Поведенческие установки, направленные на снижение веса
Таблица 5.1
I. КОНТРОЛЬСТИМУЛА | Б. | Планы | ||
А. Покупки 1. Покупайте продукты после приема пищи. 2. Делайте покупки по заранее состав-лепному списку. 3. Избегайте покупать готовые пищевые продукты. 4. Не берите денег больше, чем планируете истратить. | В. | 2. Замените закуски физической актив постыо. 3. Ешьте в строго определенное время. 4. Отказывайтесь от еды, предложенной другими. Действия 1.По возможности убирайте продукты питания из поля зрения. 2. Питайтесь в одном и том же месте. | ||
3. Убирайте еду из несоответствующих | IV. САМОКОНТРОЛЬ | |||
мест хранения в доме. 4. Держите используемую посуду за пределами стола. 5. Используйте более мелкую посуду и утварь. 6. Избегайте работы повара. 7. Выходите из-за стола сразу после еды. 8. Не сохраняйте того, что не доели. Г. Праздники и вечера 1. Пейте меньше алкогольных напитков. 2. Отказывайтесь от привычки есть перед сном. 3. Составляйте вечернее меню из низкокалорийных продуктов. 4. Практикуйте различные приемы для снижения потребления пищи. 5. Не расстраивайтесь, если иногда ситуация выходит у вас из-под контроля. Н. ПОВЕДЕНИЕ ВО ВРЕМЯ ЕДЫ 1. Тщательно разжевывайте пищу перед тем, как ее проглотить. 2. Готовьте еды ровно столько, сколько вы запланировали съесть. 3. Оставляйте некоторое количество еды на тарелке. 4. Делайте перерыв во время еды. 5. Во время еды не занимайтесь другими делами (не читайте, не смотрите телевизор). III.Вознаграждение I, Обращайтесь за помощью к членам семьи и друзьям. 2, Обеспечивайте эту помощь в форме похвалы и материальных наград. 3. Записывайте и анализируйте свои успехи. 4. Планируйте определенные награды за выполнение взятых на себя обязательств по поводу питания. | Зедите диетический дневник, который включает: 1. Время и место еды. 2. Тип и количество еды. 3. Список присутствующих. V. ПИЩЕВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 1, Используйте диетический дневник, чтобы определить проблемные моменты. 2. Делайте маленькие шаги на пути к изменениям, которые вы можете продолжить. 3. Изучайте питательную ценность продуктов. 4. Снижайте потребление жиров, увеличивайте — сложных углеводов. VI.ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ А. Определите физическую нагрузку 1. Увеличьте привычную физическую нагрузку. 2. Увеличьте количество ступенек предложенной пирамиды. 3. Фиксируйте расстояние, пройденное за день. Б. Физические упражнения 1. Начните с умеренной программы тренировки. 2. Ведите запись ежедневных упражнений. 3. Увеличивайте нагрузку постепенно. VII. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ РЕОРГАНИЗАЦИЯ 1. Избегайте устанавливать нереальные цели. 2. Думайте об успехе, а не о поражении. 3. Избегайте слов-максималистов повелительного наклонения, таких как «всегда», и «никогда» и т. п. 4. Противопоставляйте негативным мыслям рациональные утверждения. 5. Установите весовые категории, которых вы хотите придерживаться. | |||
Источник: перепечатано с разрешения из «Американского журнала клинического питания» (Journal of Clinical Nutrition 41, 1985).
Таблица 5.2 Найдите свой рост в дюймах в левой колонке (1 дюйм = 25,4 мм). В соответствующей строке найдите свой вес в фунтах (1 фунт = 0, 453 кг). В первой строке сверху вы обнаружите индекс массы тела. (Вес в фунтах округлён).Индексация массы тела
ИЗ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
onal Het | irt. Lung, and Blood Institute, 2000). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Навязчивая идея похудеть у некоторых людей принимает форму избыточной потери веса (состояние, называемое нервной анорексией) или обжорства с последующим провоцированием рвоты (булимия) [5]. Приблизительно 2% молодых американок подвержены таким расстройствам из-за навязчивых перфекционист-ских и тревожных представлений о внешности, что заставляет их поддерживать так называемый «идеальный» вес [6, 7]. Интересно, что пищевые расстройства преобладают в восточной культуре, где еда более сытная, а красота женщин ассоциируется со стройностью, а в странах, где еда достаточно скромна, как в Индии, они являются редкостью [8]. Хотя индивидуальная и семейная психотерапии зачастую помогают справиться с пищевыми расстройствами, по-настоящему хорошо обученных и компетентных в данной проблеме специалистов не хватает [9].
