Исследование психического статуса

При описании психического статуса, даже вкратце, неприменим термин "нормальный".

ВНЕШНИЙ ВИД И ПОВЕДЕНИЕ ВО ВРЕМЯ ИНТЕРВЬЮ.

как он проводит время в течение дня,

ест,

спит,

ухаживает за собой (косметика, прическа, одежда);

ведет себя по отношению к другим пациентам,

врачам, среднему медперсоналу.

Спокоен пациент или напряжен, медлителен, нерешителен, повторяет свои движения? Несут ли движения соответствующее им значение, соответствуют ли они цели?

Опишите жесты, гримасы и другие выразительные движения.

Как ведет пациент в различных ситуациях, как отвечает он на различные требования?

Есть ли патологические ответы на внешние события?

Может ли его внимание удерживаться и переключаться?

Смотрит ли он на собеседника?

Кажется ли он испуганным?

Легко ли он пугается?

Предполагает ли его поведение, что он дезориентирован?

Если есть сомнения, уточните его ориентацию.

Есть ли недостаток активности?

Изменяется ли она в течение беседы, ее спонтанность, чем вызывается?

Если пациент неподвижен, сопротивляется ли он движениям?

Сохраняет ли позу, подчиняется ли командам, показывает ли понимание происходящего?

Оказывают ли влияние на его поведение галлюцинации?

РЕЧЬ

Количественные и качественные показатели, продуктивность. Разговорчивость, словоохотливость, многоречивость, молчаливость, неразговорчивость. Медленная речь, быстрая, напористая, эмоциональная, драматическая, монотонная, громкая, шепотная, отрывистая. Необычная ритмика и акцент.

У пациента спонтанная речь или он отвечает на вопросы, точно или неясно, узко по теме или широко, с подробностями? Когерентность, дискурсивность, с паузами, внезапными остановками, с частыми сменами тем, с комментированием всех происходящих вокруг событий. Уместность употребления слов, выражений, рифм, каламбуров. Как изменяется его речь в зависимости от лиц, с которыми он разговаривает?

ВОСПРИЯТИЕ

Галлюцинации и иллюзии - слуховые, зрительные, обонятельные, вкусовые или тактильные; чувство уже виденного или никогда ранее не виденного, дереализация. Ощущение безжизненности, ощущение боли или другие изменения чувствительности.

НАСТРОЕНИЕ

"Как Вы себя чувствуете?",

"Как Ваше настроение?",

"Как Ваше душевное состояние?".

слезливости,

дневных колебаниях настроения,

суицидальных мыслей и планов,

отношения к будущему,

самооценки,

чувства вины,

аппетита,

веса и

либидо.

тревога, страх, подозрительность, растерянность. Их удобнее описывать в этом разделе.

Нужно отметить постоянство настроения во время интервью, те воздействия, которые могут его изменить, а так же соответствие эмоций пациента его высказываниям.

Признаки уплощения или лабильности аффекта.

Есть ли признаки того, что пациент стремится скрывать свои истинные чувства?

МЫШЛЕНИЕ

ФОРМАЛЬНЫЕ РАССТРОЙСТВА

как ментизм, тангенциальность, соскальзывания, шперрунги, аморфность, персеверации, инкогеренции, неологизмы.

Способность к концептуализации, сравнению понятий, пониманию переносного смысла пословиц и поговорок. В случае патологии привести примеры. Для работы с пациентом можно использовать следующие высказывания:

Сапожник ходит без сапог.

Бодливой корове Бог рог не дает.

Кто рано встает, тому Бог подает.

Рыбак рыбака видит издалека.

Бери быка за рога.

Аппетит приходит во время еды.

Все дороги ведут в Рим.

Не выноси сор из избы.

У медали две стороны.

Куй железо пока горячо.

Нет дыма без огня.

Шила в мешке не утаишь.

Капля и камень долбит.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ РАССТРОЙСТВА

" В чем вы видите свою главную проблему?"

Есть ли тревога или озабоченность по поводу настоящей жизненной ситуации,

по поводу будущего, прошлого, безопасности себя или окружающих?

Влияют ли эти мысли на концентрацию и сон?

Есть ли фобии, умственная жвачка, компульсии, ритуалы?

Уточните содержание, способ и дату возникновения, степень фиксации на любых ложных убеждениях. В отношении окружения, например, идеи отношения, неправильная интерпретация, бред. Персекуторные идеи, мысли, что он является объектом эксперимента. В отношении тела, например, идеи или бред об изменениях в собственном теле. В отношении собственного Я, например, бред овладения, воздействия, чтения мыслей или их вкладывания. Деперсонализация, осознание собственных расстройств мышления. Должны быть отмечены источник, содержание идей, их живость, реальность и другие характеристики переживаний. А так же время их возникновения, например, ночью, в одиночестве, при засыпании или пробуждении.



Наши рекомендации