Модуль 7. Медико – санитарное просвещение
Модуль состоит из двух тем. Продолжительность обучения по модулю 6 часов, которые включают 6 часов практических занятий. Занятия проводятся в аудитории.
Конкретные цели модуля:
1. Уметь организовать в ОВП просветительскую работу по борьбе с туберкулезом среди прикрепленного населения
2. Уметь обучить больного туберкулезом соблюдению режима, личной гигиене и правилам поведения дома и в общественных местах
- Знать приемы эффективного общения и уметь устанавливать конструктивно –
доверительные отношения с больным туберкулезом и членами его семьи
- Уметь консультировать больного туберкулезом
5. Признание важности проведения санитарно-просветительской работы среди прикрепленного населения ОВП для снижения бремени туберкулеза.
Тема 1. Медико – санитарное просвещение по борьбе с туберкулезом среди прикрепленного населения
Конкретные цели темы:
1.Знать методы и средства санитарного просвещения по борьбе с туберкулезом и уметьих использовать в своей работе.
2. Уметь разрабатывать презентации, доклады, материалы для средств массовой информации, санитарного бюллетеня, раздаточного материала.
3. Уметь организовать работу персонала ОВП по санитарному просвещению для снижения риска инфицированности и заболеваемости туберкулезом.
4. Признание важности проведения санитарно-просветительской работы среди прикрепленного населения ОВП для снижения бремени туберкулеза.
Форма и продолжительность учебного занятия:практика - 3 часа.
Методы изучения:
· Слайд-презентация
· Обсуждение учебного материала в группе (дискуссия)
· Практическая работа в группе (разработка эскиза буклета/памятки/санбюллетеня)
· Работа в малой группе (выполнение фрагмента курсовой работы)
· Изучение литературы
Контрольные задания:
· Контрольные вопросы:
1. Перечислите и приведите примеры методов и средств санитарного просвещения по борьбе с туберкулезом.
2. Опишите роль центров профилактики, органов местной власти, средств массовой информации в борьбе с туберкулезом.
· Упражнение. Разработайте проект и эскиз буклета/памятки/санбюллетеня для населения, посвященный вопросам профилактики и раннего выявления туберкулеза.
· Задание аналитического характера:
1. Составьте план мероприятий по организации работы персонала ОВП по санитарному просвещению среди прикрепленного населения для снижения риска инфицированности и заболеваемости туберкулезом.
· Задание для размышлений:
1. Насколько важно и ценно для Вас организация проведения санитарно-просветительской работы среди прикрепленного населения ОВП для снижения бремени туберкулеза.
· Оценка работы на практическом занятии
Рекомендации по изучению темы
1. Ответы на контрольные вопросы Вы найдете в дополнительной литературе.
2. Дополнительная информация:
§ Просвещение санитарное (health education) - методы просвещения, направленные на убеждение людей (индивидуальное или коллективное) о необходимости соблюдения здорового образа жизни и отказа от вредных привычек, которые могут нанести ущерб их здоровью или привести к сокращению продолжительности жизни. Данный термин применяется также в более широком смысле по отношению к инструктажу по поводу строения и функционирования различных органов человека и т.д., так чтобы население было лучше информировано о том, как на долгие годы сохранить и укрепить свое здоровье.
§ Укрепление здоровья (health promotion) - программа, создаваемая на общественной основе, для сохранения здоровья и высокого качества жизни (как коллективного, так и индивидуального) у членов этого общества. Эта программа включает в себя санитарное просвещение, иммунизацию населения и проведение скрининг-тестов, а также постоянный контроль качества окружающего воздуха, жилья, воды, пищи и производственных вредных веществ (см. Служба профилактическая медицинская на предприятии).
§ Цель санитарного просвещения — выработать у населения обслуживаемой территории адекватное отношение к профилактическим мероприятиям и готовность активно в них участвовать.
§ Координацию и руководство гигиеническим воспитанием и обучением населения мерами личной и общественной профилактики туберкулеза осуществляют органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы. Медико-санитарное просвещение населения подразумевает активную работу и интерес обоих его участников — как системы здравоохранения, так и населения. Разновидности информационных продуктов: брошюры, предназначенных для разных групп населения, информационные листы-вкладыши (памятки), буклеты, индивидуальные средства наглядной агитации, издания для медицинских работников, научно-популярные книги, научно-популярное периодическое издание, Интернет-порталы. Информация о диагностике, лечении и профилактике туберкулеза должна быть основана на клинических руководствах/рекомендациях, разработанных с использованием результатов качественных клинических исследований (в соответствии с требованиями доказательной медицины). Обновление информационно-образовательных материалов должно происходить как минимум 1 раз в 2 года в соответствии с получением новой информации в результате завершения качественных клинических исследований, проведённых согласно требованиям доказательной медицины, утверждения новых классификаций, появления новых приказов, согласованных мнений ведущих специалистов и др.
