Последний адрес А.Н. Боратынского

Завьялова И.В., зав.музеем Е.А. Боратынского

(филиал Национального музея Республики Татарстан)

Уже несколько лет трезвенниками Казани предпринимаются попытки отразить знаковые фигуры общественного здоровья в топонимике города. С 2001 по 2005 год был осуществлен «Катановский проект», в результате которого Школьный переулок получил имя секретаря Казанского общества трезвости, видного ученого-востоковеда Николая Федоровича Катанова. В настоящее время осуществляется «Соловьевский проект», который предлагает назвать одну из улиц Казани в честь основателя и бессменного руководителя Казанского общества трезвости Александра Титовича Соловьева.

Одним из выдающихся казанских общественных деятелей был внук великого русского поэта Е.А. Боратынского – Александр Николаевич Боратынский, 150-летие которого отмечается в этом году. В конце XIX-начале ХХ вв. его имя было хорошо известно в Казани, главным образом, благодаря его неутомимой деятельности на ниве народного просвещения и земского самоуправления.

А.Н.Боратынский родился в Казани 4 июля 1867 года и прожил светлую, но во многом драматическую жизнь. Окончив Императорское училище правоведения в Санкт-Петербурге, он работал помощником секретаря в Казанском окружном суде, городским судьей второго участка Чистополя, товарищем прокурора Симбирского окружного суда и почетным мировым судьей Казанского судебного округа.

Главным делом своей жизни Александр Николаевич считал «народное образование». Сказалось влияние его родственника, известного педагога и одного из основателей трезвеннического движения Сергея Александровича Рачинского. Для Александра Николаевича встреча с ним имела большое значение, и, вероятно, во многом определила его дальнейшую судьбу: он стал известным деятелем народного образования, оставив юридическую практику.

В 1899-1917 годах Боратынский являлся предводителем дворянства Казанского и Царевококшайского уездов Казанской губернии, с 1905 по 1917 гг. состоял гласным Казанской городской думы. В 1904 г. А.Н.Боратынский был участником Всероссийского съезда земских деятелей.

В 1907-1912 гг. Боратынский был членом III Государственной Думы и работал в составе комиссий по народному образованию, судебным реформам и местному самоуправлению.

Многие годы Боратынский работал в Учительской семинарии, был членом губернского Училищного Совета и Попечительского совета Мариинской гимназии. Его взгляды на начальное образование изложены в «Прощальной речи в семинарии перед отъездом в Петербург»: «Учеба не есть культура, сама по себе грамотность есть ключ к добру и злу. Прежде всего надо учить ребенка добру»[1]. Своих учениц он призывал посвятить свою жизнь делу народного образования: «Вступите в далекие деревенские школы, где властвует тьма. Несите же, милые, свет и его тепло в вверенные вам школы…несите его в темные углы нашего отечества! От вас зажгут свои светильники и другие, верьте, если еще не при вас, то после вас будет светлее»[2].

Заслуживает внимания и речь А.Н.Боратынского как члена государственной Думы. Обсуждая статьи законопроекта о начальном образовании, Александр Николаевич выступал против системы русификации в инородческих школах и подчеркивал, что «необходимо преподавание на родном учащимся языке; ибо только родной язык может передать все красоты и тонкости передаваемых мыслей»[3].

Необходимо отметить весьма разнообразную общественную деятельность А.Н. Боратынского, отразившую широкий круг его интересов: он много занимался благотворительностью, входил в Губернский экономический Совет, был председателем Казанского отделения Императорского Русского Музыкального общества, членом городского Комитета попечительства о народной трезвости.

За свою беспорочную службу А.Н.Боратынский был правительственными медалями и орденами, а в 1912 г. произведён в чин действительного статского советника.

Как и большинство представителей рода Боратынских, Александр Николаевич был щедро наделён самыми разносторонними творческими способностями. Он являлся автором поэтического сборника «Друзьям на память», одним из организаторов и участников проходившей в 1916 г. знаменитой выставки «Художественные сокровища Казани».

Личная трагедия – ранняя смерть жены Надежды Дмитриевны в 1903 году – оставила глубокий след в его сердце. В своем «Завещании», написанном почти сразу после этой утраты, Александр Николаевич писал: «Отчего бы я не умер, прошу в смерти моей никого не винить». Он достойно встретил все испытания, которые выпали на его долю.

