Инструкторские удостоверения
Формы инструкторских удостоверений и их содержание даны в Приложении 9А-Б.
11. Примерные учебные планы и программы курса «Спортивный туризм» в системе подготовки кадров спортивного туризма в Российской Федерации
Введение
Курс «Спортивно-оздоровительный туризм» - это минимальный набор тем, позволяющий организациям, занимающимся развитием спортивного туризма, готовить квалифицированные кадры соответствующего уровня туристской подготовки для проведения спортивных походов, спортивных туров и других массовых спортивных туристских мероприятий.
Задачи курса - дать слушателям знания, умения и навыки, необходимые:
- для обеспечения безопасного проведения туристских мероприятий;
- для работы с группой в условиях природной среды на маршрутах различной категории сложности, с учетом возрастных, физических и других особенностей участников;
- для работы в учреждениях по подготовке кадров для СТ;
- для подготовки человека к выживанию в экстремальных условиях.
Примерный учебный план и примерная программа являются минимально необходимой базовой основой для разработки учебных планов и рабочих программ образовательных учреждений или организаций, проводящих подготовку кадров для спортивного туризма, и содержат следующие разделы:
- общая подготовка: дает понятие о роли, задачах, технологии и структуре функционирования спортивно-оздоровительного туризма в России, знакомит с основными нормативными документами по спортивному туризму;
- специальная подготовка: раскрывает вопросы организации, подготовки и проведения туристского путешествия (СП, СПТ и П), его тактико-технического обеспечения, безопасности на маршруте и действий в экстремальных ситуациях;
- учебно-воспитательная подготовка: знакомит с особенностями организации обучения и воспитания кадров для СТ, с учетом различного уровня подготовки слушателей;
- методическая подготовка: излагает методические основы проведения мероприятий по подготовке кадров для СТ; массовых туристских мероприятий;
- организация и проведение массовых туристско-спортивных мероприятий: знакомит с вопросами организации и проведения туристских вечеров, слётов, чемпионатов и туриад, основами соревнований по туристскому многоборью;
- организация и проведение спортивных туров (кроме гидов-проводников факультативно):обучает особенностям работы гидов-проводников, обслуживанию туристов на маршрутах и проведению спортивных туров; основам менеджмента и маркетинга;финансирование туристских мероприятий и организация платных услуг.
Курс рассчитан на пять уровней туристской подготовки:
- начальный (основы туризма): вне видовой, для подготовки участников и руководителей походов выходного дня (ПВД), инструкторов детско-юношеского туризма (подготовка проводится факультативно, в соответствии с положением об этой категории кадров), знакомит с основами туристских навыков.
- базовый (введение в вид): для подготовки участников и руководителей походов I-II к.с., организаторов спортивного туризма, гидов-проводников 1-2 категории;
- специализированный (совершенствование опыта) - для подготовки участников и руководителей походов III-IV к.с., гидов-проводников 3-4 категории и инструкторов (тренеров 2 категории) спортивного туризма;
- высший (спортивное мастерство): для подготовки участников и руководителей походов V-VI к.с., гидов-проводников спортивного туризма 5-6 категории и старших инструкторов (тренеров 1 категории) спортивного туризма;
- переподготовки (повышения квалификации): для повышение спортивного мастерства в СТ и поддержание спортивного уровня участников и руководителей СП. Проводится в форме укороченного учебно-методического семинара с учебно-тренировочным походом.