Нервная анорексия и булимия в конечном счете приводят к серьезным болезням и/или смерти. Поэтому если вы знаете кого-то, кто страдает от этих расстройств, вы должны объяснить последствия этих состояний и побудить этого человека обратиться за профессиональной помощью. Если вы обеспокоены своим собственным весом, проконсультируйтесь с профессиональным диетологом или со своим лечащим врачом.
Некоторые питательные вещества напрямую связаны со стрессом. Например, определенная группа пищевых питательных веществ может стать причиной стрес-соподобной реакции. Такие вещества называют псевдострессорами или симпа-томиметиками. Они имитируют стимуляцию симпатической нервной системы. Кола, кофе, чай и шоколад, который содержит кофеин, — примеры симпагомиме-тических средств. Чай также содержит теобромин и теофилин, которые обладают симпатомиметическими свойствами. Эти вещества усиливают метаболизм, провоцируют тревожность и приводят к выделению гормонов стресса, которые повышают ритм сердечных сокращений и артериальное давление, а также способствуют усиленному реагированию нервной системы на раздражители, вследствие чего увеличивается вероятность возникновения стрессовой реакции. Никотин, содержащийся в табаке, также является симпатомиметиком.
Стресс также связан с витаминами. Выделение кортизола (гормона стресса, выделяемого корой надпочечников) требует использования витаминов [10]. Поэтому при хроническом стрессе может возникнуть дефицит витаминов, поступающих в наш организм вместе с пищей. В большей степени это касается комплекса витаминов В (тиамина, рибофлавина, ниацина, пантотеновой кислоты и гидрохлорида пиродоксина) и витамина С. Дефицит этих витаминов вызывает беспокойство, депрессию, бессонницу, мышечную слабость и расстройство желудка. Поскольку эти витамины используются для выработки гормонов надпочечников, их дефицит снижает способность человека адекватно реагировать на стресс. Таким образом, образуется замкнутый круг. Витамин В поступает в организм вместе с хлебными злаками, зелеными овощами, печенью и рыбой. Витамин С содержится в цитрусовых, помидорах, капусте и картофеле. *
Кроме того, стресс препятствует усвоению кальция в кишечнике и увеличивает выделение кальция, а также калия, цинка, меди и магния [11]. Это чаще беспокоит женщин, которые стараются предотвратить развитие остеопороза1.
Остеопороз — состояние, при котором кости становятся слабыми и хрупкими (ломкими), и у жен-шин значительно попытается опасность переломов, так как остеопороз — это результат декалыш-фикации (размягчения) костей. — Примеч. ред.
Хотя женщины после менопаузы более склонны к остеопорозу (декальцифи-кация связана с пониженным содержанием эстрогенов), установлено, что устойчивые привычки, особенно диета и физические упражнения, снижают вероятность возникновения этих нарушений. Использовать диету, богатую кальцием, регулярно выполнять физические упражнения, управлять стрессом, начиная с самого раннего возраста, — лучшие способы предотвратить и/или отсрочить развитие остеопороза.
Сахар — другой стрессовый «провокатор». Чтобы усвоить его, организм дол-ясен использовать некоторые витамины группы В. Вследствие этого снижается способность вырабатывать гормоны надпочечников. Переработка мучных изделий также требует использования витаминов группы В (и других питательных веществ). Усвоение сахара имеет и другие стрессовые составляющие. Потребление большого количества сахара за короткий период времени или пропуск еды, а затем потребление сахара через небольшой промежуток времени может вызвать у восприимчивых индивидов состояние, называемое гипогликемией. Гипогликемия — состояние, характеризующееся низким уровнем сахара в крови. Она может сопровождаться беспокойством, головной болью, головокружением, дрожью, тремором, страхом и раздражительностью. Возникающие на этом фоне стрессоры могут вызвать необычно интенсивную стрессовую реакцию. Кроме того, стрессовая реакция и сопутствующая выработка кортизола повышают уровень глюкозы в крови. Чтобы усвоить глюкозу крови, р-клетки островков Лангерганса вырабатывают инсулин. Хронический стресс может вызвать дефицит |3-клеток. Так как эти клетки незаменимы, способность организма вырабатывать инсулин подвергается риску. В результате возможно развитие сахарного диабета у генетически предрасположенных к этому заболеванию индивидов.
