Наше мощнейшее духовное оружие
Книги Ветхого и Нового Заветов содержат в себе свидетельство того, что совместное применение молитвы и поста создает мощнейшее оружие, которое Господь вверил Своим детям. Для утверждения и возрастания в вере необходимо проводить время в молитве, которая, в свою очередь, нуждается в подкреплении постом. Нет более могущественного средства для Божьего народа, чем практика молитвы и поста.
Разделяя эту точку зрения, нетрудно понять, почему сатана предпринимает все возможное, чтобы удержать людей от признания и использования данного боевого оснащения. Враг душ человеческих скрывает от нас истину о подлинной значимости поста и молитвы.
Проблемы, с которыми сегодня сталкивается Америка и другие государства мира, невозможно решить усилиями законодателей, правительственных чиновников, финансовых экспертов или кого-либо еще; только народ Божий в состоянии изменить ситуацию к лучшему.
Иисус сказал Своим ученикам: «Вы — соль земли» и этими словами обязал их жить так, чтобы само их пребывание на земле было угодным в глазах Бога. Благодаря существованию таких людей Господь в состоянии долго- терпеть человечество и оказывать ему Свою благость и милость.
Соль не только придает вкус пище, но и замедляет процесс разложения материи. Таким образом, присутствие на нашей планете верующих христиан должно сдерживать коррупцию во всех аспектах человеческой деятельности: нравственных, религиозных, социальных и политических.
В заключение я хочу повторить: на основании всего библейского повествования я прихожу к выводу, что совместное применение молитвы и поста создает мощнейшее и единственное в своем роде оружие, которое Господь вложил в руки верующих. Ничего более дееспособного просто не существует. Это могущественное сочетание двух дисциплин христианства представляет собой «атомную бомбу» духовного воздействия. Я уповаю на то, что вы, исполнившись вдохновения, присоединитесь к большому числу Божьих детей, которые постоянно применяют этот инструмент духовного воинствования.
Примеры поста в Ветхом Завете
Регулярную практику поста можно встретить во многих вероисповеданиях: иудействе, мусульманстве, индуизме, религии американских индейцев и др. Наша книга освещает пост с позиции христианства, что обусловлено духовным наследием и личным опытом автора.
Поэтому мы обратимся к Священному Писанию в качестве основного источника информации. Библия авторитетно высказывает свое мнение о любом предмете, давая ему свою конечную оценку. И тема поста не является здесь исключением.
Закон иудеев предписывал лишь один обязательный пост — в День искупления, который люди чтили как субботу отдохновения «...в покое и смирении духа; это постановление вечное» (Левит 16:31, ЖБ).
Еврейских детей с раннего возраста приучали поститься в День искупления, воспитывая в них послушание Богу и соблюдение требований закона в этот национальный праздник очищения.
Существуют также подтверждения того, что многие евреи регулярно постились по понедельникам и четвергам. Кроме этого, они соблюдали и другие дни, в которые предписывалось воздержание от пищи. Факты свидетельствуют, что наиболее значительным событиям, описанным в Библии, предшествовали смирение духа и «умерщвление» плоти.
Книги Священного Писания знакомят нас с историями о посте: в Ветхом Завете их двадцать три, а в Новом — двенадцать. Рассмотрим несколько примеров.
1. Индивидуальный пост ради получения руководства, мудрости и исцеления
Первое упоминание о посте в Ветхом Завете приводится в книге Бытие 24:33, когда раб Авраама — старший в доме и управлявший всем его имением — принял решение не вкушать пищу до тех пор, пока не найдет жену для Исаака.
О Моисее сказано: «И пробыл там... у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал на скрижалях слова завета, десятословие» (Исход 34:28).
Позже Моисей, взойдя на гору, чтобы вновь получить наставления от Господа, повторил свой сорокадневный пост полного воздержания, чтобы избавить народ и Аарона от Божьего возмездия за их грех идолопоклонства (см. Второзаконие 9:18; 10:10).
Анна постилась, выпрашивая у Бога дитя мужского пола, и Он благословил ее сыном (см. 1 Царств 1:12-22).