Задачей курса «Спортивный туризм» является подготовка следующих категорий кадров:
- организаторы спортивного туризма должны уметь планировать и организовывать работу туристских групп, кружков, объединений по интересам, туристских секций и клубов в коллективах физической культуры и в муниципальных образованиях, по месту жительства, проводить массовые ТСМ (походы), вести занятия в туристских секциях и кружках, координировать туристскую и краеведческую работу в образовательных учреждениях, молодежных, спортивных, патриотических и других клубах;
- участники СП - выпускники всех уровней подготовки кадров для спортивного туризма должны иметь объем знаний, умений и навыков, необходимый для обеспечения безопасного прохождения маршрута, категория сложности которого соответствует уровню их туристской подготовки;
- руководители спортивных походов должны уметь качественно выполнять функции руководителя спортивной группы в соответствии с «Правилами…» (спортивных походов);
- инструктора-проводники спортивных туров (соответствующего уровня) должны уметь качественно выполнять функции гида-проводника и ( или) руководителя в группах совершающих спортивные туры, а также функции руководителей спортивных походов; иметь необходимые знания и навыки оказания доврачебной медицинской помощи, владеть основами психологии малых групп, знать маршрут, на котором предстоит работать, владеть основами экскурсионной работы, и правилами проведения спортивных туров на территориях национальных парков и заповедников, знать нормативную базу спортивного туризма, иметь знания и навыки обслуживания туристов на маршрутах.
- инструктора (тренеры) спортивного туризма должны уметь организовывать и проводить учебные мероприятия по подготовке кадров для СТ, соответствующие уровню их подготовки; выполнять функции тренера, заместителя руководителя и или руководителя, готовить команды к УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПОХОД, спортивному походу или соревнованиям; иметь практический опыт по подготовке и руководству спортивными походами; инструкторы спортивного туризма всех трех категорий должны уметь качественно выполнять функции инструкторов-проводников, соответствующего уровня подготовки, знать нормативную базу спортивного туризма.
Методические указания
Учебная работа по каждому курсу проводится в форме лекций, бесед, семинарских и практических занятий в помещении и на местности, УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПОХОД, консультаций, самостоятельных и контрольных работ слушателей, при дистанционном обучении - общении по Интернету. В практические занятия включают специальную физическую подготовку, занятия по технике туризма и конкретного вида туризма, участие слушателей в слетах и соревнованиях по технике вида или ТСМ, судействе ТСМ, преодолении локальных (ЛП) и протяжённых (ПП) препятствий в 1-3 дневных походах, выполнение контрольных нормативов. Закрепление теоретических и практических навыков слушателей происходит во время УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПОХОД, сложность которого соответствует уровню подготовки. В зависимости от вида туризма и опыта слушателей, допускается перераспределение лекционных часов на: самостоятельное изучение отдельных тем, объединение или расширение отдельных тем занятий, а также увеличение общего количества часов.
В качестве самостоятельных работ рекомендуется давать слушателям следующие темы:
- на начальном уровне: описание маршрутов походов выходного дня, степенных и не категорированных, составление описаний туристских объектов и объектов туристского показа
(природных, исторических, архитектурных и т.д.), заполнение маршрутных листов с разработкой графика движения, составление календаря массовых мероприятий и смет к нему, расчет стоимости ПВД, степенных и не категорированных походов, разработка положения массового ТСМ и т.д. по темам курса.
-на базовом уровне: методические разработки по теме любого из занятий курса как лекционного, так и практического, включая УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПОХОД.
-на специализированном уровне: разработка методических пособий и рекомендаций, подготовка статей на туристские конференции, участие в специализированных форумах в Интернете и т.д.
-на высшем уровне: - проблемно-ориентированные работы по спортивно-оздоровительному туризму, обслуживанию на маршрутах, безопасности, участие в специализированных конференциях, форумах, подготовка публикаций по туристской тематике.
В общее число занятий входят часы на подготовку и проведение учебно-тренировочных походов. Окончательное количество часов выносимых на УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПОХОД определяется ТПС проводящей организацией и согласовывается МКК с учетом категории сложности маршрута, вида туризма и опыта слушателей.
Зачётные требования (в объеме пройденной программы) на заключительном этапе учебного мероприятия включают:
- устный (при дистанционном обучении в режиме IСQ, без времени на подготовку), экзамен по теоретической подготовке;
- зачет по практическим навыкам;
- зачет по общей физической подготовке, можно оценивать, ориентируясь на следующие нормативы из литературы, приведенные в таблице:
1.Федотов Ю.Н., Востоков И.Е. Спортивно-оздоровительный туризм. М., 2002 г.
