Двадцать четыре смертельных точки
Как бы я ни старался живописать Оргаева — ни самые многозвучные краски, ни тончайшая светотень не победят чертежа.
Я даже не верю, что он есть: все время, пока мы общались, не уходило затаенное подозрение, что его нет. А ведь в памяти целый фильм — от той первой встречи в песочнице...
Мешковатый мальчик, каких много. Зодиаковый скорпион, на четыре дня старше меня.
Бесцветный прыщеватый подросток, сохраняющий мешковатость, но уже какую-то многоугольную.
Со спины: оквадраченная голова на короткой шее, наплюснутые вперед уши. Профиль: круглая, почти дугообразная выпуклость лба, не слишком высокого,
Г/1 /IPA 2: Игомщия Ттноз
на котором потом обозначились зализы; оседающий книзу затылок и подскакивающий вверх подбородок с мясистым выпрыгом нижней губы, отчего нос кажется слегка вдавленным. Долго страдал хроническим насморком, сильно сопел, особенно когда рисовал: вспучивал ноздри, отодвигал вбок губу...
Это тоже вошло в гипнотическую гримасу, вместе с длинным выгибом правой брови и...
Вот и особенность глаз: поставлены довольно широко, с едва заметной косиной, с оттопыром нижних век, как бы перевернутые.
Когда такие глаза медленно, словно жерла пушек, наводятся на точку за вашим затылком; когда веки оттягиваются напряжением щечных брыл (напрягается шейно-лицевой мускул), — когда начинается усиливающаяся вибрация всей физиономии одновременно с движением вверх и вниз...
Вот оно, знаменитое оргаевское гипнотическое «облучение»: впечатление, будто находишься под напором пульсирующей энергии; всасываешься в эту судорогу, начинает больно рябить в глазах...
Этот иллюзионный трюк он отрабатывал еще в школе, но для эффекта не хватало репутации, большинство испытуемых заходилось хохотом.
Физически был средней силы, подвижен, но неважно координирован; по этой причине не любил футбола — через раз мазал мимо мяча.
В мальчишеской возне то и дело репетировал какие-то сногсшибательные приемчики, куда-то нажимал, что-то выкручивал; уверял, что знает двадцать четыре смертельных точки...
В восьмом классе из личинки моей подростковой застенчивости вылупился хмельной мотылек.
ск&озмяк
На небосклоне школьной популярности засияла звезда ТОНИЗАР — портретист, стихоплет, танцор, фокусник, мим, а главное, пианист, напрокат-нарасхват. Сочинил немыслимое количество пошлых песенок. Шалый, упоенный собой, я носился из компании в компанию, морочил девчонок, влюблялся, пропадал ночами, приводил в отчаянье маму...
А Жорик пошел совершенно иной дорогой.
Нет, не сказал бы, что он померк. Таинственная сильная личность, мафиозный отличник.
Вытянулся, взматерел. Занимался гипнозом по той самой книжечке, о которой я и думать забыл, практиковался без устали. До времени — никаких зрелищ, работа строго индивидуальная.
Держал в рабстве человек пять зомбированных ребятишек из нашей школы, а в качестве телохранителей парочку окрестных мордоворотов.
Одного, прыщавого громилу с мутными глазами по прозвищу Женька-псих, водил за собой как цепного пса и команды давал как собаке. «Ко мне, Жан!.. Стоять!.. Сидеть!.. Взять!.. Голос!..»
Жесткий императив с внушением животного страха плюс обещание за примерное поведение предоставить бабу. «Я могу убить одним взглядом. Подтверди, Жан. Голос!» — «Угу-у-у...»
Ходячая сила воли. Притом непонятным образом выходило, что Жорик, со всеми его грозными и полезными качествами, никому не нужен. Его общества не избегали, но как-то потихоньку отваливали.
Требовалось еще что-то, чем он не обладал.
Г/МРЛ 2: Лгоеищия Гипноз
25 D
Р^юанс. Первая истерика
В десятом классе нас ненадолго сблизило общее увлечение живописью.
За этюдником с него что-то слетало. (Один раз мне даже почудилось, будто серая тень выскользнула из-за спины и нырнула в стенку...)
