Почему нас так волнует профессиональный стресс?
Одна из причин, по которой мы уделяем столько внимания профессиональному стрессу, состоит в пробуждении интереса к заботе о благосостоянии работника. Не верите? Ладно, а как насчет того, что стресс на работе выливается в убытки, равные миллионам долларов? Это звучит более убедительно, не правда ли?
Международная организация труда (International Labor Organization) оценила убытки в результате стресса в двести биллионов долларов ежегодно [3]. Сюда входит оплата больничных, стоимость госпитализаций и амбулаторное лечение, а также издержки из-за снижения производительности труда. Выросли также затраты на профессиональное усовершенствование.
Работники обучаются в течение долгого времени, на это уходит много денег, и стресс на работе может сломать их. Они могут принимать плохие решения, прогуливать работу, начать злоупотреблять алкоголем и наркотиками или просто умереть — и тогда на их места приходят другие работники, которых также необходимо обучать. Все это выливается в дополнительные затраты.
. Например, в отчете о несанкционированных прогулах за 1999 год отмечено, что прогулы из-за стресса увеличились в три раза в период с 1995 (6%) по 1999 год (19%) [4, 5]. К тому же отсутствие на работе, приписываемое «правовому
менталитету» (работники говорят, что они больны, но на самом деле это не так, им просто необходимо время побыть вне работы), возросло с 9 до 19%. Только в период с 1995 по 1996 год наблюдалось стопроцентное увеличение прогулов по причинам психического нездоровья [6]. В 1999 году более чем в трех четвертях случаео работники сказывались «больными», когда таковыми не были.
Уровень стресса постоянно растет. В 1983 году 55% людей еженедельно сталкивались со стрессом [7]. В 1992 году уже каждый третий испытывал стресс ежедневно или несколько раз в неделю, что на 20% больше, чем десять лет назад [8]. Позже, в 1996 году уже 75% людей ежедневно испытывали стресс [9]. Из всего стресса, которому подвергаются американцы, по результатам исследования 78% жалоб на стресс из-за работы, и только 35% получают удовольствие и удовлетворение от собственной работы, а у половины обследованных за последние десять лет уровень стресса значительно возрос [10, 11]. Признавая тот факт, что профессиональный стресс свойствен не только американцам, Всемирная Организация Здравоохранения называет его «болезнью двадцать первого века», потому что этот вид стресса встречается в любой профессии мира и принял размеры «глобальной эпидемии» [12].
Такой ужасающий рост профессионального стресса спровоцирован разными факторами, не последним из которых является технический прогресс. Хотя американцам и нравится то, что они везде достижимы для всех — у них есть сотовые телефоны, телефоны в машинах, факсы, лаптопы и переносные компьютеры, электронные адреса и пейджеры, сам факт того, что они «всегда на телефоне», является сильным стрессором. Размеры этой проблемы стали очевидны после исследования Гэллапа, согласно которому работники в среднем получают 190 посланий в день: по телефону, электронной почте, голосовой почте, обыкновенной почте, факсу, кроме того, есть еще и записки, послания на автоответчик, пейджер, сотовый телефон и т. д. [13].
Эти последствия стресса, связанного с работой, привлекли к бизнесу большое внимание. Например, компании предлагают своим работникам гибкий график, позволяющий им самим составлять свое расписание, учитывая приоритеты и стиль жизни. Это помогает при наборе сотрудников, так как 80% молодых людей в возрасте от 20 до 39 лет говорят, что гибкий график позволяет им больше времени проводить с семьей, что гораздо важнее работы и высокого заработка [14].
К тому же все больше и больше компаний предлагают программы по уходу за детьми, чтобы снизить стресс, связанный с длительным отсутствием родительского надзора за детьми по причине работы. Одной из таких организаций является Chase Manhattan Bank. Работники этого банка могут обеспечить двадцать дней бесплатного присмотра за ребенком в год. Анализ показал, что это сэкономило банку 825 000 долларов в 1996 году [15]. Настоящая экономия стала возможной по причине того, что родителям не приходилось пропускать работу из-за необходимости беспокоиться о состоянии ребенка в рабочее время. Это позволяло им лучше сконцентрироваться на задании; они также стали меньше болеть из-за снижения стресса, вызванного беспокойством за благополучие ребенка. Другими примерами таких организаций могут быть Hewlett-Packard в Санта-Розе, штат Калифорния, и Target в Миннеаполисе. Большинство подобных школ — это местные школы с учителями, пособиями и расписанием, связанные с компанией, которая арендует землю, строит школы, поддерживает их и оплачивает расходы.
Американская группа поддержки банков (American Bankers Insurance Group) открыла свою школу в Майами в 1987 году. Компании это обошлось в 140 000 долларов. Однако говорят, что компания экономит 475 000 долларов в год, потому что значительно снижается количество прогулов и текучесть рабочей силы. Для родителей, чьи дети посещали эти школы, оборот денег составил 6%, а для всей компании - 13,3% [16].
Есть и другие мероприятия, позволяющие работникам снизить уровень профессионального стресса. Например, в некоторых компаниях предлагается бесплатный массаж на рабочем месте, разделение труда для снижения нагрузки, бесплатная мобильная связь несколько дней в неделю в часы пик. Уникальный подход используется на Техасском заводе в Далласе. Техасский завод предлагает услуги консьержей, чтобы устраивать дни рождения для детей. Работники опла-чииают вечеринку, но услуги консьержей оплачивает завод. Около 1500 работников воспользовались услугами в течение первого месяца после их появления [17]. Теперь такая программа существует на многих других больших предприятиях.
Дж. С. Пеннейс Плано (J. С. Penney's Piano), штат Техас, дает работникам с собой готовую еду, чтобы им не приходилось готовить дома после работы. Другие организации обеспечивают своим сотрудникам скидки на оборудование для домашнего компьютера или программы по уходу за родителями, бабушками и дедушками, за которых отвечают работники. Также образовалась ассоциация из двадцати двух крупнейших корпораций в Америке — включая IBM, Lucent technologies, Xerox, AT&T, Hewlett-Packard, Deloitte и Mobil где предлагается уход за детьми и стариками в семьях сотрудников [18].
Другая причина, по которой бизнесменов стало интересовать самочувствие их работников, заключается в том, что они сами несут ответствен fiость за здоровье подчиненных, ухудшающееся по причине профессионального стресса. Например, законы, относящиеся к компенсациям для штатного работника, постоянно вносят свою лепту в нарастание стресса на работе, уменьшая компенсации. Более того, наблюдалось резкое снижение компенсации, которое было причиной эмоциональных и физических проблем работников.