Еще один компонент пищи, который имеет отношение к стрессу, — соль. Некоторые люди генетически восприимчивы к натрию. У них повышается АД, если они потребляют его слишком много. Федеральное правительство рекомендует потреблять не более 5000 мг соли (хлорида натрия), что приравнивается к 2000 мг натрия ежедневно. Усвоение натрия может привести к кратковременному увеличению АД в результате задержки жидкости в организме. При повышенном содержании натрия в организме и без того высокое АД человека в стрессогенной ситуации может повыситься еще больше и достичь опасного уровня.
Теперь, когда у вас есть представление о связи питания и стресса, пора изучить пути использования этой информации, чтобы успешнее справляться со стрессом. Вот некоторые способы, при помощи которых вы можете сократить стрессоры в своей диете.
1. Придерживайтесь сбалансированной диеты, рекомендованной в пищевой пирамиде.
2. Ограничивайте количество насыщенных жиров в своей диете и увеличивайте количество клетчатки.
3. Добавляйте крестоцветные овощи (такие, как капуста брокколи, цветная капуста и брюссельская капуста) в свою диету, ограничивайте количество алкоголя.
4. Реалистично оценивайте свой вес. Если необходимо, снижайте его, но не стремитесь достигнуть идеала, навязываемого средствами массовой
информации. Помните: навязчивые мысли о массе тела приводят к нервной анорексии или булимии.
5. Ограничьте потребление колы, кофе, чая и шоколада и других продуктов, содержащих кофеин, по возможности откажитесь от сигарет.
6. Во время длительных стрессовых периодов пополняйте свою диету витаминами. Предпочтение следует отдавать витаминам группы В и витамину С. Многие специалисты считают, что сбалансированная диета, которая включает широкий ассортимент продуктов, гарантирует необходимое количество витаминов.
7 Ограничьте себя в продуктах, содержащих сахар. Избегайте потребления большого количества сахара за короткий промежуток времени. Не пропускайте запланированный прием пищи.
8. Ограничьте потребление ненатуральных мучных изделий. Однако имейте в виду: некоторые эксперты считают, что мучной продукции, обогащенной витаминами и минеральными веществами, не следует избегать.
9. Ограничьте потребление соли.
Один из способов устранить ненужные стрессоры — исключить из рациона те питательные вещества, которые повышают нашу восприимчивость к стрессу или вызывают стрессовую реакцию. Это еще один аспект нашей жизни, который нужно контролировать, чтобы избегать ненужных стрессов.
Шум и стресс
Любой, кто жил в одной комнате с шумным человеком, работал в шумном учреждении или делал уроки, когда в соседней комнате проходила вечеринка, подтвердит влияние шума на уровень стресса. Шум способен увеличить АД, участить сердечный ритм и привести к мышечному напряжению. Установлено, что шум — причина неудовлетворенности работой, он вызывает раздражение и беспокойство [12]. Некоторые считают шум самым мучительным из всех стрессоров [13]. Шум вызывает головные боли, нарушения сна и артериальную гипертензию [14].
Больше всего раздражает шум, который постоянно меняется в степени, интенсивности или частоте. Мы можем привыкнуть к распространенному и постоянному шуму и почти игнорировать его. Люди, которые живут возле аэропортов, через некоторое время перестают слышать шум самолетов. Однако адаптация к шуму не означает отсутствия его влияния на нас.
Шум измеряется в децибелах (дБ). При 85 дБ обычно развиваются стрессовые реакции. Продолжительное воздействие звуков выше 90 дБ может привести к ухудшению слуха. Конечно, при низкой способности концентрировать внимание и важности выполняемой работы даже незначительный шум создает проблемы. На рис. 5.3 представлены номинальные показатели уровня шума в децибелах для нескольких наиболее распространенных видов шума.
