Особенности строения головного мозга в сравнительном ряду позвоночных
Классы Характеристика | Рыбы | Земноводные | Пресмыка-ющиеся | Птицы | Млекопита-ющие |
1. Ведущие отделы мозга | |||||
2. Локализация высшего интегрирующего центра | |||||
3. Тип мозга | |||||
4. Изгибы мозга | |||||
5. Количество пар черепно-мозговых нервов | |||||
6. Связь уровня развития мозга с условиями среды обитания |
Таблица 2
Особенности организации желез внутренней секреции у низших и высших позвоночных (указать особенности локализации, строения и вырабатываемые гормоны)
Железы | Рыбы | Земноводные | Пресмыкающиеся | Птицы | Млекопитающие |
Гипофиз | |||||
Щитовидная | |||||
Паращитовидная | |||||
Надпочечники | |||||
Островковая зона поджелудочной железы |
Самоконтроль по ситуационным задачам:
Нервная система
Задача 1. У новорожденного мальчика непосредственно после нормальных родов была обнаружена большая опухоль, располагающаяся в поясничном отделе позвоночника по средней линии тела. На вершине имелся небольшой дефект кожи, из которого выделялась прозрачная жидкость. У ребенка усилены коленные рефлексы, наблюдалась деформация обоих коленных и голеностопных суставов. Как вы можете объяснить возникновение врожденного порока развития позвоночника и деформацию суставов?
Ответ: У ребенка имеется возникновение миелоцеле (грыжа спинного мозга). Наряду с врожденным костным дефектом развитие дужек IV и V поясничных позвонков в этом месте не произошло слияния краев нервного желобка и образования нервной трубки. Из возникшего отверстия на кожу выделяется цереброспинальная жидкость, вытекающая из центрального канала спинного мозга. Деформация коленных и голеностопных суставов – результат аномалии развития спинного мозга в поясничном отделе и нарушения иннервации соответствующих мышечных групп. Нарушены механизмы адгезии и пролиферации костей черепа, а затем пролиферация клеток ткани спинного мозга.
Задача 2. У 6-месячного ребенка хирург обследовал небольшое мягкой консистенции, слегка пульсирующее при пальпации, покрытое кожей, располагающееся в области корня носа и между лобной и носовыми костями опухолевидное образование. Оно имелось у ребенка с момента рождения. Какое заключение вы можете сделать?
Ответ: У ребенка имеется передняя носо-лобная мозговая грыжа (краниошизис). Пульсация цереброспинальной жидкости в грыжевом мешке, стенка которого образована мозговыми оболочками, обусловлена передачей пульсовой волн со стенки мозговых артерий цереброспинальной жидкости. Передняя носолобная мозговая грыжа возникает в результате дефекта формирования костей лицевого черепа. Дефект прикрыт кожей и мозговыми оболочками. Нарушены механизмы пролиферации и адгезии клеток костной ткани, а затем – и пролиферации клеток мозговых оболочек
Эндокринная система
Задача 3.У 5 – летней девочки с клиническими признаками внутричерепной опухоли за два месяца до смерти возникла двусторонняя утрата половины поля зрения (гемиапотия) и несахарный диабет. Эти симптомы указывают на сдавливание опухолью гипофиза зрительных нервов на месте их перекреста. На вскрытии в области турецкого седла обнаружена большая кистозная опухоль, распространявшаяся из тела основной кости в полость черепа. Поставлен диагноз: внутричерепная опухоль дизэмбриогенетической природы. Назовите остатки эмбриональных структур, которые могут сохраняться в теле основной кости и быть источником развития такой опухоли. Какие эмбриональные структуры участвуют в образовании гипофиза?
Ответ: Остаток эмбриональной эпителиальной ткани кармана Ратке – эктодермального дивертикула крыши первичной ротовой полости может сохраняться, погружаясь по мере роста и развития зародыша в мезенхиму, являющуюся источником развития основной кости черепа. Эта эктопическая ткань может длительное время сохраняться в этом месте, и даже стать источником опухоли под названием краниофарингиома, т.к. в эмбриогенезе нарушен механизм клеточной гибели и индукционные механизмы.
Задача 4. У 8-летнего мальчика при осмотре полости рта несколько ниже слепого отверстия языка обнаружено округлое, плотное, в диаметре около 1,5 см образование. При исследовании органов шеи в обычном месте не найдена щитовидная железа. О какой аномалии развития следует думать?
Ответ: У ребенка имеется врожденная аномалия – язычная щитовидная железа. Этот порок возникает вследствие задержки смещения зачатка щитовидной железы в эмбриональном периоде. Поэтому в любом месте на протяжении от основания языка до трахеи может развиться щитовидная железа. Все же эта аномалия чаще всего встречается в области корня языка, т.к. в эмбриогенезе нарушены механизмы индукции.
Задача 5. Объясните, что может произойти в случае, если происходит недоразвитие тимуса или вилочковой железы. Ответ обоснуйте.
Ответ: тимус или вилочковая железа играет важную роль для организма на ранних этапах постэмбриогенеза - до периода полового созревания, а затем постепенно происходит ее инволюция. В случае если происходит нарушение ее развития, то может произойти развитие вторичных половых признаков в раннем возрасте (имеются факты: в 5-летнем возрасте у мальчиков могут расти усы и борода), т.к. в тимусе вырабатываются гормоны, сдерживающие преждевременное половое созревание.
Занятие № 24 «Антропогенез»
Подготовка к практическому занятию
При подготовке использовать основную, дополнительную литературу и лекционный материал.
Перечень вопросов для самоподготовки по теме занятия:
1. Систематическое положение человека в современном мире.
2. Основные черты человека, унаследованные им от животных.
3. Рудименты и атавизмы человека, как доказательства его животного происхождения.
4. Эмбриологические доказательства происхождения человека от животных.
5. Различия человека и человекообразных обезьян.
6. Биологические факторы антропогенеза.
7. Социальные факторы антропогенеза.
8. Характеристика ископаемых общих предков человекообразных обезъян и человека парапитеков и дриопитеков, ископаемых человекообразных обезъян - австралопитеков, ископаемых предков человека: архантропов, палеоантропов и неоантропов.
9. Роль труда в происхождении человека.
10.Причины формирования рас у человека, их единство. Адаптивное значение различий. Характеристика больших и малых рас.
11. Современные теории происхождения рас. Несостоятельность теорий расизма и социал-дарвинизма.