Лунатизм (снохождение, сомнамбулизм)
О лунатизме рассказывает гипнотерапевт П.И.Буль: "это редкое заболевание характеризуется тем, что человек, повинуясь патологическому импульсу, может ночью, встав с постели, начать двигаться и ходить. Такой больной не отдает себе отчета в своих поступках. Он может автоматически одеться или раздеться, открыть окно или дверь, выйти во двор, на улицу или в сад. Бывает, лунатик поднимается по лестнице на чердак, выходит на крышу дома и совершает опасные прогулки по краю крыши, карниза или балкона. Таинственному латинскому термину "сомнамбулизм" соответствует более меткое и понятное русское слово - "снохождение". Хождение во сне. Кто не слышал фантастических рассказов о лунатиках?
Вот что пишет об этом в "Этюдах оптимизма" известный ученый И.И.Мечников: "В одной больнице на работу сиделкой была принята истерическая девушка 24 лет, оказавшаяся сомнамбулой. Однажды ночью дежурный врач наблюдал следующую сцену. Девушка встает с постели и поднимается на чердачный этаж, где находится дортуар, в котором она раньше спала. Дойдя до верхней площадки лестницы, она открывает окно, выходящее на крышу, выходит из окна, гуляет по краю крыши на глазах у другой сиделки, с ужасом следящей за нею, входит обратно в другое окно и спускается по лестнице. В эту минуту мы видим ее, говорит дежурный врач, она ходит бесшумно, движения ее автоматичны, руки висят вдоль несколько наклоненного туловища; голову она держит прямо и неподвижно; волосы её распущены, глаза широко раскрыты. Она совершенно походит на фантастическое привидение".
Это странное явление известно людям уже тысячелетия, науке же удалось объяснить его сравнительно недавно. И немудрено, что лунатизм служил источником всяческих суеверий и легенд. Действительно: если ученому-биологу фигура лунатички показалась фантастической, то какое же потрясение должен был испытать наш суеверно настроенный предок при встрече с таким явлением! Только представьте: ночью, выйдя во двор, человек, мистически настроенный, вдруг видит, как по каменному забору заброшенного дома движется фигура с вытянутыми руками, с широко раскрытыми, но как бы невидящими глазами. Фигура лунатички словно скользит по стене, "парит" в воздухе и исчезает. Что это? Призрак, привидение? На самом деле это очередная "прогулка" больного человека в приступе лунатизма.
Обычно действия лунатиков во сне не отличаются целесообразностью, но бывают и исключения из этого правила. Случается, что некоторые из сомнамбул в ночные часы, когда все спят, выполняют некоторые домашние работы: подметают полы, моют посуду, замешивают тесто и т.д. Утром они ничего не помнят о своем ночном поведении. И вот возникает народное поверье о "добром духе" - домовом. В прошлые века
(да, к сожалению, еще и в наши дни) состояние лунатизма объяснялось действием сверхъестественных сил или под влиянием лунного света. Нетрудно доказать, что луна здесь ни при чем. Лунатики совершают свои снохождения и в темные безлунные ночи, хотя чаще их замечают в светлые лунные ночи.
Совершено необязательно также стремление лунатика забраться ввысь, на крышу. Он с таким же успехом может направиться вниз, в овраг или спуститься в подвал. Сложнее объяснить Другое: ту ловкость и силу, с которыми они совершают свои Головокружительные прогулки.
По мнению И.И.Мечникова, "случаи такого рода показывают, что во время естественного сомнамбулизма (лунатизма) человек приобретает свойства, которых не имел в нормальном состоянии, и что он становится сильным, ловким, хорошим гимнастом, совершенно подобно своим человекообразным предкам... Человек унаследовал от своих предков множество мозговых механизмов, деятельность которых была подавлена позднее развившимися процессами торможения. В состоянии сомнабулизма эти древнейшие механизмы растормаживаются оттого, что выключаются позднее приобретенные, свойственные только человеку отделы коры мозга". Это предположение И.И.Мечникова подкрепляется взглядами И.П.Павлова на природу сновидений. Он утверждал, что вследствие торможения высших, генетически наиболее поздних областей коры головного мозга в обычном сне растормаживается более примитивный тип мышления. В сомнамбулическом состоянии растормаживаются еще более древние двигательные рефлексы, казалось бы, уже утраченные современным человеком. Не случайно один из врачей, наблюдавших за лунатиком, отмечал у него повадки, характерные для лазающей обезьяны, большие пальцы рук оттопырены, ступни ног повернуты внутрь.