С дрожащим взглядом, с дремотной улыбкой работал кистью... Краснел, бледнел, переставал слышать.. Настоящий творческий транс. Если бы я не видел его и ТАКИМ, все было бы проще...
О живописи он знал все, что было доступно в те сумеречные времена. Открыл мне постимпрессионистов и абстракционистов первого поколения.
Я рисовал его, а он меня во всевозможных манерах; к семнадцатилетию подарил мне масляный тетраптих «Антоний» — феерию цветовых пятен.
Я не мог в них себя опознать, но пришел в музыкальный восторг, восхищаюсь и по сей день. Не сомневаюсь, в нем бушевал художник с несравненным своеобразием чувства цвета. Он бы и сам в этом не сомневался, если бы не одна досадная недостача.
Линия не давалась. Полнейшая беспомощность, топорность рисунка. Зрительно-двигательная память была никуда... «Как это ты можешь, Антоний, как? Ну объясни! Как ты ЗТО можешь?!»
Что я мог объяснить?.. Брал бумагу и карандаш, закрывал глаза и опускал руку. Готово: портрет, движение... Цветы, звери... Ну как объяснить?..
«Зачем тебе, ты цветовик, я рисовальщик». — «Нет, мы должны развиваться вместе. Искусство жестоко: все или ничего. Ты научишь меня. А я тебя дотяну до Фалька и до мусатовского нюанса...»
*£*_________________________________СКРОЗМЯК
256
Однажды у него дома, в отсутствие бабушки, я таким вот слепым способом смеха ради нарисовал пять танцующих обнаженных женских фигурок и возле каждой — Жоркины физиономии, с выражением лиса в винограднике.
Открываю глаза. Жорки нет.
— Жорк... Ты где? Молчание.
Скрип за зеркальным шкафом.
— Жорк! Ты где, а?..
— ОГЛЯНИСЬ. ..............Фьють!
Хлебный нож, просвистев мимо моего уха, ударился в стенку и упал мне под ноги.
— ПОДНИМИ НОЖ.
— Ты что, Жорк?..
— ПОДНИМИ НОЖ. ВСТАНЬ НА МОЕ МЕСТО. КИДАЙ В МЕНЯ.
— Жорк, ты что?!.
— Нам вдвоем не жить на этом свете. Кто-то должен уйти... Кто-то должен уйти... Уходи, слышишь, уходи быстро... СТОЙ.
— Стою. Ну.
— ВОЗЬМИ НОЖ И УБЕЙ МЕНЯ.
— Кончай шуточки, Жорк, мне не нравится. Ты что, из-за этой моей мазни опсихел? Щас порву.
— Нет. Нет...Хе-хе-хе-хе-хе-хе-хо-о-о-о-о-о!!!... Это была его первая открытая истерика.
О других я не догадывался.
Г/1/IP/1 2. Лго&ищия Гипноз
257
Sw нюансы
Волосы цвета хозяйственного мыла (сам Жорик обозначал — «нечищеного серебра»).
Якорная дуга подбородка — отметина прирожденного организатора.
А чтобы узреть глаза, нужно спуститься по крутизне лба в промоину между мощными надбровными дугами: здесь эпицентр магнетизма, воронка... нет... осторожно, в зрачки не надо...
Радужка цвета январской предутренней мглы, с невычислимым процентом сиреневого.
В девятом классе он был еще девственником.
Мы учились в эпоху раздельного обучения и по этой причине все были сексуально озабоченными, почти у всех выпирало. Я говорю «почти», потому что Жорик, например, к этой категории не относился, его что-то тормозило. С девчонками напрягался, куда-то девались и красноречие, и самоуверенность.
Прорвало потом: «Знаешь, блондиночки лучше всего трахаются под гипнозом». ■— «Брюнетки тоже?» — «Они и так в трансе».
Говорил на эти темы редко, но метко. Жадно расспрашивал о моем опыте. Заявил как-то: «Когда я начну трахаться, я твоих глупостей повторять не буду. Пошла на... любовь, они у меня все как овечки будут. Мужскую силу будут чувствовать, сучки. Мужская сила — это гипноз. Это власть».
9 Зак. 3701
СКРОЗ^ЯК
25δ