Увеличение и повышение активности коркового слоя надпочечников
(железы внутренней секреции, расположенные над каждой почкой. Они состоят из двух частей: наружного слоя (кора) и внутреннего слоя (мозговое вещество). Кора выделяет гормоны, которые называются кортикоиды (например, кортизон); мозговое вещество продуцирует адреналин и родственные ему гормоны, играющие важную роль в реакции на стресс);
уменьшение вилочковой железы(тимуса – большого органа из лимфатической ткани, расположенного в грудной клетке) и лимфатических желез(так называемого тимико-лимфатического аппарата, который имеет непосредственное отношение к иммунитету );
точечные кровоизлияния желудочно-кишечного тракта и образование в слизистой оболочке желудка и кишечника язвочек.
Селье описал механизм «ответа» организма на стресс: стрессор возбуждает гипоталамус, продуцируя вещество, дающее сигнал гипофизу выделять в кровь адренокортикотропный гормон (АКТГ). Под влиянием данного гормона внешняя корковая часть надпочечников начинает выделять кортикоиды, вещества, приводящие к уменьшению в объеме (сморщиванию) вилочковой железы и некоторым другим сопутствующим изменениям: атрофии лимфатических узлов, торможению воспалительных реакций, продуцированию сахара как легкодоступного источника энергии. Вместе с тем, именно наличие кортикоидов в крови является стимулятором образование и язвочек пищеварительного тракта.
Таким образом, Г. Селье доказал, что стресс – это целостный комплекс психических и физиологических изменений, происходящих в организме человека в ответ на какое-либо внешнее или внутреннее воздействие.
Позднее в психологии, биологии, медицине и других областях естественнонаучного знания термин «стресс» чаще всего стал использоваться в двух значениях:
• физический, химический или эмоциональный фактор, который вызывает физиологическое/психологические напряжение и может быть/стать источником болезни;
• сама болезнь, возникающая в результате действия вышеуказанных факторов.
Итак, парадоксальная сущность стресса в том, что он обозначает собой и фактор, воздействующий на организм, и результат воздействия этого фактора.
Правда, исследования последних лет расширили характеристику данного понятия. Есть даже предложение идентифицировать понятие «стресс» с понятиями «фрустрация» и «угроза». В современных исследованиях часто заметен подход к его характеристике с позиций бихевиоризма – «стимул – реакция». Ученые пытаются соотнести факторы внешней среды с конечным результатом (состоянием человека). Так, Р. Лазарус[3]определял стресс как «связь человека со средой, которая оценивается человеком как обременяющая или превышающая его ресурсы и подвергающая опасности его благополучие »[4].
А вот и еще – стресс можно определить как психологическое состояние, которое является частью более широкого процесса взаимодействия между индивидуумами и их рабочей средой и отражает этот процесс! [5]
Подводя итоги сказанному, можно отметить следующее:
– стресс представляет собой реакцию на значимый раздражитель;
– стрессовая реакция является реакцией психофизиологической, поскольку включает в себя сложные взаимоотношения психического и соматического состояний организма;
– стресс характеризуется потенциально широким набором реакций, которые приводят к психофизиологическому возбуждению;
– у многих людей хронические стрессы могут привести к дисфункциям и патологическим нарушениям, расстройствам в органах и системах организма; – стресс, как считают многие ученые, может оказывать как положительное, так и негативное влияние на человека.
Многообразие форм проявления стресса, причин возникновения эффектов его влияния на здоровье и профессиональную деятельность людей объясняется тем, что практически каждый человек в своей жизни неоднократно переживает/переживал состояния стресса: стресс действительно вездесущ, являясь просто признаком нашей жизни, тем, что придает ему различные оттенки, нюансы, радуя одних и помогая им, печаля других, заставляя организм реагировать должным образом…
По свидетельству Национального совета здоровья и благосостояния Швеции, в этой, одной из наиболее индустриально развитых стран Европы, каждый третий взрослый страдает от недомогания, нарушений сна, повышенного состояния тревожности. У каждого третьего ребенка в возрасте четырех лет имеются симптомы эмоционального неблагополучия (дети проявляют повышенную агрессивность по отношению к окружающим). Каждый десятый человек страдает от алкоголизма. 20 000 людей в год предпринимают попытку самоубийства.
Если обратиться к данным по Соединенным Штатам Америки, то почти 15 % населения нуждаются в какой-либо форме восстановления психического здоровья; от 5 до 15 % детей в возрасте от 5 до 15 лет отличаются стресогенными нарушениями поведения или замедлением психического развития; 25 % населения страдают от депрессии, состояний тревожности, эмоционального дискомфорта.
Подобные данные можно привести и по России. Неслучайно стресс в настоящее время и определяется как «болезнь цивилизации».
Рис. 1. Модель стресса по Г. Селье
Селье пришел к выводу о том, что человек может использовать стресс и даже наслаждаться им, если узнает, изучит его механизмы и выработает соответствующую философию жизни.
В результате проведенных исследований Г. Селье и его коллегами было доказано, что качественно различные раздражители отличаются только своим специфическим действием. Их неспецифический стрессорньгй эффект может быть одинаков, если на него не накладывается и не видоизменяет его какое-либо специфическое свойство раздражителя. То обстоятельство, что один и тот же стрессор может вызывать неодинаковые реакции, поражения у разных людей, ученый связывает с «факторами обусловливания», которые избирательно усиливают или тормозят то или иное проявление стресса. Это «обусловливание» может быть как внутренним (генетическая предрасположенность, пол, возраст и т. д.), так и внешним (прием соответствующих лекарственных препаратов, диета и т. д.). Под влиянием этих факторов, по мнению Г. Селье, нормальная, хорошо переносимая степень стресса может быть болезненной и привести к «болезням адаптации », избирательно поражающим предрасположенную область тела. И обусловлено это тем, что в ситуации стресса в организме, как в обыкновенной цепи, рвется наиболее слабое звено, несмотря на то, что все звенья находятся под одинаковой нагрузкой.
Резюмируя, скажем: основные (общие) положения теории Г. Селье могут быть отражены в обобщенном варианте так:
– все биологические организмы имеют врожденные механизмы поддержания состояния внутреннего баланса или равновесия функционирования своих систем;
– сохранение внутреннего равновесия обеспечивается процессами гомеостазиса – поддержание гомеостазиса является жизненно необходимой задачей организма;
– стрессоры, то есть сильные внешние раздражители, нарушают внутреннее равновесие. Организм реагирует на любой стресс, приятный или неприятный, неспецифическим физиологическим возбуждением – это защитно-приспособительная реакция;
– развитие стресса и приспособление к нему проходит несколько стадий, а время течения и перехода на каждую стадию зависит от уровня устойчивости (резистентности) организма, интенсивности и длительности воздействия стрессора;
– организм имеет ограниченные резервы адаптационных возможностей по предупреждению и купированию стресса, и их истощение может привести к заболеванию и смерти.
Вопросы для самоконтроля по материалам Темы 1
1. Чем обусловлена разработка концепций стресса?
2. Кому принадлежит первая целостная концепция стресса?
3. Каковы основные положения концепции стресса Г. Селье?
4. В чем заключается механизм «ответа» организма на стресс?
5. Почему стресс рассматривают как комплексный ответ организма на воздействие среды?
6. Дайте характеристику фазам общего адаптационного синдрома.
7. Что такое «фактор обусловливания» стрессовой реакции?
8. Раскройте обобщенные позиции теории Г. Селье.
Тема 2