Современные методы коррекции невротических расстройств у детей и подростков

Современная психотерапия – это комплексное лечебное воздействие на психику человека, а через неё на весь организм с целью устранения болезненных симптомов и изменения отношения к себе, своему состоянию и окружающей среде.

Психотерапию в качестве основного метода лечения неврозов можно определить как процесс направленного психологического воздействия на больного с целью восстановления нарушенных психических функций, их укрепления и развития.

Психотерапия – это личностно – ориентированный процесс взаимодействие врача и больного, направленный на восстановление и укрепление психического единства

личности больного и достижение у него приемлемого уровня социально-психологической адаптации.

Психотерапия условно подразделяется на семейную, индивидуальную и групповую, что составляет единый патогенетический комплекс, последовательность в котором определяется клиническими и личностными особенностями больных.

Семейная психотерапия рассматривается как метод восстановления функционального единства семьи посредством нормализации отношений и психического здоровья его членов. Оно состоит из этапов:

1) обследование семьи;

2) семейные обсуждения;

3) современная психотерапия больного и родителей.

Индивидуальная психотерапия – основные методики представлены в виде разъясняющей, рисуночной, игровой и гипносуггестивной психотерапии.

Задачи решаемые в процессе психотерапии:

1) Контакт с больным, его успокоение, создание доверия;

2) Уменьшение остроты личностной реакции на невротическое заболевание;

3) Эмоциональное отреагирование и снятие реакции страха;

4) Разрешение невротического конфликта;

5) Укрепление психофизиологических возможностей;

6) Устранение патологических стереотипов реагирования, в том числе защитного

типа поведения, принятие себя и других через сбалансированную и более зрелую систему оценок и суждений;

7) Обучение навыкам адаптивного взаимодействия.

Психотерапия изобразительного творчества

Рисунки как вид творчества являются преломлением в сознании ребёнка окружающей его действительности. Изобразительное искусство способно играть значительную роль в восстановлении душевного равновесия, способствуя освобождению подавленной эмоциональной и творческой энергии.

Игровая терапия

Основана на естественной потребности детей в игре, являющейся важнейшим условием правильного, гармоничного развития ребёнка. Игровая терапия подразумевает организацию игры как терапевтического процесса и требует эмоциональной вовлеченности врача, его гибкости и способности к игровому перевоплощению. Игровая терапия и внушение является основой психотерапии у детей, её движущей силой.

Внушение наяву

Внушение является традиционным средством воздействия при неврозах и составной частью любой методики психотерапии. Основная задача внушения состоит в изменении и устранении невротических реакций, возникающих под влиянием сверхсильных психогенных раздражителей. Полный эффект отмечается чаще у дошкольников, частичный в подростковом возрасте.

Показано при невротическом заикании, страхах, функциональных расстройствах тех или иных анализаторов, при тиках, нарушениях сна.

Гипнотерапия

Гипнотерапия осуществима у детей после 4 лет. В большинстве случаев гипнотерапия применяется после курса внушения наяву. В глубоком гипнозе создаются необходимые предпосылки для устранений фобий, навязчивых страхов. Гипноз создаёт благоприятные условия для тренировки некоторых функциональных систем организма. Гипнокатарсис – выявление в состоянии гипноза ранее испытанных и впоследствии амнезированных переживаний.

Групповая психотерапия

Завершает семейную и индивидуальную психотерапию, повышая их действенность в приближенных к реальности условиях общения со сверстниками. Цель групповой психотерапии состоит в восстановлении психического единства личности посредством нормализации её межличностных отношений. Процесс групп-

повой психотерапии складывается из взаимно перекрывающихся четырёх этапов:

— объединения детей в группу;

— рассказы;

— игры;

— обсуждения.

Таким образом. Семейная, индивидуальная и групповая психотерапия представ-

Ляет стадии единого, системно понимаемого психотерапевтического процесса, направленного на восстановление и укрепление психического единства личности посредством нормализации отношений в семье, разрешения внутреннего конфликта и налаживания отношений со сверстниками.

Наши рекомендации