Наше мощнейшее духовное оружие

Книги Ветхого и Нового Заветов содержат в себе сви­детельство того, что совместное применение молитвы и поста создает мощнейшее оружие, которое Господь вве­рил Своим детям. Для утверждения и возрастания в вере необходимо проводить время в молитве, которая, в свою очередь, нуждается в подкреплении постом. Нет более могущественного средства для Божьего народа, чем практика молитвы и поста.

Разделяя эту точку зрения, нетрудно понять, почему сатана предпринимает все возможное, чтобы удержать людей от признания и использования данного боевого оснащения. Враг душ человеческих скрывает от нас ис­тину о подлинной значимости поста и молитвы.

Проблемы, с которыми сегодня сталкивается Амери­ка и другие государства мира, невозможно решить уси­лиями законодателей, правительственных чиновников, финансовых экспертов или кого-либо еще; только народ Божий в состоянии изменить ситуацию к лучшему.

Иисус сказал Своим ученикам: «Вы — соль земли» и этими словами обязал их жить так, чтобы само их пре­бывание на земле было угодным в глазах Бога. Благодаря существованию таких людей Господь в состоянии долго- терпеть человечество и оказывать ему Свою благость и милость.

Соль не только придает вкус пище, но и замедляет процесс разложения материи. Таким образом, присут­ствие на нашей планете верующих христиан должно сдерживать коррупцию во всех аспектах человеческой деятельности: нравственных, религиозных, социальных и политических.

В заключение я хочу повторить: на основании всего библейского повествования я прихожу к выводу, что совместное применение молитвы и поста создает мощ­нейшее и единственное в своем роде оружие, которое Господь вложил в руки верующих. Ничего более дееспо­собного просто не существует. Это могущественное сочетание двух дисциплин христианства представляет собой «атомную бомбу» духовного воздействия. Я уповаю на то, что вы, исполнившись вдохновения, при­соединитесь к большому числу Божьих детей, которые постоянно применяют этот инструмент духовного воинствования.

Примеры поста в Ветхом Завете

Регулярную практику поста можно встретить во мно­гих вероисповеданиях: иудействе, мусульманстве, инду­изме, религии американских индейцев и др. Наша книга освещает пост с позиции христианства, что обусловлено духовным наследием и личным опытом автора.

Поэтому мы обратимся к Священному Писанию в качестве основного источника информации. Библия ав­торитетно высказывает свое мнение о любом предмете, давая ему свою конечную оценку. И тема поста не явля­ется здесь исключением.

Закон иудеев предписывал лишь один обязательный пост — в День искупления, который люди чтили как субботу отдохновения «...в покое и смирении духа; это постановление вечное» (Левит 16:31, ЖБ).

Еврейских детей с раннего возраста приучали по­ститься в День искупления, воспитывая в них послу­шание Богу и соблюдение требований закона в этот национальный праздник очищения.

Существуют также подтверждения того, что многие евреи регулярно постились по понедельникам и четвер­гам. Кроме этого, они соблюдали и другие дни, в кото­рые предписывалось воздержание от пищи. Факты сви­детельствуют, что наиболее значительным событиям, описанным в Библии, предшествовали смирение духа и «умерщвление» плоти.

Книги Священного Писания знакомят нас с исто­риями о посте: в Ветхом Завете их двадцать три, а в Новом — двенадцать. Рассмотрим несколько примеров.

1. Индивидуальный пост ради получения руководства, мудрости и исцеления

Первое упоминание о посте в Ветхом Завете приво­дится в книге Бытие 24:33, когда раб Авраама — старший в доме и управлявший всем его имением — принял реше­ние не вкушать пищу до тех пор, пока не найдет жену для Исаака.

О Моисее сказано: «И пробыл там... у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и напи­сал на скрижалях слова завета, десятословие» (Исход 34:28).

Позже Моисей, взойдя на гору, чтобы вновь получить наставления от Господа, повторил свой сорокадневный пост полного воздержания, чтобы избавить народ и Аарона от Божьего возмездия за их грех идолопоклон­ства (см. Второзаконие 9:18; 10:10).

Анна постилась, выпрашивая у Бога дитя мужского пола, и Он благословил ее сыном (см. 1 Царств 1:12-22).