После взятия Казани частями Красной армии, по решению Чрезвычайной комиссии он был арестован 13 сентября 1918 года. 14 и 18 сентября Военно-Полевым трибуналом 5-й армии были произведены допросы А.Н.Боратынского, на которых он заявлял, что «после октябрьского переворота политической деятельностью не занимался, а стоял около дела народного образования» и что «против советской власти нигде и никогда не выступал». Постановление, подписанное М. Лацисом, было кратким: «Боратынского, как бывшего предводителя дворянства, дворянина и сыновья которого находятся в рядах белой гвардии, расстрелять». В ночь с 18 на 19 сентября 1918 года А.Н. Боратынский был расстрелян у Каргопольских казарм, вблизи Архангельского кладбища.

В 1991 году дело по обвинению А.Н. Боратынского было пересмотрено Верховным судом Республики Татарстан, и он был реабилитирован «за отсутствием в его действиях состава преступления».

С 2015 года России осуществляется проект «Последний адрес», направленный на увековечивание памяти о людях, подвергшихся политическим репрессиям. Было бы замечательно, если бы в Осенний Праздник трезвости 2018 года, к столетию гибели А.Н. Боратынского, на его доме, где ныне располагается Музей Е.А. Боратынского, в память о нем был установлен мемориальный знак – табличка «Последний адрес».

«Выставка заслуживает внимания публики, особенно же господ алкоголиков». Пребывание в 1912 г. в Казанской губернии Первой передвижной Самарской противоалкогольной выставки…

Алексеев И.Е.,главный советник отдела образовательных программ и проектов Управления по взаимодействию с религиозными объединениями Департамента Президента Республики Татарстан по вопросам внутренней политики, кандидат исторических наук

История трезвеннического движения в России чрезвычайно богата на события. Одним из её весьма примечательных, но малоизученных эпизодов является деятельность Первой передвижной Самарской противоалкогольной выставки, которая экспонировалась во многих местностях империи, в том числе, в Казанской губернии.

Последний адрес А.Н. Боратынского - student2.ru Опыт организации в начале XX в. передвижных противоалкогольных выста-вок, безусловно, заслужива-ет к себе самого пристального внимания, так как данная форма про-филактической работы среди населения и по сей день не утратила своей актуальности. Пионерами в деле создания музеев и передвижных «выставок по алкоголизму» выступили германские трезвенники. Их очевидный успех вдохновил журналиста и общественно-го деятеля В.Д. Левинского
Герман Освальдович Досталь

(1849-1917),посвятившего более половины своей жизни Политехническому музею, на устройство «первой выставки по алкоголизму в России», которая была открыта в 1908 г. в Москве благодаря содействию министра финансов В.Н. Коковцова и активному участию известных учёных и деятелей народного просвещения. «Это новое предприятие в России для борьбы с народным пьянством, – подчёркивал В.Д. Левинский в своём докладе на проходившем с 28 декабря 1909 г. по 6 января 1910 г. в Санкт-Петербурге Первом всероссийском съезде по борьбе с пьянством, – обратило на себя всеобщее внимание как правительственных учреждений, так и всех классов населения. Русская пресса, сочувственно встретив новую меру борьбы с пьянством, широко по России распространила сведения о первой выставке, о её задачах и целях, и вызвала общее внимание населения к вопросу о вреде алкоголя. Это внимание подтвердилось многочисленными запросами в комиссию выставки из провинции и сельскими приговорами из центральной России о привозе нашей выставки для спасения местных жителей и селян от чрезмерного пьянства».[4]

В русском обществе возникло «сочувствие к идее антиалкогольных выставок, которые начали устраиваться в разных местах». «Так, – отмечал В.Д. Левинский, – устроены были в 1909 году небольшие выставки по алкоголизму в Нижнем Новгороде, в Варшаве, в Лодзи и, наконец, благодаря первому Съезду по борьбе с пьянством, Общество охранения народного здравия достойно предприняло устройство более обширной, научной выставки по алкоголизму».[5]

Весьма заметной в данном отношении стала деятельность Первой передвижной Самарской противоалкогольной выставки. Однако, к сожалению, сведения о ней носят крайне отрывочный характер и нуждаются в систематизации и обобщении.

Отцом-основателем и непосредственным организатором этой бесплатной выставки, учреждённой, «в целях борьбы с излишествами в потреблении спиртных напитков», являлся помощник заведующего Самарским полицейским музеем, пристав 1-го стана Самарского уезда одноимённой губернии Герман Освальдович Досталь – личность, судя по всему, достаточно неординарная.

