Опознание места судна по глубинам
По линии положения и изобате. В районах плавания с равномерно изменяющимися глубинами, несенные на карте (плане) изобаты можно использовать в качестве дополнительной линии положен» изолиния. В этом случае, когда в поле зрения находится только один ориентир, на него берется пел» или измеряется (рассчитывается) расстояние и на карте прокладывается соответствующая линия по.жения. Точка пересечения этой линии с изолинией дает так называемое опознанное (приближенное) место судна, которое обозначается значком ГП .
Предположим, что на ориентир А взят пеленг по компасу и измерена лотом глубина - 5 метров. Т( ка пересечения линии положения (ОИП) с нанесенной на карте пятиметровой изобатой даст опознанное место судна точка Мц (рис. 256).
Теперь предположим, что измеренное (рассчитанное) расстояние до этого же ориентира составило D A, а измеренная лотом глубина -15 м. В этом .случае радиусом D A проводится на карте дуга окружности аа" и визуально (между изобатами 10 и 20 метров) отмечается изолиния, соответствующая измерен ной глубине 15м. Пересечение этой изолинии с линией положения аа 1 даст опознанное место - точка М;
При использовании лота рекомендуется учитывать и характер грунта в месте измерения.
По курсу и глубинам. При отсутствии береговых ориентиров или в условиях плохой видимости когда место судна определить невозможно, место можно опознать по курсу и глубинам. Для этого на карте измеряются расстояния между отметками глубин и рассчитываются промежутки времени, необходимые судну, при известной скорости, для прохождения этих расстояний. Затем, через рассчитанные промежутки времени делается 8 - 10 измерений глубин с отметками времени (если есть лаг, то отмечаются и его показания). После этого берется калька и на ней произвольно проводится линия истинной курса, вдоль которой наносятся счислимые точки в момент измерения глубин, а также значения этих глубин (рис.257). Калька накладывается на карту так, чтобы линии ИК на карте и кальке были параллельными, а отметки глубин совпадали. Когда совпадение глубин достигнуто, предполагаемое месте судна будет соответствовать точке М, т.е. точке измерения последней глубины
По отличительным глубинам. Отличительной глубиной называются глубины, резко отличаются (в большую или меньшую, сторону) от окружающих глубин. Если на пути судна имеются отличительные глубины, нанесенные на карту, и их удается определить с помощью лота (эхолота), то есть основание считать, что судно находится в месте определенной отличительной глубины (рис. 258).
Отличительными глубинами могут быть отдельные банки, отмели, впадины.
Судоводитель должен знать, что опознание места судна по глубинам, является вынужденным и дом определения и не может гарантировать точное местонахождение судна. Поэтому при первой же возможности проконтролировать точность ведения прокладки, необходимо использовать способы определения, гарантирующие точность обсервации.
Рассмотренные методы определения и опознания места судна в море наиболее просты и доступны они не являются исчерпывающими. Существует еще ряд различных способов, позволяющих определить, место судна, и при желании могут быть изучены с помощью учебных пособий, предназначенных для судоводителей морского флота.
Навигационная прокладка
На судах морского флота ведение навигационной прокладки на картах является обязательным требованием для судоводителей.
На многих маломерных катерах и моторных лодках, к сожалению, условия для выполнения прокладки отсутствуют. Однако, каждое маломерное судно, осуществляющее плавание в прибрежных районах, до но иметь крупномасштабную карту этого района, штурманские инструменты, компас, а также другое yстановленное для данного судна навигационное оборудование и имущество. Кроме того, судоводитель маломерного судна должен уметь определять место судна, осуществлять графическое счисление и прокладывают на карте. В последние годы в стране появилось большое количество современных прогулочных судов прибрежного (морского) плавания, которые оборудованы необходимыми навигационными приборами и оборудованием, а также имеют все условия, обеспечивающие в полной мере штурманскую работу
Навигационная (исполнительная) прокладка ведется на картах самого крупного масштаба, откорректированных по последним Извещениям мореплавателям на дату выхода в море.
Прокладка ведется непрерывно в течение всего плавания, с момента выхода судна в море, съемки с якоря и заканчивается при постановке судна, на якорь или возвращении (заходе) его к месту базирования (аванпорт, порт).
