Как выявить, есть ли у ребенка склонность к суициду: пошаговая инструкция

Как выявить, есть ли у ребенка склонность к суициду: пошаговая инструкция

Ольга Ткачева
зам. директора, руководитель экстренной социально-психологической службы, педагог-психолог МБУ «Центр психолого- педагогической, медицинской и социальной помощи», г. Пермь

Чтобы определить, кто из школьников близок к суициду, одного наблюдения за ними недостаточно. Проведите совместно с классными руководителями диагностику учащихся 5-11-х классов. Какие методики включить в диагностику, что такое "Карта педагогического наблюдения" и кого в итоге отнести к группе риска, читайте в статье.

Как выявить, есть ли у ребенка склонность к суициду: пошаговая инструкция - student2.ru

Суицидальное поведение — это сложная биопсихосоциальная проблема, решить которую можно в сотрудничестве с педагогами и родителями. Если в школе создана единая политика борьбы с суицидом, то есть шанс уберечь от необратимых поступков каждого ученика. При профилактике детских самоубийств важно своевременно выявить учащихся с неустойчивым нервно-психологическим состоянием и трудностями социально-психологической адаптации, а также разработать для них программу коррекции.

Выявите учащихся с риском суицидального поведения совместно с социальным педагогом и классным руководителем с помощью пошаговой инструкции.

Как выявить, есть ли у ребенка склонность к суициду: пошаговая инструкция - student2.ru Пошаговая инструкция выявления учащихся с риском суицидального поведения

Шаг 1. Проведите общую диагностику учащихся 5-11-х классов

Психологическое тестирование

Чтобы выявить детей с неустойчивым нервно-психическим состоянием и трудностями социально-психологической адаптации, предложите учащимся 5-11-х классов поучаствовать в психологическом тестировании.

Учащиеся 5-х классовпроходят опросник «Индекс общего (хорошего) самочувствия (ВОЗ)»; методику диагностики уровня школьной тревожности Филлипса.

Учащиеся 6-х классовотвечают на вопросы теста-опросника А.В. Зверькова, Е.В. Эйдмана «Исследование волевой саморегуляции» и опросника детской депрессии М. Ковач.

Учащиеся 7-х классовпроходят тест-опросник А.В. Зверькова, Е.В. Эйдмана «Исследование волевой саморегуляции», опросник детской депрессии М. Ковач, «Тест на иррациональные установки»
А. Эллис.

Учащиеся 8-х классоввыполняют задания «Теста на иррациональные установки» А. Эллис, Методики определения суицидальной направленности, теста-опросника А.В. Зверькова,
Е.В. Эйдмана «Исследование волевой саморегуляции».

Учащиеся 9-11-х классовзаполняют бланки ответов Методики определения суицидальной направленности и проходят «Тест на иррациональные установки» А. Эллис, «Жизнестойкость»
С. Мади.

Педагогическое наблюдение

Как выявить, есть ли у ребенка склонность к суициду: пошаговая инструкция - student2.ru СКАЧАТЬ
Карту педагогического наблюдения

Раздайте классным руководителям Карты педагогического наблюдения за эмоциональным состоянием учащихся класса. Классный руководитель наблюдает за поведением и эмоциональными реакциями учащихся класса по заданным критериям. Критерии наблюдения объединены в четыре группы индикаторов: межличностные отношения, учебная деятельность, поведение, семейная ситуация.

Один-два раза в месяц в указанные даты классный руководитель фиксирует результаты в электронной таблице: ставит 1 балл — если признак присутствует, 0 баллов — если отсутствует. Компьютерная обработка помогает обобщить данные по одному ребенку и по всему классу.

Как выявить, есть ли у ребенка склонность к суициду: пошаговая инструкция - student2.ru

Приложение

Методика определения суицидальной направленности (личностный опросник ИСН)

Цель:выявить депрессивное и невротическое состояние, уровень общительности.

Инструкция. Напротив утверждения, с которым вы согласны, поставьте «плюс», с которым не согласны – «минус».

Утверждения

1. Я внимательно прослушал инструкцию и готов откровенно ответить на все вопросы.

2. Я часто легко отвлекаюсь от дела, становлюсь рассеянным и мечтательным.

3. Я устаю быстрее, чем большинство окружающих меня людей.

4. Иногда я могу похвастаться.

5. У меня часто бывает веселое настроение.

6. Меня часто одолевают грустные мысли.

7. Я люблю общение с людьми.

8. Нередко чувствую, что у меня немеют или холодеют руки и ноги.

9. Я быстро забываю об огорчениях.

10. Иногда ощущаю стук в висках и пульсацию в области шеи.

11. Я люблю развлекаться в веселой компании.

12. В моей семье есть нервные люди.

13. Бывает, что я с уверенностью говорю о вещах, в которых слабо разбираюсь.

14. Временами чувствую себя беспомощным.

15. У меня много хороших знакомых.

16. У меня часто болит голова.

17. Я почти всегда подвижен и активен.

18. Если я сидел, а потом резко встал, то у меня темнеет в глазах и кружится голова.