Известно, что в 1898 – 1899 гг. Г.О. Досталь служил околоточным надзирателем десятого, а в 1899 – 1900 гг. – седьмого околотков Самары. В 1900 – 1902 гг. он являлся помощником пристава 2-й части Самары, в 1902 – 1903 гг. – полицейским надзирателем уездного города Бугульма Самарской губернии, в 1903 – 1905 гг. – приставом первого стана Бугульминского уезда, в 1905 – 1909 гг. – полицейским приставом слободы Покровская Новоузенского уезда Самарской губернии. С 1909 по 1914 гг. Г.О. Досталь служил приставом 1-го стана Самарского уезда (имел чин губернского секретаря), после чего вышел в отставку.[6]

Г.О. Досталь также был известен в качестве коллекционера и исследователя старины. Являлся автором весьма полезной брошюры под названием «Береги свой карман» («Руководство и способы определения настоящей звонкой монеты от фальшивой»).[7] Состоял почётным старшиной Ксение-Ирининского детского приюта в Бугульме[8] и членом Самарского археологического общества[9].

14 мая 1907 г. в Самаре – при Самарском губернском правлении – начальником губернии В.В. Якуниным был учреждён уникальный в своём роде Полицейский музей. Вдохновителем создания музея и его первым заведующим являлся Самарский вице-губернатор Степан Петрович Белецкий (ставший впоследствии директором Департамента полиции МВД и сенатором Российской Империи), чья частная коллекция составила основу музейного собрания.

Помимо прочего, ранее С.П. Белецкий, придерживавшийся консервативно-монархических взглядов, совместно с будущим Председателем Совета министров Российской Империи П.А.Столыпиным работал в Комиссии народного образования и в попечительстве о народной трезвости в Ковно, затем стал одним из членов-учредителей и членом Совета Виленского отдела «Русского Собрания». Г.О. Досталь являлся ближайшим помощником С.П.Белецкого и после его назначения в Департамент полиции МВД фактически заведовал на общественных началах Самарским полицейским музеем. Помимо этого, в 1909 г. он организовал передвижную противоалкогольную выставку с ярко выраженным антикриминальным оттенком. «С момента её основания, – писал Г.О. Досталь 14 августа 1912 г. Казанскому губернатору М.В.Стрижевскому, – выставка эта демонстрировалась во многих городах Российской Империи, а также среди войск Казанского и Туркестанского военных округов, причём, неоднократно полезность её отмечалась лестными о ней отзывами как прессы, так и начальствующих лиц».[10]

При этом, в виду ассигнования Главным управлением неокладных сборов пособия на развитие означенной выставки, в 1912 г. «явилась возможность привести в исполнение хоть часть намеченного давно уже плана продвижения её по р[еке] Волге», по ходу которого предполагалось посетить семь верхневолжских городов – с таким расчётом, «чтобы, выйдя из Самары в августе месяце, к октябрю выставка была бы в Н[ижнем] Новгороде». Весной – летом 1912 г. выставка уже посетила Саратов и Пензу, «где помимо населения, её демонстрировали в тюрьмах – арестантам».[11]

«Противоалкогольная выставка, – писала 29 марта 1912 г. газета “Саратовский Вестник”, – открылась в фойе Общедоступного театра. Выставлены таблицы, показывающие вред и размеры пьянства в России, и также различные органы человека – здорового и подверженного пьянству. Последние экспонаты были бы особенно поучительны, если бы сопровождались объяснениями специалиста. Впрочем, говорят, что будут и объяснения. Во всяком случае, выставка заслуживает внимания публики – особенно же гг[оспод] алкоголиков».[12]

В городах, где экспонировалась выставка, активное содействие её проведению оказывали местные трезвеннические организации. Как явствует, например, из «Журнала правления Пензенского епархиального общества трезвости» от 30 января 1912 г., на его заседании было заслушано «Отношение Пенз[енского] Губ[ернского] Комитета Попечительства о народной трезвости, от 27 янв[аря] с[его] г[ода] за № 32-м, с просьбою о предоставлении помещения для противоалкогольной выставки, организованной помощником заведующего полицейским музеем при Самарском Губернском Правлении приставом 1-го стана Самарского уезда, Г.О. Досталь».[13]

При этом было определено: «Ходатайствовать пред Его Преосвященством о предоставлении для упомянутой противоалкогольной выставки, в течении одного месяца, в летнее время, помещения в здании Петро-Павловской церковно-приходской школы на Лекарской ул[ице], вблизи центра города, или, при невозможности занять это здание – в помещении Семинарского Общежития».[14]

Однако в Казанской губернии, в силу ряда обстоятельств, пребывание Первой передвижной Самарской противоалкогольной выставки, к сожалению, оказалось несколько «скомканным» и малозаметным в информационном отношении.

