Тема № 1 «Стрелковое оружие, гранатометы и ручные гранаты»

Методическая разработка

по общевоенной подготовке для всех ВУС

Тема № 1 «Стрелковое оружие, гранатометы и ручные гранаты»

Занятия 1-4-10 часов

Тема № 2 «Основы и правила стрельбы»-2 часа

Тема № 3 «Ориентирование на местности без карты и движение по заданному азимуту»

Занятия 1-2-6 часов

Рассмотрена на заседании цикла РиОВП

протокол от ____ _________ 2016 года № ___

По книге учета методических документов цикла № ____

г. Алматы

      Утверждаю Начальник цикла РиОВП полковник О. Скоков
  ___ августа 2016 года

Методическая разработка

по общевоенной подготовки для всех ВУС.

Тема № 1 «Стрелковое оружие, гранатометы и ручные гранаты», 10 часов

Занятия № 1-4 часа

Цели (воспитательные и учебные):

Воспитать уверенность в высоких боевых возможностях, надежности стрелкового оружия и гранатометов.

Изучить:

- Назначение, боевые свойства, общее устройство ПМ, АК-74, РПК-74, РПГ-7.

-Принцип работы частей и механизмов ПМ, АК-74, РПК-74, РПГ-7.

Место проведения и вид занятия:класс, практическое.

Материальное обеспечение:

-Мультемедийное оборудование класса;

- Презентации по данной теме.

- Учебное оружие: ПМ, АК-74, РПК-74, РПГ-7 по 1 ед.

Организация занятия и расчет времени:

№ пп Вопросы занятия Время мин
I Вводная часть:
II Основная часть: 1. Назначение, боевые свойства, общее устройство ПМ, АК-74, РПК-74, РПГ-7. 2. Принцип работы частей и механизмов ПМ, АК-74, РПК-74, РПГ-7.    
III Заключительная часть

Вводная часть- 10 мин.

Организационно-методические указания

Действия руководителя:

1. Принимает рапорт дежурного, проверяет наличие, внешний вид и готовность студентов к занятиям.

2. Проводит контрольный опрос по предыдущему занятию, оценивает ответы студентов. При необходимости разбирает ошибки, указывает правильный ответ.

3. Объявляет тему занятия, его цели, учебные вопросы.

Действия студентов:

1. Слушают руководителя.

2. Отвечают на контрольные вопросы.

3. Уясняют тему, цель занятия и порядок отработки вопросов.

Основная часть - 160 мин.

Учебный вопрос №1 «Назначение, боевые свойства, общее устройство ПМ, АК-74, РПК-74, РПГ-7» - 100 мин.

Организационно-методические указания

Действия руководителя:

1. Объявляет учебный вопрос и порядок его отработки.

2. Излагает материал учебного вопроса, используя презентацию по данной теме.

3. После изложения учебного вопроса отвечает на вопросы студентов, проводит контрольный опрос по материалу учебного вопроса, оценивает ответы студентов.

Действия студентов:

1. Слушают руководителя занятия и записывают основные моменты в тетрадь.

2. При необходимости, после окончания изложения материала учебного вопроса, задают руководителю вопросы.

3. Отвечают на контрольные вопросы по материалу учебного вопроса.

Мм пистолет Макарова

Тема № 1 «Стрелковое оружие, гранатометы и ручные гранаты» - student2.ru

Общий вид ПМ.

9-мм пистолет Макарова яв­ляется личным оружием нападения и защиты, предназначенным для поражения противника на коротких расстояниях.

Пистолет прост по устройству и в обра­щении, мал по своим размерам, удобен для ношения и всегда готов к действию.

Писто­лет—оружие самозарядное, так как его перезаряжание во время стрельбы производится автоматически. Работа автоматики пистолета основана на принципе использования отдачи свободного затвора.

Боевые свойства пистолета

№ п/п Боевые свойства пистолета   ПМ
Калибр, мм
Принцип работы отдача свободного затвора
Вес: - неснаряженный, гр. - стандартный, гр.  
Прицельная дальность, до ...м.
Начальная скорость полета пули, м/с  
Скорострельность, в/м.
Емкость магазина
Длина пистолета, мм
Длина ствола, мм
Высота оружия, мм
Число нарезов
Патрон: - вес, гр. - вес пули, гр. 9 х 18 6,1

Кобура; 2 - дополнительный (запасный) магазин; 3 – протирка; 4 - пистолетный ремешок.