Итак, как утверждают ученые, сомнамбулизм - это одна из форм "частичного" сна, при котором торможение охватывает область сознательной деятельности, оставляя незаторможенными двигательные корковые и подкорковые образования (центры). С фактами такого частичного растормаживания отдельных двигательных зон мозговой коры во время сна мы встречаемся при гипнозе, а нередко и в обычной жизни. Например, человек вскакивает и разговаривает во сне. Это возможно потому, что двигательный центр речи расторможен, в то время как остальные районы коры пребывают в состоянии выраженного торможения. Другой пример. Кавалерист спит, сидя верхом в седле, но у него не все центры находятся в состоянии торможения. Те центры, которые "заведуют" чувством равновесия, находятся в состоянии возбуждения, "охраняя" вертикальное положение спящего.
Наиболее обширные районы мозга (двигательного анализатора) находятся в состоянии локального возбуждения при гипнотическом сне, когда загипнотизированный человек способен совершенно свободно двигаться, находясь в сонном состоянии, что дало ученым повод назвать гипноз искусственным сомнамбулизмом. При лунатизме у человека во время сна растормаживаются почти полностью двигательные зоны, и это дает возможность лунатику совершать более сложные автоматические движения, неожиданные для нетренированного человека, но ни в коем случае не сверхъестественные.
Сомнамбулизм - болезнь довольно редкая, и поэтому врач, столкнувшись с ней в своей практике, надолго сохраняет в своей памяти примеры такого рода. Однажды ко мне на прием явился отец одного юноши. По его словам, он стал замечать за сыном "странности": ночью тот иногда встает с постели, ходит по комнате. Случалось, что полуодетый юноша выходил из квартиры на улицу, а однажды направился было на чердак, но, по счастью, дверь туда была заперта. Отец знал о проявлениях лунатизма и предположил у него это заболевание. Решено было провести лечение гипнозом во время ночного сна. В установленное время я приехал на квартиру к больному. Юноша спал глубоким сном. Положив руку на его голову, я соответствующими внушениями перевел его обычный сон в гипнотический. Молодой человек, не просыпаясь, стал отвечать на вопросы. Ему было предложено повторить события, происшедшее при последнем приступе лунатизма. Юноша в сонном состоянии поднялся с постели, прошелся по комнате, подошел к полке с книгами, порылся и, достав одну из них, направился обратно к постели. Отец подтвердил, что воспроизведенный приступ снохождения точно соответствует прошлому. На этот раз все манипуляции юноша проделал с закрытыми глазами. Юноше было внушено, что подобные хождения во сне впредь не будут повторяться. И, действительно, в течение двух лет наблюдения приступов лунатизма не было. Итак, лунатизм можно лечить гипнозом. Интересно отметить, что в поведении лунатика много общего с поведением загипнотизированного. Дело в том, что при гипнозе, как и при лунатизме, у спящего выключены (заторможены) те области коры головного мозга, которые "заведуют" критическим, сознательным восприятием окружающей действительности. То же, нужно думать, происходит и во время естественного сна, когда появляются те или иные сновидения. Так исчезает "таинственность", окружавшая явления лунатизма".
О ПРЕСТУПНЫХ ВНУШЕНИЯХ
Вопрос о том, как гипнотик относится к тем или иным преступным внушениям, особенно интересует юристов. Вопрос этот не раз служил предметом экспериментального исследования со стороны многих ученых, особенно Льежуа, профессора уголовного права в Нанси.