При ведении прокладки следует руководствоваться следующими основными требованиями и правилами:
1) в прокладке должны соблюдаться неразрывность и последовательность в счислении пути судна одной обсервованной точки к другой;
2) надписи и обозначения при прокладке выполняются условными обозначениями, применяемых в судовождении;
3) счислимое и обсервованное место судна при плавании вблизи берегов отмечается не реже одно раза в час, если не требуется более частого контроля;
4) при плавании в узкостях и опасных районах обсервацию рекомендуется производить каждые 10-15 минут;
5) в открытом море (при отсутствии возможности обсервации) счислимое место отмечается на карте через 2-4 часа;
6) счислимое место судна обозначается на карте небольшой черточкой, пересекающей линию ИК (пути);
7) вдоль линии ИК (при отсутствии учета дрейфа и течения) мягким остро отточенным карандашом пишутся значения КК и в скобках величина поправки компаса с соответствующим знаком.
При ведении прокладки с учетом дрейфа или (и) течения надписи производятся вдоль линии пути судна с указанием кроме КК и DК,значений угла дрейфа а или угла сноса от течения b, либо угла суммарного сноса С( a + b);
8) возле каждой счислимой и обсервованнои точки в виде дроби записывается: в числителе - время в часах и минутах с точкой между ними, в знаменателе - отсчет лага (при его наличии) с запятой между целыми и десятыми долями. Дробная черта проводится с помощью линейки горизонтально;
9) невязка (несовпадение обсервованнои или счислимо-обсервованной точки со счислимой) обозначается волнистой линией, а ее направление, снятое с карты от счислимой точки к обсервованнои, и величина в милях и десятых долях записываются в судовой журнал;
10) обсервованные места обозначаются принятыми символами;
11) при получении обсервованного места прокладка в дальнейшем ведется от полученной точки. Основные условные обозначения и сокращения, которые применяются при ведении навигационной прокладки на карте, показаны на рис. 259.
Судовой журнал
На судах морского флота судовой журнал является единственным официальным документом, ( отражающим непрерывную деятельность судна как во время плавания, так и на стоянке ( в порту, в доке и т.д.).
Форма и правила ведения журнала утверждаются федеральным органом исполнительной власти осуществляющим полномочия в области мореплавания.
В судовом журнале записываются в обязательном порядке компасные курсы с указанием времени изменения и поправок компаса, отсчеты лага, обсервованные координаты, взятые пеленги и измеренные расстояния, полученные невязки, направление и сила ветра, направление и скорость течения, углы сноса от ветра и течения, состояние погоды и моря, видимость, время включения и выключения судовых о ней, атмосферное давление, температура воздуха и воды, другие имеющие отношение к судовождению сведения. Кроме того, в журнале отражаются все случаи из судовой жизни, имеющие отношение к обе печению безопасности плавания и деятельности судна. Перечень важнейших сведений, которые должны обязательно заноситься на журнальных листах, изложен в Правилах ведения журнала. Прокладка на картах сохраняется до окончания плавания (следующего выхода в море).
На маломерных судах, поднадзорных ГИМС России, обязательное ведение судового журнала не предусмотрено. Несмотря на это, судоводителям современных прогулочных катеров и яхт, такие журналы целесообразно иметь и вести во время плавания. Наличие оформленного судового журнала даст возможность восстановить все, обстоятельства плавания и снять возможные претензии или разрешить возникшие недоразумения, связанные с выходом этого судна в море. При этом прошнурованный журнал рекомендуется скрепить печатью государственного органа, в котором зарегистрировано судно.
Рекомендации судоводителям маломерных судов, выходящим в прибрежное плавание
Эти рекомендации предназначены судоводителям, чьи катера и моторные лодки не имеют современных навигационных и технических средств, обеспечивающих точный контроль за движением судна в море. Следует иметь ввиду, что изложенные далее советы направлены на то, чтобы помочь судоводителю маломерного судна, потерявшему ориентацию в море, хотя бы приближенно определиться с местом нахождения судна и принять соответствующее решение по правильному выбору дальнейшего курса.
1. Если маломерное судно не имеет навигационных приборов для измерения расстояния до известного ориентира, то это расстояние приближенно можно определить:
а) с помощью бинокля с сеткой (метод рассмотрен ранее);
б) с помощью прозрачной миллиметровой линейки: на вытянутой руке по линейке замечается количество делений, соответствующих высоте ориентира (маяка). Расстояние до ориентира определяется по формуле:
где: S - расстояние, мили;
H - высота ориентира над уровнем моря (дана в пособиях и на карте, метры);
n - число миллиметровых делений линейки.