Когда заболел младенец, родившийся у Давида, царь семь дней постился и объяснил слугам: «Доколе дитя было живо, я постился и плакал, ибо думал: кто знает, не помилует ли меня Господь, и дитя останется живо?» (см. 2 Царств 12:22). Очевидно, воспитание Давида или его личный опыт подсказывали, что в критических ситуациях, а также при необходимости Божественного вмешательства следует смирять себя в посте и молитве. И все же Господь не пощадил ребенка, и причиной этого стали обстоятельства, при которых он был зачат. Однако я сомневаюсь, чтобы Давид сожалел о своих усилиях вступиться за жизнь младенца и придать событиям иной поворот.
После того как Даниил обратился к Господу в посте и молитве, исповедуя прегрешения своего народа и свои личные, пророк получил через Божьего посланника мудрость и разумение, способные истолковать его видение относительно последних времен (см. Даниил 9:3).
2. Совместный пост в интересах защиты и безопасности
Во 2-й книге Паралипоменон, главе 20, мы читаем о царе Иосафате, которого намеревались атаковать моавитяне и аммонитяне. Боясь за свою жизнь и безопасность нации, он объявил пост по всей Иудее. В результате этого призыва народ вышел из городов Иудиных; даже жены и дети собрались в Иерусалиме, перед домом Господним, чтобы:
• Взыскать Господа.
• Единодушно провозгласить Его своим Богом.
• Совершить совместный пост и молитву.
Что произошло дальше? На одного из мужей по имени Иозиил сошел Дух Господень среди собрания. Он Произнес пророчество о том, что эта война не народа Израилева, а Бога. Через Иозиила Господь обратился к людям со следующим напутствием:
• Вам не придется сражаться.
• Вы стойте и смотрите, как будет действовать Господь.
• Я дам вам указание по поводу того, что и каким образом следует предпринять.
• Вместо солдат выставьте Мне певцов.
Начав воспевать и славословить Господа, жители Иудеи одержали победу.
Другую иллюстрацию совместного поста и молитвы можно найти на страницах книги Ездры, в главах 7 и 8.
Ездра — известный духовный лидер своего времени — попросил у царя Артаксеркса разрешения обучать закону Божьему в Иудее и Иерусалиме. Поскольку кроме книг Закона он хотел вынести из Вавилона также золото и серебро для приношения Богу Израилеву, Ездра собрал около двухсот священников и других представителей своего народа, чтобы вместе с ними проделать этот путь. Затем он призвал их к посту и молитве, которые преследовали три цели:
• Успех путешествия.
• Защиту от разбойников.
• Безопасность детей во время отсутствия их родителей.
Писание гласит: «...Чтобы смириться нам пред лицем Бога нашего, просить у Него благополучного пути...» (Ездра 8:21).
Каким же был исход этого предприятия? Люди спаслись от грабителей и благополучно прибыли к себе на родину, в Иерусалим.
Книга Есфирь является драматическим свидетельством того, как посредством поста Израиль был избавлен от уничтожения.
Коварный государственный чиновник по имени Аман задумал истребить всех иудеев в царстве Артаксеркса, включая женщин и детей. Кровавая расправа должна была состояться 28 февраля и охватить все персидские области.
Узнав от своего воспитателя, Мардохея, о готовящемся заговоре, Есфирь приказала ему собрать всех иудеев и поститься ради успешного исполнения ее плана спасения своих соотечественников: «...Три дня не ешьте и не пейте, ни днем, ни ночью...». Есфирь со своими служанками тоже участвовала в этом посте.
Потом она сказала Мардохею: «...Хоть это настрого запрещено, я войду к царю, чтобы увидеть его; и если мне погибнуть — погибну» (Есфирь 4:16, ЖБ). Когда Есфирь приблизилась к царю Артаксерксу, он оказал ей милость и разрушил интригу своего подданного против иудеев.
28 февраля, в тот день, в который должны были истребить еврейский народ, иудеи победили своих врагов.
