Как духовность и религиозность влияют на здоровье
Хотя никто еще точно не знает механизма влияния духовности на здоровье, существует несколько теорий.
Теория контроля
Исследователи давно заметили, что тот, кто чувствует свою способность хоть немного контролировать свою жизнь, значительно здоровее того, кто этого не чувствует. Существует два уровня развития чувства контроля: первичный контроль и вторичный контроль. Первичный контроль (точно так же, как и копинг, ориентированный на проблему) — это попытка изменить ситуацию, тогда как вторичный контроль — это попытка контролировать себя. Вторичный контроль эффективен в более сложных ситуациях [21].
Религия и духовность — способы первичного и вторичного контроля. Например, молитва о защите (просьба о вмешательстве высших сил) — это способ первичного контроля. С другой стороны, рефрейминг ситуации и рассмотрение ее как стечения обстоятельств или воли сил природы — это вторичный контроль. Другой способ вторичного контроля, снижающий степень эмоционального реагирования, включает в себя «медитацию, созерцающую молитву, ритуалы или чтение писаний» [22]. Один из исследователей обнаружил, что молитва и направленная медитация эффективнее снижают уровень озлобленности и тревожности, чем прогрессивная релаксация [23].
Паргамент [24, 25] и его коллеги ввели дихотомию религиозных механизмов усиления контроля как механизма копинга.
• Самопаправлеиие; человек понимает, что только он (она) сам(а) отвечает за происходящие в его жизни события, хотя Бог дал все необходимое для успешной жизни.
• Сотрудничество: человек «работает» вместе с Богом или силами природы, это позволяет ему контролировать ситуацию.
• Поклонение: все зависит от Бога или сил природы; в решении проблем человек полагается на внешние силы.
• Мольба: человек умоляет Бога и/или высшие силы вмешаться и разрешить ситуацию.
Ученые также обнаружили, что самонаправление и сотрудничество ведут к психическому здоровью и к психологической компетентности, тогда как поклонение свидетельствует о низком уровне саморазвития [26]. Однако другие исследователи утверждают, что сотрудничество и поклонение более полезны для здоровья в тех случаях, когда человек действительно обладает небольшими возможностями влиять на ситуацию (например, перед тяжелой операцией) [27]. В таких случаях можно говорить о вторичном контроле в виде поклонения или сотрудничества.
Социальная поддержка в духовных или религиозных общинах может быть разной - финансовой, эмоциональной, иногда - это проста совет в трудную минуту
Теория социальной поддержки
Некоторые исследователи трактуют значение духовности и религии в социальном контексте. Принадлежность к церкви, синагоге или другой духовной общине позволяет человеку войти в глубокий, очень интимный контакт с теми, кто разделяет его убеждения. Только само чувство принадлежности может снизить степень озлобленности и тревожности, оказывая, таким образом, позитивное воздействие на здоровье. К тому же принадлежность к церкви или какой-либо религиозной общине способствует появлению близких людей, которые обеспечивают социальную поддержку, столь необходимую для поддержания здоровья и благосостояния. Единомышленники оказывают эмоциональную и финансовую поддержку в трудные времена, а также могут дать совет, который поможет пережить временные неприятности. Мы знаем, что социальная поддержка — эффективный способ Управления стрессом или профилактики заболеваний, вызванных стрессом. Поэтому неудивительно, что религиозность и духовность, обеспечивающие социальную поддержку, имеют большое влияние на здоровье человека.
Теория плацебо
Некоторые ученые оспаривают факт влияния духовности и религиозности на здоровье. Они считают, что здесь действует эффект плацебо, распространенный во многих сферах жизнедеятельности. Когда люди верят, что им что-либо поможет, у них нередко действительно наступают улучшения. Именно поэтому исследователи скрывают от испытуемых, кто из них подвергается исследованию, а кто
находится в контрольной группе. По возможности эта информация скрывается даже от тех, кто обрабатывает данные. Ситуация, при которой ни испытуемые, ни экспериментаторы не знают, кто подвергается эксперименту; называется двойным слепым экспериментом.
Истинность результатов двойного слепого эксперимента по-прежнему продолжает оспариваться. Пока люди здоровы и занимаются укреплением здоровья, неизвестно, что действует — сама профилактика болезней или их убежденность в ее пользе? Если религиозная и духовная деятельность улучшают состояние здоровья, необходимо знать, происходит ли это с помощью каких-то неизвестных метафизических механизмов или действует эффект плацебо.
Противники такой аргументации предлагают оценивать эффективность лечения перед его применением. Однако если молитва о защите помогает укрепить здоровье, то как мы можем найти этому подтверждение. Действует ли здесь сила веры молящегося? А может, все дело в природе молитвы? Может, здесь вступают в игру высшие силы? Если ответить на эти вопросы, станет возможно широкое применение эффекта плацебо при лечении различных болезней.
С какой точкой зрения вы больше всего согласны?
Прощение и здоровье
Представьте на мгновение, что некто поступил с вами так, что вы никогда не сможете его простить. Может, кто-нибудь обманул вас, уволил с любимой работы или причинил вред члену вашей семьи. Вероятно, вас приводит в ярость одна лишь мысль об этом человеке, и это вполне естественно. Неспособность прощать провоцирует гнев и ярость. Однако мы знаем, что ярость может запустить стрессовую реакцию со всеми вытекающими последствиями. То есть неспособность прощать плохо влияет на здоровье.
Простим себя и других
1. Перечислите трех человек, которых вам трудно простить:
А.___________________________________________________________________________
Б.___________________________________________________________________________
В.___________________________________________________________________________
2. Определите три негативных последствия этой неспособности простить для вас:
А.___________________________________________________________________________
Б.___________________________________________________________________________
В.___________________________________________________________________________
3. Возьмите одного или более из перечисленных выше человек и напишите, что вам нужно, чтобы простить его (их). Определите сроки, в которые вы должны простить этого человека:
А.___________________________________________________________________________
Б.___________________________________________________________________________
В._______________________________________________________
А теперь представьте, что такое отношение направлено на некое Высшее Существо или Господа Бога! Кто готов пойти на такое? Люди, в жизни которых произошла трагедия (смерть ребенка или заражение неизлечимой болезнью), могут приписать ответственность за это Богу или Высшему Существу и в результате, никогда не простить его. Конечно, человека, который умер, не вернешь, а потому неспособность простить может вызвать хронический стресс и затем болезнь. К такому выводу пришли ученые. Например, при изучении студентов колледжа выяснилось, что неспособность простить Бога коррелирует с депрессией и тревожностью [28]. Однако ученые также подтвердили и обратный эффект. Когда люди прощают Бога, их здоровье улучшается [29, 30].
Если экстраполировать это на другие отношения, то станет ясно, что способность прощать повышает удовлетворенность от супружества [31], семейной жизни [32], укрепляет психическое здоровье [33]. Более того, способность прощать напрямую влияет на улучшение самочувствия в целом (например, в результате повышения самооценки снижается степень тревожности и депрессивности) [34].
Таким образом прощение, в духовном понимании, влияет на вашу способность управлять стрессом и поддерживать психическое здоровье. Именно для этого в данный раздел включен блок «Простим себя и других».