Различия в строении человека и человекообразных обезьян
Часть тела | Морфологические признаки | |
Человек | Человекообразные обезьяны | |
1. Головной мозг | ||
2. Лицо | ||
3. Позвоночный столб | ||
4. Таз | ||
5. Кости передних конечностей | ||
6. Стопа |
Ситуационные задачи:
Задача 1.Из набора таксонов соберите такую последовательность, которая бы отражала систематическое положение человека животном мире:тип Хордовые, подтип Личиночнохордовые, подтип Позвоночные, класс Пресмыкающиеся, класс Млекопитающие, отряд Насекомоядные, род Человек, отряд Приматы, подотряд Обезьяны, семейство Гоминиды, подкласс Сумчатые, подкласс Плацентарные, вид Человек разумный, царство Животные.
Ответ: По возрастанию таксонов: вид Человек разумный, род Человек, семейство Гоминиды, подотряд Обезьяны, отряд Приматы, подкласс Плацентарные, Класс Млекопитающие, класс Млекопитающие, подтип Позвоночные, тип Хордовые, царство Животные.
Задача 2.Проведите дифференцировку сравнительно-морфологических доказательств и выберите среди предложенных вариантов атавизмы и рудименты: остаток мигательной перепонки во внутреннем углу глаза, многососковость, волосатость, наличие клыков, зубы мудрости, околоушные мышцы, наличие когтей, аппендикс, копчик, дарвинов бугорок на ушной раковине.
Ответ: К атавизмам относят признаки, встречающиеся у отдельных особей, такие как многососковость, волосатость, наличие клыков, околоушные мышцы, наличие когтей. Рудиментарные органы характерны для всех представителей вида. К ним из перечисленных признаков относят все остальные: остаток мигательной перепонки во внутреннем углу глаза, зубы мудрости, аппендикс, копчик, дарвинов бугорок на ушной раковине.
Задача 3.
Объясните, в чем заключается биологическое значение обильного роста бороды и усов у европеоидов?
Ответ: это явление рассматривается как пример формирования адаптаций к условиям существования в жестких климатических условиях.
Задача 4.В приведенном тексте отражена суть одной из теорий близких к расистским теориям: «Причины исторического развития общества сторонники данной теории объясняют биологическими законами борьбы за существование и естественного отбора, т.е. биологизируют общественные процессы и социальное неравенство, а деление на классы объявляют следствием биологического неравенства людей. С позиций данной теории оправдываются локальные войны, которые якобы контролируют численность и предотвращают перенаселение планеты людьми…». Суть, какой теории здесь отражена?
Ответ: Это идея социал-дарвинизма, ее сторонниками являются «Мальтузианцы», оправдывающие необходимость локальных войн.
Задача 5.Выберите из перечисленных характеристик крупные ароморфозы – антропоморфозы, давшие возможность человеку подняться на новую ступень развития живого: лазанье, ползанье, прямохождение, теплокровность, S-образный изгиб позвоночника, узкая грудная клетка, широкий таз, укорочение крестца, всеядность, опора на четыре конечности, сводчатая стопа, развитие рук…
Ответ: решающими антропоморфозы прежде всего является прямохождение, S-образный изгиб позвоночника, развитие рук, широкий таз, укорочение крестца, сводчатая стопа.
Занятие № 25«Эволюция живой природы. Механизмы и закономерности»
Подготовка к обобщающему занятию- коллоквиуму.
Для подготовки к занятию рекомендуется использовать знания теоретического материала, практических навыков, приобретенных на предыдущих занятиях и использование основной, дополнительной литературы, лекционного материала.
Перечень вопросов для самоподготовки к коллоквиуму:
Эволюция
1. Микроэволюция (определение понятия):
а) Характеристики микроэволюции: элементарная единица микроэволюции, элементарное эволюционное явление, эволюционный материал, микроэволюция, элементарные эволюционные факторы направленного и ненаправленного действия и их значение в эволюции;
б) Определение понятия «Популяция».
в) Характеристики популяции.
г) Факторы, изменяющие генетическую структуру популяции.
2. Естественный отбор (определение понятия):
а) предпосылки естественного отбора;
б) виды естественного отбора;
в) результат естественного отбора, его творческая роль в эволюции. Приспособленность организмов и их относительный характер.
3. Изоляция (раскрыть понятие). Виды изоляции, их эволюционное значение, примеры.
Характеристика всех видов изоляции и их значение для видообразования.
4. Видообразование (раскрыть понятие):
а) характеристика различных способов видообразования, привести примеры;
б) основа каждого способа видообразования.