3. Пост национального масштаба, призванный восстановить экономическое положение в стране
Из первых трех глав книги пророка Иоиля мы узнаем о чудовищном опустошении, постигшем землю в тот исторический период: урожай поела саранча, скот остался без корма и воды, даже хлебные приношения и возлияния прекратились в доме Господнем.
Тогда Иоиль повелел священникам назначить пост. «Кто знает? — сказал пророк, — может быть, Господь решит не оставить вас обездоленными, но пошлет вам благословение вместо этого ужасного бедствия. Возможно, Его даяние будет столь щедрым, что вы, как и прежде, сможете возносить Богу хлеб и вино. Издайте трубный звук на Сионе! Объявите пост и созовите весь народ на торжественное собрание: приведите стариков, юношей и младенцев» (Иоиль 2:14-15, ЖБ).
Духовные лидеры израильского общества были наделены ответственностью взывать к Богу о помощи. «Пусть священники, служители Господни, станут между собранием и жертвенником и возрыдают в молитве: пощади народ Твой, о Господь наш; не дай язычникам господствовать над ним, ибо Израиль — собственность Твоя» (Иоиль 2:17, ЖБ).
К чему привел этот акт национального смирения? Господь совершил великое чудо. Он удалил с земли губящих ее, и она снова произрастила урожай. Люди перестали голодать — пища была в преизбытке.
4. Пост и национальное покаяние
В главе 3 книги Ионы Господь вторично повелел пророку идти в Ниневию и предупредить жителей этого города, что из-за их беззаконий он будет разрушен. На этот раз Иона послушался Бога.
В первый же день, как только пророк вошел в город и начал проповедовать о том, что через 40 дней Ниневия превратится в развалины, люди покаялись. Царь объявил пост, и весь народ оделся во вретище — одежду из грубой ткани, в которую облачались во время скорби.
Люди отчаянно взывали к Богу: «Кто знает? Может быть, Господь еще сохранит наши жизни и удержит пылающий гнев Свой от уничтожения» (Иона 3:9, ЖБ).
Ниневитяне не ошиблись в своем предположении.
«И когда увидел Господь, что они положили конец злым делам своим, — то отменил Свой разрушительный замысел и не привел его в исполнение» (Иона 3:10, ЖБ).
Этот случай характерен тем, что людям и даже животным пришлось полностью обходиться не только без пищи, но и без воды.
Ветхий Завет содержит двенадцать других примеров поста и молитвы, иллюстрирующих их важную роль в жизни еврейского народа.
5 Пост, который угоден Господу
Пост, избранный Богом, и пост в представлении человека — это не одно и то же; Исаия 58:1-12 является классическим подтверждением этого.
Люди спросили Бога: «Почему мы постимся пред Тобой... а на Тебя это не производит впечатления? Почему Ты не видишь наших жертв и не слышишь наших молитв? Мы совершили много раскаяний, а Ты этого даже не замечаешь!»
Господь не замедлил с ответом: «Потому что во время своего поста вы участвуете в пагубных наслаждениях... Какая от него польза, когда между вами продолжаются ссоры и распри? Таким постом вы ничего от Меня не добьетесь» (ЖБ).
Люди лишь внешне проявляли благочестие и даже в постные дни занимались деловыми расчетами, вели домашнюю бухгалтерию и распоряжались этим временем в своих личных интересах. Они не стремились обрести близость с Богом, не желали познать Его волю для своей жизни и в большей степени испытать на себе Его силу.
В упомянутых выше стихах главы 58 книги пророка Исаии Господь объясняет, что пост — это нечто большее, чем воздержание от пищи; это состояние сердца, которое находит свое выражение в том, как мы обращаемся с другими людьми.
• Перестаньте угнетать тех, кто на вас работает.
• Поделитесь с голодными своей пищей.
• Введите в свой дом нуждающихся.
• Накормите бедных, беспомощных и обездоленных.
• Отогрейте замерзающих, предложив им одежду.
• Не скрывайтесь от своих родственников, которым необходимо ваше участие.
Каким будет результат поста, если мы всем сердцем правы перед Богом?
• Господь озарит нас Своим дивным светом.
• Он исцелит нас.
• Наше благочестие поможет нам следовать истинным путем.