Мм автомат АК-74 и РПК-74

Тема № 1 «Стрелковое оружие, гранатометы и ручные гранаты» - student2.ru Тема № 1 «Стрелковое оружие, гранатометы и ручные гранаты» - student2.ru

Общий вид АК-74 Общий вид РПК-74

5,45 мм АК-74 является индивидуальным оружием, а 5,45 мм РПК-74 является оружием стрелкового отделения.

Они предназначены для уничтожения живой силы и поражения огневых средств противника. Для поражения противника в ближнем бою к автомату присоединяется штык-нож. Для стрельбы и наблюдения в условиях естественной ночной освещенности к ним присоединяется ночной стрелковый прицел (НСПУ).

Боевые свойства АК-74 и РПК-74

№ п/п Боевые свойства   АК-74 РПК-74
Калибр, мм 5,45
Принцип работы на использовании энергии пороховых газов, отводимых из канала ствола в газовую камору.
Прицельная дальность стрельбы, м.
Действитель­ный огонь
Дальность прямого выстрела: - по грудной фигуре, м - по бегущей фи­гуре, м    
Темп стрельбы выстр. в мин.
Боевая скорострельность при стрельбе: - оче­редями выстр. в мин. - оди­ночными выстр. в мин.    
Вес автомата без штыка-ножа со снаря­женным патронами пластмассовый магазином: кг.     3,6     5,46

Основные части и механизмы АК-74

Тема № 1 «Стрелковое оружие, гранатометы и ручные гранаты» - student2.ru

Основные части и механизмы РПК-74

Тема № 1 «Стрелковое оружие, гранатометы и ручные гранаты» - student2.ru

Автомат (пулемет) состоит из следующих основных частей и механизмов

-ствола со ствольной коробкой, прицель­ным приспособлением, прикладом и пистолет­ной рукояткой;

-крышки ствольной коробки;

-затворной рамы с газовым поршнем;

-затвора;

-возвратного механизма;

-газовой трубки со ствольной накладкой;

-ударно-спускового механизма;

-цевья;

-магазина.

Кроме того, у автомата имеется дульный тормоз-компенсатор и штык-нож, а у пулеме­та—пламегаситель и сошка.

В комплект автомата (пулемета) входят: принадлежность, ремень и сумка (у пулемета две сумки) для магазинов; в комплект авто­мата (пулемета) со складывающимся прикла­дом, кроме того, входит чехол для автомата (пулемета) с карманом для магазина, а в комплект автомата (пулемета) с ночным при­целом входит также ночной стрелковый при­цел универсальный.

Тема № 1 «Стрелковое оружие, гранатометы и ручные гранаты» - student2.ru Тема № 1 «Стрелковое оружие, гранатометы и ручные гранаты» - student2.ru Тема № 1 «Стрелковое оружие, гранатометы и ручные гранаты» - student2.ru

Штык-нож

Комплект автомата АК-74, пулемета РПК-74.

Заключительная часть – 10 мин.

Организационно-методические указания

Действия руководителя:

1. Напоминает тему и цели занятия.

2. Объявляет итоговые оценки, полученные студентами на занятии, отмечает лучших и худших.

3. Делает заключение о достижении целей занятия.

4. Объявляет задание на самоподготовку:

- изучить назначение общее устройство и тактико-технические характеристики ПМ, АК-74, РПК-74,РПГ-7 (Краткий справочник по стрелковому оружию, изд. КазНУ, 2014 год, стр.7-12)

Действия студентов:

1. Слушают руководителя и уясняют результаты занятия.

2. Записывают задание на самоподготовку.

Занятие № 2 -2 часа.

Воспитать уверенность в высоких боевых возможностях, надежности стрелкового оружия и гранатометов.

Изучить:

- меры безопасности при работе с вооружением.

Практически выполнить:

- неполную разборку ПМ, АК-74, РПК-74, РПГ-7.

- сборку после неполной разборки ПМ, АК-74, РПК-74, РПГ-7.

Место проведения и вид занятия:класс, практическое.

Материальное обеспечение:

-Мультемедийное оборудование класса;

- Презентации по данной теме.

