Различия в строении человека и человекообразных обезьян

Часть тела Морфологические признаки
Человек Человекообразные обезьяны
1. Головной мозг    
2. Лицо    
3. Позвоночный столб    
4. Таз    
5. Кости передних конечностей    
6. Стопа    

Ситуационные задачи:

Задача 1.Из набора таксонов соберите такую последовательность, которая бы отражала систематическое положение человека животном мире:тип Хордовые, подтип Личиночнохордовые, подтип Позвоночные, класс Пресмыкающиеся, класс Млекопитающие, отряд Насекомоядные, род Человек, отряд Приматы, подотряд Обезьяны, семейство Гоминиды, подкласс Сумчатые, подкласс Плацентарные, вид Человек разумный, царство Животные.

Ответ: По возрастанию таксонов: вид Человек разумный, род Человек, семейство Гоминиды, подотряд Обезьяны, отряд Приматы, подкласс Плацентарные, Класс Млекопитающие, класс Млекопитающие, подтип Позвоночные, тип Хордовые, царство Животные.

Задача 2.Проведите дифференцировку сравнительно-морфологических доказательств и выберите среди предложенных вариантов атавизмы и рудименты: остаток мигательной перепонки во внутреннем углу глаза, многососковость, волосатость, наличие клыков, зубы мудрости, околоушные мышцы, наличие когтей, аппендикс, копчик, дарвинов бугорок на ушной раковине.

Ответ: К атавизмам относят признаки, встречающиеся у отдельных особей, такие как многососковость, волосатость, наличие клыков, околоушные мышцы, наличие когтей. Рудиментарные органы характерны для всех представителей вида. К ним из перечисленных признаков относят все остальные: остаток мигательной перепонки во внутреннем углу глаза, зубы мудрости, аппендикс, копчик, дарвинов бугорок на ушной раковине.

Задача 3.

Объясните, в чем заключается биологическое значение обильного роста бороды и усов у европеоидов?

Ответ: это явление рассматривается как пример формирования адаптаций к условиям существования в жестких климатических условиях.

Задача 4.В приведенном тексте отражена суть одной из теорий близких к расистским теориям: «Причины исторического развития общества сторонники данной теории объясняют биологическими законами борьбы за существование и естественного отбора, т.е. биологизируют общественные процессы и социальное неравенство, а деление на классы объявляют следствием биологического неравенства людей. С позиций данной теории оправдываются локальные войны, которые якобы контролируют численность и предотвращают перенаселение планеты людьми…». Суть, какой теории здесь отражена?

Ответ: Это идея социал-дарвинизма, ее сторонниками являются «Мальтузианцы», оправдывающие необходимость локальных войн.

Задача 5.Выберите из перечисленных характеристик крупные ароморфозы – антропоморфозы, давшие возможность человеку подняться на новую ступень развития живого: лазанье, ползанье, прямохождение, теплокровность, S-образный изгиб позвоночника, узкая грудная клетка, широкий таз, укорочение крестца, всеядность, опора на четыре конечности, сводчатая стопа, развитие рук…

Ответ: решающими антропоморфозы прежде всего является прямохождение, S-образный изгиб позвоночника, развитие рук, широкий таз, укорочение крестца, сводчатая стопа.

Занятие № 25«Эволюция живой природы. Механизмы и закономерности»

Подготовка к обобщающему занятию- коллоквиуму.

Для подготовки к занятию рекомендуется использовать знания теоретического материала, практических навыков, приобретенных на предыдущих занятиях и использование основной, дополнительной литературы, лекционного материала.

Перечень вопросов для самоподготовки к коллоквиуму:

Эволюция

1. Микроэволюция (определение понятия):

а) Характеристики микроэволюции: элементарная единица микроэволюции, элементарное эволюционное явление, эволюционный материал, микроэволюция, элементарные эволюционные факторы направленного и ненаправленного действия и их значение в эволюции;

б) Определение понятия «Популяция».

в) Характеристики популяции.

г) Факторы, изменяющие генетическую структуру популяции.

2. Естественный отбор (определение понятия):

а) предпосылки естественного отбора;

б) виды естественного отбора;

в) результат естественного отбора, его творческая роль в эволюции. Приспособленность организмов и их относительный характер.

3. Изоляция (раскрыть понятие). Виды изоляции, их эволюционное значение, примеры.

Характеристика всех видов изоляции и их значение для видообразования.

4. Видообразование (раскрыть понятие):

а) характеристика различных способов видообразования, привести примеры;

б) основа каждого способа видообразования.

