Вы просите дать вам решимость делать все необходимое, чтобы избавиться от дефектов характера, от которых вы готовы отказаться.
Шестой шаг - это не магический процесс, когда вы просите, и Бог чудесным образом избавляет вас от ваших дефектов характера. Бог, как я его понимаю, не действует подобным образом. Бог дал мне разум и сознательную волю, и Он говорит: “Выбирай и действуй, и по последствиям своих действий ты узнаешь, правильный ли ты сделал выбор.”
Шестой шаг - это ведение осознанной жизни и извлечение уроков из последствий своего поведения. Дефекты характера ведут к болезненным последствиям. Осознавая свои дефекты и последствия, к которым они постоянно приводят, вы в конце концов устаете от факта, что сами убиваете себя. Осознав разрушительную природу ваших дефектов, вы преисполняетесь решимостью что-нибудь сделать с ними.
Вы определяете дефекты характера, от которых вы еще не готовы отказаться.
Многие люди, на самом деле, любят дефекты своего характера. Выгоды, которые они получают от этих дефектов, так важны для них, что они не хотят от них отказаться. Конечно, с ними связаны некоторые проблемы. Но они также позволяют человеку чувствовать себя хорошо.
Выздоравливающие алкоголики начинают осознанно делать выбор, как им жить. Они включают свое сознание, а не отключают его. Трезвость - это процесс зажигания огней, а не их выключение. Аддиктивное мышление отключает сознание; мышление, ориентированное на трезвость, включает его.
Человек начинает жить осознанно. Его понимание проясняется, чувства обостряются, опыт становится более полным. Реальность расширяется, увеличивается и интенсифицируется. В шестом шаге Высшая Сила дает человеку энергию, необходимую для полного осознания реальности, и мужество, чтобы открыто встретиться с ней.
Шестой шаг говорит: “были полностью готовы”. Только живя полностью осознанно, вы можете выбирать, будете вы делать то, что благоприятно для вас, или то, что причинит вам вред. Только знание механизмов такого выбора и осознание того, что вы делаете, позволяет вам решиться на изменения. Как говорят в А.А.: “Мы устали быть больными и усталыми.”
И это осознание относится не только к злоупотреблению спиртным. Это относится к любому дефекту характера человека. Пока вы не устанете от того, что данный дефект характера делает с вами, вы не будете готовы измениться.
Вы просите дать вам в будущем готовность избавиться от дефектов характера, от которых вы пока не можете отказаться.
Возможно, вы не хотите отказаться от каких-то дефектов характера сейчас, но вы надеетесь, что в будущем вы будете готовы избавиться от них. В сущности вы говорите: “Я не готов сделать это сегодня, но, пожалуйста, дай мне желание и готовность сделать это в будущем.”
Например, Стэн, выздоравливающий алкоголик, был руководителем большого лечебного центра, в котором было более сотни сотрудников. Дефектом характера Стэна была претенциозность. Он испытывал потребность во власти, и он пользовался ею. Стэн манипулировал сотрудниками и ожидал от них полного подчинения. Для того, чтобы чувствовать себя значительным, ему были необходимы другие люди. Даже после семи лет трезвости Стэн не мог представить себя без этой власти. Он не мог сказать: “Когда-нибудь в будущем я бы хотел избавиться от этого.” Жизнь была непостижима для него без этой “интоксикации властью”.
Работа по шестому шагу заняла у Стэна четыре года. Четыре года он жил с осознанием той цены, которую он платил за свою власть, прежде чем обрел мужество и силу что-то изменить. В течение этих четырех лет он жил в состоянии постоянного стресса, который буквально убивал его. Но Стэн не сдавался. Почему? Его претенциозность не позволяла ему уйти с работы. Его гордость не давала ему сказать: “Я не могу с этим справиться; мне нужно что-то другое.” В конце концов он попал в отделение интенсивной терапии в результате полного расстройства здоровья, вызванного стрессом. Десять дней Стэн провел в размышлениях о цене, которую ему приходилось платить за обладание властью. В конце концов он решил что это не стоит того. Он решился найти другую работу.