- Учебное оружие: ПМ – 1 ед., АК-74-8 ед., РПК-74-1 ед., РПГ-7-1 ед.

Организация занятия и расчет времени:

№№ пп Вопросы и занятия Время мин
Вводная часть:
Основная часть: 1. Порядок неполной разборки и сборки после неполной разборки ПМ, АК-74, РПК-74, РПГ-7. 2. Меры безопасности при работе с вооружением.  
Заключительная часть

Организация занятия- 5 мин.

Организационно-методические указания

Действия руководителя:

1. Принимает рапорт дежурного, проверяет наличие, внешний вид и готовность студентов к занятиям.

2. Проводит контрольный опрос по предыдущему занятию, оценивает ответы студентов. При необходимости разбирает ошибки, указывает правильный ответ.

3. Объявляет тему занятия, его цели, учебные вопросы.

Действия студентов:

1. Слушают руководителя.

2. Отвечают на контрольные вопросы.

3. Уясняют тему, цель занятия и порядок отработки вопросов.

Основная часть - 70 мин

Организационно-методические указания

Действия руководителя:

1. Объявляет очередной учебный вопрос и порядок его отработки.

2. Излагает очередной учебный вопрос, используя материал презентации по данной теме.

3. После изложения каждого учебного вопроса отвечает на вопросы студентов, проводит контрольный опрос по материалу учебного вопроса, оценивает ответы студентов.

Действия студентов:

1. Слушают руководителя занятия делают записи в тетрадь.

2. При необходимости, после окончания изложения материала по очередному учебному вопросу, задают руководителю вопросы.

3. Отвечают на контрольные вопросы по материалу учебного вопроса.

РАЗБОРКА, СБОРКА, ПИСТОЛЕТА

Требования безопасности при обращении с оружием и боеприпасами

Безопасность при стрельбе обеспечивается четкой организацией стрельб, точным соблюдением Курса стрельб, установленных правил и мер безопасности, высокой дисциплинированностью всех военнослужащих.

При обращении с оружием необходимо строго соблюдать следующие правила:

1.Во время проведения стрельбы все действия с оружием производить только по командам руководителя стрельбы.

2.По окончании или в случаях перерывов в стрельбе, а также при передаче и получении оружия необходимо, прежде всего, убедиться в том, что оно не заряжено.

3.В процессе стрельбы держать оружие только в направлении стрельбы или стволом вверх, независимо от того, заряжено оно или нет.

4.Немедленно прекратить стрельбу и разрядить оружие в случаях: поступления команды на прекращении стрельбы (команды «Стой», «Прекратить огонь»), появления белого флага, запрещающего продолжение стрельбы, появления в секторе стрельбы людей и животных, а также при возникновении пожара на мишенном поле.

5.Передвижение с оружием и его хранение осуществляется с закрытым затвором и спущенным с боевого взвода курком.

6.При метании боевых ручных гранат вставлять запал разрешается только перед ее метанием по команде руководителя.

7.Выходить из укрытия разрешается по истечении не менее 10 секунд после взрыва оборонительной и противотанковой гранаты.

Категорически запрещается:

1.Заряжать оружие до команды руководителя и сигнала «ОГОНЬ».

2.Направлять оружие на людей, в сторону и в тыл стрельбища, независимо от того, заряжено оно или нет.

3.Оставлять где бы то ни было заряженное оружие и передавать его другим лицам.

4.Заходить на участки стрельбища, где имеются неразорвавшиеся боевые гранаты (снаряды), другие взрывоопасные предметы и средства имитации и трогать их.

5.Открывать и вести огонь из неисправного оружия, неисправными боеприпасами и при поднятом белом флаге.

6.Переносить боевые ручные гранаты вне гранатных сумок.

Каждый военнослужащий должен точно выполнять меры безопасности при стрельбе. На каждом объекте, на котором проводятся стрельбы, с учетом его особенностей и местных условий разрабатывается инструкция по мерам безопасности, которую должен знать личный состав подразделений, выделенных на стрельбу. Личный состав, не усвоивший меры безопасности, к стрельбе и обслуживанию стрельбы не допускается.

Заключительная часть — 5 минут

Организационно-методические указания

Действия руководителя:

1. Напоминает тему и цели занятия.

2. Объявляет итоговые оценки, полученные студентами на занятии, отмечает лучших и худших.

