Медицина в государствах Средней Азии (X-XII вв.)
В конце IX века, после распада Халифата, правитель Мавераннахра Исмаил Саманид объединил значительную часть территорий Средней Азии в единое феодальное государство. Государство Саманидов достигло своего экономического и культурного расцвета в X веке. Его столицей была Бухара – один из богатейших городов Востока.
Выдающимся среднеазиатским учëным и врачам принадлежит целый ряд новых идей, которые получили признание и развитие лишь несколько веков спустя. Например, внедрение экспериментального метода в патологию и лекарствоведение, утверждение естественно-научной сущности медицины как области научной и практической деятельности. Кроме этого, они высказывали идеи о связи медицины с химией, взаимосвязи организма с окружающей средой и роли среды в патологии, неразрывной связи психического и телесного.
Обобщающие энциклопедические труды врачей Средней Азии способствовали сохранению и развитию достижений медицины древности (античной, эллинистической, индийской, иранской, среднеазиатской), осмыслению и синтезу их богатого практического опыта и различных теоретических концепций.
Великим учёным-энциклопедистом, врачом, философом средневекового Востока является Абу Али ал-Хусейн ибн Абдаллах ибн ал-Хасан ибн Али ибн Сина (Abu Ali al-Hūsayn ibn Abdallah ibn al-Hasan ibn Ali ibn Sīnā, лат. Avicenna, 980 – 1037). Ибн Сина, как крупнейший врач и мыслитель своего времени, был признан уже современниками, и ему ещë при жизни присвоили почëтный титул «наставник учëных».
Научное наследие Ибн Сины охватывает различные области знания: философию, медицину, математику, астрономию, минералогию, поэзию, музыку и т.д.
Главный медицинский труд Ибн Сины «Канон врачебной науки» по существу является медицинской энциклопедией, в которой рассматривается на уровне знаний того времени всë, что относится к здоровью и болезням человека. Этот научный труд уже в XII веке был переведëн с арабского на латинский язык. Когда был изобретëн печатный станок, среди первых печатных книг оказался «Канон врачебной науки».
«Канон врачебной науки» состоит из пяти книг. Каждая книга, в свою очередь, делится на части, отделы, статьи и параграфы.
Первая книга содержит теоретические основы медицины и общие положения практической медицины. В ней даëтся определение понятия медицины, еë общие принципы и раскрываются задачи этой науки. Приводится краткое анатомическое описание так называемых «простых» органов человеческого тела – костей, хрящей, нервов, артерий, вен, сухожилий, связок и мышц. Рассматриваются причины и проявления болезней, их классификация и правила лечения. Подробно излагаются учения о соках и натуре (темпераменте), о питании, образе жизни (общая диэтетика) и сохранении здоровья во все периоды жизни человека (общая и частная гигиена).
Во второй книге излагаются сведения о лекарственных средствах, применявшихся в практической медицине того времени. В ней дано свыше 800 лекарственных средств растительного, животного и минерального происхождения. При этом автор описывает их лечебные свойства и способы применения, а также правила сбора, переработки и хранения. Кроме лекарственных средств, производившихся в Средней Азии и в других странах Ближнего и Среднего Востока, описываются лекарства, привозимые из Индии, Китая, Греции и других регионов земного шара. Многие лекарственные средства благодаря Авиценне стали известны средневековой Европе, они прочно вошли в научную фармакопею и применяются в настоящее время.
Третья книгапосвящена частной патологии и терапии. В ней описываются отдельные («частные» или «местные») болезни органов человека, их диагностика и лечение. Это болезни головы и мозга (в том числе нервные и психические), глаза, уха, носа, полости рта, языка, зубов, дëсен, губ, горла, лëгких, сердца, груди, пищевода, желудка, печени, желчного пузыря, селезëнки, кишечника, заднего прохода, почек, мочевого пузыря, половых органов. Каждый раздел начинается с подробного анатомо-топографического описания соответствующего органа.
В четвëртой книге рассматриваются общие заболевания организма и хирургические методы лечения. К ним автор отнëс различные виды лихорадок (кризисы при болезнях), опухоли (в том числе и рак), прыщи, раны, язвы, ожоги, ранения, переломы и вывихи, ранения, повреждения нервов, черепа, груди, позвоночника и конечностей. В этой же книге говорится об инфекционных заболеваниях и освещаются основные вопросы учения о ядах (токсикология). Кроме этого, Авиценна уделил внимание вопросам сохранения красоты тела – косметологии.