Когда вы готовы избавиться от дефектов своего характера, вы переходите к седьмому шагу, где вы действительно избавляетесь от них.
ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ
Завершив шестой шаг, вы:
1. Осознали, что и в трезвости дефекты вашего характера часто вовлекают вас в саморазрушительное поведение, приводящее к проблемам.
2. Осознали, что дефекты характера дают вам временное удовольствие, которое вам нравиться испытывать.
3. Определили дефекты характера, от которых вы готовы отказаться.
4. Просили дать вам готовность делать все необходимое, чтобы избавиться от дефектов характера, от которых вы готовы отказаться.
5. Определили дефекты характера, от которых вы еще не готовы отказаться.
6. Просили дать вам в будущем готовность избавиться от дефектов характера, от которых вы пока не можете отказаться.
ПРОШЕНИЕ
Седьмой шаг. Смиренно просили Его избавить нас от наших недостатков.
Бог устраняет недостатки, мобилизуя человека делать то, что необходимо для решения его проблем. Мне кажется, что вся суть седьмого шага заключена в “Молитве о душевном покое”, которая часто используется на собраниях программ “12 шагов”: “Господи, дай мне душевный покой принять то, что я не в силах изменить, мужество изменить то, что могу, и мудрость отличить одно от другого.” Давайте попробуем руководствоваться этой молитвой, чтобы понять, как работает седьмой шаг.
Начинается молитва словами: “Господи (обращение к вашей Высшей Силе), дай мне душевный покой принять то, что я не в силах изменить.” Как мы уже говорили, Бог является источником мужества, силы и надежды, на который человек ориентируется в своем выздоровлении. Он должен выйти за рамки своего зависимого мышления и обратиться к Высшей Силе за помощью в решении своих проблем. Высшая Сила дает человеку душевный покой, состояние ума, которое позволяет ему принять себя полностью, со всеми своими достоинствами и недостатками. Когда человек обретает душевный покой, он верит, что это нормально - быть таким, какой он есть, и что его жизнь разворачивается именно таким образом, как должна.
В молитве говорится также “принять то, что мы не в силах изменить.” Принятие - это вера, что без нашего вмешательства происходит то, что должно происходить. Если человек знает, что в чем-то он бессилен, он должен передать это на волю Бога и оставить все попытки контролировать ситуацию. Вы не властелин вселенной. Есть то, чем вы не можете управлять, и в таком случае вам лучше оставить попытки. Почему вы не можете контролировать все? Потому что вы лишь человек со всеми его ограничениями. Таким вы родились, и таким вы умрете. Вы не должны являться всем на свете для всех людей, и не должны пытаться этим быть. Некоторые читают первую часть молитвы и останавливаются на ней. Они приходят к убеждению, что “все, что нужно сделать, это передать свои проблемы Богу, и Он решит их.” “Передать” они превращают в “я не должен ничего делать.” Об этом ли на самом деле говорит нам “Молитва о душевном покое”? Я думаю, что нет. Если бы “передать” означало “я ни за что не отвечаю”, молитва читалась бы так: “Господи, дай мне душевный покой принять все, потому что я ничто не в силах изменить.” Но в действительности кое-что мы можем изменить в своей жизни. И в следующей части молитвы мы просим дать нам “мужество изменить то, что можем”. Человеку, чтобы делать то, что в его силах, нужно мужество. Он должен определить, за что он ответственен, и принимать на себя ответственность, когда только возможно. Для своего выздоровления человек должен делать определенные вещи, не потому что их приятно делать, а потому что он ответственен за это.
Последняя часть молитвы наиболее сложная: “... мудрость отличить одно от другого”. Как узнать, когда вы напрасно тратите энергию, пытаясь изменить то, что не в ваших силах, а когда что-то в ваших силах, в сфере вашего влияния? Человеческие возможности ограничены. Мы не всегда может точно установить различия. Как можем мы узнать, когда прилагать усилия, а когда “передать” это Богу? Это основная проблема всех выздоравливающих алкоголиков - обрести мудрость отличать одно от другого.
Что же непосредственно нужно делать, работая по седьмому шагу?