Чтобы снизить уровни шума, вы можете:
1) использовать вату или беруши, если на работе вы постоянно находитесь под воздействием громкого шума;
2) Садиться подальше от оркестра на громких рок-концертах, симфонических или джаз-концертах;
Общие звуки | Децибелы | Сила звука |
Нормальное дыхание | Еле слышный | |
Шепот | Очень тихий | |
Нормальный разговор | 50-65 | Спокойный до 60 дБ |
Пылесос | Назойливый, надоедливый, как телефонный звонок | |
Удаление мусора | Раздражающий, надоедливый, как чужой разговор. Постоянное воздействие такого рода шума может нанести ущерб здоровью | |
Телевизор Газонокосилка Мотоцикл на расстоянии 7,5 м | 70-90 85-90 90 | Крайне раздражающий; 85 - уровень шума, более чем 8-часовое воздействие которого вредно для слуха |
Аэросани Мотопила, цепная пила | 105 110 | Непрерывное воздействие звука силой свыше 100 дБ более 1 минуты грозит необратимым снижением слуха |
Удар грома Стереосистема (свыше 120 Вт| | 120 110-125 | Порог боли - 120 дБ |
Взлет реактивного самолета, стрельба из дробовика Рок-концерт | 130 110-140 | За порогом боли - 125 дБ |
рис.5.3. Уровни шума и человеческое восприятие
Источник: Национальный институт глухоты и коммуникативных рассройств {National Institute on Deafness and Other Communication Disorders, 1990)
3) учить.ся наслаждаться музыкой дома при умеренной громкости;
4) повесить портьеры на окна, чтобы уменьшить шум, доносящийся с улицы;
5) использовать шумопоглощающее покрытие для потолков и стен, когда строите дом или пристраиваете комнату;
6) постелить ковровое покрытие;
7) установить создающие шум приборы подальше от спальных комнат, рабочих кабинетов и жилых комнат;
8) выбрать квартиру подальше от маршрутов грузовиков, аэропортов, деловых и промышленных зон.
Однако шум иногда успокаивает. Действительно, на многих аудиолентах и компакт-дисках записан шум, который помогает расслабиться. Это «белый шум», его цель — заглушить другие звуки, которые мешают релаксации. Такие звуки, как шум прибоя, щебетанье птиц или шелест листьев, могут служить успокаивающими средствами. Кроме того, на определенных звуках нужно специально сосредоточиться, чтобы расслабиться. Например, при некоторых формах медитации для концентрации внимания используют слово, называемое мантрой. Другие методы релаксации основаны на монотонном пении.
Итак, теперь вы знаете, что шум не только вызывает стресс, но и то, что определенные звуки способствуют релаксации. Вы сможете лучше контролировать свою жизнь, если ограничите воздействие раздражающих звуков и станете чаще слушать успокаивающие звуки. Погуляйте по лесу, отдохните на пляже. Вы сами выбираете, что вас будет окружать — шум или успокаивающие звуки.
Жизненные события и стресс
Вы лучше усвоите информацию этого раздела, если будете следовать предложенным рекомендациям. Если вы в настоящее время учитесь в вузе, определите, какие события из описанных ниже вы пережили за последний год. Это шкала жизненных событий впервые была разработана Г. Е. Андерсоном.
Средняя оценка | Событие | |||
Поступление в учебное заведение | ||||
Вступление в брак | ||||
Увеличение или уменьшение проблем с руководством | ||||
Работа в период обучения | ||||
Смерть супруги (супруга) * | ||||
Резкое изменение привычного режима сна (сон стал короче или длиннее) | ||||
Смерть близкого и любимого члена семьи | ||||
Резкое изменение привычного режима питания (изменилось время приема пищи или ее количество) | ||||
Изменение выбранной специализации | ||||
Изменение своих привычек, круга общения, стиля одежды | ||||
Смерть близкого друга | ||||
Совершение уголовно наказуемых поступков | ||||
Выдающееся личное достижение | ||||
Рождение или усыновление ребенка | ||||
Резкое изменение состояния своего здоровья или состояния здоровья члена семьи | ||||
Возникновение сексуальных проблем | ||||
Возникновение проблем с законом | ||||
Увеличение или уменьшение частоты встреч с членами семьи | ||||
Резкое изменение материального положения (в лучшую или худшую сторону) | ||||
Появление нового члена семьи (рождение, усыновление, переезд пожилого родственника и т. п.) | ||||
Изменение места жительства или жилищных условий | ||||
Значимый межличностный конфликт или переоценка ценностей | ||||
Изменение, связанное с религией (вы стали рьяно верующим или, наоборот, атеистом ) | ||||
Улаживание конфликта с супругом (супругой) | ||||
Увольнение | ||||
Развод | ||||
Смена работы | ||||
Значительное изменениев межличностных отношениях с супругом (супругой) | ||||
Значительное изменение в обязанностях на работе (продвижение по службе, крупное материальное поощрение, понижение в должности, перевод по службе) | ||||
Изменение режима работы вашего супруга (супруги) | ||||
Длительная разлука с супругом (супругой) | ||||
Смена предпочитаемого стиля отдыха | ||||
Получение ипотечной или обычной ссуды | ||||
Серьезная травма или заболевание | ||||
Изменение количества потребляемого алкоголя (увеличение или уменьшение) | ||||
Увлечение общественной работой или отказ от нее | ||||
Серьезные изменения, связанные с участием в деятельности школы | ||||
Средняя оценка Событие | ||||
Повышение чувства независимости или ответственности | ||||
Дальняя поездка во время каникул или отпуска | ||||
Помолвка | ||||
Переход в другой вуз | ||||
Смена режима дня | ||||
Крупные проблемы с администрацией или преподавателями вуза | ||||
Разрыв помолвки или устойчивых отношений | ||||
Серьезное изменение в самооценке, самоидентификации, самосознании или общем представлении о себе | ||||
Источник: Г. Е. Андерсон, «Журнал недавнего опыта жизни в колледже» (College Schedule of Recent Experience). Университет штата Северная Дакота (North Dakota State University, 1972).
