Основные нарушения защиты прав потребителей (в разрезе по сферам деятельности)
К основным нарушениям, выявленным в предприятиях розничной торговли, можно отнести:
нарушение прав потребителей на получение полной и достоверной информации о продавце, режиме его работы;
нарушение прав потребителей на получение полной и достоверной информации о товаре и его изготовителе;
нарушение прав потребителей на получение информации о цене товара и условиях его приобретения;
введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств товара;
включение в договор условий, ущемляющих прав потребителей;
отсутствие в товарно-сопроводительных документах сведений о сертификатах соответствия, деклараций о соответствии;
неудовлетворение претензионных требований потребителей/нарушение сроков удовлетворения требований потребителей.
Примеры включения в договор условий, ущемляющих прав потребителей.
Например: при проверке по обращению потребителя в отношении индивидуального предпринимателя, осуществляющего продажу мебели по образцам, было установлено включение в договор условий, ущемляющих прав потребителей по сравнению с правилами, установленными действующим законодательством.
Так в договор были включены следующие условия:
«В случае нарушения Покупателем срока оплаты, установленного условием Договора, Продавец вправе по истечению 21 дня с момента уведомления о готовности товара к передаче отказаться от исполнения Договора покрыв убытки, связанные с исполнением обязательств по Договору из внесенной предоплаты».
Согласно ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно ст. 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной.
В соответствии со ст. 452 ГК РФ соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное.
Требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
«В случае задержки поставки товара Продавец оплачивает Покупателю пеню в размере 0,1 % от суммы предоплаты за каждый день задержки, путем уменьшения стоимости товара».
Согласно п. 3 ст. 23.1 Закона РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон № 2300-1) и п. 34 Правил продажи товаров по образцам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.07.1997 №918 (далее – Правила), в случае нарушения установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю продавец уплачивает ему за каждый день просрочки неустойку в размере половины процента суммы предварительной оплаты товара.
Включение в Договор данного условия противоречит требованиям п. 3 ст. 23.1 Закона и п. 34 Правил и лишает потребителя права получения за каждый день просрочки неустойку (пени) в размере 0,5% от суммы предварительной оплаты товара.
Таким образом, в силу Закона № 2300-1 права гражданина ущемляют те условия договора, которые ограничивают:
- размер неустойки по сравнению с правилами, установленными законами и нормативными правовыми актами;
- общую сумму (цену) выплаты взыскиваемой потребителем неустойки.
Следовательно, включение в Договор указанных условий нарушает требования ст. 452 ГК РФ и ущемляет права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами РФ в области защиты прав потребителей, что является нарушением п. 1 ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1 (в посл. ред.).
За допущенное нарушение индивидуальный предприниматель был привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ, назначен штраф в размере 1000 руб.
Кроме того, в ходе иных проверок было установлено включение в договор такого условия: «в случае не урегулирования споров и разногласий путем переговоров спор подлежит разрешению в Арбитражном суде Алтайского края».
Данное условие безальтернативной подсудности не соответствует требованиям действующего законодательства, поскольку п. 2 ст. 17 Закона №2300-1 предусмотрено, что иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель - его жительства, жительства или пребывания истца; заключения или исполнения договора.
Прописанное в п. 2 ст. 17 Закона № 2300-1 право потребителя на предъявление иска к исполнителю по своему выбору, носит императивный характер, и в силу п. 4 ст. 421 ГК РФ не может быть изменено соглашением сторон.
Частями 7 и 10 ст. 29 Гражданского процессуального кодекса РФ предусмотрено, что иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены также в суд по месту жительства или месту пребывания истца, либо по месту заключения или месту исполнения договора. Выбор между несколькими судами, которым согласно настоящей статье подсудно дело, принадлежит истцу.
Из указанных норм следует, что право выбора суда, в котором будет рассматриваться дело о защите прав потребителя, принадлежит самому потребителю. Ограничение права на выбор подсудности по сравнению с правилами установленными Законом, является ущемлением прав потребителя.
Включение в договор условий, ущемляющих прав потребителей, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей (ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ).
Пример введения потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств товара:
В торговом зале одного из магазинов края на витрине в продажу была выставлена алкогольная продукция, на ценнике которой указано «Пивной напиток –коктейль блейзер», в то время как согласно маркировке товара – это «Сидр фруктовый ароматизированный со вкусом вишни, яблоко-бузины, клюквы, граната, апельсина».