2. Если на судне отсутствует пеленгатор, то направления на ориентиры (маяки) можно определить следующими способами:
а) Способ двух последовательных курсов (рис. 260). На малом ходу судно ложится на первый ориентир (маяк) и замечается КК 1, который соответствует КП, на этот ориентир. Затем судно ложится на второй ориентир и по компасу снимается КК 2, соответствующий второму компасному пеленгу.
Компасные пеленги исправляются поправкой компаса и прокладываются на карте, как две линии положения. Пересечение линий дает обсервованное место.
б) Способ прямого угла. В этом случае судно следует курсом на один из ориентиров, пока второй ориентир не окажется на траверзе (рис. 261).
В этот момент замечается точный КК A, который будет соответствовать первому компасному пеленгу. Затем рассчитывается второй компасный пеленг по формуле:
КП 2 = КК A + 90°,0. Пересечение истинного курса с траверзным пеленгом даст место судна на карте.
3. Если судоводитель потерял ориентировку в море и на судне нет компаса, то определить направление можно следующим образом:
а) По Солнцу. В средних широтах Солнце за 1 час проходит примерно 15" видимого пути. Оно восходит точно на востоке, а заходит на западе только в дни равноденствия - 21 марта и 23 сентябре Обычно на востоке Солнце находится в 7 часов, на юге - в 13 час., на западе - в 19 часов. Учитывая эти сведения с помощью часов возможно определить стороны горизонта в любой момент солнечного дня. Для этого часы располагаются горизонтально так, чтобы часовая стрелка была направлена на Солнце (рис. 262, а). Угол между часовой стрелкой и цифрой 1 условной линией делится пополам. Направление этой линии приближенно указывает на юг. Определив это направление, не составляет труда найти остальные стороны горизонта.
До полудня делится на циферблате угол, который часовая стрелка должна пройти до 13 часов, а после полудня - угол, который стрелка прошла после 13 часов. Следует иметь ввиду, что этот способ является приближенным и ошибка может составлять от нескольких градусов до десятков градусов.
б) По Полярной звезде. Полярная звезда входит в созвездие Малой Медведицы и находится почти точно на севере.
Полярную звезду на небесной сфере легко найти с помощью созвездия Большой Медведицы, которое состоит из семи звезд (рис. 262, б), образующих фигуру в виде ковша с ручкой. Створ двух внешних звезд указывает на Полярную звезду. Мысленно отложив по этому направлению пять расстояний, равных между внешними звездами Б.Медведицы створная линия даст Полярную звезду. Определив направление на N, судоводитель легко определит остальные направления.
в) По полной Луне. Полная Луна всегда находится точно против Солнца, поэтому в 1 час ночи она указывает на юг, в 7 часов - на запад, а в 19 часов - на восток. Учитывая указанные обстоятельства, а также то, что часовая стрелка в 12 часов и 24 часа находится на одном и том же месте, стороны горизонта по полной Луне и часам определяются точно также как и по Солнцу.
г) По транзисторному радиоприемнику. В условиях плохой видимости или вне видимости береговой черты, имея на судне навигационную карту и транзисторный радиоприемник, можно опознать приближенное место нахождения судна.
Береговые радиомаяки обычно работают на волнах 900-1000 м. Настроившись на волну работы известного радиомаяка ( определяется по позывным радиостанции) производится радиопеленгование с помощью плавного вращения приемника вокруг оси. При этом, опуская теорию зависимости диаграммы направленности антенны и силы звукового сигнала, следует запомнить, что наибольшая громкость приема сигнала будет тогда, когда радиоприемник обращен к радиостанции своей лицевой или тыльной стороной, а минимальная слышимость (или потеря слышимости) - при приеме сигнала с торца приемника,
Пеленгование осуществляется по минимуму слышимости в следующем порядке. Берется планшет с нанесенной азимутальной сеткой и размерами несколько больше длины приемника. Расположив планшет линией N - S (0" - 180°) вдоль или параллельно диаметральной плоскости судна, настроенный на волну работы известного радиомаяка приемник плавно вращается судоводителем на планшете для определения курсового угла на радиостанцию (РКУ). Как только будет получена минимальная слышимость получаемого сигнала, замечается компасный курс. С планшета снимается РКУ и рассчитывается
Обратный радиопеленг (ОРП).
; ОРП - КК + DК + РКУ ± 180 0
Полученное значение ОРП прокладывается с радиомаяка на карте в качестве линии положения. Запеленговав два или три радиомаяка аналогичным способом и проложив линии положения на карте, можно получить приближенное место судна.