3. Делает заключение о достижении целей занятия.

4. Объявляет задание на самоподготовку:

- изучить назначение общее устройство и тактико-технические характеристики ПК, СВД (Краткий справочник по стрелковому оружию, изд. КазНУ, 2014 год, стр. 13-25)

Действия студентов:

1. Слушают руководителя и уясняют результаты занятия.

2. Записывают задание на самоподготовку.

Занятие № 3 -2 часа.

Цели воспитательные и учебные:

Воспитать уверенность в высоких боевых возможностях, надежности стрелкового оружия и гранатометов.

Изучить:

-Назначение, боевые свойства винтовки СВД.

- Общее устройство и принцип работы частей и механизмов СВД.

Место проведения и вид занятия:класс, практическое.

Материальное обеспечение:

-Мультемедийное оборудование класса;

- Презентации по данной теме;

-Учебное оружие по 1 ед.

Организация занятия и расчет времени:

№№ пп Вопросы и занятия время мин
Вводная часть:
2. Основная часть: 1. Назначение, боевые свойства СВД. 2. Общее устройство и принцип работы частей и механизмов СВД.  
Заключительная часть.

Вводная часть- 5 мин.

Организационно-методические указания

Действия руководителя:

1 Принимает рапорт дежурного, проверяет наличие, внешний вид и готовность студентов к занятиям.

2. Проводит контрольный опрос по предыдущему занятию, оценивает ответы студентов. При необходимости разбирает ошибки, указывает правильный ответ.

3. Объявляет тему занятия, его цели, учебные вопросы.

Действия студентов:

1. Слушают руководителя.

2. Отвечают на контрольные вопросы.

3. Уясняют тему, цель занятия и порядок отработки вопросов.

Основная часть - 80 мин.

Комплектность

Исходная штатная комплектация винтовки включает в себя оптический прицел ПСО-1, штык-нож с ножнами, четыре запасных снаряженных магазина а также необходимые аксессуары для эксплуатации и технического обслуживания оружия.

Принцип работы СВД

Принцип работы снайперской винтовки Драгунова основан на использовании энергии пороховых газов, отводимых из канала ствола к газовому поршню.

При выстреле часть пороховых газов, следующих за пулей, устремляется через газоотводное отверстие в стенке ствола в газовую камеру и давит на переднюю стенку газового поршня, отбрасывая поршень с толкателем, а вместе с ними - и затворную раму в заднее положение.
При отходе затворной рамы назад, затвор открывает канал ствола и извлекает из патронника гильзу, выбрасывая ее из ствольной коробки наружу, а затворная рама сжимает возвратную пружину и взводит курок, то есть ставит его на взвод автоспуска.

Под действием возвратного механизма, затворная рама с затвором возвращается в переднее положение, при этом затвор досылает очередной патрон из магазина в патронник и закрывает канал ствола, а затворная рама выводит шептало автоспуска из-под взвода автоспуска курка: курок становится на боевой взвод.

Запирание затвора осуществляется его поворотом влево и захождением боевых выступов затвора в вырезы ствольной коробки.
Для того. чтобы сделать очередной выстрел, спусковой крючок оружия отпускается и нажимается снова. После освобождения спускового крючка, тяга спускового крючка продвигается вперед, её зацеп заскакивает за шептало.

При нажатии на спусковой крючок зацеп тяги поворачивает шептало и разъединяет его с боевым взводом курка. Курок, поворачиваясь на своей оси под действием боевой пружины, наносит удар по ударнику, а последний продвигается вперед и производит накол капсюля-воспламенителя патрона. Происходит выстрел.
При выстреле последним патроном, затвор оружия отходит назад, подаватель магазина поднимает вверх останов затвора (затворную задержку - механизм, удерживающий затвор оружия в крайнем заднем положении по израсходовании всех патронов в магазине), затвор упирается в него и затворная рама останавливается в заднем положении. Это является сигналом тому, что надо заменить магазин оружия на полный, либо отсоединить магазин и снарядить его патронами.

Положение частей и механизмов снайперской винтовки СВД до заряжания, при заряжании, перед выстрелом и после выстрела.

