И безопасности медицинской деятельности
Методические указания
для самостоятельной подготовки
и решения ситуационных задач
для студентов лечебно-профилактического факультета
Екатеринбург, 2014
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ (ГБОУ ВПО УГМУ Минздрава России)
Кафедра общественного здоровья и здравоохранения
УДК 614.2:378.147-322
Составители: Н.В. Ножкина, Е.Э. Лайковская, Т.В.Конышева
Организация контроля качества и безопасности медицинской деятельности: Методические указания для самостоятельной подготовки
и решения ситуационных задач для интернов, ординаторов / Н.В.Ножкина, Е.Э. Лайковская, Т.В.Конышева – Екатеринбург: 2014. – 33 С.
Утверждено на заседании кафедры, протокол № 6 от 14.01.2014 г.
Методические указания для интернов и ординаторов содержат материалы по организации контроля качества и безопасности медицинской деятельности и оценке качества медицинской помощи в соответствии с современным состоянием законодательной базы и нормативно-правовыми положениями в системе здравоохранения и обязательного медицинского страхования.
Дисциплина - общественное здравоохранение и здоровье
Ó Уральский государственный медицинский университет, 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Стр. | |
1. Цель, задачи занятия 2. Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки 3. Материалы для самостоятельной подготовки | |
3.1. Организация контроля качества и безопасности медицинской деятельности (информационный материал) | |
3.1.1. Порядки и стандарты в системе обеспечения и контроля качества и безопасности медицинской деятельности | |
3.1.2. Формы контроля качества и безопасности медицинской деятельности: государственный, ведомственный, внутренний | |
3.1.3. Организация экспертизы качества медицинской помощи | |
3.2. Порядок контроля качества медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования (информационный материал) 3.2.1. Организация экспертизы в системе обязательного медицинского страхования 3.2.2. Критерии качества и доступности медицинской помощи | |
4. Задания для выполнения на занятии 5. Вопросы к тестовому контролю 6. Литература и электронные ресурсы для подготовки темы |
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
- ДС – дневной стационар
- КМП – качество медицинской помощи;
- КС – круглосуточный стационар
- ВК – врачебная комиссия
- КЭР – клинико-экспертная работа
- МО – медицинская организация
- МП – медицинская помощь
- ОМС – обязательное медицинское страхование;
- СМО – страховая медицинская организация (страховые медицинские организации);
- ТФОМС – территориальный фонд обязательного медицинского страхования;
Тема занятия: ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цель, задачи занятия
Цель занятия:
Процесс изучения темы занятия направлен на формирование следующих компетенций в организационно-управленческой деятельности:
· способностью и готовностью использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, терминологию, действующие международные классификации), а также документацию для оценки качества и эффективности работы медицинских организаций (ПК-27);
· способностью и готовностью использовать знания организационной структуры, управленческой и экономической деятельности медицинских организаций различных типов по оказанию медицинской помощи взрослому населению и подросткам, анализировать показатели работы их структурных подразделений, проводить оценку качества и безопасности медицинской деятельности, медико-организационных и социально-экономических технологий при оказании медицинских услуг пациентам (ПК-28).
Задачи занятия:
Знать:
1. Основные термины и понятия, общие положения системы обеспечения и контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
2. Значение Порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи в обеспечении качества и доступности медицинской помощи.
3. Принципы организации различных форм контроля качества и безопасности медицинской деятельности - государственного, ведомственного и внутреннего.
4. Порядок контроля качества медицинской помощи в современных условиях функционирования системы обязательного медицинского страхования.
5. Виды экспертизы качества медицинской помощи.
6. Критерии качества и доступности медицинской помощи.
7. Виды дефектов качества медицинской помощи, являющихся основанием для штрафных санкций при оплате медицинской помощи.
Уметь:
1. Применять положения нормативной правовой базы для выполнения требований по организации контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
2. Применять положения нормативной правовой базы для соблюдения действующего порядка контроля качества медицинской помощи.
3. Выявлять дефекты и основания для штрафных санкций при экспертизе качества медицинской помощи в системе ОМС.
4. Рассчитывать и оценивать основные показатели, характеризующие качество медицинской помощи.
Владеть:
1. Навыками работы с нормативной правовой документацией, принятой в здравоохранении (федеральные законы, порядки, стандарты, приказы, рекомендации, др,), а также оперативной документацией для оценки качества медицинской помощи ;
2. Навыками расчета и анализа показателей качества работы медицинских организаций и их структурных подразделений, оценки качества и безопасности медицинской деятельности, медико-организационных и социально-экономических технологий при оказании медицинских услуг пациентам.
Продолжительность занятия – 8 часов.
2. Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки
1. Определение понятий «качество», «качество медицинской помощи».