Ряд наблюдений показывают, что загипнотизированному иногда удается внушить то или иное преступное действие. Так, Льежуа однажды внушил усыпленному: "Вы мне должны 500 франков, потрудитесь подписать мне вексель на эту сумму". Испытуемый оспаривает этот факт. Льежуа говорит: "Ваша память вам изменила, я припомню обстоятельства: в этой самой комнате вы просили у меня 3 недели назад эти деньги, и я здесь же вручил вам эту сумму 20-франковыми монетами". Испытуемый колеблется, напрягает свою память, затем как будто что-то вспоминает и подписывает вексель, М.Турет произвел в лаборатории Шарко в присутствии врачей следующий опыт: он внушил особе В., что она должна отравить некоего О. Особа сначала сопротивлялась сделать это, ссылаясь на то, что О. ничего ей дурного не сделал, но когда экспериментатор внушил ей, что этот господин является яблоком раздора между нею и одной ее хорошей знакомой, согласилась. Тогда экспериментатор взял стакан, налил туда пива, прибавил (фиктивно) яду сказал, что по пробуждении она должна заставить г-на О. выпить раствор. Затем В. была пробуждена. Через несколько минут она непринужденным образом подходит к г-ну О. и говорит: "Боже мой, как тут жарко, неужели нас не мучит жажда? Я умираю от жажды. Мадам Л., нет ли у вас пива? Одолжите нам бутылку. О. утверждает, что ему не жарко, что он не желает пить. Это невозможно при такой жаре", - говорит она. - Неужели вы откажетесь выпить со мной пива? Впрочем, я забыла: г-жа Л. только что предлагала мне пива, вот он, - полный стакан (берет стакан с мнимой отравой), пожалуйста, возьмите из моих рук и выпейте. Вы точно опасаетесь, что в стакане что-либо вредное; смотрите, я сама отведаю" (прикладывается губами, точно пьет, но на самом деле не выпивает ни капли). О. берет стакан и выпивает медленно; выпив, он закрывает глаза и падает на пол; его выносят в другую комнату. "Какое несчастье, - восклицают присутствующие. - Так молод еще и умер". - "Не было ли в пиве ядовитой примеси? - говорит один из них. - Как вы думаете. В.?" - "Я ничего не думаю", - возражает В. Выходит мнимый следователь, опрашивает всех и записывает показания. В конце он обращается к В.: "Вы конечно, непричастны к несчастью, но не имеете ли вы на кого-нибудь подозрения, не было ли пиво отравлено?" - "Могу вас уверить, - отвечает В., - что этого не могло быть; доказательством тому служит то, что я сама пила из его стакана и осталась, как видите, невредима".
Вот еще случай. Льежуа вручил некоей госпоже под видом мышьяка белый порошок и приказал ей растворить его в воде и поднести на завтрашнем балу указанному лицу; если лицо это спросит, что в стакане, она должна сказать, что это сахарная вода. Загипнотизированная исполнила в точности внушенное и на вопрос, что в стакане, сказала взволнованно: "Сахарчая вода, пейте скорее".
Точно таким же путем внушались и другие преступления. Однажды гипнотику было внушено украсть носовой платок у своего соседа. Проснувшись, он изображает пьяного, шатаясь, подходит к указанному лицу и, как бы нечаянно падая на него, вытаскивает из кармана платок. В другом подобном же случае гипнотик подходит к указанному лицу с вопросом: "Что это у вас в руке", и когда тот удивленно смотрит на руку, из его жилета исчезают часы.
Случаев, подобных приведенным, описано множество. При анализе этих случаев оказалось, что не все экспериментальные преступники одинаково послушны. Одни совершают преступление как бы автоматично, не отдавая себе отчета в происходящем, другие, наоборот, вполне усваивают внушенную мысль и стараются так или иначе оправдать или мотивировать свой поступок, третьи же, наконец, оказывают чрезвычайное упорство и не исполняют внушений. Нередко случается, что гипнотик, послушно исполняющий всякого рода невинные, смешные и нелепые поступки, вдруг отчаянно сопротивляется выполнить серьезный акт, - совершить кражу, дать кому-нибудь пощечину и пр.; при выполнении такого рода внушений нередко происходит очень сильная борьба между внушением и личными свойствами характера субъекта, его нравственными и эстетическими требованиями, унаследованными или приобретенными.
Несмотря на произведенные эксперименты, вопрос о возможности преступных внушений загипнотизированному в настоящее время не может еще считаться окончательно решенным. Мнения ученых по этому вопросу расходятся. Что в ученом кабинете можно при помощи внушения заставлять субъекта совершить какие угодно воображаемые преступления, - это несомненно. Но можно ли внушить преступные
действия в действительности - вопрос иной. Все эти кабинетные опыты еще ничего не доказывают, потому что у загипнотизированного все же сохраняется некоторый остаток сознания, такой остаток, который подсказывает ему, что все дело - шутка. Сознание в гипнозе не представляет такую пустую страницу, на которой можно писать все что угодно. Как это можно заключить на основании ряда произведенных экспериментов, индивидуальность субъекта и способность его инстинктивно сознавать важность совершаемого поступка не совсем парализуется: деревянным ножом он всегда легче совершит преступле-
ние, чем настоящим, потому что у него почти всегда остается темное сознание истинного положения вещей.