§ Ежегодно 24 марта мировая общественность проводит Всемирный день борьбы с туберкулезом, в котором РФ принимает активное участие. 24 марта 1882 года Роберт Кох выступил с заявлением об открытии возбудителя - микобактерии туберкулеза. Основные задачи Всемирного дня борьбы с туберкулезом - привлечение внимания к данной проблеме, информирование широких слоев населения о необходимости своевременного прохождения профилактических осмотров в целях раннего выявления заболевания, своевременного обращения за медицинской помощью, привлечение государственных и общественных организаций к участию в работе по борьбе с этим заболеванием, формирование приверженности к здоровому образу жизни.
§ Большое значение имеет работа по проведению образовательных мероприятий среди населения. Ухудшение эпидемической ситуации по туберкулезу среди детей и подростков вызывает необходимость тесной интеграции общей лечебной сети с коллективами школ по вопросам профилактики и выявления туберкулеза. В этой связи целесообразен цикл занятий по профилактике туберкулеза для учителей и воспитателей, издание для них соответствующей литературы. Школьный (учебный) коллектив должен стать одним из звеньев в цепи санитарного просвещения по формуле: учитель-ученик-семья.
§ Учебно-методические материалы для населения должны быть яркими, запоминающимися, впечатляющими. В электронных ресурсах приведен пример слайд-презентации: ссылка http://kspu.ptz.ru/projects/hope/TBC.PPT. Как, создавать презентации в Power Point, приведено в дополнительной литературе.
§ Подходы к медико-санитарному просвещению больных туберкулезом и их родственников подробно освещены в Модуле 11 «Обучение пациентов», представленные в электронном виде в Приложении 3 «Методическая литература».
3. Для выполнения упражнения продумайте и составьте план и эскиз буклета/памятки/санбюллетеня по профилактике и раннему выявлению туберкулеза, предназначенный для прикрепленного населения ОВП. Представьте Ваш проект и эскиз группе и обсудите его. С учетом дискуссии уточните Ваш проект и эскиз.
4. При выполнении аналитического задания продумайте и напишите на листке план мероприятий по организации проведения санитарно-просветительской работы среди прикрепленного населения ОВП для снижения бремени туберкулеза. Обратите внимание на взаимодействие с центрами профилактики. Укажите, как будут распределяться обязанности медперсонала Вашей практики, и как будет проводиться контроль выполнений мероприятий. Продумайте, что нужно сделать, для улучшения приверженности населения к выполнению санитарно-гигиенических мероприятий.
5. Представьте Ваш план группе и обсудите его. С учетом дискуссии уточните Ваш план.
6. Для того, чтобы мероприятия по организации проведения санитарно-просветительской работы в ОВП проводились должным образом, ВОП (СВ) очень важно признавать:
ü какие личные ценности и побуждения влияют на выполнение или не выполнение этой работы,
Поразмышляйте об этом. Ваши мысли и чувства Вы можете описать в дневнике размышлений
7. Внимательно прослушайте слайд-презентацию.
Рекомендуемая литература и другие методические материалы
Основная литература
1. Организация противотуберкулезной помощи на муниципальном уровне. Модуль 11. Медико-санитарное просвещение больных и их родственников. Практическое пособие для врачей/под ред. М.И. Перельмана.-М.-Тверь:ООО «Издательство «Триада», 2006
2. Набор слайдов
Дополнительная литература
3. Бюллетень программы ВОЗ по борьбе с туберкулезом в Российской Федерации. Выпуск 4, июль 2007.- c.6.
4. Лоу Д. Microsoft Office PowerPoint 2003 для "чайников" издательство: Вильямс, 2004, 304 с.
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 22 апреля 2003 г. №62 «О введении в действие санитарно-эпидемических правил СП 3.1.1295-03». Раздел XIII.
6. Профилактика в общей врачебной практике. Глава 4. Под ред. Проф. О.Ю. Кузнецовой и проф. И.С. Глазунова. СПб.: Издательский дом СПбМАПО, 2004. с.18-21
Электронные ресурсы
7. Памятка населению о туберкулезе. Московский городской научно-практический центр борьбы с туберкулезом http://www.mosgorzdrav.ru/mgz/KOMZDRAVinstitutions.nsf/va_WebPages/page_lpu_p0324?OpenDocument
8. Подготовка информационно-методического обеспечения системы медико-санитарного просвещения и обучения здоровому образу жизни на селения РФ. Техническое задание. Москва, 2007 http://www.asmok.ru/extfiles/tz_med-san.doc
9. Профилактика туберкулёза. Подготовка компьютерной презентации по туберкулезу. Волонтерский отряд «Надежда» Петрозаводского базового медицинского колледжа http://kspu.ptz.ru/projects/hope/TBC.PPT
10. Сабурова А.В., Радченко И.М. Создание мультимедийных презентаций в программе Microsoft Power Point http://multimedia.web.tstu.ru/PPoint/index.htm