Если вы перешагнули рубеж студенческого возраста, определите, какие из следующих событий вы пережили в течение последнего года.
Средняя оценка | Событие | ||
Смерть супруга | |||
Развод | |||
Длительная разлука с супругом | |||
Тюремное заключение | |||
Смерть близкого родственника | |||
Серьезная травма или заболевание | |||
Вступление в брак | |||
Увольнение | |||
' 45 | Супружеское примирение после крупной ссоры или развода | ||
Выход на пенсию | |||
Серьезная болезнь близкого родственника | |||
Беременность | |||
Возникновение трудностей в сексуальной сфере | |||
Появление нового члена семьи | |||
Реорганизация на работе | |||
Изменение финансового состояния | |||
Смерть близкого друга | |||
Изменения, касающиеся рабочих обязанностей | |||
Изменения, вызванные частыми семейными ссорами | |||
Заклад имущества или получение ссуды для крупной покупки (дома и т. п.) | |||
Потеря права выкупа заложенного имущества | |||
Изменение в сфере профессиональных обязанностей | |||
Уход из дома детей | |||
Проблемы с законом | |||
Выдающееся личное достижение | |||
Супруг (супруга) начал или прекратил работать | |||
Изменение жилищных условий | |||
Пересмотр личных привычек | |||
Крупные проблемы с начальством | |||
Изменение графика или условий работы | |||
Изменение места жительства | |||
Смена видов отдыха | |||
Изменения, связанные с религиозной деятельностью | |||
Изменения, касающиеся социальной и общественной деятельности" | |||
Заклад имущества или получение ссуды для не очень крупной покупки (машины, телевизора и т. д.) | |||
Изменения, связанные со сном | |||
Изменение частоты встреч в кругу семьи | |||
Изменения, связанные с питанием | |||
Каникулы (отпуск) | |||
Рождество или другой публичный праздник | |||
Незначительное нарушение закона | |||
Источник: Томас X. Холмс и Ричард X. Раэ, «Шкала рейтинга социальной адаптации» (Thomas И. Holmes and Richard H. Rahe, *The Social Readjustment Rating Scale*), «Журнал психосоматических исследований» (Journal of Psychosomatic Research II, 1967).
Чтобы определить свой результат, умножьте количество раз, которое происходило событие, на его среднюю оценку. Затем суммируйте полученные очки. Ваш
результат измеряется в единицах жизненных изменений — LCU (life-change units). Это мера серьезных перемен в жизни, к которым вы вынуждены были приспособиться и с которыми вы встречались в прошлом году. Первое исследование в этой области было проведено Холмсом и Раэ, которые разработали вторую шкалу такого рода — шкалу социальной адаптации. Они доказали, что люди, испытывающие большую стрессовую нагрузку, жалуются на более серьезные болезни, чем люди, жалующиеся только на небольшой стресс. Их теория подтвердилась, когда они обнаружили, что люди, которые имели 150-199 очков LCU за один год, показали 37% вероятности этих стрессов, приводящих к болезни или недомоганию на следующий год. Те, кто набрал 200-299 баллов — 51% вероятности, а те, кто набрал около 300 — 79% вероятности. Первая шкала этого раздела — вариант шкалы Холмса и Раэ, которую адаптировали студенты колледжа.