5. Макроэволюция (дать понятие):

а) Доказательства эволюции органического мира, элементарный эволюционный материал макроэволюции, основные направления филогенеза: арогенез, аллогенез, катагенез;

б) Основные формы филогенеза: дивергенция, филетическая эволюция, конвергенция, параллелизм. Примеры.

6. Биологический прогресс и биологический регресс (раскрыть понятие).

а) Критерий биологического прогресса, биологического регресса;

б) Учение о биологическом прогрессе.

7. Правила эволюции. Характеристика каждого из основных правил. Привести примеры.

Антропогенез

1. Антропогенез как часть макроэволюции:

а) элементарный эволюционный материал антропогенеза;

б) элементарные факторы антропогенеза;

в) доказательства биологической природы человека;

г) биологическая теория происхождения человека

2. Эволюция рода Homo:

а) характеристика дриопитеков. Направление их эволюции;

б) австралопитеки, их морфологическая характеристика;

в) этапы эволюции рода Homo:

- Homo habilis;

- Homo erectus;

- Представители семейства гоминид;

- Морфологическая и социальная характеристика различных видов гоминид;

- Отличие гоминид от гоминоидов;

- Этапы гоминизации р. Homo;

- Неандертальцы, их происхождение и эволюция;

- Морфологическая и социальная характеристика кроманьонцев;

3. Расовые группы. Механизмы и время их возникновения.

а) понятие «человеческая раса». Характеристика больших и малых рас;

б) Примеры генетического полиморфизма больших рас р. Homo.

4. Краниометрия. Возможности ее использования.

Сравнительная анатомия

1. Охарактеризуйте следующие понятия:

- Филэмбриогенезы. Их классификация. Характеристика и примеры для каждого типа;

- Ценогенезы – определение и примеры;

- Гетеротопии – определение примеры;

- Субституция: определение, виды субституций, примеры для каждого вида;

- Рекапитуляция: определение и примеры для каждой системы;

- Аналогичные и гомологичные органы, примеры;

- Филогенетические координации: определение, классификация, примеры для каждого вида;

- Онтогенетические корреляции: определение, классификация, примеры дл каждого вида;

- Способы эволюционных преобразований, изучаемых систем органов.

2. Этапы эволюции различных систем органов.

Укажите:

- из каких зародышевых листков они образуются;

- способы эволюционных преобразований;

- пороки развития в каждой системе и причины их возникновения.

а) Эволюция покровов:

- характеристика производных кожи.

б) Эволюция скелета:

- происхождение и эволюция мозгового черепа;

- происхождение и эволюция висцерального черепа;

- типы позвонков у позвоночных животных;

- эволюция осевого скелета (позвоночного столба);

- эволюция поясов и скелета свободных конечностей.

в) Эволюция пищеварительной системы:

- этапы эволюции ротовой полости;

-эволюция зубной системы;

- смена зубов и их способы;

- эволюция пищеварительных желез.

г) Эволюция дыхательной системы:

- сравнительно-анатомический анализ дыхательной системы анамний и амниот.

д) Эволюция кровеносной системы:

- основные сосуды большого и малого кругов кровообращения;

- эволюция сердца;

- из каких артериальных дуг развиваются кровеносные сосуды у представителей разных классов

-сравнительно-анатомический обзор кровеносной системы позвоночных животных

е) Эволюция выделительной системы анамний и амниот:

- эволюция нефрона;

- эволюция почки;

- эволюция мочевыделительных каналов и их функции.

ж) Эволюция нервной системы:

- этапы развития головного мозга позвоночных животных;

- типы головного мозга и их характеристика (ихтиопсидный, зауропсидный, маммалийный);

- этапы развития ЦНС у высших хордовых животных, способы эволюционных преобразований;

- развитие переднего отдела головного мозга у представителей разных классов;

- объяснить регуляторные механизмы эволюционных преобразований ЦНС;

- эволюция коры головного мозга позвоночных животных. Способы ее преобразований.

з) Эволюция эндокринной системы:

- этапы эволюции эндокринных желез;

- ведущий орган эндокринной системы и его связь с ЦНС;

- способы эволюционных преобразований эндокринной системы;

- развитие гипофиза в онтогенезе и филогенезе.