14 августа 1912 г. Казанскому губернатору М.В. Стрижевскому были направлены обращение Самарского губернатора Н.В. Протасьева и цитировавшаяся выше докладная записка Г.О. Досталя. В первой из них сообщалось о ходатайстве Г.О. Досталя, который, в числе прочих, намеревался продемонстрировать выставку в уездных городах Казанской губернии Тетюши и Козьмодемьянск. Поддержав данное намерение, Н.В. Протасьев просил у своего казанского коллеги «не отказать в выдаче [Г.О.] Досталь разрешения на беспрепятственное демонстрирование выставки в г[ородах] Тетюши и Козмодемьянске».[15]

25 августа 1912 г. Н.В. Протасьев послал своему казанскому коллеге ещё одно письмо с просьбой «разрешить ему демонстрирование означенной выставки и в г[ороде] Казани».[16]

Казанский губернатор М.В. Стрижевский, состоявший почётным членом «Казанского Общества Трезвости» (КОТ) и приложивший немало усилий к развитию трезвеннического движения во вверенной ему губернии, живо откликнулся на эту просьбу. 28 августа 1912 г. Г.О. Досталю было выписано удостоверение за подписью М.В. Стрижевского «в том, что ему, [Г.О.] Досталь, разрешается в текущем году демонстрирование передвижной противоалкогольной выставки в городах Тетюшах и Козмодемьянске Казанской губернии». Через несколько дней – 3 сентября – было выдано подобное же удостоверение в отношении Казани.[17]

При этом в своей докладной записке Г.О. Досталь, помимо прочего, просил М.В. Стрижевского оказать также возможное содействие в подборе помещений для экспонирования выставки.

«Так как пособие, отпущенное Главным Управлением Неокладных Сборов, – указывал он, – предназначено не только на передвижение выставки, но и на развитие её, то желательно было бы на последнее сохранить возможно больше средств, сокративши для этого расходы по передвижению. Главным же из таких расходов, не считая, конечно, стоимости перевозки выставочных препаратов, как расхода неизбежного, является наём помещения под выставку. Тяжесть этого расхода усугубляется тем обстоятельством, что выставка бесплатна. Таким образом, на наём помещений под выставку может уйти значительная часть средств, предназначенных на развитие последней, что, естественно, нежелательно, так как с прогрессивным улучшением выставки прогрессивно же увеличиваются её значение и полезность».[18]

В связи с этим Г.О. Досталь ходатайствовал об оказании содействия «по отводу для выставки светлого и сухого помещения – комнаты около 5 саж[еней] длиной и 4 саж[еней] шириной в Казани на 14 дней, Козмодемьянске [на] 7 дней и [в] г[ороде] Тетюшах [на] 7 дней».[19]

6 сентября 1912 г. Казанским губернатором М.В. Стрижевским были направлены соответствующие поручения и обращения Казанскому, Козьмодемьянскому и Тетюшскому городским главам, Казанскому полицеймейстеру и Тетюшскому уездному исправнику, в Козмодемьянский и Тетюшский уездные комитеты попечительства о народной трезвости, в Управление акцизными сборами, а также лично председателю Комитета КОТ А.Т. Соловьёву.

Показательным при этом является то почтение, с каким начальник губернии обращался к последнему. «Предложив вместе с сим, – писал М.В. Стрижевский А.Т. Соловьёву, – Казанскому Полицеймейстеру войти с Вами и местными Городским Головой и Городским Комитетом Попечительства о народной трезвости в соглашение по вопросу о том, не представится ли возможным уступить под означенную выставку бесплатно соответствующую часть городских или Комитетских помещений, а при неосуществимости сего не представится ли возможным нанять соответствующее помещение на совместные средства города и комитетов, об этом имею честь уведомить Ваше Высокородие для сведения, покорнейше прося оказать предполагаемому устройству в Казани полезной выставки Ваше посильное просвещённое содействие.

Примите уверение в совершенном уважении моём и преданности».[20]

Известно, что в Тетюшах выставку приняли по высшему разряду. Как отрапортовал 10 сентября 1912 г. Казанскому губернатору М.В. Стрижевскому Тетюшский уездный исправник, «передвижная противоалкогольная выставка находилась в городе Тетюшах с 27 Августа по 4 сего Сентября и пользовалась отличным бесплатным помещением в доме Городского Головы Николая Порфирьевича Полосухина».[21]

Что же касается Казани, то здесь при организации экспонирования выставки имели место определённые «шероховатости», причиной которых, по-видимому, стали бюрократические нестыковки, а также то обстоятельство, что на это время пришёлся пик избирательной кампании в Государственную Думу четвёртого созыва.