• Праведность будет нашим щитом спереди.
• Слава Господня будет сопровождать нас сзади.
• Воззовем, и Господь откликнется, Он ответит нам.
Все, что от вас требуется, — положить конец притеснению слабых, прекратить лживые обвинения и гнусные сплетни. Господь говорит, что, если вы удалите из своей среды ярмо; если перестанете указывать пальцем на других и не будете произносить злобных речей; если откроете свое сердце для голодного и утешите скорбящую душу, тогда:
• Ваш свет воссияет из темноты. Тьма вокруг вас превратится в ясный день.
• Господь будет непрестанно водить вас, изливать на вас Свои даяния благие и хранить в добром здравии.
• Вы будете как напоенный водою сад и как неиссякаемый источник.
• Ваши сыновья заново отстроят ваши заброшенные города. Вас будут называть «народом, который восстановил свои города и их стены».
Это всего лишь очередное доказательство безграничной щедрости нашего Господа в награду за то немногое, что Он от нас требует!
6. В каких случаях поститься слишком поздно
В главе 14 книги Иеремии Господь сказал пророку:
• Не молись больше об этом народе.
• Не проси, чтобы Я благословил его.
• Он даже не пытается ходить Моими путями.
Тогда люди ответили Богу:
• Да, мы согрешили.
• Но Ты помоги нам ради Твоей репутации милостивого Бога.
• Мы называемся Твоим народом; Твое имя наречено над нами.
• Ты обитаешь среди нас. Разве Ты беспомощен и не можешь даровать нам избавление?
Однако Господь обратился к Иеремии с такими словами:
• Не взывай ко Мне больше о благе для этого народа.
• Не ходатайствуй за него в молитвах.
• Если они будут поститься, Я не услышу их вопля.
• Если вознесут всесожжение и дар, не приму их.
• Но мечом и голодом и моровою язвою истреблю их.
Может ли народ настолько отойти от Бога, что Он отнимет от него Свои благословения, даже если люди будут смирять себя постом и молитвой?
В книге Иеремии 36:9 народ Израиля вновь объявил пост, но это не помогло изменить обстоятельства. Почему? Бог дал Иеремии Свой ответ: «За то, что они любят бродить, не удерживают ног своих, за то Господь не благоволит к ним...» (Иеремия 14:10).
Как устрашающе звучат эти слова в нашем современном обществе, когда лицемерие проникло даже в церковь! Доктор Джеймс Кеннеди получил от Бога такой упрек в адрес христиан: «Измените свое поведение или измените имя, которым вы называтесь».
Примеры поста в Новом Завете
Несмотря на то что написание Ветхого и Нового Заветов разделяет промежуток почти в четыре столетия, верующие на протяжении всего этого времени не прекращали поститься.
В Евангелии от Матфея 6:1-18 Иисус преподал Своим ученикам урок о трех взаимосвязанных и обязательных дисциплинах в жизни христиан, таких, как милостыня, молитва и пост.
В книге «Изменяя историю через пост и молитву» христианский писатель и теолог Дерек Принц (см. раздел «Библиография») разъясняет, что при внимательном прочтении этих стихов становится заметен особый акцент на мотивацию человека, которая движет его поступками в каждом из упомянутых аспектов. Нас предупреждают, чтобы, участвуя в них, мы не искали общественного признания.
Иисус сказал «Когда (вы) поститесь», а не «Если (вы) поститесь». Это указывает на то, что каждый последователь Христа должен давать милостыню, а также совершать пост и молиться (см. Матфея 6:16).
Грамматическое построение учения Иисуса позволяет предположить, что это учение адресовано всем верующим, а не только избранным представителям. Таким образом, стихи 6 и 7 обращаются как к отдельной личности: «Ты (единственное число) же, когда молишься...» (стих 6), так и к группе людей: «А молясь, не говорите (множественное число) лишнего... » (стих 7). Дерек Принц приводит дословное толкование этих мест Писания.
Ситуация повторяется в стихах 16 и 17, которые ясно указывают на то, что практика поста тоже предназначена для каждого христианина:
«Также, когда поститесь... (множественное число)» (стих 16), «А ты (единственное число), когда постишься...» (стих 17).