2.Варламов В.Г. Физическая подготовка туристов-пешеходников. ЦРИБ «Турист», М, 1979 г.
3.Школа альпинизма: Начальная подготовка. Учеб. издание/ Сост. Захаров П.П., Степаненко Т.В. М., Физкультура и спорт, 1989 г.
№ п/п | Упражнения | Мужчины | Женщины | ||||||
ну* | бу | су | ву | ну* | бу | су | ву | ||
* - для участников некатегорированных маршрутов достаточно иметь медицинскую справку об отсутствии медицинских противопоказаний к занятиям туризмом. | |||||||||
Подтягивание на перекладине (количество раз) | |||||||||
Прыжок в длину с места (см) | |||||||||
Приседание на одной ноге - «пистолетик» (количество раз, в сумме двух ног) ] | |||||||||
| Бег 1000 метров (сек) | 3:45 | 3:37 | 3:20 | 3:05 | 5:00 | 4:50 | 4:20 | 4:00 |
Участие в туристских походах с проверкой туристских навыков с ночевкой (км ) | 2х30 | 2х30 | 2х30 | 2х30 |
- зачёт по методической разработке.
Желательно, чтобы слушатели, после обучения, стажировки и практики проведения спортивного похода (спортивного тура) на соответствующем уровне, выполняли следующие разрядные требования по СТ:
- начальный уровень - Ш спортивный разряд;
- базовый уровень - П спортивный разряд;
- специализированный уровень -1 спортивный разряд;
- высший уровень - кандидат в мастера спорта.
Работа по подготовке туристских кадров, стажировке и практике засчитывается как педагогическая. Работа инструктором-проводником на СПТ зачитывается в общий стаж работы.
По обучению навыкам доврачебной помощи.Обращаем Ваше внимание на требования при оказании первой помощи пострадавшему, так в приказе Минздрава Приказ № 477н от 04.05.2012г. Говорится, что:
«В соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 48, ст. 6724) (далее - Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ) первая помощь до оказания медицинской помощи оказывается гражданампри несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью,лицами, обязанными оказывать первую помощьв соответствии с федеральным законом или со специальным правилом и имеющими соответствующую подготовку, в том числе сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудниками, военнослужащими и работниками Государственной противопожарной службы, спасателями аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб. В соответствии с частью 4 статьи 31 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ водители транспортных средств и другие лица вправе оказывать
первую помощь при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков».
Все мероприятия по применению фармакологи относятся уже к действиям человека с образование не ниже фельдшерского (образование медсестры позволяет только применять фармакологию которую назначил врач или фельдшер).
В связи с этим в руководящих документах, что бы быть чистым перед законом мы должны остаться в рамках первой помощи.
Острые состояния
Алгоритм оказания первой помощи
Оценка угрозы спасателю.
Оценка угроз жизни пострадавшего.
Экстренная эвакуация.
Признаки жизни.
Проведение СЛР и восстановительное положение.
Асфиксия. ПП. Утопление частный случай асфиксии. (Песни про бледного и серого утонувшего с точки зрения современной первой помощи - бред).
Судорожные приступы ПП.
Кровотечения. С точки зрения современной ПП не различают артериального или венозного кровотечения. (генезис не интересен, да и на практике вены идут совсем рядом с артериями и чаще всего при реальных травмах кровотечения смешанные). Различают кровотечения угрожающие жизни и не угрожающие. Современный взгляд на жгут признаёт эту манипуляцию крайне травмоопасной. И регламентирует её применение только обширными повреждениями кровеносных сосудов (например конечность пожевала бойцовая собака), открытый перелом с сильным кровотечением, травматическая ампутация, и синдром длительного сдавливания. Жгут накладывают на 15 мин, затем ослабляют на 2-3 минуты. Про этом, пытаются остановить кровотечение давящей повязкой.