Когда заболел младенец, родившийся у Давида, царь семь дней постился и объяснил слугам: «Доколе дитя было живо, я постился и плакал, ибо думал: кто знает, не помилует ли меня Господь, и дитя останется живо?» (см. 2 Царств 12:22). Очевидно, воспитание Давида или его личный опыт подсказывали, что в критических ситуаци­ях, а также при необходимости Божественного вмеша­тельства следует смирять себя в посте и молитве. И все же Господь не пощадил ребенка, и причиной этого стали обстоятельства, при которых он был зачат. Однако я сомневаюсь, чтобы Давид сожалел о своих усилиях всту­питься за жизнь младенца и придать событиям иной поворот.

После того как Даниил обратился к Господу в посте и молитве, исповедуя прегрешения своего народа и свои личные, пророк получил через Божьего посланника мудрость и разумение, способные истолковать его ви­дение относительно последних времен (см. Даниил 9:3).

2. Совместный пост в интересах защиты и безопас­ности

Во 2-й книге Паралипоменон, главе 20, мы читаем о царе Иосафате, которого намеревались атаковать моавитяне и аммонитяне. Боясь за свою жизнь и безопасность нации, он объявил пост по всей Иудее. В результате этого призыва народ вышел из городов Иудиных; даже жены и дети собрались в Иерусалиме, перед домом Гос­подним, чтобы:

• Взыскать Господа.

• Единодушно провозгласить Его своим Богом.

• Совершить совместный пост и молитву.

Что произошло дальше? На одного из мужей по имени Иозиил сошел Дух Господень среди собрания. Он Произнес пророчество о том, что эта война не народа Израилева, а Бога. Через Иозиила Господь обратился к людям со следующим напутствием:

• Вам не придется сражаться.

• Вы стойте и смотрите, как будет действовать Господь.

• Я дам вам указание по поводу того, что и каким образом следует предпринять.

• Вместо солдат выставьте Мне певцов.

Начав воспевать и славословить Господа, жители Иудеи одержали победу.

Другую иллюстрацию совместного поста и молитвы можно найти на страницах книги Ездры, в главах 7 и 8.

Ездра — известный духовный лидер своего времени — попросил у царя Артаксеркса разрешения обучать закону Божьему в Иудее и Иерусалиме. Поскольку кроме книг Закона он хотел вынести из Вавилона также золото и серебро для приношения Богу Израилеву, Ездра собрал около двухсот священников и других представителей своего народа, чтобы вместе с ними проделать этот путь. Затем он призвал их к посту и молитве, которые преследовали три цели:

• Успех путешествия.

• Защиту от разбойников.

• Безопасность детей во время отсутствия их родителей.

Писание гласит: «...Чтобы смириться нам пред лицем Бога нашего, просить у Него благополучного пути...» (Ездра 8:21).

Каким же был исход этого предприятия? Люди спаслись от грабителей и благополучно прибыли к себе на родину, в Иерусалим.

Книга Есфирь является драматическим свидетельством того, как посредством поста Израиль был избавлен от уничтожения.

Коварный государственный чиновник по имени Аман задумал истребить всех иудеев в царстве Артаксеркса, включая женщин и детей. Кровавая расправа должна была состояться 28 февраля и охватить все персидские области.

Узнав от своего воспитателя, Мардохея, о готовящемся заговоре, Есфирь приказала ему собрать всех иудеев и поститься ради успешного исполнения ее плана спасения своих соотечественников: «...Три дня не ешьте и не пейте, ни днем, ни ночью...». Есфирь со своими служанками тоже участвовала в этом посте.

Потом она сказала Мардохею: «...Хоть это настрого запрещено, я войду к царю, чтобы увидеть его; и если мне погибнуть — погибну» (Есфирь 4:16, ЖБ). Когда Есфирь приблизилась к царю Артаксерксу, он оказал ей милость и разрушил интригу своего подданного против иудеев.

28 февраля, в тот день, в который должны были истребить еврейский народ, иудеи победили своих врагов.

3. Пост национального масштаба, призванный восстановить экономическое положение в стране

Из первых трех глав книги пророка Иоиля мы узнаем о чудовищном опустошении, постигшем землю в тот исторический период: урожай поела саранча, скот остался без корма и воды, даже хлебные приношения и возлия­ния прекратились в доме Господнем.

