Как выявить, есть ли у ребенка склонность к суициду: пошаговая инструкция
Как выявить, есть ли у ребенка склонность к суициду: пошаговая инструкция
Ольга Ткачева
зам. директора, руководитель экстренной социально-психологической службы, педагог-психолог МБУ «Центр психолого- педагогической, медицинской и социальной помощи», г. Пермь
Чтобы определить, кто из школьников близок к суициду, одного наблюдения за ними недостаточно. Проведите совместно с классными руководителями диагностику учащихся 5-11-х классов. Какие методики включить в диагностику, что такое "Карта педагогического наблюдения" и кого в итоге отнести к группе риска, читайте в статье.
Суицидальное поведение — это сложная биопсихосоциальная проблема, решить которую можно в сотрудничестве с педагогами и родителями. Если в школе создана единая политика борьбы с суицидом, то есть шанс уберечь от необратимых поступков каждого ученика. При профилактике детских самоубийств важно своевременно выявить учащихся с неустойчивым нервно-психологическим состоянием и трудностями социально-психологической адаптации, а также разработать для них программу коррекции.
Выявите учащихся с риском суицидального поведения совместно с социальным педагогом и классным руководителем с помощью пошаговой инструкции.
Пошаговая инструкция выявления учащихся с риском суицидального поведения
Шаг 1. Проведите общую диагностику учащихся 5-11-х классов
Психологическое тестирование
Чтобы выявить детей с неустойчивым нервно-психическим состоянием и трудностями социально-психологической адаптации, предложите учащимся 5-11-х классов поучаствовать в психологическом тестировании.
Учащиеся 5-х классовпроходят опросник «Индекс общего (хорошего) самочувствия (ВОЗ)»; методику диагностики уровня школьной тревожности Филлипса.
Учащиеся 6-х классовотвечают на вопросы теста-опросника А.В. Зверькова, Е.В. Эйдмана «Исследование волевой саморегуляции» и опросника детской депрессии М. Ковач.
Учащиеся 7-х классовпроходят тест-опросник А.В. Зверькова, Е.В. Эйдмана «Исследование волевой саморегуляции», опросник детской депрессии М. Ковач, «Тест на иррациональные установки»
А. Эллис.
Учащиеся 8-х классоввыполняют задания «Теста на иррациональные установки» А. Эллис, Методики определения суицидальной направленности, теста-опросника А.В. Зверькова,
Е.В. Эйдмана «Исследование волевой саморегуляции».
Учащиеся 9-11-х классовзаполняют бланки ответов Методики определения суицидальной направленности и проходят «Тест на иррациональные установки» А. Эллис, «Жизнестойкость»
С. Мади.
Педагогическое наблюдение
СКАЧАТЬ
Карту педагогического наблюдения
Раздайте классным руководителям Карты педагогического наблюдения за эмоциональным состоянием учащихся класса. Классный руководитель наблюдает за поведением и эмоциональными реакциями учащихся класса по заданным критериям. Критерии наблюдения объединены в четыре группы индикаторов: межличностные отношения, учебная деятельность, поведение, семейная ситуация.
Один-два раза в месяц в указанные даты классный руководитель фиксирует результаты в электронной таблице: ставит 1 балл — если признак присутствует, 0 баллов — если отсутствует. Компьютерная обработка помогает обобщить данные по одному ребенку и по всему классу.
Приложение
Методика определения суицидальной направленности (личностный опросник ИСН)
Цель:выявить депрессивное и невротическое состояние, уровень общительности.
Инструкция. Напротив утверждения, с которым вы согласны, поставьте «плюс», с которым не согласны – «минус».
Утверждения
1. Я внимательно прослушал инструкцию и готов откровенно ответить на все вопросы.
2. Я часто легко отвлекаюсь от дела, становлюсь рассеянным и мечтательным.
3. Я устаю быстрее, чем большинство окружающих меня людей.
4. Иногда я могу похвастаться.
5. У меня часто бывает веселое настроение.
6. Меня часто одолевают грустные мысли.
7. Я люблю общение с людьми.
8. Нередко чувствую, что у меня немеют или холодеют руки и ноги.
9. Я быстро забываю об огорчениях.
10. Иногда ощущаю стук в висках и пульсацию в области шеи.
11. Я люблю развлекаться в веселой компании.
12. В моей семье есть нервные люди.
13. Бывает, что я с уверенностью говорю о вещах, в которых слабо разбираюсь.
14. Временами чувствую себя беспомощным.
15. У меня много хороших знакомых.
16. У меня часто болит голова.
17. Я почти всегда подвижен и активен.
18. Если я сидел, а потом резко встал, то у меня темнеет в глазах и кружится голова.
19. Иногда я ссылаюсь на болезнь, чтобы избежать неприятностей.
