Основные причины гибели людей на воде
Ежегодно на водных объектах России тонут тысячи людей. В некоторые годы гибель людей, связанная с водой, составляла до 20 тысяч человек.
Основные обстоятельства гибели людей на воде приведены на рисунке 281.
Многолетние данные свидетельствуют, что практически каждый второй из утонувших при купании находился в состоянии алкогольного опьянения, а при гибели в болотах, канавах, лужах, карьерах нетрезвое состояние является главной причиной трагедий.
В последние годы ежегодно на водоемах тонет до 2 тысяч детей. Основными причинами детского травматизма на воде являются неумение детей плавать и оставление их возле воды без присмотра взрослых, в первую очередь, родителей.
Особенно опасно купание в необорудованных для этого местах. Поэтому судоводителям маломерных судов во время остановки у берега необходимо проявлять предельную осторожность при выборе места для купания.
Основные причины аварийности маломерных судов
Ежегодно в органах ГИМС России фиксируются сотни аварийных происшествий с маломерными судами. Зачастую эти происшествия связаны с гибелью и увечьем людей. Анализом аварийности маломерных судов за многие годы установлено, что 60-70% аварийных судов не представлялись на техническое освидетельствование, около 40% всех аварий совершается в состоянии алкогольного опьянения, у половины лиц, совершивших аварии на катерах и моторных лодках, отсутствуют удостоверения на право управления маломерным судном.
Большинство аварийных случаев с маломерными судами происходит во время рыбной ловли и охоты (более 60%). Нередки случаи групповой гибели людей на моторных и гребных лодках из-за превышения норм пассажировместимости и при плавании в штормовую погоду.
Основными причинами аварийности являются: нарушение судоводителями правил пользования водными объектами для плавания на маломерных плавательных средствах; неправильное размещение людей и груза; превышение установленных норм пассажировместимости и грузоподъемности; плавание в сложных гидрометеоусловиях и в темное время суток.
В последние годы участились случаи гибели людей во время запуска подвесных моторов при включенном реверсе. Судоводителям следует обратить внимание и на необходимость непрерывного наблюдения за окружающей обстановкой во время движения, т.к. до 10% аварийных случаев происходит из-за отсутствия такого наблюдения.
Чаще всего аварии совершаются на моторных и гребных лодках (до 90%). Аварийность на катерах составляет 3-5% от общего числа случаев. Доля аварийности на внутренних водных путях - более 50%, на несудоходных водоемах - до 40%, в прибрежных участках морей - 5-7%.
Основными видами аварийных происшествий являются: опрокидывание (около 55%) и затопление (порядка 15%). До 25% случаев гибели людей с маломерных судов происходит при падении людей за борт во время плавания и при купании (нырянии) с плавсредств. Несмотря на то, что доля столкновений судов не превышает 10% от всех аварийных случаев, судоводитель должен помнить, что нередко, принимаемые в самый последний момент действия для избежания столкновения с другим правсредством, приводят к опрокидыванию судна с человеческими жертвами. Поэтому судоводитель обязан внимательно следить за окружающей обстановкой и заблаговременно совершать маневры, обеспечивающие безопасное расхождение судов.
Правила пользования водными объектами для плавания на маломерных плавсредствах. Административная ответственность судоводителей.
Правила пользования.
Порядок эксплуатации маломерных судов, баз (сооружений) для их стоянок и обязанности судоводителей определены Правилами пользования водными объектами для плавания на маломерных плавательных средствах, разработанными и утвержденными органами исполнительной или законодательной власти в каждом субъекте Российской Федерации, как этого требует Водный Кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 16 ноября 1995 г. № 167-Фз). Эти Правила являются обязательными для исполнения как гражданами, так и юридическими лицами, эксплуатирующими маломерные суда и обустраивающими базы для их стоянок. С конкретными требованиями указанных Правил в каждом субъекте РФ судоводитель обязан ознакомиться в территориальной ГИМС, но, поскольку требования в своей основе однотипны, кратко их рассмотрим. Под маломерными плавательными средствами в указаных Правилах, в большинстве субъектов РФ, понимаются принадлежащие физическим и юридическим лицам суда и другие водные транспортные средства: моторные, парусные, гребные и несамоходные) валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн, пассажировместимостыо 12 и менее человек, с главными двигателями мощностью менее 55 кВт или подвесными моторами независимо от мощности. В эту категорию судов включены и гидроциклы (водные мотоциклы).
Эксплуатация маломерных судов на водных объектах Правилами разрешается после их регистрации в судовой книге, нанесения бортовых (регистрационных) Номеров и технического освидетельствования органами ГИМС, в исправном техническом состоянии, с соблюдением установленных для них условий, норм и технических требований по пассажировместимости, грузоподъемности, предельной мощности и количеству двигателей, допустимой площади парусов, району (разряду бассейна) плавания, высоте волны, при которой судно может плавать, осадке, надводному борту, оснащению спасательными и противопожарными средствами, сигнальными огнями, навигационным и другим оборудованием.
