминаются не так прочно, как после 38 повторений, произведенных в течение трех дней. Таким образом оказывается, что заучивание, распределенное на срок трех дней, дает тот же полезный результат, т. е., ту же степень запоминания при затрате только половины труда. Следовательно, распределение работы на несколько периодов дает чистую экономию труда в сравнении с работой за один присест. Весьма вероятно, что эта разница зависит от биологических оснований. Автор приходит к справедливому заключению, что наблюдения, подобные тем, которые он делает, могут послужить основанием научной мнемотехники.
По вопросу об умственной работе самыми замечательными представляются исследования проф. Крепелина (Kraepelin)21 и его учеников. Исследования эти дают существенные разъяснения и по отношению к детям разбираемого сейчас периода (от 7-ми до 14-ти лет).
Из этих исследований, произведенных по приемам экспериментальной психологии, выяснено, что в умственном труде необходимо различать следующие стороны ли фазы, а именно:
1) Упражнение – Uebung
2) Увлечение работой – Anregung
3) Усиление работы – Antrieb
4) Привычка, навык – Gewohnung
5) Утомление – Ermudung
6) Отдых – Erholung
В первом из этих состояний умственная работоспособность (Arbeitsleistung) постепенно повышается, так что количество работы в каждый следующий промежуток времени нарастает. Так дело продолжается в течение нескольких часов; затем работоспособность понижается, что и выражает собой начало наступающего утомления, чувствуемого субъективно. Замедление работы происходит сначала постепенно и затем быстро. Существеннейшим признаком значительного утомления является не только замедление умственной работы, но и глубокое изменение самых свойств ее и качества ассоциаций.
Раз достигнутое состояние умственной работоспособности держится в полной силе. При правильной, не утомительной работе оно продолжает оставаться неопределенно долгое время в качестве благоприобретенного умственного дара (навык); прекращение же работы уничтожает этот дар, и для возвращения его недостаточно одного отдыха, но необходимы новые усилия и новые упражнения.
Высшая форма умственной работы называется состоянием возбуждения или увлечения (Anregung – Amberg); это состояние наступает, как плод правильной, непрерывной, не утомительной умственной работы изо дня в день. Состояние увлечения не является, подобно состоянию упражнения, длительным умственным даром, но исчезает после 50–70 часового перерыва умственной работы и должно быть вновь приобретаемо; более же краткие перерывы не нарушают достигнутых успехов.
Усиление работы (Antrieb – River) – это быстрый и неожиданный подъем работы, зависящий исключительно от соответственного напряжения воли, которая вдруг и сразу может на короткое время, но в значительных размерах, поднять напряженность работы – наперекор, так сказать, всем физиологическим условиям.
Воля в разбираемом возрасте еще относительно слаба, и оттого настойчивости в труде не может быть, и умственное утомление наступает легко, в особенности при работе монотонной и при занятиях, лишенных наглядности. Слабость воли в этом периоде выражается, между прочим, в том, что душевные волнения, например, робость, конфузливость, смех и слезы не всегда могут быть сдерживаемы и подавляемы.
Основные черты личности настолько выражены, что в некоторых случаях возможно определить характер.
Психическое состояние в этом возрасте таково, что самостоятельность и независимость действий невозможна, дети этого возраста произвольно и непроизвольно подчиняются другим.
В большинстве случаев, под конец описываемого периода, психическое состояние изменяется столь существенно, что в этих случаях надлежит допустить существование переходного периода или промежуточного.