Проблемно-ориентированная игра ролевая №2
Цель: Отработка навыков взаимодействия врача общей практики со специалистом-фтизиатром по ведению больного туберкулезом в амбулаторных условиях в фазе продолжения лечения, с использованием телефонной консультации.
Группа будет состоять из трех участников: фтизиатр, врач общей практики, наблюдатель. Группа получит три листа с описанием ситуации.
Инструкция для врача фтизиатра:
Вас зовут Валерий Андреевич, Вам 35 лет.
Вы из кабинета фтизиатра в районной больнице звоните врачу общей практики.
Вы сообщаете ему о том, что к нему на участок через 2 недели будет выписан пациент из противотуберкулезного стационара с очаговым туберкулезом легких. БК-. В стационаре пациент прошел интенсивную фазу лечения с положительной клинико–рентгенологической картиной и негативацией анализов мокроты. Учитывая то, что районный противотуберкулезный кабинет находится далеко от места жительства пациента, лечение в фазе продолжения принято проводить в сельской врачебной амбулатории. Необходимую документацию и противотуберкулезные препараты будут доставлены через два дня.
Телефонная консультация с врачом общей практики:
Вы никогда не встречались с врачом общей практики. Он абсолютно не знаком вам.
Беседа должна занимать не более 10 минут. Когда она закончиться, в течение 5 минут опишите Ваши впечатления, что Вы сделали успешно и какие чувства испытали, чтобы врач общей практики все правильно понял по дальнейшему ведению пациента в амбулаторных условиях в фазе продолжения лечения после выписки из стационара. Затем укажите моменты, которые можно было бы изменить и сделать лучше.
Инструкция для врача общей практики:
Ситуация: кабинет в сельской врачебной амбулатории, идет прием
Время: понедельник, утро.
Вам позвонил районный фтизиатр и сообщил Вам о том, что к Вам на участок выписан пациент с туберкулезом. Ранее Вы не вели пациентов с туберкулезом. Вам нужна подробная консультация по ведению пациента.
Беседа должна занимать не более 10 минут. Когда она закончиться, в течение 5 минут опишите Ваши впечатления, что Вы сделали успешно и какие чувства испытали, чтобы врач общей практики все правильно понял по дальнейшему ведению пациента в амбулаторных условиях в фазе продолжения лечения после выписки из стационара. Затем укажите моменты, которые можно было бы изменить и сделать лучше.
Инструкция для наблюдателя:
Ситуация: кабинет в сельской врачебной амбулатории, идет прием
Время: понедельник, утро.
Врач-фтизиатр звонит врачу общей практики и сообщает о том, что к нему на участок выписывается больной с туберкулезом.
Ваша задача:
Прослушайте беседу и сделайте заметки о том,
- оцените, насколько эффективным был телефонный диалог врача общей практики со специалистом-фтизиатром и сможет ли врач общей практики после этой консультации правильно вести больного.
- что мешало врачу общей практики со специалистом-фтизиатром полноценно взаимодействовать, чтобы в дальнейшем правильно составить план ведения больного.
Консультация и ее обсуждение должны длиться не более 20 минут. Когда она закончиться, в течение 5 минут обсудите только то, что было сказано и сделано врачом для того, чтобы врач общей практики все правильно понял по дальнейшему ведению пациента.
Обсуждение в группе: Преподаватель спрашивает мнение всех членов группы о том, что врачи сделали хорошо, затем то, что врачам не удалось сделать хорошо, и что они могли бы сделать лучше. Затем, обобщив мнение группы, формулирует рекомендации по изменению. Подводит итоги и достигает согласия между врачом общей практики, врачом-фтизиатром, преподавателем и группой. Беседа должна занимать не более 10 минут.
Рекомендуемая литература и другие методические материалы
Основная литература
1. Денисов И.Н., Мовшович Б.Л. Общая врачебная практика (семейная медицина). Раздел 18. «Пациент с туберкулезом в общей врачебной (семейной) практике». Практическое руководство. М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2005. с.925-946
2. Заугольникова Т.В., Черниенко Е.И., Топчий Н.В., Пылаева Ю.В. Краткое руководство по организации борьбы с туберкулезом для врачей первичной медико-санитарной помощи: врачей общей практики (семейных врачей) и участковых терапевтов. Глава 7, п. 7.2., Приложения 2.
3. Приказ МЗ РФ от 21.03.2003 №109 «О совершенствовании противотуберкулезных мероприятий в Российской Федерации». Приложение 6.
4. Набор слайдов
Дополнительная литература
5. Туберкулез: выявление, лечение и мониторинг по К. Томену. Вопросы и ответы./Пер. с англ. – 2-е издание. – Издательство «Весь Мир». Раздел Лечение.- 117-272.
6. Фтизиатрия: национальное руководство/ под ред. М.И. Перельмана.-М.-:ГЭОТАР-Медиа, 2007.-512 с. Раздел 7, главы 26, 27.-с.409-426.
Тесты к модулю 5
1. Контроль за приемом противотуберкулезных препаратов проводится
а) в стационаре
б) на амбулаторном этапе лечения
в) на всем протяжении химиотерапии
Правильный ответ- в
2. Тактика ВОП (СВ) при возникновении нежелательных побочных реакций в период химиотерапии определяется
а) удаленностью практики от специализированной фтизиатрической службы
б) правильной идентификацией химиопрепарата, вызвавшего побочный эффект
в) патогенезом выявляемых побочных реакций и степенью выраженности побочного свойства
г) своевременным проведением корригирующих мероприятий
д) комплексом корригирующих мероприятий
Правильный ответ: в