Перечень практических умений, приобретаемых в ходе подготовки к обобщающему занятию по эволюции живой природы, механизмам и закономерностям

Умение:

- грамотно трактовать и объяснять суть понятий по рассмотренным разделам: «Эволюция», «Филогенез систем органов», «Антропогенез»;

- определять объекты на микропрепаратах, макропрепаратах (сухих и влажных) и давать подробную характеристику:

Микропрепараты:

- кожа и ее производные (эпидермис, дерма, сальные, потовые железы);

- нефрон тазовой почки;

- сердечная мышца;

- головной мозг и его отделы (передний, средний мозжечок):

- рыб (щуки, карпа, язя, стерляди, хариуса),

- земноводных (тритона, лягушки, жабы),

- пресмыкающихся (гадюки, черепахи, ящерицы),

- птиц (голубя, воробья, галки),

- млекопитающих (крысы, полевки, белки, ондатры и др.).

Макропрепараты:

- скелет рыбы, лягушки, ящерицы, голубя, кошки;

- скелет висцерального скелета рыбы;

- типы позвонков позвоночных;

- пищеварительная система рыбы, лягушки, ящерицы, голубя, крысы;

- изолированные органы дыхания рыбы, лягушки, голубя, крысы;

- сердце и отходящие от сердца сосуды рыбы, лягушки, ящерицы, голубя, крысы;

- изолированные сердца и легкие лягушки, голубя, крысы;

- мочеполовая система самца и самки лягушки, голубя, крысы;

- головной мозг рыбы, лягушки, ящерицы, голубя, курицы, крысы, кошки.

Муляжи:

- сердца представителей сравнительно-анатомического ряда позвоночных;

- головной мозг представителей сравнительно-анатомического ряда позвоночных;

- реализовать теоретические знания при решении ситуационных задач.

Занятие № 26«Медицинское значение простейших из классов Саркодовые и Жгутиковые»

Подготовка к практическому занятию

Для подготовки к занятию необходимо использовать основную и дополнительную литературу, лекционный материал

Перечень вопросов для самоподготовки по теме практического занятия:

1. Определение понятия «паразит».

2. Классификация паразитов.

3. Определение понятия «хозяин».

4. Переносчики заболеваний и их классификация.

5. Способы проникновения паразитов в организм хозяина.

6. Ответные реакции хозяина на присутствие в нем паразита.

7. Природно-очаговые заболевания.

8. Систематика типа простейшие.

9. Характерные признаки типа простейшие, классов Саркодовые и Жгутиковые.

10. Морфологические особенности, циклы развития следующих паразитов:

Класс Sarcodina -Саркодовые

представители:

Entamoeba histolytica- дизентерийная амёба, возб. амебиаза

Entamoeba coli - кишечная, непатогенна

Entamoeba gingivalis - ротовая амёба, непатогенна

Класс Flagellata (Mastigophora) - Жгутиковые

представители:

Leishmania tropica - лейшмания, возб. кожного лейшманиоза

Leishmania donovani - лейшмания, возб. висцерального лейшманиоза

Leishmania brasiliensis - лейшмания, возб. кожно-слизистого лейшманиоза

Trypanosoma bruce - возб. африканского трипаносомоза (сонной болезни)

Trypanosoma brucei gambiense - возб. африканского трипаносомоза

Trypanosoma brucei rhodesiense - возб. африканского трипаносомоза

Trypanosoma cruzi - возб. американского трипаносомоза (болезнь Чагаса)

Trichomonas hominis - кишечная трихомонада

Trichomonas vaginalis- урогенитальная трихомонада

Lamblia intestinalis- лямблия, возб. лямблиоза

11. Способы заражения, диагностика, профилактика заболеваний вызываемых вышеперечисленными паразитами.

Перечень практических умений приобретаемых в процессе самоподготовки по изучаемой теме

Умение:

- анализировать циклы развития паразитов;

- дифференцировать способы проникновения паразитов в организм хозяина;

- формулировать положения о мерах профилактики протозойных инвазий;

- анализировать информацию, полученную при изучении учебной и дополнительной литературы.

Рекомендации по выполнению УИРс:

(Правила оформления рефератов см. «Занятие№1»)

Предлагаемые темы рефератов:

- Лямблиоз у детей

- Амебиаз: пути заражения, диагностика, профилактика

- Протозойные инвазии, встречающие на территории Красноярского края

- Учение Е.И. Павловского о природно-очаговых заболеваниях

Самоконтроль по тестовым заданиям изучаемой темы:

С целью проверки своих знаний выберите правильный ответ на вопросы, приведенные ниже:

1. Основоположниками учения о природной очаговости заболеваний является:

а) К.И. Скрябин

б) Е.Н. Павловский

в) Т.С. Первомайский

г) В.А. Догель

Эталон: б

2. Entamoeba histolytica имеет жизненную форму:

а) спорозоид

б) гаметоцит

в) ооцисту

г) четырехядерную круглую цисту

Эталон: г

Наши рекомендации