Тема № 1 «Стрелковое оружие, гранатометы и ручные гранаты» - student2.ru Тема № 1 «Стрелковое оружие, гранатометы и ручные гранаты» - student2.ru

Положение частей и механизмов СВД до заряжания Положение частей и механизмов СВД при заряжании

Тема № 1 «Стрелковое оружие, гранатометы и ручные гранаты» - student2.ru Тема № 1 «Стрелковое оружие, гранатометы и ручные гранаты» - student2.ru

Положение частей и механизмов СВД перед выстрелом Положение частей и механизмов СВД после выстрела

Заключительная часть — 5 минут

Организационно-методические указания

Действия руководителя:

1. Напоминает тему и цели занятия.

2. Объявляет итоговые оценки, полученные студентами на занятии, отмечает лучших и худших.

3. Делает заключение о достижении целей занятия.

4. Объявляет задание на самоподготовку:

- изучить назначение, тактико-технические характеристикиснайперской винтовки Драгунова (Краткий справочник по стрелковому оружию, изд. КазНУ, 2014 год, стр. 19-22)

Действия студентов:

1. Слушают руководителя и уясняют результаты занятия.

2. Записывают задание на самоподготовку.

Занятие № 4 -2 часа.

Воспитать уверенность в высоких боевых возможностях, надежности стрелкового оружия и гранатометов.

Изучить:

- назначение, боевые свойства, и общее устройство ручных осколочных гранат.

- принцип действия ручных осколочных, противотанковых гранат.

- общее устройство ручных осколочных и противотанковых гранат.

- меры безопасности при обращении с гранатами.

Место проведения и вид занятия:класс, групповое.

Материальное обеспечение:

-Мультемедийное оборудование класса;

- Презентации по данной теме.

- Учебные гранаты: РГД-5, Ф-1, РКГ-3Е по 1 к-ту.

Организация занятия и расчет времени:

№№ пп Вопросы и занятие Время мин.
Организация занятий
Основная часть 1.Назначение и боевые свойства и общее устройство ручных осколочных и противотанковых гранат. 2. Принцип действия запала ручных осколочных гранат. 3. Меры безопасности при обращении с гранатами.  
Заключительная часть

Вводная часть- 5 мин.

Организационно-методические указания

Действия руководителя:

1. Принимает рапорт дежурного, проверяет наличие, внешний вид и готовность студентов к занятиям.

2. Проводит контрольный опрос по предыдущему занятию, оценивает ответы студентов. При необходимости разбирает ошибки, указывает правильный ответ.

3. Объявляет тему занятия, его цели, учебные вопросы.

Действия студентов:

1. Слушают руководителя.

2. Отвечают на контрольные вопросы.

3. Уясняют тему, цель занятия и порядок отработки вопросов.

Контрольные вопросы:

1. Порядок неполной разборки АК-74.

2. Назначение и основные характеристики ПМ.

Основная часть - 70 - мин.

Устройство гранат.

Ручная осколочная граната РГД-5 - граната дистанционного действия, предназначенная для поражения живой силы противника в наступлении и в обороне. Метание гранаты осуществляется из различных положений при действиях в пешем порядке и на бронетранспортере (автомобиле). Радиус разлета убойных осколков гранаты около 25 м. Средняя дальность броска гранаты 40—50 м.

Масса снаряженной гранаты 310 г. Время горения замедлителя запала 3,2- 4,2с.

РГД-5 состоит из корпуса с трубкой для запала, разрывного заряда и запала.

Тема № 1 «Стрелковое оружие, гранатометы и ручные гранаты» - student2.ru

Корпус гранаты служит для помещения разрывного заряда, трубки для запала, а так же для образования осколков при взрыве гранаты. Он состоит из двух частей - верхней и нижней. Верхняя часть корпуса состоит из внешней оболочки, называемой колпаком, и вкладыша колпака. К верхней части при помощи манжеты присоединяется трубка для запала.

Трубка служит для присоединения запала к гранате и для герметизации разрывного заряда в корпусе.

Для предохранения трубки от загрязнения в нее ввинчивается пластмассовая пробка. При подготовке гранаты к метанию вместо пробки в трубку ввинчивается запал.

Нижняя часть корпуса состоит из внешней оболочки, называемой поддоном, и вкладыша поддона.

Разрывной заряд заполняет корпус и служит для разрыва гранаты на осколки.

Запал гранаты УЗРГМ (УЗРГМ-2) предназначается для взрыва разрывного заряда гранаты, работа описана ниже.