19. Иногда я ссылаюсь на болезнь, чтобы избежать неприятностей.

20. Бывает, что я проявляю интерес к запретным темам.

21. У меня часто бывают приступы плохого настроения.

22. Мои друзья поражаются моей работоспособности и неутомимости.

23. Я человек чувствительный и возбудимый.

24. Все проблемы в жизни разрешимы.

25. У меня бывают приступы дрожи.

26. Я люблю рассказывать анекдоты и веселые истории.

27. Временами мне хочется навсегда уйти из дома.

28. Я часто волнуюсь из-за пустяков.

29. В свое оправдание я иногда кое-что выдумываю.

30. Иногда вдруг весь покрываюсь потом.

31. Бывает, что я не выполняю своих обещаний.

32. Порой мне кажется, что я не на что не гожусь.

33. Не все мои знакомые мне нравятся.

34. Часто у меня нет аппетита.

35. Легко могу развеселить самую скучную компанию.

36. Привычки некоторых членов семьи меня раздражают.

37. Я легко нахожу тему для разговора даже с незнакомым человеком.

38. Мне кажется, что я постоянно нахожусь в каком-то напряжении и мне трудно расслабиться.

39. Часто мне не хочется жить.

40. Меня считают человеком веселым и общительным.

41. Я все принимаю близко к сердцу.

42. У меня часто возникают боли «под ложечкой» и неприятные ощущения в животе.

43. Я всегда готов поговорить и со знакомыми, и с незнакомыми.

44. Если я чем-то сильно взволнован или раздражен, то чувствую это как бы всем телом.

45. Я много мечтаю, но никому об этом не говорю.

46. Иногда я полон энергии так, что все горит в моих руках, а иногда – совсем вялый.

47. Я не всегда говорю правду.

48. На спор я могу сделать все, что угодно.

49. Я так остро переживаю неприятности, что долго не могу выкинуть из головы мысли об этом.

50. Я часто чувствую себя вялым и усталым.

51. Я люблю подшучивать над другими.

52. Критика и замечания всегда очень задевают меня.

53. Мне часто снятся кошмары.

54. Я способен дать волю чувствам и повеселиться в компании.

55. Иногда без видимой причины чувствую себя вялым и подавленным.

56. У меня часто бывает бессонница.

57. Иногда я передаю слухи и сплетни.

58. Я ко всему отношусь достаточно легко.

59. Почти ежедневно думаю о том, насколько бы я лучше жил, если бы меня не преследовали неудачи.

60. Я – уверенный в себе человек.

61. Меня часто беспокоит чувство вины.

62. Я хожу быстро.

63. Нередко бывают ситуации, когда легко потерять надежду на успех.

64. Часто мне не спится из-за того, что в голову лезут разные мысли.

65. Мне кажется, что другие часто смеются надо мной.

66. Я – человек беспечный.

67. Иногда у меня бывают такие мысли, которых нужно стыдиться.

68. У меня часто бывает сильное сердцебиение.

69. Даже среди людей я чувствую себя одиноким.

70. Иногда я много говорю и мне трудно остановиться.

Как выявить, есть ли у ребенка склонность к суициду: пошаговая инструкция - student2.ru СКАЧАТЬ
бланк ответовключ подсчета баллов по шкалам

71. Я постоянно нуждаюсь в друзьях, которые меня понимают, могут ободрить, утешить.

72. Иногда я отказываюсь от начатого дела, так как не верю в свои силы.

73. У меня бывают периоды, когда меня сильно раздражают яркий свет, яркие краски, сильный шум, хотя на других людей это так не действует.

74. У меня есть плохие привычки.

Вернуться в текст

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы
(сервис доступен на сайте e.psihologsh.ru)

Как выявить, есть ли у ребенка склонность к суициду: пошаговая инструкция

Ольга Ткачева
зам. директора, руководитель экстренной социально-психологической службы, педагог-психолог МБУ «Центр психолого- педагогической, медицинской и социальной помощи», г. Пермь

Чтобы определить, кто из школьников близок к суициду, одного наблюдения за ними недостаточно. Проведите совместно с классными руководителями диагностику учащихся 5-11-х классов. Какие методики включить в диагностику, что такое "Карта педагогического наблюдения" и кого в итоге отнести к группе риска, читайте в статье.

Как выявить, есть ли у ребенка склонность к суициду: пошаговая инструкция - student2.ru

Суицидальное поведение — это сложная биопсихосоциальная проблема, решить которую можно в сотрудничестве с педагогами и родителями. Если в школе создана единая политика борьбы с суицидом, то есть шанс уберечь от необратимых поступков каждого ученика. При профилактике детских самоубийств важно своевременно выявить учащихся с неустойчивым нервно-психологическим состоянием и трудностями социально-психологической адаптации, а также разработать для них программу коррекции.

Выявите учащихся с риском суицидального поведения совместно с социальным педагогом и классным руководителем с помощью пошаговой инструкции.

Как выявить, есть ли у ребенка склонность к суициду: пошаговая инструкция - student2.ru Пошаговая инструкция выявления учащихся с риском суицидального поведения

Наши рекомендации