На акваториях в границах населенных пунктов, портов, пристаней, баз (сооружений) для стоянок маломерных судов движение моторных судов разрешается со скоростью не более 30 км/час, а вблизи пляжей и в районах массового отдыха населения на воде - не более 15 км/час (предельные скорости движения применительно к местным условиям).
Управлять маломерными моторными, парусно-моторными и парусными (площадью парусов 5 и более кв. метров) судами и другими водными транспортными средствами с механическим двигателем (гидроциклами и др.) разрешается лицам аттестованным экзаменационными комиссиями территориальных ГИМС и имеющим действительные удостоверения на право управления соответствующими плавсредствами. Использование водных объектов для плавания маломерных судов на судоходных водоемах разрешается с открытия до закрытия навигации, а на несудоходных - после спада паводковых вод до ледостава.
При эксплуатации маломерных судов запрещается:
> управлять маломерным судном: не зарегистрированным в установленном порядке; не прошедшим технического освидетельствования (осмотра); не несущим бортовых номеров; переоборудованным без соответствующего разрешения; имеющим неисправности, с которыми запрещена его эксплуатация (перечень таких неисправностей публикуется приложением к Правилам); с нарушением правил загрузки, норм пассажировместимости, ограничений по району и условиям плавания; без удостоверения на право управления маломерным судном; в состоянии опьянения;
> передавать управление судном лицу, не имеющему права управления, или находящемуся в состоянии опьянения;
> превышать установленные скорости движения;
> нарушать правила маневрирования, подачи звуковых сигналов, несения бортовых огней и знаков. При этом необходимо иметь в виду, что на несудоходных водных объектах маневрирование маломерных судов при расхождении должно осуществляться с учетом правостороннего движения (левыми бортами).
> наносить повреждения гидротехническим сооружениям, техническим средствам и знакам судоходной и навигационной обстановки;
> заходить в постоянно или временно закрытые для плавания районы без специального разрешения или преднамеренно останавливаться в запрещенных местах;
> заходить под мотором или парусом и маневрировать на акваториях пляжей, купален, других мест купания и массового отдыха населения на водоемах;
> приближаться на гидроциклах (водных мотоциклах) на расстояние менее 100 метров к купающемуся, а также к границам заплыва на пляжах и других организованных мест купания;
> перевозить на судне детей без сопровождения взрослых (по одному на каждого ребенка), умеющих плавать и оказывать помощь терпящим бедствие на воде;
> швартоваться, останавливаться, становиться на якорь у плавучих навигационных знаков, грузовых и пассажирских причалов, пирсов, дебаркадеров, доков (плавдоков) и под мостами, маневрировать в непосредственной близости от транспортных и технических судов морского и речного флота, пересекатьим курс на расстоянии менее 0,5 км, создавая своими действиями помехи судоходству;
> сбрасывать за борт отходы, мусор, иные предметы и сливать нефтепродукты;
> устанавливать моторы на гребные лодки при отсутствии соответствующей записи в судовом билете;
> использовать или предоставлять суда в целях браконьерства и других противоправных действий;
> выходить на судовой ход в условиях ограниченной (менее 1 км) видимости или следовать по нему на расстоянии более 10 метров от кромки судового хода;
> осуществлять расхождение и обгон судов в местах расположения аварийно-ремонтных заграждений, переправ и работающих земснарядов, а также в пролетах мостов и подходных каналах, при подходе к шлюзам;
> двигаться в тумане или в других неблагоприятных метеоусловиях, когда из-за отсутствия видимости невозможна ориентировка;
> нарушать правила, обеспечивающие безопасность пассажиров при посадке на суда, в пути следования и при высадке их с судов;
> заправлять судно топливом, перекачивать его с судна на судно при работающем двигателе, пользоваться открытым огнем и курить при этом.
Лица, управляющие маломерными судами должны иметь при себе и передавать для проверки государственному инспектору по маломерным судам или иному должностному лицу, имеющему на то право, следующие документы:
> удостоверение на право управления маломерным судном (моторным, парусно-моторным, парусным, гидроциклом) с талоном к нему;
> судовой билет маломерного судна с отметкой об ежегодном техническом освидетельствовании и годности к плаванию;
> оформленную в установленном порядке доверенность (при отсутствии на борту собственника судна или судовладельца);
> судовую роль (на судах с экипажем не менее 2 человек);
> лицензию на осуществление предпринимательской деятельности (при использовании судна в этих целях).