Ручная осколочная граната РГ-42 - граната дистанционного действия, предназначенная для поражения живой силы противника в наступлении и в обороне. Метание гранаты осуществляется из различных положений при действиях в пешем порядке и на бронетранспортере (автомобиле). Радиус разлета убойных осколков при взрыве гранаты около 25 м. Средняя дальность броска гранаты 30—40 м.

Масса снаряженной гранаты 420 г. Время горения замедлителя запала

3,2 - 4,2 с.

РГ-42 состоит из корпуса с трубкой для запала, металлической ленты, разрывного заряда и запала.

Корпус гранаты служит для помещения разрывного заряда, металлической ленты, трубки для запала, а также для образования осколков при взрыве гранаты.

Корпус цилиндрический, имеет дно и крышку. К крышке прикрепляется трубка с фланцем для присоединения запала к гранате и для герметизации разрывного заряда в корпусе. При хранении и переноске гранаты трубка закрывается пластмассовой пробкой или металлическим колпачком.

Металлическая лента служит для образования осколков при разрыве гранаты, она свернута в 3-4 слоя внутри корпуса. Для увеличения числа осколков поверхность ленты насечена на квадратики.

Тема № 1 «Стрелковое оружие, гранатометы и ручные гранаты» - student2.ru

Разрывной заряд заполняет корпус и служит для разрыва гранаты на осколки.

Запал гранаты УЗРГМ (УЗРГМ-2) предназначается для взрыва разрывного заряда гранаты, работа описана ниже. Ручная осколочная граната Ф-1 граната дистанционного действия, предназначенная для поражения живой силы преимущественно в оборонительном бою. Метать гранату можно из различных положений и только из-за укрытия, из бронетранспортера или танка (самоходно-артиллерийской установки). Радиус разлета убойных осколков при взрыве гранаты около 200 м. Средняя дальность броска гранаты 35 - 45 м. Масса снаряженной гранаты 600 г. Время горения замедлителя запала 3,2- 4,2 с.

Ф-1 состоит из корпуса, разрывного заряда и запала.

Корпус гранаты служит для помещения разрывного заряда и запала, а также для образования осколков при взрыве гранаты. Корпус гранаты чугунный, с продольными и поперечными бороздами, по которым граната обычно разрывается на осколки. В верхней части корпуса имеется нарезное отверстие для ввинчивания запала. При хранении, транспортировке и переноске гранаты в это отверстие ввернута пластмассовая пробка.

Тема № 1 «Стрелковое оружие, гранатометы и ручные гранаты» - student2.ru

чугунный корпус

Разрывной заряд заполняет корпус и служит для разрыва гранаты на осколки.

Запал гранаты УЗРГМ (УЗРГМ-2) предназначается для взрыва разрывного заряда гранаты.

Характеристики ручных гранат

Тактико-технические характеристики гранат

№ п.п Боевые свойства Ф – 1 РГО РГН РГД – 5
Вес, гр.
Средняя дальность броска (м) 35-45 35-45 40-50 40-50
Время горения замедлителя запала (сек) 3,2-4,2 Мгнов. действия Мгнов. действия 3,2-4,2
Радиус разлета убойных осколков (м) 16,5 8,7
Запал УЗРГМ УДЗ УДЗ УЗРГМ

Ручная кумулятивная граната РКГ-3 - противотанковая граната направленного действия, предназначенная для борьбы с танками, самоходно­-артиллерийскими установками, бронетранспортерами и бронеавтомобилями противника, а также для разрушения долговременных и полевых оборонительных сооружений. Метание гранаты производится из различных положений и только из-за укрытий. Средняя дальность броска гранаты 15 - 20 м. Масса снаряженной гранаты 1070 г.

При попадании в цель граната мгновенно взрывается и образовавшаяся струя газов высокой плотности и температуры пробивает броню танков и другие прочные преграды.

РКГ-3 состоит из корпуса, рукоятки, разрывного заряда и запала.

Устройство гранаты РКГ-3

Тема № 1 «Стрелковое оружие, гранатометы и ручные гранаты» - student2.ru корпус разрывной заряд запал рукоятка

Корпус гранаты цилиндрический, служит для помещения разрывного заряда и запала.