Охваченная ожесточённой политической полемикой казанская пресса практически не обратила никакого внимания на это событие.

12 сентября 1912 г. газета «Казанский Телеграф» опубликовала небольшую заметку «Противоалкогольная выставка», в которой сообщалось об обращении Казанского губернатора М.В. Стрижевского «к городской управе с предложением отвести в каком-либо из зданий городского общественного управления дней на 14 соответствующее помещение» для её размещения.

«В случае, если бы городская управа не нашла возможным почему-то отвести таковое помещение в своих зданиях, – разъяснялось далее, – то г[осподин] губернатор предлагает городу войти в сношения по этому вопросу с комитетами: местного о[бщест]ва трезвости и попечительства о народной трезвости и на совместные средства где-либо в городе нанять подходящее помещение под выставку».[22]

При этом сообщалось, что «в Казань выставка, вероятно, прибудет к концу сентября».[23]

Газета «Камско-Волжская Речь» и вовсе ограничилась одним предложением: «Находящаяся теперь в Самаре передвижная противоалкогольная выставка на днях будет переведена в Казань, где пробудет 14 дней».[24] Вместе с тем, выставка экспонировалась в Казани уже пятый день.

19 сентября 1912 г. Казанский полицмейстер А.И. Васильев донёс Казанскому губернатору М.В. Стрижевскому о том, что «передвижная противоалкогольная выставка прибыла в гор[од] Казань и остановилась на Вознесенской улице (ныне – улица Островского. – И.А.) в доме Лазарева, открыв свои действия с 8 сего Сентября, и будет продолжаться по 23 Сентября».[25] С «препаратом для этой выставки» прибыли «служащие Помощника заведывающего полицейским музеем при Самарском Губернском Правлении, Пристава Г.О.Досталь» отставной солдат Войцех Щур и крестьянин села Богдановка («Богданова») Самарского уезда одноимённой губернии Василий Григорьевич Ефремов, которые, «при посещении публикою названной выставки», раздавали «листки от попечительства трезвости, изд[анные] г[осподином] [Г.О.]Досталь», и продавали «металлические жетоны, из белого металла по 10 коп[еек]» и из «жёлтого металла» – по 15 копеек за штуку.[26]

К сожалению, предметного описания выставки и отзывов о ней обнаружить пока не удалось. При этом сохранились некоторые образцы печатной продукции, которая раздавались в Казани.

Первый из них представляет собой малоформатный опросный лист с надписью «Первая передвижная Самарская противоалкогольная выставка» и текстом: «Прошу дать ответ: 1) Пьёте ли Вы водку? 2) Со скольких лет начали пить? 3) Как часто? Что заставляет пить? Подпись ____».[27]

Второй листок 1911 г. выпуска «От Попечительства о народной трезвости. Противу-Алкогольная выставка, составленная и организованная трудами пристава 1-го стана Самарского уезда Г.О. Досталь» с заголовком «Когда пьют», повествовал о следующем: «Люди начинают пить, потому что другие пьют, но, раз привыкнув, человек всегда найдёт предлог чаще и чаще предаваться этому удовольствию. Он пьёт при встрече, пьёт при разлуке. Пьёт, когда голоден, чтобы заглушить голод, и когда сыт, чтобы возбудить аппетит. Пьёт, когда холодно, чтобы согреться, и когда жарко, для прохлаждения. Пьёт, чтобы разогнать сон, и когда страдает бессонницей – тоже пьёт, чтобы заснуть. Пьёт, когда ему весело и когда грустно; на похоронах и крестинах. Всегда пьёт и пьёт… Почему бы и не выпить, чтобы забыть нужду и горе? Из всех побуждений, которые заставляют человека напиваться, это последнее самое несообразное. Пропивая последнее гроши, человек только увеличивает нужду и сам себя губит, теряя здоровье и работоспособность. Выходит, что, желая уничтожить последствия, люди только усиливают причину. Вместо того, чтобы обратиться к другу верному, человек идёт в трактир, к льстецу-собутыльнику, который говорит ему: “Ты не виноват ни в чём, а виновато современное социальное положение”. А вместе с тем этот самый человек первый повернёт спину тому, кто так хорошо утешал, как только у последнего совсем уже нечем будет платить за угощение».[28]

За день до открытия выставки – 7 сентября 1912 г. – председатель Комитета КОТ А.Т. Соловьёв отписал Казанскому губернатору М.В. Стрижевскому, что «для устройства противоалкогольного музея [Г.О.] Досталя может быть уступлено помещение Попечительства о народной трезвости в Собачьем переулке (ныне – улица Некрасова. – И.А.), д[оме] Чарушина, как центральное и удобное, если же почему-нибудь это помещение будет неудобно, то может быть представлено помещение Общества Трезвости в Подлужной».[29] Однако письмо А.Т. Соловьёва было зарегистрировано в Канцелярии Казанского губернатора только 11 сентября,[30] когда выставка в Казани уже работала.