В соответствии со ст. 2 п.12.4 и п.13.2 Федерального закона № 171-ФЗ от 15.11.1995 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития алкогольной продукции)»:
сидр – это алкогольная продукция с содержанием этилового спирта не более 6 процентов объема готовой продукции, произведенная в результате брожения яблочного сусла и восстановленного яблочного сока без добавления этилового спирта с насыщенным или без насыщения двуокисью углерода;
пивной напиток – это алкогольная продукция с содержанием этилового спирта, образовавшегося в процессе брожения пивного сусла, не более 7 процентов объема готовой продукции, которая произведена из пива и приготовленного из пивоваренного солода пивного сусла, воды с добавлением или без добавления зернопродуктов, сахаросодержащих продуктов, хмеля и хмелепродуктов, плодового и иного растительного сырья, продуктов их переработки, ароматических и вкусовых добавок, без добавления этилового спирта.
То есть данные продукты не являются тождественными, а значит, обладают различными потребительскими свойствами.
Доведение на ценнике недостоверной информации вводит в заблуждение потребителей при выборе товара относительно его потребительских свойств.
Данный факт является нарушением пункта п. 2 ст. 10 Закона № 2300-1.
Лицо, допустившее данное правонарушение, привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.7 КоАП РФ, назначен штраф в размере 3000 руб.
При проверке предприятий общественного питания выявляются следующие нарушения:
отсутствие необходимой и достоверной информации для потребителей об оказываемых услугах, обеспечивающей возможность их правильного выбора;
сведений о пищевой ценности продукции общественного питания (калорийности, содержании белков, жиров, углеводов, а также витаминов, макро- и микроэлементов при добавлении их в процессе приготовления продукции общественного питания) и составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов);
потребителю не предоставляется возможность ознакомления с меню, прейскурантами и условиями обслуживания как в зале, так и вне зала обслуживания.
При выявлении нарушений при оказании услуг общественного питания должностные лица, индивидуальные предприниматели или юридические лица могут быть привлечены к административной ответственности по следующим составам КоАПРФ:
ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ: нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы -влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей;
ч. 1 ст. 14.5 КоАП РФ: нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей;
ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ: оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Кроме того, при проверке по жалобе потребителей одного из предприятий общественного питания было установлено нарушение: при оплате за товар безналичным способом (банковской картой) взимает комиссию в размере в размере 2 % от стоимости товара.
В соответствии с ч. 1 ст. 426 ГК РФ, договор розничной купли-продажи является публичным. Организация потребления продукции общественного питания по характеру своей деятельности должна заключить договор в отношении каждого, кто к ней обратится.
Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей (ч. 2 ст. 426 ГК РФ).
Согласно п. 1 ст. 16.1 Закона РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон № 2300-1), продавец (исполнитель) обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя.
При оплате товаров (работ, услуг) продавцу (исполнителю) запрещено устанавливать в отношении одного вида товаров (работ, услуг) различные цены в зависимости от способа их оплаты посредством наличных расчетов или в рамках применяемых форм безналичных расчетов (п. 4 ст. 16.1 Закона № 2300-1).
За данное нарушение юридическое лицо привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.8 КоАП РФ, назначен административный штраф в размере 15 000 руб.
Достаточно большое количество обращений поступает на нарушение правил бытового обслуживания населения.
Как следовало из обращений, поступивших в Управление, граждане часто заключали договоры на изготовление мебели, ремонт бытовой техники, др. видов бытовых услуг на сайтах исполнителей услуг в сети интернет или в объявлениях. При этом нередко использовались услуги курьера или ремонт делался на дому, цены на услуги возрастали в разы в сравнении с полученной первоначальной информацией.
Заявители зачастую не знают сведений об исполнителе услуг, его месте нахождения, а значит, не могут обратиться с претензией к исполнителю, что делает невозможным проведение контрольно-надзорных мероприятий.
Наибольшее количество выявленных нарушений было связано с непредоставлением полной, достоверной информации о реализуемых услугах (цена товара, цена материалов, дата исполнения заказа); отсутствие полной информации на вывесках.
Основными нарушениями в сфере бытового обслуживания населения являлись: ненадлежащее качество оказываемых услуг, нарушение сроков исполнения заказов, непредоставление необходимой и достоверной информации об услугах, условиях их оказания, ценах на услуги.
Исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю информацию о своей организации и об оказываемых услугах (выполняемых работах) в наглядной и доступной форме также в случаях, когда обслуживание осуществляется вне постоянного места нахождения организации: во временных помещениях, передвижными приемными пунктами, выездными бригадами и т.п.