Тогда Иоиль повелел священникам назначить пост. «Кто знает? — сказал пророк, — может быть, Господь решит не оставить вас обездоленными, но пошлет вам благословение вместо этого ужасного бедствия. Возможно, Его даяние будет столь щедрым, что вы, как и прежде, сможете возносить Богу хлеб и вино. Издайте трубный звук на Сионе! Объявите пост и со­зовите весь народ на торжественное собрание: приве­дите стариков, юношей и младенцев» (Иоиль 2:14-15, ЖБ).

Духовные лидеры израильского общества были на­делены ответственностью взывать к Богу о помощи. «Пусть священники, служители Господни, станут между собранием и жертвенником и возрыдают в молитве: по­щади народ Твой, о Господь наш; не дай язычникам гос­подствовать над ним, ибо Израиль — собственность Твоя» (Иоиль 2:17, ЖБ).

К чему привел этот акт национального смирения? Господь совершил великое чудо. Он удалил с земли губя­щих ее, и она снова произрастила урожай. Люди пере­стали голодать — пища была в преизбытке.

4. Пост и национальное покаяние

В главе 3 книги Ионы Господь вторично повелел пророку идти в Ниневию и предупредить жителей этого города, что из-за их беззаконий он будет разрушен. На этот раз Иона послушался Бога.

В первый же день, как только пророк вошел в город и начал проповедовать о том, что через 40 дней Ниневия превратится в развалины, люди покаялись. Царь объявил пост, и весь народ оделся во вретище — одежду из грубой ткани, в которую облачались во время скорби.

Люди отчаянно взывали к Богу: «Кто знает? Может быть, Господь еще сохранит наши жизни и удержит пы­лающий гнев Свой от уничтожения» (Иона 3:9, ЖБ).

Ниневитяне не ошиблись в своем предположении.

«И когда увидел Господь, что они положили конец злым делам своим, — то отменил Свой разрушительный замысел и не привел его в исполнение» (Иона 3:10, ЖБ).

Этот случай характерен тем, что людям и даже жи­вотным пришлось полностью обходиться не только без пищи, но и без воды.

Ветхий Завет содержит двенадцать других примеров поста и молитвы, иллюстрирующих их важную роль в жизни еврейского народа.

5 Пост, который угоден Господу

Пост, избранный Богом, и пост в представлении че­ловека — это не одно и то же; Исаия 58:1-12 является классическим подтверждением этого.

Люди спросили Бога: «Почему мы постимся пред То­бой... а на Тебя это не производит впечатления? Почему Ты не видишь наших жертв и не слышишь наших мо­литв? Мы совершили много раскаяний, а Ты этого даже не замечаешь!»

Господь не замедлил с ответом: «Потому что во время своего поста вы участвуете в пагубных наслаждениях... Какая от него польза, когда между вами продолжаются ссоры и распри? Таким постом вы ничего от Меня не до­бьетесь» (ЖБ).

Люди лишь внешне проявляли благочестие и даже в постные дни занимались деловыми расчетами, вели до­машнюю бухгалтерию и распоряжались этим временем в своих личных интересах. Они не стремились обрести близость с Богом, не желали познать Его волю для своей жизни и в большей степени испытать на себе Его силу.

В упомянутых выше стихах главы 58 книги пророка Исаии Господь объясняет, что пост — это нечто большее, чем воздержание от пищи; это состояние сердца, кото­рое находит свое выражение в том, как мы обращаемся с другими людьми.

• Перестаньте угнетать тех, кто на вас работает.

• Поделитесь с голодными своей пищей.

• Введите в свой дом нуждающихся.

• Накормите бедных, беспомощных и обездоленных.

• Отогрейте замерзающих, предложив им одежду.

• Не скрывайтесь от своих родственников, которым необходимо ваше участие.

Каким будет результат поста, если мы всем сердцем правы перед Богом?

• Господь озарит нас Своим дивным светом.

• Он исцелит нас.

• Наше благочестие поможет нам следовать истинным путем.

• Праведность будет нашим щитом спереди.

• Слава Господня будет сопровождать нас сзади.

• Воззовем, и Господь откликнется, Он ответит нам.