2. Основные характеристики качества МП.
3. Основные составляющие оценки качества медицинской помощи
4. Индикаторы и критерии качества МП, основные показатели.
5. Обеспечение качества медицинской помощи: цели, задачи.
6. Аккредитация и лицензирование медицинской деятельности, цели, порядок проведения.
7. Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи.
8. Государственный контроль качества и безопасности медицинской помощи: цели, задачи
9. Принципы организации ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
10. Внутренний контроль качества медицинской деятельности, цели, уровни контроля
11. Организация и порядок проведения контроля качества МП в системе обязательного медицинского страхования.
12. Виды экспертизы качества медицинской помощи в системе ОМС.
13. Обязательные случаи для экспертизы качества медицинской помощи в системе ОМС.
14. Виды дефектов качества медицинской помощи.
3. Материалы для самостоятельной подготовки
3.1. Организация контроля качества и безопасности медицинской деятельности(информационный материал)
Основные термины и понятия, характеризующие оказание медицинской помощи и качество медицинской деятельности, приведены в статье 2 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», ФЗ-323 от 21.11.2011.
Качество- это совокупность признаков и свойств продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять конкретные установленные или предлагаемые потребности людей.
Качество медицинской помощи - совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.
Основные общие характеристики качества медицинской помощи: адекватность, доступность, результативность, безопасность, своевременность, надежность, удобство в получении, экономичность, и др.
Медицинская помощь надлежащего качества – это помощь, оказанная квалифицированным медицинским работником, выражается в отсутствии нарушений и дефектов, затрудняющих выполнение медицинских технологий, препятствующих стабилизации или увеличивающих риск прогрессирования имеющегося у пациента заболевания, повышающих риск возникновения нового патологического процесса, приводящих к неоптимальному использованию ресурсов медицинского учреждения и созданию объективных условий для неудовлетворенности пациента от его взаимодействия с системой здравоохранения.
Медицинская помощь ненадлежащего качествавыражается в наличии дефектов и врачебных ошибок, приводящих к нарушению выполнения медицинских технологий, к дестабилизации или увеличению риска прогрессирования имеющегося у пациента заболевания, повышению риска возникновения нового патологического процесса, неоптимальному использованию ресурсов МО, созданию объективных условий для неудовлетворенности пациента от его взаимодействия с системой здравоохранения. Причинами медицинской помощи ненадлежащего качества является недостаточная квалификация медицинского работника и/или отсутствие условий реализации имеющихся профессиональных знаний, умений, навыков.
Врачебная ошибка - предотвратимое, объективно неправильное действие (бездействие) врача, которое способствовало или могло способствовать нарушению выполнения медицинских технологий, увеличению или не снижению риска прогрессирования имеющегося заболевания и риска возникновения нового патологического процесса, неоптимальному использованию ресурсов здравоохранения и неудовлетворенности потребителей МП.
Известно, что состояние здоровья зависит не только от деятельности медицинских служб, поскольку на него оказывает влияние комплекс социально-экономических, биологических, природных, поведенческих факторов. В связи с этим, именно КМП может рассматриваться как основной критерий оценки собственно деятельности здравоохранения и является объектом управления в системе оказания МП.
Управление качеством – часть функций управления в целом, которые определяют и осуществляют политику в области качества. Управление качеством основано на оценке потребностей и степени их удовлетворенности.
На качество МП оказывают существенное влияние различные управляемые и малоуправляемые факторы – общеэкономические, внутриучрежденческие, кадровые (профессиональные), индивидуальные факторы пациента и его образ жизни, др.
Система качества– сочетание ресурсов, организационной структуры, технологий и методик, которые необходимы для достижения качества.
В системе обеспечения качествамедицинской помощи важное практическое значение имеет достижение соответствия структуры, технологического процесса, результата и стоимости установленным для них современным требованиям, стандартам и условиям.
Для управления качеством МП необходима система оценки и контроля.
Оценка качества МП– определение соответствия оказанной медицинской помощи установленным на данный период стандартам, требованиям при удовлетворенности пациентов этой помощью. Оценивать качество можно только с использованием стандартов, эталонов, утвержденных требований, клинических рекомендаций (см. раздел 3.1.1.).
Критериями качества могут являться параметры, позволяющие подтвердить оптимальность структуры медицинской помощи населению, использования ресурсов здравоохранения, медицинских и организационных технологий, выполнения требуемых объемов оказываемой медицинской помощи, обеспечение удовлетворенности пациента, а для конкретного случая - ликвидацию патологического процесса, снижение прогрессирования заболевания.
Один из основных методов, используемых в системе контроля и оценки качества медицинской помощи – экспертный метод (см. раздел 1.4).