В действительной жизни преступные внушения если и удются, то исключительно у лиц с отсутствием нравственного чувства, а также у психопатов, у которых воля ослаблена настолько, что они не могут дать свободный отпор чужим влияниям. Человек душевно здоровый, у которого нравственные устои развиты, не может сделаться объектом преступного внушения, если даже и удастся погрузить его в трансовое состояние. Умственно здоровый человек обладает способностью подавлять в известной степени влияющие на него стимулы, давать отпор им, или выбирать между ними. В этом отношении нельзя не согласится с вполне верным замечанием, что внушить человеку можно лишь то, чего он желает явно или скрыто и бессознательно.
Но если психически здоровому человеку с развитым чувством нравственного долга нельзя внушить преступление как таковое, то нельзя ли его внушить косвенным путем, т.е. приказать, например, загипнотизированному подвести известному лицу стакан жидкости, в которой без ведома испытуемого
растворен яд? Да, такого рода внушение может быть исполнено гораздо легче... Но тут уже вопрос идет не об изменении личности загипнотизированного, не о внушении ему актов, противных его личности, а об известного рода обмане. Обмануть же человека можно и без гипноза; можно и помимо гипноза при посредстве другого лица заставить человека выпить стакан яда. Случаи подобного рода косвенного внушения, хотя и описывались, но, по существу, они не могут быть часты, так как преступник, решившийся на преступление, едва ли станет для этого пользоваться другим лицом. Это для него невыгодно во всех отношениях: во-первых, следы такого рода преступления гораздо труднее скрыть, а во-вторых, нельзя поручиться, что внушаемые действия не дойдут до сознания гипнотизируемого и тем самым не найдут в нем первого обличителя.
Как бы там ни было, в обществе обыкновенно уделяется чересчур много внимания таким внушенным преступлениям, чересчур много придается им значения, и нередко каждый непонятный факт стараются объяснить влиянием внушения со стороны известного или неизвестного третьего лица. Этому нередко помогает и пресса, раздувающая факты и стремящаяся пощекотать любопытство читателя.
В таком же точно положении находится вопрос о преступлениях, совершаемых над загипнотизированным. Что такого рода преступления могут быть, - в этом нет сомнения: в уголовной практике встречаются указания на совершение краж, причинение вреда здоровью и, особенно, на изнасилование загипнотизированных. Но преступления этого рода совершаются все-таки редко, так как экспериментаторам хорошо известно, что беспамятство нисколько не гарантирует от того, что в один прекрасный день гипнотик неожиданно не вспомнит пережитого им в прежнем гипнозе.
Итак, подводя итоги всему вышесказанному, можно смело утверждать, что, с точки зрения современной гипнологии, преступление под гипнозом можно внушить и осуществить, но не на любом человеке, а только на том, кто быстро входит в глубокий транс и предварительно мотивирован. А так как любое преступление можно "объяснить", то моральные и нравственные табу легко специалистом снимаются, и, в принципе, любой гипнабельный человек может под действием гипноза, а тем более эмоционального гипноза, совершить самое тяжелое преступление, в прямом смысле - безумное.
ПСИХОХИРУРГИЯ
Мой отец начал делать психохирургические операции с 1964 года, затем свой личный опыт передал мне и многим своим ученикам. Так как за истекшие годы в стране и за рубежом отцом подготовлено свыше 100 тысяч психохирургов (на курсах по нетрадиционной медицине), то я решил опубликовать секреты нашей техники психохирургии, так как на наше авторство и приоритете в этой области уже никто не посягает.
Хотя в начале семидесятых годов между отцом и филиппинцами шел трудный спор о приоритет и авторстве в создании метода психохирургии. Но уже к середине семидесятых в мире утвердились оба метода как два принципиально отличающихся друг от друга. Филиппинский метод был назван "пси-хирургией" и построен на концепции мистической религиозной способности некоторых людей выполнять "пси-операции" со вскрытием, реальным рассечением тканей и реальным "психирургическим" лечением руками человека - "психирурга".
Мы назвали этот метод - мистическим, а метод отца получил название "научная психохирургия" и основан на трансовых Резервных возможностях мозга человека растворять любые ткани собственного организма или выполнять с ними любые излечивающие коррекции. Если в филиппинском методе встречается много случаев отсутствия лечебного эффекта и даже прямого шарлатанства, то в нашем методе - 100% в той или иной степени лечебный и исцеляющий результат.