5. Макроэволюция (дать понятие):
а) Доказательства эволюции органического мира, элементарный эволюционный материал макроэволюции, основные направления филогенеза: арогенез, аллогенез, катагенез;
б) Основные формы филогенеза: дивергенция, филетическая эволюция, конвергенция, параллелизм. Примеры.
6. Биологический прогресс и биологический регресс (раскрыть понятие).
а) Критерий биологического прогресса, биологического регресса;
б) Учение о биологическом прогрессе.
7. Правила эволюции. Характеристика каждого из основных правил. Привести примеры.
Антропогенез
1. Антропогенез как часть макроэволюции:
а) элементарный эволюционный материал антропогенеза;
б) элементарные факторы антропогенеза;
в) доказательства биологической природы человека;
г) биологическая теория происхождения человека
2. Эволюция рода Homo:
а) характеристика дриопитеков. Направление их эволюции;
б) австралопитеки, их морфологическая характеристика;
в) этапы эволюции рода Homo:
- Homo habilis;
- Homo erectus;
- Представители семейства гоминид;
- Морфологическая и социальная характеристика различных видов гоминид;
- Отличие гоминид от гоминоидов;
- Этапы гоминизации р. Homo;
- Неандертальцы, их происхождение и эволюция;
- Морфологическая и социальная характеристика кроманьонцев;
3. Расовые группы. Механизмы и время их возникновения.
а) понятие «человеческая раса». Характеристика больших и малых рас;
б) Примеры генетического полиморфизма больших рас р. Homo.
4. Краниометрия. Возможности ее использования.
Сравнительная анатомия
1. Охарактеризуйте следующие понятия:
- Филэмбриогенезы. Их классификация. Характеристика и примеры для каждого типа;
- Ценогенезы – определение и примеры;
- Гетеротопии – определение примеры;
- Субституция: определение, виды субституций, примеры для каждого вида;
- Рекапитуляция: определение и примеры для каждой системы;
- Аналогичные и гомологичные органы, примеры;
- Филогенетические координации: определение, классификация, примеры для каждого вида;
- Онтогенетические корреляции: определение, классификация, примеры дл каждого вида;
- Способы эволюционных преобразований, изучаемых систем органов.
2. Этапы эволюции различных систем органов.
Укажите:
- из каких зародышевых листков они образуются;
- способы эволюционных преобразований;
- пороки развития в каждой системе и причины их возникновения.
а) Эволюция покровов:
- характеристика производных кожи.
б) Эволюция скелета:
- происхождение и эволюция мозгового черепа;
- происхождение и эволюция висцерального черепа;
- типы позвонков у позвоночных животных;
- эволюция осевого скелета (позвоночного столба);
- эволюция поясов и скелета свободных конечностей.
в) Эволюция пищеварительной системы:
- этапы эволюции ротовой полости;
-эволюция зубной системы;
- смена зубов и их способы;
- эволюция пищеварительных желез.
г) Эволюция дыхательной системы:
- сравнительно-анатомический анализ дыхательной системы анамний и амниот.
д) Эволюция кровеносной системы:
- основные сосуды большого и малого кругов кровообращения;
- эволюция сердца;
- из каких артериальных дуг развиваются кровеносные сосуды у представителей разных классов
-сравнительно-анатомический обзор кровеносной системы позвоночных животных
е) Эволюция выделительной системы анамний и амниот:
- эволюция нефрона;
- эволюция почки;
- эволюция мочевыделительных каналов и их функции.
ж) Эволюция нервной системы:
- этапы развития головного мозга позвоночных животных;
- типы головного мозга и их характеристика (ихтиопсидный, зауропсидный, маммалийный);
- этапы развития ЦНС у высших хордовых животных, способы эволюционных преобразований;
- развитие переднего отдела головного мозга у представителей разных классов;
- объяснить регуляторные механизмы эволюционных преобразований ЦНС;
- эволюция коры головного мозга позвоночных животных. Способы ее преобразований.
з) Эволюция эндокринной системы:
- этапы эволюции эндокринных желез;
- ведущий орган эндокринной системы и его связь с ЦНС;
- способы эволюционных преобразований эндокринной системы;
- развитие гипофиза в онтогенезе и филогенезе.