Все, что от вас требуется, — положить конец притеснению слабых, прекратить лживые обвинения и гнусные сплетни. Господь говорит, что, если вы удалите из своей среды ярмо; если перестанете указывать пальцем на других и не будете произносить злобных речей; если откроете свое сердце для голодного и утешите скорбящую душу, тогда:

• Ваш свет воссияет из темноты. Тьма вокруг вас превратится в ясный день.

• Господь будет непрестанно водить вас, изливать на вас Свои даяния благие и хранить в добром здравии.

• Вы будете как напоенный водою сад и как неиссякаемый источник.

• Ваши сыновья заново отстроят ваши заброшенные города. Вас будут называть «народом, который восстановил свои города и их стены».

Это всего лишь очередное доказательство безграничной щедрости нашего Господа в награду за то немногое, что Он от нас требует!

6. В каких случаях поститься слишком поздно

В главе 14 книги Иеремии Господь сказал пророку:

• Не молись больше об этом народе.

• Не проси, чтобы Я благословил его.

• Он даже не пытается ходить Моими путями.

Тогда люди ответили Богу:

• Да, мы согрешили.

• Но Ты помоги нам ради Твоей репутации милостивого Бога.

• Мы называемся Твоим народом; Твое имя наречено над нами.

• Ты обитаешь среди нас. Разве Ты беспомощен и не можешь даровать нам избавление?

Однако Господь обратился к Иеремии с такими словами:

• Не взывай ко Мне больше о благе для этого народа.

• Не ходатайствуй за него в молитвах.

• Если они будут поститься, Я не услышу их вопля.

• Если вознесут всесожжение и дар, не приму их.

• Но мечом и голодом и моровою язвою истреблю их.

Может ли народ настолько отойти от Бога, что Он от­нимет от него Свои благословения, даже если люди бу­дут смирять себя постом и молитвой?

В книге Иеремии 36:9 народ Израиля вновь объявил пост, но это не помогло изменить обстоятельства. Поче­му? Бог дал Иеремии Свой ответ: «За то, что они любят бродить, не удерживают ног своих, за то Господь не бла­говолит к ним...» (Иеремия 14:10).

Как устрашающе звучат эти слова в нашем совре­менном обществе, когда лицемерие проникло даже в церковь! Доктор Джеймс Кеннеди получил от Бога такой упрек в адрес христиан: «Измените свое поведение или измените имя, которым вы называтесь».

Примеры поста в Новом Завете

Несмотря на то что написание Ветхого и Нового Заветов разделяет промежуток почти в четыре столетия, верующие на протяжении всего этого времени не пре­кращали поститься.

В Евангелии от Матфея 6:1-18 Иисус преподал Своим ученикам урок о трех взаимосвязанных и обя­зательных дисциплинах в жизни христиан, таких, как милостыня, молитва и пост.

В книге «Изменяя историю через пост и молитву» христианский писатель и теолог Дерек Принц (см. раз­дел «Библиография») разъясняет, что при внимательном прочтении этих стихов становится заметен особый акцент на мотивацию человека, которая движет его поступками в каждом из упомянутых аспектов. Нас пре­дупреждают, чтобы, участвуя в них, мы не искали обще­ственного признания.

Иисус сказал «Когда (вы) поститесь», а не «Если (вы) поститесь». Это указывает на то, что каждый последователь Христа должен давать милостыню, а также совер­шать пост и молиться (см. Матфея 6:16).

Грамматическое построение учения Иисуса позво­ляет предположить, что это учение адресовано всем ве­рующим, а не только избранным представителям. Таким образом, стихи 6 и 7 обращаются как к отдельной личности: «Ты (единственное число) же, когда молишь­ся...» (стих 6), так и к группе людей: «А молясь, не го­ворите (множественное число) лишнего... » (стих 7). Дерек Принц приводит дословное толкование этих мест Писания.

Ситуация повторяется в стихах 16 и 17, которые ясно указывают на то, что практика поста тоже предназначе­на для каждого христианина:

«Также, когда поститесь... (множественное число)» (стих 16), «А ты (единственное число), когда постишь­ся...» (стих 17).