Пятая книгапосвящена различным формам сложных лекарств, способам их приготовления и применения. Автором описываются яды и противоядия, различные формы лекарств - кашки, пилюли, таблетки, порошки, сиропы, отвары, настои, вина, пластыри и т. д. Указываются лекарственные средства для лечения многих заболеваний, например, глаз, уха, зубов, горла, органов грудной и брюшной полости, суставов и кожи.
Предшественники Авиценны прежде всего изучали болезнь, еë причины и способы лечения. Ибн Сина считал, что врач должен изучать здоровье здорового, то есть найти ответ на вопрос «Почему человек здоров?». Поэтому главное – сохранить здоровье, а не бороться с болезнями.
«Самым главным условием» сохранения здоровья Авиценна называл физические упражнения, далее следовали режим питания и режим сна.
Ибн-Сина полагал, что умозрительная медицина должна отойти на задний план, а основным методом познания причин здоровья и болезни должен быть опыт (эксперимент).
Главным в лечении, по мнению Авиценны, является прежде всего внушение, далее следует лекарство и в самую последнюю очередь – хирургический инструмент.
В «Каноне врачебной науки» анатомия изложена Авиценной более полно и точно, чем у Галена. Авиценна полностью поддерживал постулат последнего о том, что врач должен знать анатомию для успешного лечения заболеваний.
Ибн Сина описал клинику менингита, плеврита, воспаления лëгких и астмы. Он дал клиническую картину туберкулëза и указал на такое заболевание, как инфаркт миокарда.
Ибн Сина внëс неоценимый вклад в развитие учения об инфекционных болезнях. Он высказал предположение о заразности чумы, а также указал на переносчиков этого заболевания – крыс. Авиценна описал и отделил от других болезней сибирскую язву, холеру и проказу, дав ей название – лепра (lepra). Выделил в самостоятельное заболевание ветряную оспу. Ибн Сина описал клиническую картину, лечение и причину такого заболевания, как бешенство. Он высказал мысль о невидимых возбудителях инфекционных болезней и возможности заражения через почву и воду, в связи с чем рекомендовал перед употреблением её кипятить или фильтровать.
В области хирургии Авиценна подробно изложил учение о кровопускании: выбор вены, величина и форма разреза, показания и противопоказания в зависимости от возраста и конституции больного и других условий. Им описаны операции камнесечения и трахеотомии. Ибн Сина разработал новые способы лечения ран и травм, в частности, травм черепа. Для обработки ран он рекомендовал использовать вино. Авиценна предложил оригинальные способы вправления вывиха плеча и бедра.
Ибн Сина много занимался проблемами психических расстройств. Предшественники учëного не связывали отдельные психические процессы с функцией определëнных участков головного мозга. Авиценна высказал мысль о естественных причинах нервных и психических заболеваний, опровергнув тем самым демонические представления об их происхождении. Непосредственной причиной психических расстройств, считал Авиценна, может являться окружающая среда или телесные расстройства. Так, ушибы головы могут разрушить отдельные части мозга, тем самым расстроить чувствительность и вызывать выпадение некоторых его функций.
Авиценна сделал предположение о возможности лечения одних заболеваний другими – принцип «раздражающей терапии», который получил развитие лишь в XX веке.
В качестве физиотерапевтических средства Ибн Сина применял различные виды глин, минеральные воды, лечение солнцем и воздухом.
Таким образом, учëные средневекового Востока сыграли большую роль в сохранении ценного наследия медицины древнего мира – в первую очередь античной Греции, а также Индии и других стран. В то же время виднейшие деятели медицинской науки и практики самостоятельно разрабатывали и дальше развивали медицинские знания. Благодаря учëным-арабистам – комментаторам и переводчикам медицинских трудов с арабского языка на латинский - они прочно вошли в научный обиход средневековой Европы и стали учебными пособиями в университетах. Средневековая медицина Востока явилась одним из источников, обогативших прогрессивную науку эпохи Возрождения.