Перечень практических умений, приобретаемых в ходе подготовки к обобщающему занятию по эволюции живой природы, механизмам и закономерностям
Умение:
- грамотно трактовать и объяснять суть понятий по рассмотренным разделам: «Эволюция», «Филогенез систем органов», «Антропогенез»;
- определять объекты на микропрепаратах, макропрепаратах (сухих и влажных) и давать подробную характеристику:
Микропрепараты:
- кожа и ее производные (эпидермис, дерма, сальные, потовые железы);
- нефрон тазовой почки;
- сердечная мышца;
- головной мозг и его отделы (передний, средний мозжечок):
- рыб (щуки, карпа, язя, стерляди, хариуса),
- земноводных (тритона, лягушки, жабы),
- пресмыкающихся (гадюки, черепахи, ящерицы),
- птиц (голубя, воробья, галки),
- млекопитающих (крысы, полевки, белки, ондатры и др.).
Макропрепараты:
- скелет рыбы, лягушки, ящерицы, голубя, кошки;
- скелет висцерального скелета рыбы;
- типы позвонков позвоночных;
- пищеварительная система рыбы, лягушки, ящерицы, голубя, крысы;
- изолированные органы дыхания рыбы, лягушки, голубя, крысы;
- сердце и отходящие от сердца сосуды рыбы, лягушки, ящерицы, голубя, крысы;
- изолированные сердца и легкие лягушки, голубя, крысы;
- мочеполовая система самца и самки лягушки, голубя, крысы;
- головной мозг рыбы, лягушки, ящерицы, голубя, курицы, крысы, кошки.
Муляжи:
- сердца представителей сравнительно-анатомического ряда позвоночных;
- головной мозг представителей сравнительно-анатомического ряда позвоночных;
- реализовать теоретические знания при решении ситуационных задач.
Занятие № 26«Медицинское значение простейших из классов Саркодовые и Жгутиковые»
Подготовка к практическому занятию
Для подготовки к занятию необходимо использовать основную и дополнительную литературу, лекционный материал
Перечень вопросов для самоподготовки по теме практического занятия:
1. Определение понятия «паразит».
2. Классификация паразитов.
3. Определение понятия «хозяин».
4. Переносчики заболеваний и их классификация.
5. Способы проникновения паразитов в организм хозяина.
6. Ответные реакции хозяина на присутствие в нем паразита.
7. Природно-очаговые заболевания.
8. Систематика типа простейшие.
9. Характерные признаки типа простейшие, классов Саркодовые и Жгутиковые.
10. Морфологические особенности, циклы развития следующих паразитов:
Класс Sarcodina -Саркодовые
представители:
Entamoeba histolytica- дизентерийная амёба, возб. амебиаза
Entamoeba coli - кишечная, непатогенна
Entamoeba gingivalis - ротовая амёба, непатогенна
Класс Flagellata (Mastigophora) - Жгутиковые
представители:
Leishmania tropica - лейшмания, возб. кожного лейшманиоза
Leishmania donovani - лейшмания, возб. висцерального лейшманиоза
Leishmania brasiliensis - лейшмания, возб. кожно-слизистого лейшманиоза
Trypanosoma bruce - возб. африканского трипаносомоза (сонной болезни)
Trypanosoma brucei gambiense - возб. африканского трипаносомоза
Trypanosoma brucei rhodesiense - возб. африканского трипаносомоза
Trypanosoma cruzi - возб. американского трипаносомоза (болезнь Чагаса)
Trichomonas hominis - кишечная трихомонада
Trichomonas vaginalis- урогенитальная трихомонада
Lamblia intestinalis- лямблия, возб. лямблиоза
11. Способы заражения, диагностика, профилактика заболеваний вызываемых вышеперечисленными паразитами.
Перечень практических умений приобретаемых в процессе самоподготовки по изучаемой теме
Умение:
- анализировать циклы развития паразитов;
- дифференцировать способы проникновения паразитов в организм хозяина;
- формулировать положения о мерах профилактики протозойных инвазий;
- анализировать информацию, полученную при изучении учебной и дополнительной литературы.
Рекомендации по выполнению УИРс:
(Правила оформления рефератов см. «Занятие№1»)
Предлагаемые темы рефератов:
- Лямблиоз у детей
- Амебиаз: пути заражения, диагностика, профилактика
- Протозойные инвазии, встречающие на территории Красноярского края
- Учение Е.И. Павловского о природно-очаговых заболеваниях
Самоконтроль по тестовым заданиям изучаемой темы:
С целью проверки своих знаний выберите правильный ответ на вопросы, приведенные ниже:
1. Основоположниками учения о природной очаговости заболеваний является:
а) К.И. Скрябин
б) Е.Н. Павловский
в) Т.С. Первомайский
г) В.А. Догель
Эталон: б
2. Entamoeba histolytica имеет жизненную форму:
а) спорозоид
б) гаметоцит
в) ооцисту
г) четырехядерную круглую цисту
Эталон: г