За данное нарушение законодательства субъекты привлечены к административной ответственности в виде штрафа по ч.1 ст.14.8 КоАП.
Основными нарушениями в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг являлись: отсутствие в платежных документах, направляемых потребителям, номеров банковского счета и банковских реквизитов, адреса (место нахождения исполнителя), адреса сайта исполнителя в сети Интернет, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса.
До сведения потребителей не доведена информация о субъекте, его юридическом адресе (адрес место нахождения), режиме работы.
За нарушения требований Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домах, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354; Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 №23001 в отношении ответственных лиц выносились постановления с назначением административного наказания в виде предупреждения и штрафов, предусмотренных ч.1 ст.14.8 КоАП РФ.
В обращениях также были поставлены вопросы о включении в платежные документы строки «прочие расходы», «расходы за видеонаблюдение». По данным обращениям проводились предварительные проверки с направлением субъектам писем с просьбой предоставления пояснений. В ходе проведения предварительных проверок юридическими лицами были предоставлены документы и пояснения, свидетельствующие об отсутствии нарушений со стороны управляющих компаний и ТСЖ.
Основными нарушениями в сфере оказания гражданам финансовых услуг являлись установление в договоре о выдаче займа полной стоимости кредита, превышающей более чем на одну треть значение среднерыночной процентной ставки, установленной ЦБ РФ.
За допущенное нарушение субъекты привлечены к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ.
По данным результатов проверки Отделением по Алтайскому краю Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации надзорной деятельности в отношении одного из Кредитных потребительских кооперативов, поступивших в адрес Управления, юридическое лицо привлечено к административной ответственности за включение в договор условия, ущемляющего права потребителей по сравнению с правилами и нормами законодательства о защите прав потребителей, а именно: «Значение полной стоимости потребительского кредита, расположенное в квадратной рамке в правом верхнем углу первой страницы Договора №3/16, установлено в размере 34,28 %, что превышает среднерыночное значение ПСК, установленное Банком России в 4 квартале 2016 года (Потребительские займы без обеспечения по сроку займа от 181 дня до 365 дней в сумме от 60 000 руб. 00 к. до 100 000 руб. 00 к. составляет 32,295%).
В соответствии с ч.1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Частью 11 ст.6 Федерального закона от 21.12.2013 №353-ФЗ «О потребительском кредите (займе) (далее – Закон №353-ФЗ) установлено что, на момент заключения договора потребительского кредита (займа) полная стоимость потребительского кредита (займа) не может превышать рассчитанное Банком России среднерыночное значение полной стоимости потребительского кредита (займа) соответствующей категории потребительского кредита (займа), применяемое в соответствующем календарном квартале, более чем на одну треть. В случае существенного изменения рыночных условий, влияющих на полную стоимость потребительского кредита (займа), нормативным актом Банка России может быть установлен период, в течение которого указанное в настоящей части ограничение не подлежит применению.
В соответствии с Указаниями Центрального Банка Российской Федерации от 29.04.2014 № 3249-У «О прядке определения Банком России категорий потребительских кредитов (займов) и о порядке ежеквартального расчета и опубликования среднерыночного значения полной стоимости потребительского кредита (займа)» в целях расчета и опубликования среднерыночного значения полной стоимости потребительского кредита (займа) Банк России определяет категории потребительских кредитов (займов) с учетом следующих показателей (их диапазонов): суммы кредита (займа), срока возврата кредита (займа), наличия обеспечения по кредиту (займу), вида кредитора, цели кредита (займа), использования электронного средства платежа, наличия лимита кредитования. Категории потребительских кредитов (займов), по которым Банк России рассчитывает и опубликовывает среднерыночное значение полной стоимости потребительского кредита (займа) (далее - категории потребительских кредитов (займов), определяются в формах отчетности о средневзвешенных значениях полной стоимости потребительских кредитов (займов), установленных нормативными актами Банка России.
Банк России ежеквартально рассчитывает и опубликовывает на сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет среднерыночное значение полной стоимости потребительского кредита (займа) по категориям потребительских кредитов (займов) не позднее чем за сорок пять календарных дней до начала квартала, в котором среднерыночное значение полной стоимости потребительского кредита (займа) подлежит применению.
