Как духовность и религиозность влияют на здоровье

Хотя никто еще точно не знает механизма влияния духовности на здоровье, су­ществует несколько теорий.

Теория контроля

Исследователи давно заметили, что тот, кто чувствует свою способность хоть не­много контролировать свою жизнь, значительно здоровее того, кто этого не чув­ствует. Существует два уровня развития чувства контроля: первичный контроль и вторичный контроль. Первичный контроль (точно так же, как и копинг, ориен­тированный на проблему) — это попытка изменить ситуацию, тогда как вторич­ный контроль — это попытка контролировать себя. Вторичный контроль эффек­тивен в более сложных ситуациях [21].

Религия и духовность — способы первичного и вторичного контроля. Напри­мер, молитва о защите (просьба о вмешательстве высших сил) — это способ пер­вичного контроля. С другой стороны, рефрейминг ситуации и рассмотрение ее как стечения обстоятельств или воли сил природы — это вторичный контроль. Другой способ вторичного контроля, снижающий степень эмоционального реаги­рования, включает в себя «медитацию, созерцающую молитву, ритуалы или чте­ние писаний» [22]. Один из исследователей обнаружил, что молитва и направ­ленная медитация эффективнее снижают уровень озлобленности и тревожности, чем прогрессивная релаксация [23].

Паргамент [24, 25] и его коллеги ввели дихотомию религиозных механизмов усиления контроля как механизма копинга.

• Самопаправлеиие; человек понимает, что только он (она) сам(а) отвечает за происходящие в его жизни события, хотя Бог дал все необходимое для успешной жизни.

• Сотрудничество: человек «работает» вместе с Богом или силами природы, это позволяет ему контролировать ситуацию.

• Поклонение: все зависит от Бога или сил природы; в решении проблем чело­век полагается на внешние силы.

• Мольба: человек умоляет Бога и/или высшие силы вмешаться и разрешить ситуацию.

Ученые также обнаружили, что самонаправление и сотрудничество ведут к психическому здоровью и к психологической компетентности, тогда как по­клонение свидетельствует о низком уровне саморазвития [26]. Однако другие ис­следователи утверждают, что сотрудничество и поклонение более полезны для здоровья в тех случаях, когда человек действительно обладает небольшими воз­можностями влиять на ситуацию (например, перед тяжелой операцией) [27]. В таких случаях можно говорить о вторичном контроле в виде поклонения или сотрудничества.

Как духовность и религиозность влияют на здоровье - student2.ru

Социальная поддержка в духовных или религиозных общинах может быть разной - финансовой, эмоциональной, иногда - это проста совет в трудную минуту

Теория социальной поддержки

Некоторые исследователи трактуют значение духовности и религии в социаль­ном контексте. Принадлежность к церкви, синагоге или другой духовной общине позволяет человеку войти в глубокий, очень интимный контакт с теми, кто разде­ляет его убеждения. Только само чувство принадлежности может снизить степень озлобленности и тревожности, оказывая, таким образом, позитивное воздействие на здоровье. К тому же принадлежность к церкви или какой-либо религиозной общине способствует появлению близких людей, которые обеспечивают социаль­ную поддержку, столь необходимую для поддержания здоровья и благосостоя­ния. Единомышленники оказывают эмоциональную и финансовую поддержку в трудные времена, а также могут дать совет, который поможет пережить времен­ные неприятности. Мы знаем, что социальная поддержка — эффективный способ Управления стрессом или профилактики заболеваний, вызванных стрессом. По­этому неудивительно, что религиозность и духовность, обеспечивающие соци­альную поддержку, имеют большое влияние на здоровье человека.

Теория плацебо

Некоторые ученые оспаривают факт влияния духовности и религиозности на здоровье. Они считают, что здесь действует эффект плацебо, распространенный во многих сферах жизнедеятельности. Когда люди верят, что им что-либо помо­жет, у них нередко действительно наступают улучшения. Именно поэтому иссле­дователи скрывают от испытуемых, кто из них подвергается исследованию, а кто

находится в контрольной группе. По возможности эта информация скрывается даже от тех, кто обрабатывает данные. Ситуация, при которой ни испытуемые, ни экспериментаторы не знают, кто подвергается эксперименту; называется двой­ным слепым экспериментом.

Истинность результатов двойного слепого эксперимента по-прежнему про­должает оспариваться. Пока люди здоровы и занимаются укреплением здоровья, неизвестно, что действует — сама профилактика болезней или их убежденность в ее пользе? Если религиозная и духовная деятельность улучшают состояние здо­ровья, необходимо знать, происходит ли это с помощью каких-то неизвестных метафизических механизмов или действует эффект плацебо.

Противники такой аргументации предлагают оценивать эффективность лече­ния перед его применением. Однако если молитва о защите помогает укрепить здоровье, то как мы можем найти этому подтверждение. Действует ли здесь сила веры молящегося? А может, все дело в природе молитвы? Может, здесь вступают в игру высшие силы? Если ответить на эти вопросы, станет возможно широкое применение эффекта плацебо при лечении различных болезней.

С какой точкой зрения вы больше всего согласны?

Прощение и здоровье

Представьте на мгновение, что некто поступил с вами так, что вы никогда не смо­жете его простить. Может, кто-нибудь обманул вас, уволил с любимой работы или причинил вред члену вашей семьи. Вероятно, вас приводит в ярость одна лишь мысль об этом человеке, и это вполне естественно. Неспособность прощать провоцирует гнев и ярость. Однако мы знаем, что ярость может запустить стрес­совую реакцию со всеми вытекающими последствиями. То есть неспособность прощать плохо влияет на здоровье.

Простим себя и других

1. Перечислите трех человек, которых вам трудно простить:

А.___________________________________________________________________________

Б.___________________________________________________________________________

В.___________________________________________________________________________

2. Определите три негативных последствия этой неспособности простить для вас:

А.___________________________________________________________________________

Б.___________________________________________________________________________

В.___________________________________________________________________________

3. Возьмите одного или более из перечисленных выше человек и напишите, что вам нуж­но, чтобы простить его (их). Определите сроки, в которые вы должны простить этого чело­века:

А.___________________________________________________________________________

Б.___________________________________________________________________________

В._______________________________________________________

А теперь представьте, что такое отношение направлено на некое Высшее Су­щество или Господа Бога! Кто готов пойти на такое? Люди, в жизни которых про­изошла трагедия (смерть ребенка или заражение неизлечимой болезнью), могут приписать ответственность за это Богу или Высшему Существу и в результате, никогда не простить его. Конечно, человека, который умер, не вернешь, а потому неспособность простить может вызвать хронический стресс и затем болезнь. К такому выводу пришли ученые. Например, при изучении студентов колледжа выяснилось, что неспособность простить Бога коррелирует с депрессией и тре­вожностью [28]. Однако ученые также подтвердили и обратный эффект. Когда люди прощают Бога, их здоровье улучшается [29, 30].

Если экстраполировать это на другие отношения, то станет ясно, что способ­ность прощать повышает удовлетворенность от супружества [31], семейной жиз­ни [32], укрепляет психическое здоровье [33]. Более того, способность прощать напрямую влияет на улучшение самочувствия в целом (например, в результате повышения самооценки снижается степень тревожности и депрессивности) [34].

Таким образом прощение, в духовном понимании, влияет на вашу способ­ность управлять стрессом и поддерживать психическое здоровье. Именно для этого в данный раздел включен блок «Простим себя и других».

Наши рекомендации