Тема 4. Факторы и группы риска инфицирования и развития заболевания туберкулезом. Ведение инфицированных лиц туберкулезом в ОВП.
Конкретные цели:
- Знать определение терминов «инфицирование микобактериями туберкулеза», «латентная туберкулезная инфекция» и «заболевание туберкулезом».
- Знатьфакторы и группы риска инфицирования и уметь их выявлять среди прикрепленного населения в ОВП.
- Знатьфакторы и группы риска развития заболевания и уметь их выявлять среди прикрепленного населения в ОВП.
- Знатькакие мероприятия проводятся в ОВП лицам, инфицированным туберкулезом.
- Уметьвзаимодействовать со специалистом-фтизиатром при выявлении лиц, инфицированных туберкулезом.
- Признание важностипроведения работы по выявлениюв ОВП лиц, относящихся к группам риска по инфицированности и заболеваемости туберкулезом.
Форма и продолжительность учебного занятия:практика - 3 часа.
Оснащение: доска или флипчарт, бумага А4, ручки, карандаши, стирательные резинки, фломастеры для флипчарта, система мультимедиа.
Методы преподавания:
· Слайд-презентация
· Обсуждение учебного материала в группе (дискуссия)
· Работа с малыми группами (выполнение фрагмента курсовой работы)
Контрольные задания:
· Контрольные вопросы:
1. Дайте определение терминам «инфицирование микобактериями туберкулеза», «латентная туберкулезная инфекция», «заболевание туберкулезом».
2. Какое эпидемиологическое значение имеет выделение факторов и групп риска инфицирования и заболевания туберкулезом в ОВП.
3. Перечислите факторы и группы риска инфицирования туберкулезом
4. Перечислите факторы и группы риска развития заболевания туберкулезом
5. Какие противотуберкулезные мероприятия проводятся в ОВП лицам, инфицированным туберкулезом.
· Задание аналитического характера:
1. Составить план противотуберкулезных мероприятий в ОВП по выявлению факторов и групп риска инфицирования и развития заболевания туберкулезом у прикрепленного населения.
2. Составить план основных противотуберкулезных мероприятий, которые должны проводиться в ОВП лицам инфицированных туберкулезом.
· Задание для размышлений. Насколько важно и ценно для Вас проведение работы по выявлениюв ОВП лиц, относящихся к группам риска по инфицированности и заболеваемости туберкулезом.
· Оценка работы на практическом занятии
Структура занятия:
· Контрольные вопросы аудитории. Задайте аудитории контрольные вопросы. Ответы запишите по порядку на доске или флоучарте. Ответы не комментируйте. Продолжительность 10 мин.
· Слайд-презентация. Продолжительность 15 мин.
· Дискуссия в группе: обсуждение учебного материала. Продолжительность 20 мин.
· Работа в малой группе: выполнение заданий аналитического характера. Продолжительность 60 мин
· Дискуссия в группе: формирование личного отношения обучающихся к важности и ценности работы по выявлениюв ОВП лиц, относящихся к группам риска по инфицированности и заболеваемости туберкулезом. Можно задать следующие вопросы слушателям:
ü как Вы считаете, какие личные ценности и побуждения влияют на должное выполнение мероприятий по выявлениюлиц, относящихся к группам риска по инфицированности и заболеваемости туберкулезом в ОВП?
ü как Вы считаете, какие личные ценности и побуждения влияют на не выполнение мероприятий по выявлениюлиц, относящихся к группам риска по инфицированности и заболеваемости туберкулезом в ОВП?
ü Как Вы считаете, что помогло бы ВОП (СВ) выполнять все мероприятия по выявлениюлиц, относящихся к группам риска по инфицированности и заболеваемости туберкулезом в ОВП?
Обсуждение и ответы обучающихся должны относится не к конкретным профессиональным рекомендациям по проведению противотуберкулезных мероприятий, а к личности врача (его убеждениям, этике, морали и т.д.). Основные положения, высказанные слушателями, кратко запишите на доске или флипчарте. Обсудите их. Продолжительность - 20 мин.