Позднее – 26 сентября 1912 г. – на заседании Комитета КОТ было, в частности, объявлено, что «на днях Председатель узнал, что посланный для устройства выставки нанял помещение на Вознесенской улице, выставку открыл и 23 уехал».[31]

Любопытно, что на том же заседании было заслушано «отношение Генерального Комиссариата Международной Выставки в Турине о присуждении Обществу Трезвости высшей награды, а Председателю А.Т. Соловьёву серебряной медали, которые будут высланы в конце осени».[32]

Таким образом, экспонирование в Казани Первой передвижной Самарской противоалкогольной выставки прошло без участия КОТ и было обделено вниманием местной прессы, однако это вовсе не означает, что она была обделена вниманием местной публики.

Относительно же Козьмодемьянска 12 сентября 1912 г. Казанский губернатор М.В. Стрижевский был проинформирован, что «для помещения передвижной противоалкогольной выставки может быть занято городское каменное помещение в центре города, состоящее из двух проходных комнат, разделённых аркою, имеющие в длину 7 ½ сажен и в ширину 2 ½ сажени, бесплатно», «комнаты – сухие и тёплые, во втором этаже».[33] К сожалению, никакой другой информации относительно экспонирования выставки в Козьмодемьянске пока обнаружить не удалось.

Вместе с тем, есть основания полагать, что «рейд» Первой передвижной Самарской противоалкогольной выставки по городам Поволжья оказался успешным.

В следующем – 1913 г. – Г.О. Досталь организовал вторую передвижную выставку. Согласно сообщению самарской газеты «Городской Вестник», с 1 февраля по 1 марта 1913 г. «посетило выставку 5500 челов[ек], а всего с начала её открытия – 13850 чел[овек]».[34]

Как писала другая самарская газета «Волжское Слово», «1 февраля посетили выставку ученики 3-й магометанской школы в количестве 65 ч[еловек], которых сопровождали Мулла Батдалов и учитель Узбеков». «С 15 по 20 февраля, – указывалось далее, – выставку посетили нижние чины 3-й батареи 48 артиллерийской бригады, в количестве 300 ч[еловек], под руководством военного врача г[осподина] Глухова. За означенное выше время выдано бесплатных брошюр 850 шт[ук]».[35]

Что же касается добровольных пожертвований на борьбу с пьянством, то здесь особо похвастаться было нечем: газеты сообщали о том, что таковые составили 10 рублей 26 копеек, а «всего с прежде поступившими» чуть больше 13 рублей.[36]

В сообщениях прессы встречаются упоминания о печатной продукции, распространявшейся на выставке. «На днях, – писал, например, 6 февраля 1913 г. “Городской Вестник”, – на выставку поступили в продажу по цене одна копейка открытки, с изображением Л.Н. Толстого и снимков с написанного им письма о “грехе пить вино и угощать им”. Надеемся, что эти открытки получат самое широкое распространение».[37]

«На выставке посетители, по просьбе администрации, – сообщало также “Волжское Слово”, – заполняли анкетные листы. Среди ответов посетителей встречаются нередко курьёзные. Так, один посетитель ответил, что он пьёт водку с 15 лет, пьёт ежедневно, когда деньги есть. На вопрос же, что его заставляет пить, ответил, что он пьёт потому, что “чёрт на каждом шагу поставил казёнку и пивную”».[38]

С учётом всего вышеизложенного следует отметить, что история передвижных противоалкогольных выставок в Российской Империи нуждается в серьёзном изучении, а опыт их организации и проведения вполне может использоваться в практической деятельности современных трезвеннических организаций.

