Тема 5. Инфекционный контроль в ОВП
Конкретные цели темы:
- Знать уровни, цели и мероприятия инфекционного контроля туберкулеза в медицинских учреждениях ПМСП и уметь его проводить.
- Знатьмеры личного контроля медицинского персонала и общего потока пациентов в целях профилактики передачи инфекции и уметь их применять в ОВП.
- Уметьвыявлять пути передачи и источники распространения туберкулеза на прикрепленном участке.
Форма и продолжительность учебного занятия:практика - 2 часа.
Оснащение: доска или флипчарт, бумага А4, ручки, карандаши, стирательные резинки, фломастеры для флипчарта, система мультимедиа.
Методы преподавания:
· Слайд-презентация
· Обсуждение учебного материала в группе (дискуссия)
· Работа с малыми группами (выполнение фрагмента курсовой работы)
Контрольные задания:
· Контрольные вопросы:
1. Перечислите уровни и цели инфекционного контроля.
2. Какие мероприятия инфекционного контроля, проводятся в медицинских учреждениях ПМСП.
3. Перечислите меры личного контроля медицинского персонала.
4. Перечислите меры инфекционного контроля общего потока пациентов в целях профилактики передачи инфекции в ОВП.
· Задание аналитического характера:
1. Составьте план мероприятий по инфекционному контролю туберкулеза в ОВП.
· Оценка работы на практическом занятии
Структура занятия:
· Контрольные вопросы аудитории. Задайте аудитории контрольные вопросы. Ответы запишите по порядку на доске или флипчарте. Ответы не комментируйте. Продолжительность 10 мин.
· Слайд-презентация. Продолжительность 15 мин.
· Дискуссия в группе: обсуждение учебного материала. Продолжительность 15 мин.
· Работа в малой группе: выполнение заданий аналитического характера. Продолжительность 45 мин
· Подведение итогов.Продолжительность 5 мин.
Рекомендации по проведению занятия. Ключевые пункты:
1. Обратите внимание аудитории, что контрольные вопросы не влияетна результаты итоговой аттестации, а является средством обратной связи и выявления пробелов в знаниях обучающихся. Контрольный вопрос позволяет преподавателю модифицировать содержание занятия с учетом этих пробелов.
2. Основные положения, которые должны быть отражены в слайд-презентации:
§ Оценка риска передачи туберкулеза в ОВП.
§ Уровни и меры инфекционного контроля.
§ Виды инженерного контроля.
§ В каких случаях следует использовать индивидуальные средства защиты – респираторы.
§ Меры защиты при перевозке больных с подтвержденным диагнозом или подозрением на туберкулез.
§ Программы инфекционного контроля в ОВП.
3. После слайд-презентации обсудите учебный материал с учетом контрольных вопросов.
4. Учебная группа делится на маленькие группы по 3-5 человек по принципу схожести организации общей практики, например, сельская, городская и т.д. Каждая группа должна составить план мероприятий инфекционного контроля туберкулеза в ОВП.
4. Затем предоставьте представителю каждой группы озвучить план и записать его ключевые пункты на доске или флоучарте. Проведите дискуссию. Добавьте и обсудите недостающие пункты. Обратите внимание на следующие пункты:
§ Организация работы персонала ОВП по инфекционному контролю.
§ Какие материально-технические средства необходимы для проведения инфекционного контроля в ОВП.
§ План должен быть расписан по уровням.
5. При подведении итогов занятия обратите внимание на важность организации мероприятий по инфекционному контролю в ОВП как населения, так и для медицинского персонала.
Рекомендуемая литература и другие методические материалы
Основная литература
1. Заугольникова Т.В., Черниенко Е.И., Топчий Н.В., Пылаева Ю.В. Краткое руководство по организации борьбы с туберкулезом для врачей первичной медико-санитарной помощи: врачей общей практики (семейных врачей) и участковых терапевтов. Глава 5.
2. Набор слайдов
Дополнительная литература
3. Профилактика туберкулеза в лечебно-профилактических учреждениях при дефиците необходимых ресурсов. Методические рекомендации. Всемирная организация здравоохранения. Женева, 1999. – 59 с. (WHO/CDS/TB/99.269).
Тесты к модулю 3
1. Процесс размножения микобактерий происходит медленно, но непрерывно.
а) Да
б) Нет
Правильный ответ:а
2. К социальным факторам, способствующим распространению туберкулеза, относятся
а) неблагоприятные жилищно-бытовые условия
б) материальная необеспеченность
в) низкая санитарная культура
г) иммиграция из стран с высокой распространенностью туберкулезом
д) все перечисленное
Правильный ответ: д
3. Более высокий риск заболевания туберкулезом обнаруживается в настоящее время
а) у мигрирующего населения и в учреждениях длительного пребывания (дома престарелых, психиатрические больницы, тюрьмы)
б) у постоянно живущего населения в городах
в) у людей, занятых тяжелым физическим трудом
Правильный ответ: а
4. Основными эпидемиологическими показателями туберкулеза являются
а) заболеваемость туберкулезом
б) распространенность туберкулеза
в) смертность от туберкулеза
г) все перечисленное
Правильный ответ: г
5. Заболеваемость туберкулезом - это
а) число больных туберкулезом в пересчете на 1000 жителей
б) число больных туберкулезом в пересчете на 10 000 жителей
в) процент больных, исчисленный к населению данной местности
г) число больных туберкулезом, выявленных в данном году
д) число впервые выявленных больных туберкулезом за год в пересчете
на 100 000 населения
Правильный ответ: д
6. Показатель распространенности туберкулеза - это
а) число больных туберкулезом, стоящих на учете на момент времени, в пересчете
на 100 000 жителей
б) число больных активным туберкулезом на конец года
в) удельный вес больных туберкулезом среди всех больных на данной территории
г) число больных туберкулезом в пересчете на 1000 жителей
Правильный ответ: а
7. Самый важный критерий, определяющий степень эпидемиологической опасности очага туберкулезной инфекции:
а) жилищно-бытовые условия данной семьи
б) материальная обеспеченность семьи
в) санитарный и культурный уровень семьи
г) массивность бактериовыделения у больных туберкулезом
Правильный ответ: г
8. Смертность от туберкулеза – это:
а) число всех умерших от туберкулеза за год на 100 000 населения
б) число больных туберкулезом, умерших от всех причин на 100 000 населения
в) число умерших от туберкулеза по отношению к числу больных, состоящих на учете в тубдиспансере
г) число умерших, состоявших на учете в тубдиспансере, по отношению ко всему контингенту тубдиспансера
Правильный ответ: а