· Подведение итогов.Продолжительность 10 мин.
Рекомендации по проведению занятия. Ключевые пункты:
1. Обратите внимание аудитории, что контрольные вопросы не влияетна результаты итоговой аттестации, а является средством обратной связи и выявления пробелов в знаниях обучающихся. Контрольный вопрос позволяет преподавателю модифицировать содержание занятия с учетом этих пробелов. Некоторые контрольные вопросы можно сгруппировать.
2. Основные положения, которые должны быть отражены в слайд-презентации:
§ Определение понятий и терминов «инфицирование микобактериями туберкулеза», «латентная туберкулезная инфекция» и «заболевание туберкулезом».
§ Почему ВОП (СВ) необходимо выделять факторы и группы риска инфицирования и заболевания туберкулезом в работе у прикрепленного населения в ОВП.
§ Факторы и группы риска инфицирования туберкулезом.
§ Факторы и группы риска заболевания туберкулезом.
§ Ведение лиц инфицированных туберкулезом в ОВП. Взаимодействие со специалистом-фтизиатром.
3. После слайд-презентации обсудите учебный материал с учетом контрольных вопросов.
4. Затем учебная группа делится на маленькие группы по 3-5 человек по принципу схожести организации общей практики, например, сельская, городская и т.д. Каждая группа должна составить план мероприятий в ОВП по выявлению факторов и групп риска инфицирования и развития заболевания туберкулезом у прикрепленного населения и план основных мероприятий по ведению лиц инфицированных туберкулезом в ОВП.
5. Затем предоставьте представителю каждой группы озвучить план и записать его ключевые пункты на доске или флоучарте. Проведите дискуссию. Добавьте и обсудите недостающие пункты. Обратите внимание на следующие пункты:
§ Организация работы персонала ОВП по выявлению лиц из групп риска.
§ Каким образом будут регистрироваться лица из групп риска в ОВП. Какая документация для этого необходима.
§ Повлияют ли и каким образом мероприятия по выявлению факторов и групп риска инфицирования и развития заболевания туберкулезом на оценку эффективности деятельности ВОП (СВ).
§ ВОП (СВ) выявляет инфицированных лиц в ОВП только среди детского и подросткового контингента по результатам массовой туберкулинодиагностики. При выявлении положительной пробы Манту и «виража» он отправляет ребенка на консультацию к специалисту-фтизиатру для решения вопроса о проведении превентивной химиотерапии и постановки ребенка на диспансерный учет (VI группа). В дальнейшем ВОП (СВ) может по назначению районного (участкового) фтизиатра участвовать в ведении пациента, а именно, в контроле проведения превентивной химиотерапии и выполнения контрольных посещений к фтизиатру.
6. При подведении итогов занятия обратите внимание на важность организации мероприятий по выявлению факторов и групп риска инфицирования и развития заболевания туберкулезом у прикрепленного населения в ОВП как для здоровья населения, так и для оценки качества работы врача.
Рекомендуемая литература и другие методические материалы
Основная литература
1. Заугольникова Т.В., Черниенко Е.И., Топчий Н.В., Пылаева Ю.В. Краткое руководство по организации борьбы с туберкулезом для врачей первичной медико-санитарной помощи: врачей общей практики (семейных врачей) и участковых терапевтов. Глава 5.
2. Фтизиатрия: национальное руководство/ под ред. М.И. Перельмана.-М.-:ГЭОТАР-Медиа, 2007.-512 с. Главы 9.-с. 120-122.
3. Набор слайдов
Дополнительная литература
4. Денисов И.Н., Мовшович Б.Л. Общая врачебная практика (семейная медицина). Раздел 18. «Пациент с туберкулезом в общей врачебной (семейной) практике». Практическое руководство. М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2005. с.925-946