Игры на развитие диафрагмального дыхания (работа с песком)
«Выровняй дорогу»
От детской машинки логопед проводит неглубокую канавку в песке, ребенок воздушной струей выравнивает дорогу перед машинкой;
«Что под песком?»
Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок открывает изображение.
«Ямка»
Ребенок, следуя правилам дыхания, через нос набирает воздух, надувая живот и медленно, плавно, долгой струёй выдувает ямку в песке.
«Помоги зайцу»
В песке делается три-четыре углубления - «следы», ведущие к игрушечному зайцу. Неподалеку располагается лиса. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца.
«Дорога к другу»
На песке расставляются две игрушки. Нужно длительной плавной струей образовать на песке дорожку от одной игрушки до другой.
«Секрет»
В песок неглубоко закапывается игрушка или небольшой предмет. Необходимо сдуванием песка обнаружить спрятанное.
«Добрый великан»
Из песка насыпается невысокая горка. Перед ней игрушка (слоник, черепашка и др.). Ребенок, дуя на песочную гору, разрушает её, помогая герою продолжить свой путь.
«Путешествие»
На песке легкие пластмассовые игрушки: ящерица, змейки, жуки. С помощью воздушной струи ребенок передвигает фигурки до заданного места.
«Буря»
Во влажном песке выкапывается углубление и заполняется водой. Ребенок длительной сильной воздушной струей вызывает «бурю».
«Чей одуванчик раньше улетит?»
Цель. Добиваться от детей длительного ротового выдоха.
Игра проводится на воздухе. Когда дети гуляют на полянке, воспитатель предлагает им сорвать по отцветшему одуванчику и по очереди подуть на цветок.
«Бабочка, лети!»
Цель. Добиваться длительного, непрерывного ротового выдоха.
Дети сидят на стульях. Воспитатель говорит: «Дети, посмотрите, какие красивые бабочки: синие, желтые, зеленые! Как их много! Они как живые! Посмотрим, могут ли они летать. (Дует на них.) Смотрите, полетели. Попробуйте и вы подуть. У кого дальше полетит. Попробуйте и вы подуть. У кого дальше полетит?» Воспитатель предлагает детям встать по одному возле каждой бабочки. Дети дуют на бабочек.
«Чья птичка дальше улетит?»
Цель. Добиваться от каждого ребенка умения делать длительный, непрерывный, направленный выдох.
На двух столах ставят бумажных птичек (у самого края стола) на расстоянии не менее 30 см друг от друга. Вызывают четверых детей, каждый садится напротив птички. По сигналу «птички полетели» дуют на фигурки, остальные следят, чья птичка дальше улетит.
«Пускание корабликов»
Цель. Добиваться от каждого ребенка умения длительно произносить звук «ф» на одном выдохе или много кратно произносить звук «п» (« п – п – п») на одном выдохе.
Дети сидят большим полукругом. В центре на маленьком столе стоит таз с водой. Вызванные дети, сидят на стульчиках, дуют на кораблики, произнося звук ф или п.
Воспитатель предлагает детям покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. Чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него не торопясь, сложив губы, как для произнесения звука ф. Можно дуть просто вытягивая губы трубочкой, но не надувая щек. Кораблик при этом двигается плавно. Но вот налетает порывистый ветер. «П- п- п…»- дует ребенок. ( При повторении игры нужно пригнать кораблик к определенному месту.)
«Птицеферма»
Цель. Учить на одном выдохе произносить 2-3 слога.
Воспитатель показывает детям игрушки и воспроизводит 3- 4 раза подряд их звучание. Игрушки убирают. Воспитатель говорит: «Пошли мы с вами на птицеферму. Идем, а на встречу нам …(показывает курицу) курица. Как она поздоровается с нами?» Дети: «ко-ко-ко».
«Пошли мы дальше. Навстречу нам гусь. Как он поздоровается с нами?» Дети: «га- га- га». Далее педагог последовательно показывает оставшиеся игрушки, а дети произносят соответствующие звукоподражания.
«Чей пароход лучше гудит?»
Цель. Добиваться умения управлять воздушную струю посредине языка.
Каждому ребенку дают чистый пузырек. Воспитатель говорит: «Дети, послушайте, как гудит мой пузырек, если я в нее подую. (Гудит.) Загудел как пароход. А как у Миши загудит пароход?» Воспитатель по очереди обращается к детям, а затем предлагает погудеть всем вместе.
«Поезд»
Цель. Добиваться длительного произнесения звука «у».
Первый вариант. Дети встают друг за другом, образуя поезд. Воспитатель заранее ставит в разных местах у дороги, по которой пойдет поезд, игрушечных животных. Перед тем как поезд отправится в путь, воспитатель напоминает, что поезд должен дать сигнал, погудеть, если на дороге встретятся животные. Миновав их, поезд перестает гудеть.
Второй вариант. Дети садятся на стульях в два ряда друг за другом, изображая два поезда. Как только зажигается зеленый свет светофора, дети дают гудок, как поезд перед отправлением. Если горит красный свет, дети молчат.
Приложение 4.