В 4 квартале 2016 г. предельное значение ПСК, установленное Банком России (опубликовано на официальном сайте Банка России 16.08.2016 www.cbr.ru) по категории потребительских кредитов (займов) «Потребительские займы без обеспечения» по сроку займа от 181 дня до 365 дней в сумме от 60 000 руб. 00 к. до 100 тыс. руб., составляло 32,295% (среднерыночное значение ПСК кредитов (займов) 24,221 %).
Согласно ч.1 ст. 10 Закона №2300-1 изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, включение в договор данного условия, ущемляющего права потребителей по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами РФ в области защиты прав потребителей, является нарушением ст. 16 Закона № 2300-1 «О защите прав потребителей».
За допущенное нарушение юридическое лицо привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ, сумма штрафа составила 10000 руб.
Основными нарушениями в сфере образования являлись:
- включение в договор условия, ущемляющего права потребителей: условие о безальтернативной подсудности (обязанность рассмотрения споров по месту нахождения исполнителя);
- отсутствие в договоре необходимых обязательных сведений и информации, предусмотренных Правилами оказания платных образовательных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 №706 (далее – Правила).
За нарушение требований Правил; Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.92 № 2300-1; Гражданского Кодекса РФ ответственные лица было привлечено к административной ответственности по ч.ч. 1, 2 ст. 14.8 КоАП РФ.
При заключении договоров на оказание медицинских услуг в договоры были включены условия, ущемляющие права потребителей в части установления размера неустойки меньше, чем предусмотрено законодательством.
За допущенные нарушения субъекты привлечены к ответственности по ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ.
Кроме того, при анализе договора на оказание платных медицинских услуг было установлено включено такого пункта, как «заказчик осуществляет 100% предоплату медицинских услуг наличными денежными средствами в кассу исполнителя».
В соответствии со ст. 37 Закона № 2300-1 потребитель обязан оплатить выполненную исполнителем в полном объеме работу после ее принятия потребителем. С согласия потребителя работа может быть оплачена им при заключении договора в полном размере или путем выдачи аванса.
В силу п.23 Правил предоставления платных медицинских услуг потребитель (заказчик) обязан оплатить предоставленную исполнителем медицинскую услугу в сроки и в порядке, которые определены договором.
Таким образом, условие о предоплате медицинских услуг может быть включено в договор только по волеизъявлению потребителя.
Должностное лицо, допустившее данное правонарушение, привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ, штраф 1000 руб.
Также при анализе одного из договоров на оказание платных медицинских услуг было установлено, что договором была предусмотрена выплата неустойки за счет уменьшения стоимости предоставленной услуги, либо предоставления дополнительной услуги, а также возврата выплаченного аванса.
В соответствии с пунктом 5 статьи 28 Закона № 2300-1 размер неустойки (пени) определяется, исходя из цены выполнения работы (оказания услуги), а если указанная цена не определена, исходя из общей цены заказа, существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено исполнителем в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование потребителя добровольно удовлетворено не было.
Таким образом, Законом № 2300-1 установлен единственный способ исчисления неустойки, иные способы ее исчисления ущемляют права потребителей и не могут быть включены в условия договора.
За допущенные нарушения юридическое лицо было привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ, сумма штрафа составила 10000 руб.
Основным нарушением в сфере оказания услуг связи потребителям являлось: нарушение срока предоставления ответа на претензию.
За допущенные нарушения субъект был привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ.
В сфере технического регулирования были установлены следующие нарушения:
Отсутствие/неполная маркировка, предусмотренная Техническим регламентом Таможенного союза на соответствующие группы товаров.
Например, в одном из предприятий торговли в продаже находилась парфюмерно-косметическая продукция без маркировки, которая в обязательном порядке должна содержать: наименование изготовителя и его местонахождения (юридический адрес, включая страну), наименование и местонахождения организации (юридический адрес), уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителей (уполномоченный представитель изготовителя); срок годности; дату изготовления (месяц, год) и срок годности (месяцев, лет) или надпись "годен до" (месяц, год) или "использовать до" (месяц, год); описание условий хранения, особых мер предосторожности, сведений о способах применения ПКП, списка ингредиентов (состав), маркировки знаком "кисть руки", единым знаком обращения на рынке).
Согласно ст. 9 Технического регламента Таможенного союза 009/2011 "О безопасности парфюмерно-косметической продукции", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011г. № 799:
Маркирование парфюмерно-косметической продукции проводится путем нанесения информации для потребителя в виде надписей, цифровых, цветовых и графических обозначений на потребительскую тару, этикетку, ярлык с учетом требований к маркировке, указанных в приложениях 2, 3, 4, 5. Если к парфюмерно-косметической продукции есть сопроводительная информация (ярлык), тона продукцию наносится графический знак в виде кисти руки на открытой книге (приложение 11).