Иллюстрация:

Досталь, Герман Освальдович (см.: Полицейский музей сыска в Самаре// Героико-патриотический форум России [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://voenspez.ru/index.php? PHPSESSID=c1ea14bcb8f14f2eb8f3a224a50135ad&topic=77831.msg385235#msg385235)

Книжная культура как фактор консолидации оптимистических трезвеннических инициатив Казани

Ловчев В.М., председатель МНАТ,

профессор кафедры СПК КНИТУ

Трезвенническому движению Казани несказанно повезло. Оно является наследником по прямой линии лучших традиций российской духовности. В 1887 году Лев Николаевич Толстой создал «Согласие против пьянства». В «Согласие» вступил Александр Титович Соловьев, позже организовавший Казанское общество трезвости (КОТ). Внук величайшего российского поэта Е.А.Боратынского и отец Ольги Ильиной, автора замечательных романов «Канун восьмого дня» и «Белый путь» - Александр Николаевич Боратынский участвовал в антиалкогольных инициативах дореволюционной Казани. Редактор крупнейшего журнала Казанской губернии начала ХХ века «Деятель» (выходившего под эгидой КОТ) Николай Федорович Катанов прославился изучением языков и фольклора восточных народов. Записанные и опубликованные им «Татарские рассказы о вреде пьянства» в форме листовок тысячами издавались в Казани в начала ХХI века. Прекрасным инструментом для разрушения проалкогольных фальсификаций истории литературы и сегодня служит статья из «Деятеля» про … А.С.Пушкина[39].

Кратковременное возрождение трезвеннического движения на рубеже 20-х – 30-х годов ХХ века также протянуло незримые нити к нашим дням. Популярные рубрики бюллетеня МНАТ «Феникс» обрели имя благодаря наиболее видному поэту, откликнувшимся на антиалкогольные инициативы – В.В.Маяковскому: «В курганах книг…», «Старое, но грозное оружие», «…из реки по имени факт». На многих Праздниках трезвости стихи поэта вошли в концерты-загадки и в профилактические экскурсии. Существенным методическим оснащением Праздников трезвости 2017 года стали изображение лотерейного билета «Книга вместо водки» и боевой лозунг «Долой полку винную, даешь полку книжную». Используют образы, созданные гением В.В.Маяковского и участники Восьмых традиционных чтений (см. ниже статью М.М.Соловьева).

Возродивший в Казани трезвенническую традицию клуб «Маяк» с первых своих шагов опирался на достижения культуры, в том числе на классическую художественную литературу.

Последний адрес А.Н. Боратынского - student2.ru Непосредственный преемник «Маяка» - клуб «Феникс» (1983-1990) достиг пика своего влияния во второй половине 80-х годов, когда к стране был литературный бум. Социально активный состав клуба был на гребне читательской волны в Казани, его члены переписывались с редакциями популярных изданий, обменивались журналами, привозили из поездок в другие города новые книги, тиражировали с помощью редкой тогда копировальной техники самые важные для профилактики фрагменты. Много десятилетий автору данной статьи успешно служит сборник «Анти-Бахус»[40],

привезенный в большом количестве членом правления «Феникса» Владимиром Беликом из Минска в конце 1986 года.

Положительно на художественные вкусы членов клуба влияли связи с редакцией журнала «Трезвость и культура»[41] (редактор С.Н.Шевердин, 1986-1990). Одной из эффективных форм работы клуба было знакомство ближнего окружения с публикациями журнала – сухозаконным романом Джека Лондона «Джон Ячменное Зерно» и другими.

Из клуба «Феникс» летом 1991 года выросло Казанское отделение МНАТ, унаследовав от предшественника литературные симпатии.

Самым понятным и простым направлением такой деятельности является ныне распространение информации о книгах, имеющих профилактическое содержание.

С начала 1996 года Казанское отделение МНАТ проводит вечера, посвященные 250-летию со дня рождения И.В.Гете, творчеству Б.Акунина, Э.Т.А.Гофмана, С.А.Есенина, А.Конан Дойля, Р.Киплинга, Джека Лондона, В.В.Маяковского, Дж. Оруэлла, Р.Л.Стивенсона, братьев Стругацких, Д.Р.Р.Толкиена, Л.Н.Толстого, О. Хайяма, У.Шекспира, В.М.Шукшина, А. де Сент-Экзюпери, А.П.Чехова, поэме В.Ерофеева «Москва-Петушки» и других авторов. К сожалению, меньшинство сценариев данных мероприятий были подробно записаны, в результате лишь часть элементов проанализирована в специальной литературе или воспроизводилась в массовых мероприятиях.