Когда Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель мира, грядущий Царь, Чьему владычеству не будет конца, говорит о необходимости творить милостыню, участвовать в посте и молитве, я опускаюсь на колени и преклоняю голову в знак своего повиновения. Почему? Я поняла, что Он знает, каким образом помочь мне ощутить всю полноту жизни с избытком сейчас и здесь, а затем и в вечности. Я вовсе не считаю себя «кретинкой», покорно выполняя то, что Господь посоветовал или повелел в Своем Слове!
1. Иисус лично участвовал в посте
Если своей жизнью мы хотим подражать нашему Господу, нам необходимо освоить практику поста.
В Евангелии от Луки мы читаем: «Иисус, исполненный Духа Святого, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню. Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни; а по прошествии их, напоследок взалкал» (Луки 4:1-2).
2. Иисус ожидал от Своих учеников, что они будут поститься
Отвечая на вопрос фарисеев, Иисус дал им понять, что Его ученикам предстоит поститься после того, как Он покинет их.
«И сказал им Иисус: могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься; но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни» (Марка 2:19-20).
Для меня эти слова несут в себе четкое указание на то, что нашему поколению необходимо соблюдать пост, поскольку наступили те самые дни, когда мы разлучены со своим Женихом.
Послушание представляет собой высшую степень любви.
3. Пост и ранняя церковь
В Новом Завете мы знакомимся с несколькими людьми, которые в результате поста получили необычную духовную проницательность и победу над личными обстоятельствами.
Так, пророчица Анна, «постом и молитвою служа Богу», была первой среди женщин, узнавшей в младенце Иисусе Мессию, Сына обетования (см. Луки 2:37-38).
Приобретя довольно много последователей в Дервии, ученики Иисуса совершили пост и молитву перед тем, как благословить их на служение Господу. Через это Он открыл дверь веры язычникам (см. Деяния 14:23-27).
В награду за пост и молитвы Корнилия посетил ангел, который повелел ему призвать в свой дом Петра. В результате этого визита Петр осознал, что Бог и язычников удостоил благовествованием о Христе Иисусе (см. Деяния 10:30-34).
Симеон, Варнава, Луций и Манаил служили Господу в посте, и Святой Дух, обратившись к ним, повелел отделить Варнаву и Савла для их первого путешествия, которое положило начало миссионерскому движению (см. Деяния 13:1-3).
Павел и 276 мореплавателей на протяжении двух недель молились и постились посреди бушующей стихии, и Господь даровал им жизнь (см. Деяния 27).
Апостол Павел известен своими частыми постами. Кто из нас в своей христианской жизни может похвалиться более убедительными достижениями, чем те, о которых свидетельствует сам Павел? (См. 2 Коринфянам 11:23-27).
Америка XX века и пост
В 1865 году Авраам Линкольн объявил День национального смирения, призвав всех граждан к посту и молитве. Прокламация, составленная им по этому поводу, гласила, что народ и правительство забыли, «...Чья рука обеспечила нам мирное существование».
Линкольн писал: «Мы стали слишком самодовольными, чтобы испытывать необходимость в избавляющей и сохраняющей нас благодати; слишком гордыми, чтобы молиться Богу, сотворившему нас. Посему нам надлежит смирять себя перед оскорбленным могуществом Создателя, исповедовать грехи своей нации и взывать к Нему
о милосердии и прощении»2.
Это звучит как призыв царей и священников из Ветхого Завета, когда они объявляли пост в интересах государства.
На рубеже XIX и XX веков отношение к посту изменилось существенным образом. Теологические заведения уже не включали его в рамки своей учебной программы. В обществе начинало зарождаться так называемое светское христианство, которое вызвало презрение пятидесятников и евангелистов, отчасти сохранивших верность призыву поститься.
Сегодня мало кто из верующих достаточно знает о посте и следует религиозным предписаниям о нем. Одна из главных причин этого кроется в том, что национальные «светила» как богословия, так и медицины, не верят в необходимость поста и не соблюдают его в своей жизни. Лишь немногие пасторы разрешают освещать эту тему с церковной кафедры. Я знаю, что большинство религиозных лидеров и врачей-профессионалов не желают иметь с постом ничего общего.