Когда Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель мира, грядущий Царь, Чьему владычеству не будет конца, го­ворит о необходимости творить милостыню, участвовать в посте и молитве, я опускаюсь на колени и преклоняю голову в знак своего повиновения. Почему? Я поняла, что Он знает, каким образом помочь мне ощутить всю полноту жизни с избытком сейчас и здесь, а затем и в вечности. Я вовсе не считаю себя «кретинкой», покорно выполняя то, что Господь посоветовал или повелел в Своем Слове!

1. Иисус лично участвовал в посте

Если своей жизнью мы хотим подражать нашему Господу, нам необходимо освоить практику поста.

В Евангелии от Луки мы читаем: «Иисус, исполнен­ный Духа Святого, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню. Там сорок дней Он был искуша­ем от диавола и ничего не ел в эти дни; а по прошествии их, напоследок взалкал» (Луки 4:1-2).

2. Иисус ожидал от Своих учеников, что они будут по­ститься

Отвечая на вопрос фарисеев, Иисус дал им понять, что Его ученикам предстоит поститься после того, как Он покинет их.

«И сказал им Иисус: могут ли поститься сыны черто­га брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься; но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни» (Марка 2:19-20).

Для меня эти слова несут в себе четкое указание на то, что нашему поколению необходимо соблюдать пост, поскольку наступили те самые дни, когда мы разлучены со своим Женихом.

Послушание представляет собой высшую степень любви.

3. Пост и ранняя церковь

В Новом Завете мы знакомимся с несколькими людьми, которые в результате поста получили необыч­ную духовную проницательность и победу над личными обстоятельствами.

Так, пророчица Анна, «постом и молитвою служа Бо­гу», была первой среди женщин, узнавшей в младенце Иисусе Мессию, Сына обетования (см. Луки 2:37-38).

Приобретя довольно много последователей в Дервии, ученики Иисуса совершили пост и молитву перед тем, как благословить их на служение Господу. Через это Он открыл дверь веры язычникам (см. Деяния 14:23-27).

В награду за пост и молитвы Корнилия посетил ан­гел, который повелел ему призвать в свой дом Петра. В результате этого визита Петр осознал, что Бог и язычни­ков удостоил благовествованием о Христе Иисусе (см. Деяния 10:30-34).

Симеон, Варнава, Луций и Манаил служили Господу в посте, и Святой Дух, обратившись к ним, повелел отде­лить Варнаву и Савла для их первого путешествия, кото­рое положило начало миссионерскому движению (см. Деяния 13:1-3).

Павел и 276 мореплавателей на протяжении двух не­дель молились и постились посреди бушующей стихии, и Господь даровал им жизнь (см. Деяния 27).

Апостол Павел известен своими частыми постами. Кто из нас в своей христианской жизни может похва­литься более убедительными достижениями, чем те, о которых свидетельствует сам Павел? (См. 2 Коринфянам 11:23-27).

Америка XX века и пост

В 1865 году Авраам Линкольн объявил День нацио­нального смирения, призвав всех граждан к посту и мо­литве. Прокламация, составленная им по этому поводу, гласила, что народ и правительство забыли, «...Чья рука обеспечила нам мирное существование».

Линкольн писал: «Мы стали слишком самодоволь­ными, чтобы испытывать необходимость в избавляющей и сохраняющей нас благодати; слишком гордыми, чтобы молиться Богу, сотворившему нас. Посему нам надлежит смирять себя перед оскорбленным могуществом Созда­теля, исповедовать грехи своей нации и взывать к Нему

о милосердии и прощении»2.

Это звучит как призыв царей и священников из Вет­хого Завета, когда они объявляли пост в интересах госу­дарства.

На рубеже XIX и XX веков отношение к посту изме­нилось существенным образом. Теологические заведения уже не включали его в рамки своей учебной программы. В обществе начинало зарождаться так называемое свет­ское христианство, которое вызвало презрение пятиде­сятников и евангелистов, отчасти сохранивших верность призыву поститься.

Сегодня мало кто из верующих достаточно знает о посте и следует религиозным предписаниям о нем. Одна из главных причин этого кроется в том, что националь­ные «светила» как богословия, так и медицины, не верят в необходимость поста и не соблюдают его в своей жиз­ни. Лишь немногие пасторы разрешают освещать эту те­му с церковной кафедры. Я знаю, что большинство ре­лигиозных лидеров и врачей-профессионалов не желают иметь с постом ничего общего.