В соответствии с указанными Правилами пользования водными объектами, судоводитель маломерного судна обязан:
> выполнять их требования, требования Международных правил предупреждения столкновения судов в море (МППСС), обязательных постановлений капитанов морских и морских рыбных портов, Правил плавания по внутренним водным путям (ППВВП), местных (бассейновых) правил плавания, правил шлюзования и иных правил, обеспечивающих безаварийное плавание судов, безопасность людей на воде и охрану окружающей природной среды;
> проверять перед выходом в плавание исправность судна и его механизмов, оснащенность необходимым оборудованием, спасательными средствами и другими предметами снабжения в соответствии с установленными нормами;
> лично производить инструктаж пассажиров перед посадкой по правилам поведения на судне при плавании и в случае аварии, обеспечить их безопасность при посадке и на период пребывания на судне;
> осуществлять плавание в бассейнах (районах), соответствующих разряду судна, знать условия плавания, навигационную и гидрометеообстановку в районе плавания;
> останавливать движение судна при обнаружении сигнала об остановке (горизонтальное движение флага - отмашки днем или белого огня ночью), поданного государственным инспектором по маломерным судам и передавать ему судовые, судоводительские и грузовые документы для проверки;
> оказывать помощь терпящим бедствие на воде, доставлять пострадавших в лечебное учреждение, сообщать в государственную инспекцию обстоятельства аварийного происшествия с судами и несчастных случаев с людьми на водных объектах;
> проходить в установленном порядке медицинское освидетельствование для подтверждения годности по состоянию здоровья управлять маломерным судном и освидетельствование на состояние опьянения;
> выполнять требования должностных лиц ГИМС, других контрольных и надзорных органов по вопросам, относящимся к безопасности плавания, соблюдению правопорядка, охране жизни людей и окружающей среды на водных объектах;
> сообщать в органы ГИМС и природоохранные органы о случаях загрязнения окружающей среды, выбросах неочищенных сточных вод, массовой гибели рыбы и других биоресурсов, а также браконьерства;
> уплачивать налоги на имущество физических лиц в сроки, установленные налоговыми органами в соответствии с действующим законодательством.
> выполнять установленные требования и правила при пользовании базами (сооружениями) для стоянок судов, установленные администрацией этих баз.
Требования ГИМС к базам (сооружениям) для стоянок маломерных судов будут рассмотрены ниже, а здесь мы напоминаем руководителям баз, как и владельцам судов к ним (базам) приписанным, что при эксплуатации баз на них запрещается стоянка незарегистрированных в установленном порядке маломерных судов, нарушение установленных норм, условий и технических требований для безопасной эксплуатации базы и судов, а также нарушение установленного на базе выпускного режима. Все приписанные к базе маломерные суда вносятся в журнал приписного флота этой базы с указанием бортового номера, типа судна, владельца судна, его адреса и телефона, места стоянки судна на базе, времени прохождения технического освидетельствования на годность к плаванию в текущую навигацию.
Руководитель базы по согласованию с территориальной ГИМС устанавливает выпускной режим, который должен предусматривать контроль за выходом и возвращением маломерных судов, их исправностью, наличием обязательных судовых и судоводительских документов, за соблюдением норм пассажировместимости и грузоподъемности, а также оповещение судоводителей о прогнозе погоды. При выходе судна в плавание и его возвращении на базу в журнале "Учета выхода (прихода) судов" производится порядковая запись с указанием номера судна, фамилии и инициалов его владельца, времени выхода судна, цели и маршрута его плавания, конечного пункта назначения, ориентировочное и фактическое время возвращения на базу.
Выпуск маломерных судов с базы запрещается в случаях:
> не предъявления судоводителем удостоверения на право управления маломерным судном и талона к нему, судового билета с отметкой в нем о прохождении ежегодного технического освидетельствования, документов на перевозимый груз, а водителем судна с экипажем 2 и более человек, дополнительно - судовой роли;
> несоответствия бортового номера судна записям в судовом билете;
> отсутствия у судоводителя или собственника судна доверенности на право управления судном (при отсутствии судовладельца);
> обнаружения на судне неисправностей, с которыми запрещена его эксплуатация;
> отсутствия на судне установленных спасательных, противопожарных и водоотливных средств;
> нарушения норм пассажировместимости и грузоподъемности;
> неправильного размещения грузов (пассажиров), вызывающих крен или дифферент; наличия на судне взрывоопасных и огнеопасных грузов, если оно не предназначено (не приспособлено) для перевозки этих грузов или если их перевозка осуществляется совместно с пассажирами;
> если прогнозируемая и фактическая гидрометеообстановка на водоеме опасна для плавания судов данного типа.
Суда, прибывшие на базу в неисправном или аварийном состоянии, должны быть осмотрены с последующей краткой, записью об их техническом состоянии в журнале выхода (прихода) судов. Информация об аварийных судах сообщается в орган территориальной ГИМС по месту регистрации базы.