В настоящее время наш метод уже с филиппинцами не конкурирует из-за несравнимой эффективности. Мы и наши ученики делаем руками такие сложные операции, которые филиппинцам и не снились, тем более, что ни один из настоящих психохирургов-филиппинцев не понимает, что и как он делает, так как сам находится в глубоком трансе (если не шарлатан) и вследствие эффекта посттрансовой амнезии ничего не помнит о прошедшей пси-операции и ничего объяснить или пояснить не может, кроме своей веры в Бога и того факта, что он обладает этим "божественным" даром.
Свой рассказ об искусстве выполнения полостных пси-операции начнем вначале с филиппинского метода, а затем расскажем о русском методе.
Итак, филиппинский метод заключается в искусстве психирургов выполнять пси-операции голыми руками, без каких-либо инструментов, лекарств и антисептиков. При этом: 1) должна обязательно рассекаться или раздвигаться кожная ткань за счет "божественной космической пси-энергии"; 2) должно полностью или почти полностью отсутствовать наружное кровотечение; 3) должна полностью отсутствовать боль в момент самой операции и, самое главное, после пси-операции в месте "раздвигания" тканей или их разреза не должно оставаться совершенно никаких следов. Если нарушено хоть одно из указанных условий, то это не филиппинская пси-операция, а наш русский психохирургический метод. Надо прямо сказать, что настоящим
филиппинским методом за всю небольшую историю его создания владели лишь несколько человек, а остальные делали операции по нашему методу, только не осознавая этого или сознательно обманывая.
Тем более, что правительство и деловые заинтересованные круги международного курорта стараются найти какую-либо "достопримечательность" для привлечения туристов, а если такой "достопримечательности" нет, то она обязательно создается искусственно, так как уж очень многие в этом заинтересованы. Поэтому "Филиппинский феномен" - это на 99% туристический миф, привлекающий на Филиппинские острова сотни миллионов долларов. Заинтересованные западные турфирмы размещают в западных средствах информации различные "объективные и достоверные авторитетные свидетельства" о различных случаях подтвержденного научными кругами "филиппинского чуда". Весь мир наполнен липовыми рекламными роликами, туристическими журналами и проспектами, сенсационными статьями в различных газетах и даже содидных научных изданиях, кассетами видеофильмов, фотографиями и т.д. Остается только позавидовать западному турбизнесу - умеют люди делать деньги, ничего не скажешь.
Наши исследования филиппинского метода показали, что в 60-70% случаев имеется лечебный эффект, при этом каждый 4-5-и пациент выздоравливает полностью. Сразу хотим отметить, что речь идет о всех случаях, которые мы наблюдали за последние тридцать лет (свыше 20 тысяч случаев), хотя чисто филиппинским методом за это время выполнено лишь несколько сот пси-операции.
Самый известный хилер Жозе Педро де Фрейтас (ум. в 1971 г.) бьш бразильским чернорабочим по прозвищу "Ариго" (Простак). Его способности неожиданно проявились в 1955 году, когда он, заглянув к умирающей соседке, вооружился кухонным ножом и воткнув его в тело больной, вырезал раковую опухоль и женщина поправилась. Затем Ариго провел тысячи операций без обезболивания и стерилизации, пользуясь любым попавшим под руку острым предметом. Пациенты Ариго никогда не ощущали боли, их раны не кровоточили и быстро заживали. Сам Ариго очень боялся крови и мог упасть в обморок, если видел свою работу, заснятую каким-нибудь оператором на пленку. Ариго всегда выполнял свои операции в состоянии аутогенного транса и утверждал, что в эти моменты им руководит дух Адольфа Фрица- немецкого хирурга, умершего еще в 1918 году. Хотя Ариго никогда не брал платы за свою работу, его все-таки дважды судили и наказывали, хотя за него и вступались известные врачи, свидетельствовавшие, что он вылечил многих, не навредив ни одному!
Преемник Ариго, Эдивальдо Сильва, также приводил себя в состояние транса, однако пользовался только голыми рукаста, погружая их в тело пациента и не оставляя шрамов. Сильва верит, что его руками "руководит Бог".
Чтобы лучше понять искусство филиппинских хилеров, я чуть поподробнее расскажу о том, что из себя сегодня представляют Филиппины.