Многие исследователи придерживались теории Холмса и Раэ [15, 18]. Однако некоторые полученные результаты расходились с ней. Разнообразие полученных результатов не должно удивлять. Если вы вспомните модель теории стресса, шкалы для оценивания жизненных событий находятся в верхней фазе (жизненная ситуация). Мы знаем, что сами по себе изменения не вызывают недомогания или болезни. Эти изменения должны восприниматься как стрессовые и выражаться в длительном эмоциональном и физиологическом возбуждении. Теперь мы знаем, что можно установить барьеры, препятствующие развитию недомогания или болезни в результате действия испытываемых нами стресс-факторов. Один из них — социальная поддержка [19].Люди, пережившие серьезную стрессовую ситуацию, но имевшие поддержку в лице семьи или друзей, болели не больше людей, переживших меньшее потрясение. Люди, у которых не было поддержки, заболевали намного чаще, чем другие. Таким образом, жизненное изменение само по себе не приводит к ухудшению самочувствия.
Что делать, если вас беспокоят результаты рейтинга по шкале жизненных событий? Во-первых, вспомните, что обычно говорят люди о стрессовом периоде времени. Мы часто слышим: «Я в последнее время находился под воздействием сильного стресса. Мне нужно отдохнуть*. Если у вас и без того слишком много жизненных перемен, зачем их добавлять еще? Каникулы оцениваются в 13 единиц! Вместо того чтобы усиливать свой стресс, сделайте жизнь более монотонной, не требующей дополнительной адаптации. Вместо того чтобы брать отпуск, придерживайтесь своего обычного распорядка дня (возможно, даже отменяя некоторые дела). Меня часто спрашивают, почему я считаю такие приятные события, как отпуск и Рождество, стрессорами? Потому что стресс возникает, когда мы выведены из состояния равновесия. Мы находимся в равновесии, как вдруг происходит что-то, требующее дополнительных затрат энергии для адаптации. Подумайте о том, что необходимо сделать до отпуска. Предположим, вы проводите отпуск за пределами своего места проживания. Сразу по прибытии на место отдыха вам нужно приспосабливаться, так как режим дня на отдыхе отличается от давно установленного. Вы привыкли заниматься делами в течение дня, общаться со своими коллегами, обсуждать текущие дела и т. д. В отпуске ваш распорядок дня меняется. Вы позже ложитесь спать, лежите без дела на пляже, едите непривычную пищу и общаетесь с новыми людьми. Совокупность всех адаптационных изменений, происходящих до, во время и по возвращении из отпуска, — причина того, что и отпуск становится стрессором.
Именно ежедневные неурядицы больше вредят вашему здоровью, чем какие-либо серьезные
перемены. Истечение срока оплаты, получение уведомления и поиски работы могут повергнуть
вас в состояние хронического стресса со всеми его негативными последствиями
Другое интересное открытие было сделано с помощью описанной шкалы. Если вы были в разлуке с супругом (супругой), вы получаете 65 очков по шкале стресса. Это событие вынуждает отвыкать от состояния замужнего человека и привычного распорядка, который вы установили во время совместного проживания. Вы снова одиноки.
Функции^ которые выполнял ваш супруг (супруга), теперь требуют вашего внимания. Время, которое вы проводили вместе, сейчас должно использоваться с другой целью. Вы должны привыкать к одиночеству, уединению или к тому и к другому. Вы должны проводить время с новыми людьми. Очевидно, что это требует дополнительных затрат энергии для адаптации. Давайте предположим, что вы провели шесть месяцев, привыкая к жизни после развода с супругом, и наконец адаптировались к своему новому образу жизни. Но вот прежняя страсть вспыхивает с новой силой. Вы и ваш супруг (супруга) решаетесь на восстановление отношений. (Обратите внимание, что развод с супругом оценивается в 45 стрессовых очков.) Вы снова адаптируетесь к состоянию семейного человека уже после того, как наконец приспособились к одиночеству. Ваш ежедневный распорядок дня и образ жизни требуют изменений, вы должны строить свои супружеские отношения еще более эффективно, чем раньше.
Итак, нужно быть уверенным в необходимости разрыва с близким человеком. И также нужно убедиться в необходимости восстановления прежних отношений. Конечно, есть варианты, привходящие факторы, связанные с этими решениями. Для некоторых людей разрыв может быть событием настолько стрессовым и адаптация такой трудной, что стресс, связанный с примирением, будет меньшим, чем стресс продолжения разрыва. Многие согласны жить с угрозой для своего
здоровья, лишь бы восстановить свой брак (или другие взаимоотношения). Вы можете привести и другие соображения, которые учитываются при этом решении. Так или иначе, чем больше ваши жизненные перемены требуют адаптации, тем больше вероятность заболевания. Некоторые стрессоры устранить невозможно (например, смерть супруга или близкого человека), но многие можно контролировать. Только вы решаете, станут они частью вашей жизни или нет. Помните: от этого решения зависит ваше здоровье!