Корпус имеет:

-снизу - дно;

-внутри - кумулятивную воронку;

-сверху - навинтную крышку с трубкой для запала.

Верхняя часть крышки оканчивается резьбой для навинчивания рукоятки.

Снаружи на корпус гранаты наносятся правила метания и маркировка.

Рукоятка служит для удобства метания гранаты и приведения в действие ударного механизма. Она состоит из корпуса, подвижной муфты с пружиной, откидной планки, откидного колпака с планкой и предохранительной чеки с кольцом.

В рукоятке помещаются ударный механизм, стабилизатор и предохранительное устройство.

Корпус рукоятки герметизирован: спереди он закрыт пергаментным кружком, а сзади между подвижной муфтой и колпаком имеются фетровые прокладки.

Подвижная муфта имеет нарезку для навинчивания на крышку корпуса гранаты. На ее боковой поверхности имеются проушина с отверстиями для предохранительной чеки и два паза. С помощью проушины и чеки подвижная муфта соединяется с откидной планкой. В одном пазу подвижной муфты помещается пружинный конец откидной планки, а во втором - конец планки откидного колпака с шариком.

Ударный механизм предназначен для воспламенения капсюля-детонатора запала. Он состоит из:

- корпуса,

- трубки с фланцем,

- корпуса ударника,

-ударника,

-боевой и контрпредохранительной пружины,

-предохранительных шариков и инерционного грузика.

Корпус ударника помещается в трубке с фланцем и имеет 4 отверстия для предохранительных шариков. Внутри корпуса расположены ударник и боевая пружина. Два больших предохранительных шарика удерживают корпус ударника в трубке, а два малых - ударник в корпусе ударника.

Контрпредохранительная пружина не позволяет во время полета гранаты перемещаться инерционному грузику.

Стабилизатор служит для придания гранате направленного полета дном корпуса вперед. Он состоит из матерчатого конуса, четырех проволочных перьев, втулки, кольца и пружины.

Тема № 1 «Стрелковое оружие, гранатометы и ручные гранаты» - student2.ru

Направление полета

Предохранительное устройство включает четыре предохранителя, обеспечивающих безопасность при обращении с гранатой и ее полете.

Первый предохранитель - предохранительная чека соединяет подвижную муфту с откидной планкой и обеспечивает безопасность при обращении с гранатой. Он выключается перед метанием гранаты.

Второй предохранитель обеспечивает безопасность гранаты при случайном падении, если предохранительная чека выдернута. Он состоит из планки откидного колпака с шариком, подвижной муфты и ее пружины. Предохранитель выключается в момент броска гранаты.

Третий предохранитель обеспечивает безопасность гранаты после броска (второй предохранитель сработал) при случайном ударе о препятствие, расположенное ближе 1 м от метающего. Он состоит из стержня с колпачком и пружиной, подвижной и центральной трубок, ниппеля и двух шариков. Предохранитель выключается стабилизатором после его раскрытия при полете гранаты.

Четвертый предохранитель - контрпредохранительная пружина обеспечивает безопасность гранаты в полете, удерживая инерционный грузик от перемещения вперед. Разрывной заряд предназначен для пробития брони (бетона) и разруше­ния прочных преград. Для образования при взрыве узкой струи газов высокой плотности (несколько тысяч атмосфер) и направления ее на броню заряд в передней части имеет воронкообразную кумулятивную выемку. Кроме того, между дном корпуса и кумулятивной воронкой имеется свободное пространство (без взрывчатого вещества), обеспечивающее наи­больший эффект бронепробиваемости гранаты. Разрывной заряд состоит из основного и дополнительного зарядов, между которыми помещена картонная прокладка.

Тема № 1 «Стрелковое оружие, гранатометы и ручные гранаты» - student2.ru

Запал мгновенного действия предназначен для взрыва разрывного заряда гранаты. Он состоит из гильзы и втулки. Во втулке помещен капсюль- детонатор, а в гильзе - дополнительный детонатор.

Работа частей и механизмов гранаты.

Перед метанием гранаты. Достать гранату из сумки, свинтить рукоятку, вставить в трубку корпуса запал и навинтить до отказа рукоятку. Ударник удерживается малыми шариками в корпусе ударника, сжимая боевую пружину. Корпус ударника от продвижения вперед удерживается большими шариками в трубке с фланцем. Откидная планка предохранительной чекой соединена с подвижной муфтой рукоятки и отогнутым концом - с откидным колпаком, ее пружинный конец находится в пазу подвижной муфты. Концы предохранительной чеки разведены и прочно удерживают ее на рукоятке.

