Тема 1. Цели обучения и организация курса
Конкретные цели темы:
1. Знать цели и организацию курсатематического усовершенствования «Организация противотуберкулезной помощи в общей врачебной практике».
2. Признание важности приобретения профессиональных компетенций по организации и оказанию противотуберкулезной помощи, прикрепленному населению в ОВП.
Форма и продолжительность учебных занятий:практика– 2 часа.
Оснащение: доска или флипчарт, бумага А4, ручки, карандаши, стирательные резинки, фломастеры для флипчарта, система мультимедиа.
Методы преподавания:
· обсуждение учебного материала в группе (дискуссия)
· слайд-презентация
Контрольные задания:
· Исходный тестовый контроль.
· Контрольные вопросы:
1. Составьте перечень целей обучения на цикле тематического усовершенствования «Организация противотуберкулезной помощи в общей врачебной практике» в соответствие с потребностями собственной практики.
2. Перечислите причины (барьеры), которые мешают Вам улучшить организацию оказания противотуберкулезной помощи прикрепленному населению.
· Планирование курсовой работы «Организация противотуберкулезной помощи в общей врачебной практике»
· Задание для размышлений. Насколько важно и ценно для Вас приобретение профессиональных компетенций по организации и оказанию противотуберкулезной помощи прикрепленному населению в ОВП, чтобы улучшить состояние здоровья населения по туберкулезу.
· Оценка работы на практическом занятии.
Структура занятия:
· Знакомство. Представьтесь (ФИО, стаж, специальность, где и кем работаете). Затем попросите каждого врача кратко рассказать о себе – ФИО, где и кем работает, описать особенности своей практики: городская или сельская врачебная амбулатория, основной контингент обслуживаемого населения, основные проблемы, связанные с организацией противотуберкулезной помощи. Продолжительность - 15 мин.
· Исходный тестовый контроль. Общее количество вопросов – 10-15. Продолжительность – 10 мин.
· Дискуссия в группе: оценка потребностей обучающихся. Попросите слушателей кратко сформулировать и записать на листке собственные цели обучения с учетом потребностей их практики (см. контрольный вопрос). Затем предоставьте каждому участнику группы озвучить свои цели обучения и запишите их на доске или флипчарте по порядку. Не прокомментируйте их. Продолжительность - 15 мин.
· Слайд-презентация. Продолжительность - 15 мин.
· Дискуссия в группе: выявление причин (барьеров), препятствующих улучшению противотуберкулезной помощи в ОВП. Попросите слушателей кратко сформулировать и записать на листке причины, препятствующие хорошей организации противотуберкулезной помощи в ОВП, где они работают (см. контрольный вопрос). Затем предоставьте каждому участнику группы озвучить их и запишите их на доске или флипчарте. Если члены группы не осветили некоторые возможные причины, то добавьте недостающие пункты и прокомментируйте их. Затем, обобщив мнение группы, сформулируйте основные причины, препятствующие улучшению противотуберкулезной помощи в ОВП. Продолжительность - 15 мин.
· Дискуссия в группе: формирование позитивного отношения к оказанию качественной противотуберкулезной помощи населению. Обсудите в группе насколько важно уметь проводить ранее выявление, диагностику и профилактику туберкулеза в своей практике. Можно задать следующие вопросы слушателям:
ü как Вы считаете, зависит ли здоровье пациентов на Вашем участке от понимания врачом важности и ценности приобретения знаний и умений по организации оказания противотуберкулезной помощи прикрепленному населению?;
ü оцените уровень своей компетентности;
ü с какими личностными и профессиональными качествами врача связано оказание качественной противотуберкулезной помощи в ОВП;
ü что бы Вы хотели и могли бы изменить в своей практике и др.
Основные положения, высказанные слушателями, кратко запишите на доске или флипчарте. Обсудите их. Продолжительность - 15 мин.
· Планирование курсовой работы. Расскажите слушателям о структуре курсовой работы. Ответьте на вопросы. Продолжительность - 15 мин.
· Подведение итогов занятия. Продолжительность – 5 мин.
Рекомендации по проведению занятия. Ключевые пункты.
1. Обратите внимание слушателей, что при составлении собственных целей обучения они должны исходить из потребностей своей практики, а также желания восполнить пробелы в знаниях и умениях по вопросам организации оказания противотуберкулезной помощи.
2. При разборе целей обучения ориентируйте врачей на то, что им необходимо приобретение компетентности - умений по вопросам организации оказания противотуберкулезной помощи в ОВП.
3. При разборе барьеров в улучшении качества противотуберкулезной помощи в ОВП обратите внимание группы на следующие возможные причины:
§ Не хватает знаний
§ Недостаточное оснащение
§ Плохая коммуникация со специалистом-фтизиатром
§ Этот вид деятельности не оплачивается страховыми компаниями и др.
4. Помните! Контрольный вопрос является средством обратной связи с обучающимся и не влияетна результаты итоговой аттестации.
5. Исходный тестовый контроль – форма текущей оценки, не влияетна результаты итоговой аттестации, является средством выявления пробелов в знаниях и умениях слушателей, с учетом его результатов позволяет преподавателю модифицировать курс обучения. В него включаются тестовые вопросы из всех модулей. Проводится в письменной форме.
6. В слайд-презентации должны быть освещены следующие пункты:
§ Туберкулез - как проблема здоровья населения РФ.
§ Актуальность курса тематического усовершенствования «Организация противотуберкулезной помощи в общей врачебной практике».
§ Цели курса
§ Организация курса.
§ Материалы, используемые при обучении.
§ Как пользоваться руководством для обучающихся.
7. В течение всего занятия при обсуждении темы задавайте аудитории вопросы, которые были бы обращены к эмоциональной сфере и ценностям врача, поддержите дискуссию о важности приобретения врачом профессиональной компетенции по организации оказания качественной противотуберкулезной помощи прикрепленному населению в ОВП. Если слушатель не хочет отвечать на вопросы и выразить личное отношение, то не следует заставлять его это делать.
8. Структура планируемой курсовой работы:
§ актуальность;
§ анализ заинтересованных сторон (укажите, кто заинтересован, например, Минздравсоцразвития, управление здравоохранения на уровне субъектов федерации и муниципальном уровне, население и т.д.);
§ анализ проблем (проблемы, которые могут возникнуть при организации противотуберкулезной помощи в ОВП);
§ основные цели;
§ факторы риска (факторы, оказывающие негативное влияние);
§ мероприятия по организации противотуберкулезной помощи, планируемые в ОВП.
9. Необходимо объяснить слушателям, что задания аналитического характера являются частью курсовой работы. На каждом занятии будет выполняться фрагмент, соответствующий теме занятия.
10. При проведении итогов занятия обратите внимание слушателей на актуальность приобретения врачами на данном цикле компетенции и формирования позитивного отношения к оказанию противотуберкулезной помощи в ОВП. Дайте краткую оценку слушателям (не указывая на персоналии) по участию в дискуссии.
Рекомендуемая литература и другие методические материалы
Основная литература
1. Заугольникова Т.В., Черниенко Е.И., Топчий Н.В., Пылаева Ю.В. Краткое руководство по организации борьбы с туберкулезом для врачей первичной медико-санитарной помощи: врачей общей практики (семейных врачей) и участковых терапевтов. Введение. Раздел 1.1.и 1.2., с.6-7
2. Набор слайдов.
Дополнительная литература
3. Бондаренко Н.П. Твоя курсовая работа: напиши и защити: Практическое руководство. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.- 128 с.