Маркировка парфюмерно-косметической продукции должна содержать следующую информацию:
- наименование, название (при наличии) парфюмерно-косметической продукции;
- назначение парфюмерно-косметической продукции, если это не следует из наименования продукции;
- наименование изготовителя и его местонахождение (юридический адрес, включая страну);
- страна происхождения парфюмерно-косметической продукции (если страна, где расположено производство продукции, не совпадает с юридическим адресом изготовителя);
- наименование и местонахождения организации (юридический адрес), уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителя (уполномоченный представитель изготовителя или импортер), если изготовитель не принимает претензии сам на территории государства - члена ТС;
- номинальное количество (объем или масса) продукции в потребительской таре (для мыла твердого туалетного - номинальная масса куска на момент упаковки), за исключением парфюмерно-косметической продукции номинальной массой менее 5 г, или номинальным объемом менее 5 мл, или пробника парфюмерно-косметической продукции;
- цвет и/или тон (для декоративной косметики и окрашивающих средств);
- массовую долю фторида (%, или мг/кг, или ppm) для средств гигиены полости рта, содержащих соединения фтора;
- срок годности:
дата изготовления (месяц, год) и срок годности (месяцев, лет) или надпись "годен до" (месяц, год) или "использовать до" (месяц, год);
- описание условий хранения в случае, если эти условия отличаются от стандартных;
- особые меры предосторожности (при необходимости) при применении продукции, в том числе информация о предупреждениях, изложенных в приложениях 2 - 5 настоящего технического регламента;
- номер партии или специальный код, позволяющие идентифицировать партию парфюмерно-косметической продукции;
- сведения о способах применения парфюмерно-косметической продукции, отсутствие которых может привести к неправильному использованию потребителем парфюмерно-косметической продукции;
- список ингредиентов.
За допущенные нарушения должностное лицо привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, сумма штрафа составила 10000 руб.
Отсутствие в товарно-сопроводительных документах сведений об обязательном подтверждении соответствия требованиям ТР ТС.
Так, например, при продаже продукции легкой промышленности в предприятии торговли отсутствовали товарно-сопроводительные документы, содержащие необходимые сведения.
Согласно пункту 12 Правил при продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке единым знаком обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов:
декларация о соответствии или сертификат соответствия; товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащие по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона.
К документам, подтверждающим соответствие продукции техническим регламентам, стандартам, Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» относит декларацию о соответствии и сертификат соответствия.
В соответствии со статьей 28 Закона «О техническом регулировании» заявитель (физическое или юридическое лицо, которое для подтверждения соответствия принимает декларацию о соответствии или обращается за получением сертификата соответствия, получает сертификат соответствия) обязан, в том числе, указывать в сопроводительной документации сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии.
За допущенное нарушение юридическое лицо привлечено к административной ответственности по ст. 14.45 КоАП РФ, штраф составил 20000 руб.
Рекомендации по предотвращению нарушения хозяйствующими субъектами законодательства в области защиты прав потребителей и технического регулирования.
Соблюдение хозяйствующими субъектами требований действующего законодательства, перечисленного выше, позволит предотвратить нарушения в области защиты прав потребителей, технического регулирования и, как следствие, избежать привлечения к административной ответственности.
Кроме того, необходимо помнить, что согласно изменениям в Федеральном законе № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», вступившим в силу с 1 января 2017 года, проведение проверки в области защиты прав потребителей возможно только после прохождения потребителем претензионного порядка.
Своевременное рассмотрение претензий граждан, а также принятие мер, предусмотренных соответствующими статьями Закона «О защите прав потребителей», также позволит не только избежать внеплановых проверок, но урегулировать споры в досудебном порядке.
Также предпринимателям можно порекомендовать систематическое изучение информации, размещаемой в Государственном информационном ресурсе в сфере защиты прав потребителей (ГИР ЗПП) http://zpp.rospotrebnadzor.ru/, сайтах Роспотребнадзора и Управления, на котором можно найти не только сведения о принятии или внесении изменений в действующее законодательство, но и информацию о товарах, не соответствующих требованиям технических регламентов Таможенного союза по показателям безопасности.
Информация, размещаемая на модулях ГИР ЗПП, предназначена как для предпринимателей, так и для потребителей.
