Глава 13. Кризис и творческий потенциал.
Я знаком с игроком в гольф, который на площадке своего штата установил до сих пор никем не превзойденный рекорд, но, участвуя в крупных соревнованиях, ни разу не получил ни одного призового места. Играя в одиночку, с друзьями или в состязаниях местного уровня, он выполнял приемы безукоризненно, однако, оказываясь на большом турнире, как будто терял все способности и навыки. Как говорят спортсмены, его "сдерживало давление". Многие спортсмены в состоянии контролировать свои действия, пока не наступит критический, самый ответственный момент. В обстановке психологического напряжения они утрачивают всякий контроль над собой.
Правда, есть и такие спортсмены, которые в чрезвычайной ситуации показывают самые лучшие результаты. Словно подобная ситуация придает им дополнительные силы, уменье и ловкость. Поэтому тренеры, отбирая перспективных участников на ответственные соревнования, нередко предпочитают бойцовские качества мастерству.
Бывает и так, что в присутствии важного клиента один продавец теряет дар речи и начинает бормотать что-то нечленораздельное, а другой в той же самой ситуации совершает сделку легко, с подъемом, будто трудности пробуждают в нем скрытые таланты, которые в обычных условиях тихо дремлют.
Многие женщины, очаровательные и находчивые в кругу друзей, делаются косноязычными, неестественно натянутыми и невыразительными на официальных встречах и приемах. Hо мне знакома и одна маленькая леди, которая обретает блеск, воистину расцветает, участвуя в каких-нибудь церемониях. Ужиная с ней наедине, вы найдете ее весьма ординарной, не особенно привлекательной, даже тусклой личностью. Hо на большом приеме с ней происходит поразительная метаморфоза. Глаза приобретают особый блеск, речь становится остроумной и изящной, черты лица меняются, и вы уже видите перед собой настоящую красавицу.
Есть студенты, которые блестяще выполняют ежедневные работы в аудитории, но совершенно теряются на экзаменах. И наоборот, никак не проявляющие себя в классе ученики отлично справляются с трудными контрольными заданиями.
Эти категории людей отличаются друг от друга не какими-то внутренне присущими только им качествами, а лишь сформировавшимися привычками реагировать на кризисную ситуацию, когда вопрос стоит так: "пан или пропал". Если ваша реакция соответствует критической обстановке, то кризис может прибавить вам сил, твердости, мудрости, которые в обычных условиях не проявляются. Искаженная же реакция может лишить вас и того умения, самообладания и способностей, которыми вы всегда располагали.
Спортсмены, предприниматели, политики, другие профессионалы и общественные деятели, действующие успешнее под давлением обстоятельств, - это люди, которые научились сознательно или умели бессознательно правильно реагировать в чрезвычайной обстановке. Чтобы не теряться в кризисных ситуациях, нужно: 1) овладеть определенным мастерством в условиях, свободных от какого-либо давления и слишком сильных побудительных мотивов;
2) научиться не оборонительной, а наступательной, даже агрессивной реакции на конкретные трудности, постоянно думая о конечной позитивной цели;
3) научиться реально оценивать ситуацию с точки зрения ее возможного дальнейшего развития, не делая "из мухи слона" и не превращая сразу же любую, в том числе и мелкую, незадачу или трудность в вопрос жизни или смерти.
Тренировка без давления.
В кризисной обстановке под давлением обстоятельств мы порой способны чему-то быстро научиться, но едва ли сможем овладеть тонкостями мастерства. Бросьте человека, не умеющего плавать, в глубокий водоем, и перед лицом смертельной опасности он может найти в себе силы и поплыть. Критическая ситуация заставит его быстро научиться как-то держаться на воде. Hо таким путем ему никогда не стать классным пловцом. Hеловкие удары по воде руками, которые удержат его на поверхности, "закрепятся" в мышцах и в нервной системе, и ему уже будет трудно научиться плавать как следует. При реальной угрозе, когда возникнет необходимость проплыть значительную дистанцию, такой неумелый пловец может легко погибнуть.
Доктор Толмен, проводивший опыты с крысами, обнаружил, что те из них, которые обучались в спокойной обстановке, действовали в условиях кризиса успешнее. Hапример, когда крысам, которые были хорошо накормлены и не испытывали жажды, позволяли свободно двигаться по лабиринту, они, казалось, бесцельно бродили вокруг, ничего не запоминая. Позднее тех же самых крыс, но уже голодных, вновь помещали в лабиринт, и тут оказывалось, что они многому научились, ибо быстро находили верный путь к цели. Голод представлял для них кризисную ситуацию, и они хорошо с ней справлялись.
Другая группа крыс, которая была вынуждена учиться находить дорогу в лабиринте, испытывая голод и жажду, то есть под давлением слишком сильных побудительных мотивов, проявила меньше ловкости и умения. В их мозгу запечатлялся лишь один маршрут к желанной цели. Когда этот путь блокировали, крысы терялись и с величайшим трудом отыскивали новые дороги.
Чем острее кризис, в условиях которого вы чему-то учитесь, тем меньше вы усваиваете. Профессор Гарвардского университета Джером Брунер также проводил опыты с крысами, которые должны были найти кормушку, пройдя через лабиринт. Крысы, которые не получали пищи в течение 12 часов, научились решать эту задачу после шести попыток, а крысам, которым не давали есть 36 часов, на это потребовалось 20 попыток.
Люди ведут себя точно так же. Бегущим в панике из горящего здания требуется в два-три раз больше времени, чтобы найти дорогу к спасению, чем тем, кто ее ищет в спокойной обстановке. А некоторые из бегущих вообще ее не находят. Чрезмерное давление обстоятельств парализует способность к логическому мышлению. Слишком большие сознательные усилия буквально "забивают" автоматический механизм реагирования. Возникает что-то похожее на тремор цели, о котором я говорил выше, и полностью утрачивается умение ясно мыслить. Тот, кому посчастливится как-то выскочить из горящего здания, запомнит, как правило, только один путь спасения. И если ему придется, волей случая, вновь оказаться в горящем здании, но уже иной планировки или если обстоятельства следующего пожара будут хотя бы слегка отличаться от предыдущего, он будет реагировать так же неадекватно, как и в первый раз.
Hо проведите с этими же людьми соответствующие тренировки в спокойной обстановке, когда отсутствует реальная угроза и, следовательно, нет чрезмерной негативной информации, которая не позволяет четко мыслить и правильно действовать. В подобных условиях они быстро научатся собранно, без паники покидать здание. После непродолжительной практики можно не сомневаться, что так же уверенно они станут действовать, если в самом деле начнется пожар. Их мышцы, нервная система запомнили общую гибкую схему реагирования. Сформировавшееся во время тренировок уравновешенное, спокойное отношение к происходящему будет воспроизведено в обстановке настоящего кризиса. Более того, одновременно они усвоят общие принципы спасения из любого здания при любых чрезвычайных обстоятельствах. Они не будут жестко привязаны к какой-то одной разновидности реагирования, а смогут импровизировать, действовать спонтанно в различных условиях.
Вывод напрашивается сам собою: учите, тренируйтесь в спокойной обстановке, без всякого давления, и вы усвоите новые знания, овладеете мастерством лучше и станете действовать в критических ситуациях успешнее.