При метании гранаты. Граната для метания берется за рукоятку в руку, предохранительная чека выдергивается, и граната бросается в цель. При выдергивании чеки подвижная муфта и откидная планка расцепляются. При взмахе для броска корпус гранаты вместе с подвижной муфтой отходит от корпуса рукоятки, сжимая пружину подвижной муфты и освобождая шарик и пружинный конец откидной планки.

В момент отделения гранаты от руки корпус рукоятки под действием пружины подвижной муфты продвигается к корпусу гранаты и занимает прежнее (до метания) положение. Откидной колпак под действием своей пру­жины отходит назад от рукоятки, поворачивает откидную планку и, освободившись от зацепления с ней, отделяется от рукоятки. Пружина стабилизатора выталкивает из рукоятки стабилизатор, который под действием проволочных перьев и силы сопротивления воздуха раскрывается и вытягивает подвижную трубку, при этом освобождаются шарики третьего предохранителя, удерживающие стержень. Стержень под действием своей пружины выходит из ударника (сработал третий предохранитель) и освобождает большие шарики, а значит, и корпус ударника. Продвижению вперед инерционного грузика и корпуса ударника препятствуют контрпредохранительная пружина и трение. Малые шарики, находясь в стенках корпуса ударника и ударника, не позволяют продвинуться ударнику вперед.

При встрече с целью (преградой). В момент удара гранаты дном корпуса или боковой частью о цель (преграду) контрпредохранительная пружина под действием инерционного грузика сжимается, а корпус ударника продвигается вперед до тех пор, пока малые шарики не войдут в канавку трубки с фланцем и не освободят ударник. Ударник под действием боевой пружины резко продвигается вперед, накалывает капсюль-детонатор запала, он воспламеняется и вызывает мгновенный взрыв гранаты.

Заключительная часть — 5 минут

Организационно-методические указания

Действия руководителя:

1. Напоминает тему и цели занятия.

2. Объявляет итоговые оценки, полученные студентами на занятии, отмечает лучших и худших.

3. Делает заключение о достижении целей занятия.

4. Объявляет задание на самоподготовку:

- изучить назначение, тактико-технические характеристикиручных, осколочных и противотанковых гранат. (Краткий справочник по стрелковому оружию, изд. КазНУ, 2014 год, стр. 35-41)

Действия студентов:

1. Слушают руководителя и уясняют результаты занятия.

2. Записывают задание на самоподготовку.

Занятия № 1- 2 часа

Цели (воспитательные и учебные):

Воспитывать у студентов понимание важности знания правил стрельбы и уверенность поражения целей первым выстрелом.

Изучить:

- определение внутренней и внешней баллистики.

- сущность явления выстрела и его периоды.

- начальную скорость пули и ее практическое значение.

- траекторию и ее элементы.

-что называется прямым выстрелом и его практическое значение.

-поражаемое, прикрытое и мертвое пространство.

Место проведения и вид занятия:класс, групповое.

Материальное обеспечение:

-Мультемедийное оборудование класса;

- Презентации по данной теме.

Организация занятия и расчет времени:

№ пп Вопросы занятия Время мин
I Организация занятия:
II Основная часть: 1. Определение внутренней и внешней баллистики. 2.Сущность явления выстрела, его периоды. Начальная скорость пули и ее практическое значение 3.Траектория, ее элементы. 4.Прямой выстрел и его практическое значение. Поражаемое, прикрытое и мертвое пространство.    
III Заключительная часть

Вводная часть - 5 мин.

Организационно-методические указания

Действия руководителя:

1 .Принимает рапорт дежурного, проверяет наличие, внешний вид и готовность студентов к занятиям.

2. Проводит контрольный опрос по предыдущему занятию, оценивает ответы студентов. При необходимости разбирает ошибки, указывает правильный ответ.

3. Объявляет тему занятия, его цели, учебные вопросы.

Действия студентов:

1. Слушают руководителя.

2. Отвечают на контрольные вопросы.

3. Уясняют тему, цель занятия и порядок отработки вопросов.

Основн

Наши рекомендации