Филиппины - это юго-восточное государство, расположенное на более чем 7 тысячах больших и малых островов, со столицей Манилой на острове Лусон. Наиболее крупными являются 11 островов, а вся общая площадь архипелага составляет около 300 тысяч квадратных километров. Климат Филиппин - морской, тропический. На островах часто бывают землетрясения, тайфуны и вулканические извержения, которые до-
ставляют много бед местному населению. Средняя температура года +25-29°С, но не жара беспокоит людей больше всего, а москиты. Острова покрыты необычайной буйной растительностью, причем многие виды растений встречаются только на этих островах. Больше всего в глаза бросаются пальмы - это и жилье, и питье, и жвачка и все другое. Население насчитывает свыше 60 миллионов человек из более чем 90 народностей.
Население Филиппин комплектовалось из древнего негро-австралоидного субстрата во 11-1 тысячелетиях до н.э., на который волнами наслаивались аустронезийцы южномонглоидного типа из Южного Китая (через Тайвань). С начала нашей эры, когда Малайя и Индонезия в ее западной части были уже индианизированы, индо-буддийская культура стала понемногу проникать и на Восток, в том числе и на Филиппины. Связи
с буддийской Шривиджайей, а позже с индуистской культурой Маджапахита сыграли важную роль в развитии местного населения. В конце I тысячелетия на Филиппины стали прибывать китайцы, но уже не те южнокитайские племена юэ, которые тысячелетием-двумя ранее прибыли на остров, а жители развитой империи, принесшие с собой многогранную и развитую культуру.
С XIV в. на южные острова Филиппин проник ислам и стали возникать первые очаги государственности. На островах существовали общины-балангаи, власть в которых принадлежала старейшинам. Средний размер общины 30-100 семей, но были и крупные до 1-2 тысяч семей. Наиболее развитые и сильные из них вели с соседями войны и в случае удачи общинный старейшина становился правителем надобщинного протогосударства.
Таких вождей или правителей вначале именовали индийскими терминами "раджа" или "дато". В XV и начале XVI в., когда португальцы изгнали из Малакки султана и его приближенных, часть из них мигрировала на восток и поселилась на Филиппинах. Таким образом население юга архипелага стало быстро исламизироваться и стали образовываться первые государственные образования - султанаты. Стали возникать свои формы письменности на южно-индийской графической основе.
В 1521 г. экспедиция Магеллана посетила остров Себу, что привело к открытию и освоению испанцами Филиппин. Сам Магеллан погиб, но уже к середине XVI в. испанцы прочно освоили весь архипелаг и в честь принца Филиппа (будущего короля Филиппа II) назвали его этим названием. А в 1750 г. был построен крупный порт - Манила. Все население захваченных территорий успешно христианизировалась, кроме мусульманского юга (страна Моро- мавров), который оставался мятежной периферией вплоть до XIX века.
В XVII в. население архипелага составляло около 500 тыс. человек. Наместники испанского короля и подчиненные им губернаторы провинций создали около 270 участков, переданных в энкомьенду (опеку) испанскими колонистам и монашеским орденам. Попечитель-энкомьендеро обычно собирал с вверенного его опеке населения при посредстве старост общин фиксированный налог - трибуто, и требовал от крестьян выполнения различных повинностей. Затем система энкомьенд была отменена и налог собирался только в пользу королевской казны.
Одновременно на Филиппинах все больше укреплялись китайские общины мигрантов-хуацяо, которые вели основные торговые операции на архипелаге. Затем на остров последовало вторжение голландцев, затем англичан. Испанцы стали большое внимание уделять выращиванию на Филиппинских плантациях табака, а к XIX в. стали выращивать сахарный тростник, пеньку, индиго. Появилась собственная национальная буржуазия из числа китайцев и метисов китайского происхождения.
В 1896 году, после почти четырехвекового испанского владычества, связь с метрополией прервалась буржуазно-демократической революцией. Но на смену испанцам пришел американский колониализм и только в 1946 году Филиппины получили независимость.
