Особенности психофизического развитии детей с ДЦП
Детский церебральный паралич – это расстройства двигательных центров, возникающие в связи с повреждением разных отделов головного мозга. ДЦП - это собирательный термин, который объединяет группы не прогрессирующих неврологических расстройств, возникших в результате недоразвитии или повреждения головного мозга в раннем онтогенезе.
После того, как заболевание было обнаружено исследователи стали искать причину этой патологии. Многие считают, что одной из причин является кровоизлияние в головной мозг во время родовых травм. Большая часть детей с церебральным параличом, это недоношенные дети, рожденные с внутриутробной гипоксией, возможно, причинами могли явиться инфекционные заболевания матери во время беременности, родовые травмы. Ещё одна причина возникновения ДЦП это то, что в перинатальный период развития ребенок перенёс инсульт [47].
Симптомы ДЦП проявляются с рождения, вследствие этого, уже с первых дней после рождения, нарушается ход психического становления малыша. Чаще всего психическое становление ребенка проявляется в двигательных, речевых и эмоционально - личностных нарушениях. Далее эти отклонения появляются и в нарушении речи.
Симптоматика при ДЦП изменяется по мере роста и развития ребенка.
К.А. Семенова выделяет 3 стадии сменяющие друг друга:
1. ранняя (до 5 месяцев)
2. начальная резидуальная (с полугода до 3 лет)
3. поздняя резидуальная (старше 3 лет) [43].
К ранним признакам относятся задержка развития ребенка: ребёнок не держит голову, не тянется к предметам, не переворачивается, не сидит самостоятельно, не ползает. В это время выявляется рефлекторная патология. С опозданием появляются двигательные рефлексы и мешают развитию произвольной моторики. Развитие двигательных функций задерживается и искажается, задерживается развитие слухового и зрительного восприятия.
Малыш плохо слышит находящуюся вокруг себя среду и это воздействует на становления психологических реакций.
Начальная резидуальная стадия может длиться до 3-4 лет. В этот период развивается произвольная моторика, которая протекает в сложных условиях. Это выражается и непосредственно проявляется, прежде всего, в неверных позах сидения и стояния, а также в специфической походке. Но особенные трудности появляются в развитии ручной моторики, и поэтому ребенок не овладевает самообслуживанием.
В данный период необходимо трудится над подавлением нарушенных рефлексов и формированием произвольной моторики.
Поздняя резидуальная стадия характеризуется сравнительной стабильностью патологического двигательного стандарта. Это стадия может рассматриваться не как болезнь, а как патологическое состояние. Решающую роль здесь отводят педагогическим мероприятиям [4].
Часто встречающие признаки при ДЦП:
· деформация скелета – укороченная конечность на стороне поражения;
· ограничение в движении;
· судороги, которые особенно выражаются в первые месяцы жизни;
· неполноценная работа и отсутствие взаимодействия различных групп мышц (нарушено глотание, плохо сосет, ест, пьёт);
· нарушен слух, что влияет на задержку речи;
· нарушена речь, нарушен тонус мышц, ребёнок не контролирует работу языка, губ, горла, в связи с этим не воспроизводятся правильно звуки;
· нарушение зрения – косоглазие или близорукость.
Со времен, когда Зигмунд Фрейд совместил различные виды судорожных параличей под названием ДЦП, специалисты встречаются с различными трактовками форм и состояний в медицинском и педагогическом аспектах.
В соответствии с этим К.А. Семенова выделяют 5 форм ДЦП:
1. Спастическая диплегия (болезнь Литтля). Возникает в связи с поражением центральных двигательных нервов в центральных отделах. Возникает при двусторонних поражениях центральных двигательных нервов в центральных отделах (от двигательных зон коры больших полушарий до ствола головного мозга). Характеризуется присутствием судорожных парезов абсолютно во всех конечностях (тетрапарез). Руки поражены меньше, чем ноги. С этой формой дети имеют благоприятный прогноз в психологическом и физическом развитии.
2. Гемипаретическая форма. Пораждает односторонние пирамидальные пути в области мозгового ствола или же в области шейных частей спинного мозга. Характеризуется правосторонней гемиплегией или левосторонней гемиплегией.
3. Гиперкинетическая форма - характеризуется спазмами мышц и нарушениями мышечного тонуса. Движения ребенка затрудняются из-за непроизвольных, насильственных движений. Ребенок с этой формой может при ходьбе выбрасывать конечности вперед или в стороны, может быть перекрут туловища. Присутствие насильственных движений приводит к нарушению развития манипулятивной деятельности и навыков самообслуживания.
4. Атонически-астатическая форма – характеризуется снижением мышечного тонуса, отмечается недостаточная способность мышц к сокращению. Двигательные нарушения характеризуются недостаточной координацией движений, ребенок не держит равновесие. При этой форме наблюдается атаксия статическая или динамическая. При статической - ребенок не может стоять, а при динамической, когда ребенок шагает, то он широко расставляет ноги и руки в стороны для удержании равновесии. При взятии предмета движения неточные, плохо координированные. Речь такого ребенка растянутая, медленная, язык занимает всю ротовую полость.
5. Двойноя гимеплигия (тетрапарез) - поражаются как нижние, так и верхние конечности. Затрудненно развитие двигательных функций. Часто это симптоматика приводит к инвалидности, но при правильном раннем физическом, коррекционно-педагогическом воздействии, можно достичь некоторых улучшений в состоянии ребенка [32].