Также необходимая информация систематически размещается на сайте Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю (в соответствующем разделе по направлению деятельности «защита прав потребителей»).
Деятельность Управления по соблюдению хозяйствующими субъектами Постановления главного государственного санитарного врача от 06.07.2017 № 96 «О приостановлении розничной торговли спиртосодержащей непищевой продукцией, спиртосодержащими пищевыми добавками и ароматизаторами», приказа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека № 43 «О проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по розничной торговле алкогольной и спиртосодержащей продукцией».
Во исполнение приказов Федеральной службы по защите прав потребителей и благополучия человека «О проведении внеплановых проверок розничной продажи спиртосодержащей продукции» и Постановлений Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «О приостановлении розничной торговли спиртосодержащей непищевой продукцией» в рамках мониторинга обследовано 4032 объекта. Проведено 209 внеплановых проверок, в ходе которых арестовано 231 747 ед. продукции, изъято 2816 ед. Составлено 242 протокола, в отношении: должностных лиц – 67 протоколов, индивидуальных предпринимателей – 152 протокола, юридических лиц – 23 протокола.
По 130 делам вынесены постановления на общую сумму штрафов в размере 1041 тыс. руб. из них: 378 тыс. руб. – на должностных лиц, 443 тыс. руб. – на индивидуальных предпринимателей, 220 тыс. руб. – на юридических лиц; 112 дел направлены в суд, рассмотрено 103 дела, назначено наказание в виде штрафа в сумме 777 тыс. руб., в т.ч. на: должностных лиц – 61 тыс. руб., индивидуальных предпринимателей – 206 тыс. руб., юридических лиц – 510 тыс. руб.; конфисковано 104 495 ед. на сумму 2 872,7 тыс. руб.; 9 дел находятся на рассмотрении в суде.
Основными нарушениями при проверках спиртосодержащей непищевой продукции являются:
- На маркировке спиртосодержащей косметической продукции отсутствовала информация о номере партии или специальном коде, позволяющем идентифицировать партию парфюмерно-косметической продукции, чем нарушен п. 9.2 ст. 5 ТР ТС 009/2011 «О безопасности парфюмерно-косметической продукции», утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 № 799 (далее - ТР ТС 009/2011).
Согласно п.9.2 ст. 5 ТР ТС 009/2011 маркировка парфюмерно-косметической продукции должна содержать информацию, в том числе: номер партии или специальный код, позволяющие идентифицировать партию парфюмерно-косметической продукции.
- Маркировка упаковки, в которую помещена продукция, не содержала цифрового обозначения и (или) буквенного обозначения (аббревиатуру) материала, из которого изготавливается упаковка (укупорочные средства), чем нарушен п. 1 ст. 6 ТР ТС 005/2011 «О безопасности упаковки», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 № 769 (далее – ТР ТС 005/2011).
ТР ТС 005/2011 устанавливает обязательные для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требования к упаковке (укупорочным средствам) и связанные с ними требования к процессам хранения, транспортирования и утилизации, в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни или здоровья животных, растений, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей упаковки относительно ее назначения и безопасности. В соответствии с пунктом 1 ст. 6 ТР ТС 005/2011 маркировка должна содержать информацию, необходимую для идентификации материала, из которого изготавливается упаковка (укупорочные средства), а также информацию о возможности его утилизации и информировании потребителей.
- Маркировка упаковки, в которую помещена продукция, не содержит пиктограммы и символы, предусмотренные Приложением 4 - рисунок 2 «Зеркальце с флаконом» - упаковка для парфюмерно-косметической продукции, а также пиктограммы и символы, предусмотренные Приложением 4 - рисунок 4 - петля Мебиуса - возможность утилизации использованной упаковки (укупорочных средств), чем нарушены пункт 2 ст. 6 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 005/2011.
Согласно п. 2 ст. 6 ТР ТС 005/2011 маркировка должна содержать цифровое обозначение и (или) буквенное обозначение (аббревиатуру) материала, из которого изготавливается упаковка (укупорочные средства), в соответствии с Приложением 3 и содержать пиктограммы и символы в соответствии с Приложением 4 - рисунок 2 «Зеркальце с флаконом» - упаковка для парфюмерно-косметической продукции; рисунок 4 - петля Мебиуса - возможность утилизации использованной упаковки (укупорочных средств).
Ответственность за реализацию продукции с нарушением требований к маркировки как самой продукции, так и упаковки, предусмотрена ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образ