Филиппины - единственная христианская страна, находящаяся к востоку от Мертвого моря и говорящая более чем на 130 языках. Культура Филиппин - смешанная и самобытная, евроазиатская. Цвет кожи филиппинцев коричневый. Процветают старинные родовые обычаи покровительства ("утанг на лооб"). У каждого филиппинца есть человек, который ему покровительствует и есть человек ("бата"), которому покровительствует он сам. Государственные языки - английский (40%), испанский (20%) и местный тогальский, на котором говорит 48% населения. Основные религии - христианство, ислам, буддизм и анимизм (поклонение духам, жертвоприношениям, животным, богам и т.д.). Римско-католическая церковь - 83% населения; 6% - протестанты; 4,9% - мусульмане; 0,9% - буддисты; 5,2% - независимая церковь. Итак, видно из цифр, что католики господствуют во всех сферах жизни.
Первые паранаучные феномены занес на Филиппины в 1905 г. француз-спирит Ален Кардек, после чего в среде интеллигенции было создано общество "Унион-эксперитист-христиано де филиппино". Филиппинцы с древних времен и по настоящее время верят в духов, магию и магические образы, в амулеты и их силу, в
заклинания, в ведьм ("асуван"), в чудеса и возможность божественного духовного исцеления верой в Бога.
С обретением независимости, уже в послевоенные годы, на Филиппинах появились люди (местные "йоги"), пропагандирующие йогическое духовное целительство. В духовном лечении целитель, по их мнению, "является каналом, пропускающим энергию через сознание исцеляющего в мысли пациента и своей сильной вибрацией возбуждает ментальные мозговые центры больного, откуда импульсы направляются уже прямо
на больные органы и системы, излечивая их. Пропуская космическую духовную целительную силу через себя целитель как бы стремится окунуть в божественный духовный поток сознание самого пациента".
Приступая к целительству, следует проникнуться "уважением к божественной силе", целитель должен успокоится физически и морально, отбросить все волнения и заботы о материальной жизни. Целитель должен войти в особое трансовое состояние глубокого внутреннего покоя и гармонии. Во время всего процесса лечения целитель не думает о том, что и как делать, все происходит бессознательно и автоматически, руки сами все делают, а мысли могут только мешать передаче целебной духовной энергии.
филиппинский метод требует, чтобы целитель в процессе всего лечения и после него был "преисполнен любви и доброты по отношению к пациенту". А к тем пациентам, которые не верят в духовное божественное целительство, не следует плохо относиться, а просто "не обсуждать с ними суть лечения". Но абсолютное
большинство местных жителей являются людьми глубоко верующими и в них хорошо уживаются идеология католицизма, индуизма, буддизма и оригинального местного язычества. К тому же филиппинцы от природы очень хорошие, добрые и сентиментальные люди, во многом похожие на нас, русских, но совершенно не похожи на американцев с их жестким "денежным" эгоцентричным мировоззрением, затмевающим и убивающим проявление всякой человечности и духовности. Филиппинцы, как и мы, альтруисты и не отделяют себя никогда от рода и родины. Они, как и мы, без родины и связей с родными просто не могут жить.
Филиппинцы очень дорожат родственными связями и друг другу всегда помогают, разделяя и ответственность за поступки.
В настоящее время на Филиппинах существует государственная медицина, частная медицина и знахарство (целительство), которое особенно процветает в сельской местности, где нет официальной медицины. Целители в деревнях лечат травами, массажем, святой водой, мануальной терапией, амулетами, припарками, компрессами, кровопусканием, пиявками, иглоукалыванием, снадобьями, пранической энергией, магическими процедурами с помощью духов и, наконец, пси-операциями. В городах целители более "образованны" и лечат иглоукалыванием, йоготерапией, хиропрактикой и пси-хирургией.
Пси-хирургический метод сформировался недавно, в 60-70-е годы, на базе йогического "пранолечения" и присущей всем народам, от Африки до Америки и Европы, древнешаманской практики по извлечению "болезни" из живота больного в виде извлеченной ящерицы, паука, мыши, комка крови, комка ткани и т.д. Сами пси-хирурги объясняют свой метод как способность некоторых духовно просветленных целителей
"впитывать" космическую "духовную энергию" и с ее помощью, находясь в трансе, проникать сквозь "расплавленную" (разжиженную) ткань внутрь человека, а затем "духовной пси-энергией", исходящей из рук пси-хирурга, воздействовать целебным образом на больной орган и излечивать его. При этом, если возникает необходимость что-то удалять, то пальцы пси-хирурга захватывают в полости удаляемую ткань и "выходят" вместе с ней наружу, где эту ненужную больную ткань выбрасывают и закапывают или сжигают. Во время пси-операций может наблюдаться разрез наружных покровов, могут быть видны внутренние органы и т.д., а затем все это мгновенно заживает без всяких следов, достаточно только тампонами смыть пятна крови у шва.