Однако можно найти множество примеров того, как конкретные люди избрали пост своим образом жизни. Внимательно присмотревшись к этим личностям, их можно справедливо назвать гигантами христианского учения. Перечень их заслуг для Божьего царства, несо­мненно, занимает ведущее место.

Мой опыт подсказывает, что последователи католи­ческого вероучения применяют доктрину поста более активно, чем протестанты. Хорошо известна практика воздержания католиков либо от пищи в целом, либо от определенных продуктов питания в период Великого поста и других религиозных событий.

Мусульмане годами от зари до зари постятся в празд­ник Рамадан, исключая не только прием пищи, но и та­кие привычные для всех занятия, как принятие ванны, употребление благовоний, табачных и спиртных изде­лий и прочие удовольствия.

Доктор богословия Билл Брайт, являющийся основа­телем служения Campus Crusade for Christ, обратился к гражданам сегодняшней Америки с призывом взыскать Бога через пост и молитву. Он убежден, что услышал повеление от Господа в адрес своих соотечественников готовиться к духовному пробуждению с позиции лично­сти, церкви и нации, чтобы стало возможным выполне­ние Великого поручения Христа.

Выступая на трехдневном форуме лидеров христиан­ского движения, состоявшемся впервые в 1994 году под руководством Билла Брайта, доктор теологии Эдриан Роджерс сказал: «Мое мнение таково: какой курс держит Запад — туда же направляется и остальной мир; куда Америка — туда и Запад; куда Церковь — туда и Амери­ка. Если верующие начнут практиковать пост и молитву, их примеру последует и все Тело Христово»3.

Этот форум стал основой для проведения ежегодной конференции, посвященной посту и молитве. Первая состоялась в Лос-Анджелесе (1995 г.), а последующие — в Сент-Луисе (1996 г.), в Даллас-Форт Уэрте (1997 г.) и в Хьюстоне, штат Техас (1998 г.).

Идея поста и молитвы приняла не только националь­ный, но и международный размах. Согласно подсчетам, в период с 1 марта по 9 апреля 1998 года миллион амери­канцев предприняли попытку участвовать в сорокаднев­ном посте.

Удержит ли Господь Свой карающий жезл, нацелен­ный на Америку из-за ее морального разложения, не­смотря на совместный акт смирения?

Раз подобные прецеденты уже имели место в библей­ской истории, то есть надежда, что наказание будет от­менено. Однако существует и единственный пример, ко­торый не дает нам на это полной гарантии. Так во време­на пророка Иеремии Господь не пощадил племя Иуды.

Я закончу эту главу цитатой из Иеремии 15:1-7, заим­ствованной из современной версии Священного Писа­ния под названием «Живая Библия»:

«Тогда Господь сказал мне: если бы Моисей и Самуил предстали предо Мной, умоляя за этих людей, и тогда бы Я не помог им — с ними покон­чено! Гони их от Моего лица! А если спросят тебя: «Куда же нам идти?», то скажи им: так говорит Господь: кому суждено умереть, — иди на смерть; кому погибнуть от меча, — иди под меч; кто об­речен на голод, — на голод; кто приговорен к неволе, — иди в плен. Я назначу им четыре вида опу­стошений, говорит Господь: меч, чтобы убивать; псов, чтобы растерзывать; грифов и диких живот­ных, чтобы пожирать уцелевшее. За злодеяния Манассии, сына Езекии, царя Иудейского, кото­рые он совершил в Иерусалиме, Мое наказание будет столь беспощадным, что участь ваша будет устрашать всех обитателей земли.

Кто пожалеет о тебе, Иерусалим? Кто будет опла­кивать тебя? Кто проявит беспокойство и спра­вится о тебе? Ты оставил Меня, обратил ко Мне спину. Поэтому Я сожму кулаки Мои, чтобы сокрушить тебя. Я устал постоянно давать тебе очередной шанс. Я развею вас у городских ворот ваших и лишу вас всего, что вам дорого; и уничто­жу народ Мой, потому что не желает отказаться от злых путей своих и вернуться ко Мне».

Наши рекомендации