Однако можно найти множество примеров того, как конкретные люди избрали пост своим образом жизни. Внимательно присмотревшись к этим личностям, их можно справедливо назвать гигантами христианского учения. Перечень их заслуг для Божьего царства, несомненно, занимает ведущее место.
Мой опыт подсказывает, что последователи католического вероучения применяют доктрину поста более активно, чем протестанты. Хорошо известна практика воздержания католиков либо от пищи в целом, либо от определенных продуктов питания в период Великого поста и других религиозных событий.
Мусульмане годами от зари до зари постятся в праздник Рамадан, исключая не только прием пищи, но и такие привычные для всех занятия, как принятие ванны, употребление благовоний, табачных и спиртных изделий и прочие удовольствия.
Доктор богословия Билл Брайт, являющийся основателем служения Campus Crusade for Christ, обратился к гражданам сегодняшней Америки с призывом взыскать Бога через пост и молитву. Он убежден, что услышал повеление от Господа в адрес своих соотечественников готовиться к духовному пробуждению с позиции личности, церкви и нации, чтобы стало возможным выполнение Великого поручения Христа.
Выступая на трехдневном форуме лидеров христианского движения, состоявшемся впервые в 1994 году под руководством Билла Брайта, доктор теологии Эдриан Роджерс сказал: «Мое мнение таково: какой курс держит Запад — туда же направляется и остальной мир; куда Америка — туда и Запад; куда Церковь — туда и Америка. Если верующие начнут практиковать пост и молитву, их примеру последует и все Тело Христово»3.
Этот форум стал основой для проведения ежегодной конференции, посвященной посту и молитве. Первая состоялась в Лос-Анджелесе (1995 г.), а последующие — в Сент-Луисе (1996 г.), в Даллас-Форт Уэрте (1997 г.) и в Хьюстоне, штат Техас (1998 г.).
Идея поста и молитвы приняла не только национальный, но и международный размах. Согласно подсчетам, в период с 1 марта по 9 апреля 1998 года миллион американцев предприняли попытку участвовать в сорокадневном посте.
Удержит ли Господь Свой карающий жезл, нацеленный на Америку из-за ее морального разложения, несмотря на совместный акт смирения?
Раз подобные прецеденты уже имели место в библейской истории, то есть надежда, что наказание будет отменено. Однако существует и единственный пример, который не дает нам на это полной гарантии. Так во времена пророка Иеремии Господь не пощадил племя Иуды.
Я закончу эту главу цитатой из Иеремии 15:1-7, заимствованной из современной версии Священного Писания под названием «Живая Библия»:
«Тогда Господь сказал мне: если бы Моисей и Самуил предстали предо Мной, умоляя за этих людей, и тогда бы Я не помог им — с ними покончено! Гони их от Моего лица! А если спросят тебя: «Куда же нам идти?», то скажи им: так говорит Господь: кому суждено умереть, — иди на смерть; кому погибнуть от меча, — иди под меч; кто обречен на голод, — на голод; кто приговорен к неволе, — иди в плен. Я назначу им четыре вида опустошений, говорит Господь: меч, чтобы убивать; псов, чтобы растерзывать; грифов и диких животных, чтобы пожирать уцелевшее. За злодеяния Манассии, сына Езекии, царя Иудейского, которые он совершил в Иерусалиме, Мое наказание будет столь беспощадным, что участь ваша будет устрашать всех обитателей земли.
Кто пожалеет о тебе, Иерусалим? Кто будет оплакивать тебя? Кто проявит беспокойство и справится о тебе? Ты оставил Меня, обратил ко Мне спину. Поэтому Я сожму кулаки Мои, чтобы сокрушить тебя. Я устал постоянно давать тебе очередной шанс. Я развею вас у городских ворот ваших и лишу вас всего, что вам дорого; и уничтожу народ Мой, потому что не желает отказаться от злых путей своих и вернуться ко Мне».