20. Бывает, что я проявляю интерес к запретным темам.
21. У меня часто бывают приступы плохого настроения.
22. Мои друзья поражаются моей работоспособности и неутомимости.
23. Я человек чувствительный и возбудимый.
24. Все проблемы в жизни разрешимы.
25. У меня бывают приступы дрожи.
26. Я люблю рассказывать анекдоты и веселые истории.
27. Временами мне хочется навсегда уйти из дома.
28. Я часто волнуюсь из-за пустяков.
29. В свое оправдание я иногда кое-что выдумываю.
30. Иногда вдруг весь покрываюсь потом.
31. Бывает, что я не выполняю своих обещаний.
32. Порой мне кажется, что я не на что не гожусь.
33. Не все мои знакомые мне нравятся.
34. Часто у меня нет аппетита.
35. Легко могу развеселить самую скучную компанию.
36. Привычки некоторых членов семьи меня раздражают.
37. Я легко нахожу тему для разговора даже с незнакомым человеком.
38. Мне кажется, что я постоянно нахожусь в каком-то напряжении и мне трудно расслабиться.
39. Часто мне не хочется жить.
40. Меня считают человеком веселым и общительным.
41. Я все принимаю близко к сердцу.
42. У меня часто возникают боли «под ложечкой» и неприятные ощущения в животе.
43. Я всегда готов поговорить и со знакомыми, и с незнакомыми.
44. Если я чем-то сильно взволнован или раздражен, то чувствую это как бы всем телом.
45. Я много мечтаю, но никому об этом не говорю.
46. Иногда я полон энергии так, что все горит в моих руках, а иногда – совсем вялый.
47. Я не всегда говорю правду.
48. На спор я могу сделать все, что угодно.
49. Я так остро переживаю неприятности, что долго не могу выкинуть из головы мысли об этом.
50. Я часто чувствую себя вялым и усталым.
51. Я люблю подшучивать над другими.
52. Критика и замечания всегда очень задевают меня.
53. Мне часто снятся кошмары.
54. Я способен дать волю чувствам и повеселиться в компании.
55. Иногда без видимой причины чувствую себя вялым и подавленным.
56. У меня часто бывает бессонница.
57. Иногда я передаю слухи и сплетни.
58. Я ко всему отношусь достаточно легко.
59. Почти ежедневно думаю о том, насколько бы я лучше жил, если бы меня не преследовали неудачи.
60. Я – уверенный в себе человек.
61. Меня часто беспокоит чувство вины.
62. Я хожу быстро.
63. Нередко бывают ситуации, когда легко потерять надежду на успех.
64. Часто мне не спится из-за того, что в голову лезут разные мысли.
65. Мне кажется, что другие часто смеются надо мной.
66. Я – человек беспечный.
67. Иногда у меня бывают такие мысли, которых нужно стыдиться.
68. У меня часто бывает сильное сердцебиение.
69. Даже среди людей я чувствую себя одиноким.
70. Иногда я много говорю и мне трудно остановиться.
СКАЧАТЬ
бланк ответов • ключ подсчета баллов по шкалам
71. Я постоянно нуждаюсь в друзьях, которые меня понимают, могут ободрить, утешить.
72. Иногда я отказываюсь от начатого дела, так как не верю в свои силы.
73. У меня бывают периоды, когда меня сильно раздражают яркий свет, яркие краски, сильный шум, хотя на других людей это так не действует.
74. У меня есть плохие привычки.
Вернуться в текст
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы
(сервис доступен на сайте e.psihologsh.ru)
Как выявить, есть ли у ребенка склонность к суициду: пошаговая инструкция
Ольга Ткачева
зам. директора, руководитель экстренной социально-психологической службы, педагог-психолог МБУ «Центр психолого- педагогической, медицинской и социальной помощи», г. Пермь
Чтобы определить, кто из школьников близок к суициду, одного наблюдения за ними недостаточно. Проведите совместно с классными руководителями диагностику учащихся 5-11-х классов. Какие методики включить в диагностику, что такое "Карта педагогического наблюдения" и кого в итоге отнести к группе риска, читайте в статье.
Суицидальное поведение — это сложная биопсихосоциальная проблема, решить которую можно в сотрудничестве с педагогами и родителями. Если в школе создана единая политика борьбы с суицидом, то есть шанс уберечь от необратимых поступков каждого ученика. При профилактике детских самоубийств важно своевременно выявить учащихся с неустойчивым нервно-психологическим состоянием и трудностями социально-психологической адаптации, а также разработать для них программу коррекции.
Выявите учащихся с риском суицидального поведения совместно с социальным педагогом и классным руководителем с помощью пошаговой инструкции.
Пошаговая инструкция выявления учащихся с риском суицидального поведения