Каково влияние религии на больных шизофренией?
Как и все люди, больные шизофренией также испытывают потребность обратиться к Богу и религии, чтобы иметь возможность рассматривать себя и свою жизнь в более ши- роком философском контексте. По разным причинам для больных шизофренией это представляет определенные труд- ности. С одной стороны, часто начало заболевания совпадает по времени с ростом религиозности данного человека и его повышенным вниманием к философским аспектам бытия. Кроме того, многие больные на ранних стадиях заболевания испытывают то, что в предыдущих главах мы описывали как экзальтацию, то есть необычно приподнятое состояние, ощущение того, что находишься на вершине жизни, в высшей точке блаженства (смотри главу 2), вследствие чего они делают вывод, что являются «избранниками» Бога. Подобную веру еще более поддерживают слуховые галлюцинации. К трудностям в отправлении религиозных обрядов относится также и то, что больной часто не может мыслить метафорично и воспринимать сложную символику, что требуется в большинстве формализованных религиозных систем.
Учитывая все вышесказанное, не удивительно, что во- просы религии очень важны для многих больных шизофре- нией и продолжают интересовать их на всем протяжении их заболевания.
Среди таких больных широко распространен бред с религиозной окраской, его можно обнаружить почти у половины всех пациентов с шизофренией. Известно также, что больные шизофренией часто консультируются со священниками — в ходе одного исследования было обнаружено, что «священники воспринимаются обществом подобно специалистам по психическому здоровью, которых ищут больные с серьезными заболеваниями психики». Многие священники в подобных ситуациях оказывают больным существенную помощь, однако в большей своей части они, к сожалению, не принимают во внимание все то, что известно сегодня о психических заболеваниях, и начинают убеждать больного и членов его семьи, что причиной болезни является грех.
Вопросы, задаваемые больными и их близкими375
Это, естественно, еще более усугубляет и без того тяжелую ситуацию. В рамках Национального союза помощи душевнобольным в настоящее время предпринимаются попытки просвещать священнослужителей по поводу психических заболеваний.
Иногда больные шизофренией вступают в разного рода религиозные объединения (секты). Таких культовых и религиозных объединений очень много: Единая церковь (последователи Муна), Общество сознания Кришны, Миссия Божественного света, Люди Христа, Сайентологическая церковь и другие. Как показывают исследования, шесть процентов членов Единой церкви и девять процентов членов Миссии Божественного света ранее госпитализировались по причине психиатрических заболеваний, хотя некоторые специалисты считают большинство из них просто невротическими личностями. Нужно сказать, что эти секты сами по себе пытаются исключать из числа своих членов лиц с острыми психическими заболеваниями, так как они являются помехой при совместном проживании и отправлении культа.
Вступление больных шизофренией в подобные секты может иметь для них некоторые выгоды. Таким объединениям свойственна четко структурированная система верований и образа жизни, что, в свою очередь, приводит к повышению самооценки члена такого сообщества. В некоторых сектах очень ценится «необычный религиозный опыт», и там человек со слуховыми и/или зрительными галлюцинациями и опытом экзальтации может чувствовать себя гораздо более комфортно.
Вместе с тем подобные секты несут в себе и потенциальную опасность. Во многих из них запрещено принимать какие бы то ни было лекарства. Пациентам, отлично себя чувствовавшим после приема, например, галоперидола, может быть приказано прекратить уколы, после чего наступает обострение заболевания. В таких религиозных объединениях могут настаивать, чтобы больной отрицал сам факт своей болезни и относил бред и галлюцинации к духовной сфере, а не к заболеванию головного мозга. В некоторых сектах поощряется бред преследования у уже предрасположенных к этому пациентов как часть общей схемы «мы— они», где данная секта выступает в качестве преследуемой
376_____________________________________ Глава 10
всем остальным миром. И наконец, в некоторых подобных религиозных объединениях часто присваивается собственность и денежные средства больных, как это делается и по отношению к другим членам данной секты.
Проблема врачебной тайны
Необходимость соблюдать врачебную тайну относитель- но содержания бесед специалистов по психическим заболеваниям с больными шизофренией, включая конфиденциальность их историй болезни, периодически создает этические проблемы как для специалистов, так и для родственников больных. Например, когда больной шизофренией (или другим психическим расстройством) наедине сообщал психиатру о своем желании и планах причинить вред другому человеку, то в недавнем прошлом подобные беседы считались конфиденциальными и не подлежали разглашению. В 1976 году, однако, суд штата Калифорния постановил, что врачи и другие медицинские работники в подобных ситуациях обязаны предупредить потенциальную жертву. Это постановление, известное как решение по делу Тарасоффа, получило распространение также во многих других штатах.
Самую большую проблему для родственников больных шизофренией конфиденциальность представляет тогда, когда врач не хочет давать им информацию о характере заболевания пациента из страха нарушить врачебную тайну. Законы отдельных штатов в этом отношении весьма отличаются друг от друга, но иногда подобная конфиденциальность доводится врачами до абсурда. Ниже, например, приведен рассказ одной матери о том, как она в течение полугода не могла получить информацию о болезни своего сына, помещенного в психиатрическую клинику Бостона:
Мне никогда не говорили, как у него идут дела. Я совершенно ничего не знала о течении заболевания, ни хорошего, ни плохого. Когда бы я ни спросила об этом, мне отвечали: «Дэнни не давал нам сегодня разрешения сообщать вам о состоянии его здоровья» . Такой ответ я постоянно получала в течение первого месяца или около того. Однажды, может, из жалости ко мне и видя мое беспокойство, мне ответили: «Дэнни и сегодня не разрешил ниче-
Вопросы, задаваемые больными и их близкими 377
го вам сообщать, но у всех пациентов из той палаты сегодня все нормально».
Даже эта закодированная информация принесла мне огромное облегчение. Однако, прослушав эту фразу еще несколько месяцев подряд, вплоть до выписки сына из больницы, я поняла, что вся эта система так же больна, как и мой сын, и тоже нуждается в помощи.
Это конфиденциальность, доведенная до абсурда. К сожалению, подобное нежелание делиться информацией с родственниками больного часто отражает незаинтересованность врачей и медицинского персонала в общении с близкими своего пациента. Иногда это бывает вызвано укоренившейся в этих специалистах психоаналитической ориентацией, косвенно выражающейся в невысказанном ответе: «Именно эта семейка и послужила причиной шизофрении у моего пациента, так пусть теперь в качестве наказания у них не будет права что-либо знать о нем!»
Что же делать в этом случае близким? Прежде всего — познакомиться с существующими правовыми аспектами конфиденциальности. Бороться за изменение законов, если они, как вам кажется, слишком ограничивают ваши права. В отдельном случае можно пожаловаться в вышестоящую инстанцию и действовать совместно с организациями, объединяющими в своих рядах родственников душевнобольных. Особое внимание уделяйте самой неожиданной информации, например, что у вашего родственника оказалось другое заболевание головного мозга, такое, как рассеянный склероз или болезнь Альцгеймера.