Последний адрес А.Н. Боратынского - student2.ru Источником силы и вдохновения для казанских мнатовцев были во второй половине нулевых и начале десятых годов нашего века были заочные, но прямые контакты с известными литераторами. Несколько раз по электронной почте Борис Стругацкий высылал благодарности за известия про использование в про-филактической работе повести «Хищные вещи века». В популярных дамских романах, вышедших в нулевые годы, московская писательница Наталья Миронова фиксировала издержки потребления алкоголя. В ее последнем романе, увидевшем свет в конце 2011 года, привлекательным положительным персонажем стал трезвенник. Роман был подарен Казанскому отделению МНАТ и стал главным призом на трезвой встрече нового, 2012 года.
«Казанским мнатовцам от автора с пожела-нием успеха в Вашей нелегкой борьбе. 12.12.2011. Н.Миронова»

Практически каждый цикл проекта «Год зарубежной культуры в профилактике» (см. ниже статью А.Н. Юдиной) включает в себя встречу, посвященную литературным сюжетам. Не случайно четыре из восьми собер-карт (носителей символики, обслуживавших проект) содержат портреты и памятники выдающихся литераторов (И.В.Гете, Марка Твена, Л.де Камоэнса) или персонажей литературно-мифологических сюжетов (сова). Призами многих интерактивных действий «Годов зарубежной культуры» часто становились книги соответствующих культур и народов.

В недрах Казанского отделения МНАТ на рубеже нулевых и десятых годов зародилась профилактическая литературная игра под рабочим названием «Демонтажка».[42] В 2017 году инструментом стала фирменная настольная игра «Shakespeare’s Plays. The TOP Thirty Plays», привезенная из шекспировского театра «Глобус» (Лондон).

В последние годы художественная литература на службе трезвости ищет новые, современные способы распространения. Тому служит рассылка по электронной почте «Трезвость и культура» и группа ВКонтакте «Праздник трезвости открывает книгу» (https://vk.com/club145210641).

Существенный вклад вносят казанские трезвенники в пропаганду бережного отношения к книгам.

В начале 2000 года Казанским отделением МНАТ была выпущена серия из шести закладок. К Всемирному дню без табака 31 мая 2000 года мнатовцами были опубликованы три закладки, обращенные к трём разным аудиториям: некурящим, курящим и к тем, кто находился на распутье – бросать им курить или нет. С тех пор закладки разного формата и тиража многократно публиковались к различным датам: Праздникам трезвости, антикурительным дням, Международному дню борьбы с наркоманией и наркобизнесом и др. Часто закладки имели два грифа: глобус МНАТ и арку Центра «Выбор». Самую большую серию составили десять антикурительных закладок с символикой МНАТ, выпущенные коалицией «За свободный от табачного дыма Татарстан!». Самой красивой на сегодняшний день является серия закладок 2015 года. Она была посвящена Празднику трезвости по мотивам сказки «Маленький принц».[43]

Чаще всего закладки были односторонними, однако ряд серий имел информацию и образы на обеих сторонах. На вкладыше сборника Седьмых традиционных чтений были изображены лицевые стороны закладок-линеек проекта «Год итальянской культуры в профилактике» (2016). Их оборотную сторону составил перечень основных мероприятий «Года итальянской культуры», то есть, закладки служили одновременно и пригласительными билетами.

В текущем году книжная культура казанских трезвенников поднялась еще на одну ступень. В июне 2017 года группой медицинских центров «Эра» и МНАТ были выпущены МАГНИТНЫЕ закладки, они были посвящены борьбе с рекламой безалкогольного пива. К Весеннему Празднику трезвости была выпущена пробная партия обложек для книг (насколько известно автору данной статьи – первые профилактические книжные обложки в современном трезвенническом движении СНГ).

Приведенная информация о книгах призвана ответить на вопрос, поставленный в Предисловии к данному сборнику.

Наиболее влиятельным литературным сюжетом стал «Маленький принц» Сент-Экзюпери. Ему была посвящена одна из самых первых литературных встреч и вторая по счету литературоведческая «Эйфория»[44] (первая половина 1996 года).

В декабре 2007 года мнатовцы дважды посещали выставку Елены Титовой «Путешествие с Маленьким принцем» в центре «Эрмитаж-Казань». Приобретенные после демонтажа выставки две картины («Удав снаружи», «Удав изнутри») использовались позднее на различных массовых и камерных акциях.

Маленький принц вышел на блокноты и закладки Праздников трезвости.

«Маленький принц» стал одной из четырех основных площадок Весеннего Праздника трезвости 2017 года и главным сюжетом уличной части Осеннего праздника трезвости 2015 года. Закономерно, что последний стал наиболее обстоятельно зафиксированной частью всех Праздников трезвости[45].

Причины популярности «Маленького принца» были в достоинствах самого произведения: красоте художественных образов и четкой антиалкогольной идее, выраженной в описании планеты пьяницы.

Наши рекомендации