Пси-хирурги готовятся к своей профессии с детства, как правило, в свой семье, где эта профессия передается, а затем всю жизнь идет профессиональное и духовное самосовершенствование. Главным условием успеха является глубочайшая вера в Бога и в силы Бога, которые он передает целителю. Все пси-хирурги христиане и члены "Унион-эксперитист-христиано де филиппино". Некоторые пси-хирурги, в. которых сильна йогическая подготовка, утверждают, что они способны брать "особую энергию" прямо из окружающей среды. Эта энергия, "пройдя через целителя, трансформируется в нем и затем передается больному путем наложения рук или посредством проникновения в тело. Для этого целитель, кроме йогической подготовки, должен быть подготовлен ментально и телесно, для чего перед каждым лечением он совершает специальный ритуал и служит молебен". Я не зря рассказал о истории Филиппин, так как вы теперь видите в филиппинском методе очень своеобразную и оригинальную смесь йоги, магии (ритуал) и христианства (молебен). В моем рассказе о филиппинском методе я постараюсь пользоваться чужим объективным мнением о нем, так как если я буду прямо писать все, что я о нем думаю лично, то читатели подумают, что я это делаю несправедливо и лишаю их веры в "филиппинское чудо", чтобы приукрасить лишь свой, русский метод, который укладывается в современную научную парадигму и полностью соответствует основным современным естественнонаучным категориям знания.
филиппинский пси-хирург должен уметь "концентрировать" в себе "энергию", превращать ее в лечебную, направлять в пальцы рук, в глаза, в язык, в дыхание и т.д. Умение целителей входить в состояние транса дает им возможность "изменять структуру и консистенцию человеческих тканей и при помощи только одних пальцев рук проникать в тело пациента. Это дает возможность ближе и непосредственнее доставить лечебную энергию к больному месту и достичь лучшего эффекта".
Некоторые специалисты филиппинские пси-операций предлагают назвать "квазихирургией" или "логурией" ( от слова "логос" - ум), так как считается, что пси-хирурги оперируют прежде всего "мыслью-умом, а потом руками".
Технология выполнения филиппинской пси-операций выглядит несложно. Незнакомый пациент из общего потока больных "ложится на стол и оголяет больное место. Для начала пси-хирург пассами рук создает мощное однородное поле вокруг больного, затем накладывает свои руки на больное место и как бы нащупывает "что-то", ориентируется и руки замирают на одной точке. Пси-хирург концентрирует свое со-
знание и входит в транс, затем через несколько секунд делает рукой бросок ладоней вглубь тела. При этом он совершает пальцами быстрые, вибрирующие, поступательные движения. Видно как в кожу входят первые фаланги пальцев, затем пациентом ощущаются легкие, разрывающие и продвигающие движения пальцев вглубь. Затем начинается раздвижение краев раны и появляется первая кровь. Убрав ее влажным
тампоном, можно рассмотреть образовавшуюся конусообразную рану и подлежащие ткани, которые кровоточат уже меньше, чем сама кожа. Движения пальцами пси-хирург совершает настолько быстро, что проследить все и осмыслить посторонним трудно. А сам пси-хирург последовательность своих действий и манипуляций не осознает. Закрытие раны происходит с еще большой скоростью движений пальцев и ладоней того же характера, но в обратном направлении (наружу) и быстрым выведением рук из раны. Края раны как бы тянутся за пальцами и занимают их место в момент ухода. Тягучая консистенция кожи дезориентирует наблюдателя. Психирург производит последние, контрольные движения пальцами вдоль соединившихся краев раны, и место операции очищается от крови. На коже после смыкания краев раны в первые секунды можно еще отметить на фоне легкого покраснения - белесый, слегка возвышающийся рубец, который через несколько секунд бледнеет и исчезает. Если немного затянуть момент очищения от крови места операции, то рубец можно уже не увидеть. Никаких следов от операции не остается. В течение последующих 2-3 часов операционное поле испытывает чувство жжения и повышенную кожную чувствительность. Иногда позже появляются боли, но держатся обычно недолго. Сам оперируемый человек бледен, возбужден, часто покрыт испариной, отмечается яркая вегетативная реакция. Вопросы пациент воспринимает как бы издалека и отвечает на них нео<