Духовные корни и плоды поста
Корни и плоды поста
Доктор Мери Руфь Своуп
Содержание
Предисловие
Вступление
Признательность
Часть 1
Духовные корни и плоды поста
1. Духовные корни поста
2. Плоды поста
3. Руководство для поста
4. Божий замысел для нашего здоровья
Часть 2
Возможности поста для благовестия
5. Пост в интересах голодающих
Приложение. Это поможет вам во время поста
Примечания
Библиография
Предисловие
Наконец-то миллионы американцев вынуждены признать, что разучились владеть таким мощным духовным инструментом, как дисциплина поста и молитвы, которым в совершенстве пользовались наши библейские праотцы.
Теперь, когда многие христиане по всей стране заново открывают для себя сущность молитвы и поста, они пытаются охватить умом всю истинную ценность этих понятий с позиции истории, богословия, медицины и практического применения. В результате мы видим резкие и позитивные изменения в состоянии людей, которые будут наблюдаться продолжительное время.
Наша книга легко читается и представляет собой рабочее пособие по соблюдению поста, освещая его с духовной, психологической и физической точек зрения. Для иллюстрации автор приводит примеры поста в книгах Ветхого и Нового Заветов, призванные ответить на такой вопрос: «Почему современное поколение верующих обязано с послушанием отнестись к библейскому наказу поститься?»
Мы призываем вас рассчитывать на благоприятные последствия для вашего здоровья как длительного, так и короткого поста при условии его грамотного применения в целом и индивидуального подхода. Эти тематические направления, затрагивающие в том числе и физиологию поста, раскрываются параллельно с объяснением некоторых потенциальных осложнений и того, как правильно завершить свое воздержание от пищи.
В дополнение к этому в книге приведены советы по культуре питания в свете Божьего плана и информация о том, по каким вопросам диетологии наука и Библия занимают одинаковые позиции.
Мне нравится призыв доктора Своуп во второй части книги поститься в интересах голодающих как способ направить сэкономленные во время поста средства на поддержание проектов и программ, связанных с выполнением Великого поручения, чем, собственно, и занимается телекомпания Си-Би-Эн (CBN) и многие другие служения.
Если вы нуждаетесь в практическом путеводителе для поста и молитвы, изучение этой полезной книги окажет вам большую помощь.
Майкл Д. Литтл,
президент сети христианского вещания
Си-Би-Эн (CBN)
Вступление
Замысел этой книги возник у меня в минуты вдохновения ночью 22 марта 1998 года. Всего лишь час потребовался для того, чтобы придумать ее название, составить содержание и найти идею оформления. А уже через несколько недель книга была полностью подготовлена к изданию.
Это стало возможным по той причине, что с годами у меня накопилась обширная информация о постах, которую я разделила на четыре направления: записи, сделанные в читальном зале библиотеки, учебные лекции, материалы докладов и религиозных журналов, две газетные публикации моих бывших студентов (одна из которых датируется летом 1966 года). Результатами этих исследований я и воспользовалась в процессе своей работы.
Однако меня угнетало то, что я не могу должным образом отметить заслуги тех авторов, чьи научные, теологические и медицинские умозаключения послужили ценным вкладом в эту книгу. В разделе «Библиография» я сослалась на труды, которые стали основным источником информации для моей работы. Без этих компетентных материалов мне пришлось бы руководствоваться лишь своим личным двадцатидвухлетним опытом поста. Но этого было бы недостаточно для той книги, которую мне хотелось написать. Основная цель данной работы — показать, что воздержание от пищи и жизнеспособность являются синонимичными понятиями, когда речь идет о физическом, психологическом и духовном состояниях человека. Миллионы людей в разных частях мира подвержены заболеваниям, затрагивающим все три аспекта их существования. Обширные научные свидетельства доказывают, что пост при правильном его применении представляет собой эффективное средство как для предупреждения целого ряда наиболее типичных физических недугов, так и для полного исцеления от них.
В дополнение к этому целые тома современной и исторической литературы, доступной для читателя, содержат убедительные подтверждения того, что в изменении обстоятельств физического, эмоционального, умственного и духовного происхождения огромную роль играет молитва. Использование молитвы и соблюдение поста в совокупности с физическими упражнениями, самодисциплиной и культурой питания составляет комплексную программу, в которой отчаянно нуждаются люди, чтобы поправить свое здоровье.
Исчерпывающее руководство о том, как поститься, чего ожидать от поста, каким образом прервать пост и другие практические советы можно найти в первой части нашей книги.
Вторая часть знакомит читателя с особым служением автора под названием «Диетология и миссия» совместно с проектом, который именуется здесь «Пост в интересах голодающих» (известный в прошлом как «Калории для Царства»).
Проект призван обеспечить людей необходимой мотивацией для действия по трем направлениям:
• Отказ от употребления ненужных калорий (или ограничение в других бесполезных расходах на товары и услуги).
• Экономия денег, которые могли бы быть потрачены на эти калории (и прочие предметы).
• Вложение накопленных средств в благотворительные программы и проекты, связанные с выполнением Великого поручения Христа.
Успешно пройдя первое испытание в 1979 году, этот проект помог христианам в их духовном возрастании, побудил их к щедрым даяниям и улучшил физическое состояние людей; причем все последствия данного эксперимента проявили себя одновременно!
Я мечтаю о том, чтобы эта книга внесла существенный вклад в достижение упомянутых выше целей.
Признательность
Эта книга зародилась в результате четкого указания от Господа, полученного мною: «Напиши для Меня книгу и назови ее «Корни и плоды поста». Следовательно, свою глубочайшую благодарность за время, силы, мотивацию и идеи, вложенные в данную работу, я адресую Триединому Богу вселенной.
Второй личностью, которая подтолкнула меня к воплощению этого замысла, была Шарлотта Бейтс — мой секретарь и ближайший друг. Я признательна ей безгранично! На протяжении двух лет к нам в офис поступало много звонков с просьбой написать книгу о посте, и решение удовлетворить запросы читателей очень обрадовало Шарлотту.
Моя новая ассистентка, Диана Дейли, оказала колоссальную помощь не только как машинистка и редактор, но и как исследователь разнообразных библейских переводов в поисках наиболее точных формулировок.
Я особенно благодарна своей единственной сестре, Генриетте Крампельман, которая находила необходимые материалы в газетах, журналах, книжных изданиях. Эта информация послужила ценным вкладом в составление данной книги.
Огромное спасибо моему внештатному редактору, Вэл Синдрик, за ее дополнения и уточнения; а также Дебре Петроцки, которой я обязана оформлением книги.
Моя сводная внучка, Элиза Дарбо, сыграла существенную роль в корректировании окончательной версии рукописного текста.
Множество людей оказало влияние на содержание этой книги; в их числе писатели, мои бывшие студенты, врач, друзья, соблюдающие пост.
Свою исключительную признательность я выражаю человеку, с которым мне не приходилось встречаться лично, доктору медицины Джойлу Ферману за его книгу «Пост и пища в интересах здоровья». Не упустите возможность приобрести это издание; знакомство со свидетельством автора поселит в вас непоколебимую уверенность в действенности поста.
Благословляю всех читателей, а особенно тех, кто получит мотивацию для поста и молитвы ради укрепления своего здоровья.
Животворящее слово
Принятие пищи, подобно причастию, водному крещению и рождению свыше, представляет собой внешнее выражение нашего внутреннего состояния.
Поэтому сама форма поста не является тем существенным фактором, который определяет, каким образом Господь работает в нас и посреди нас.
Необходимым элементом поста служит наше смирение перед суверенным Богом, принимающим демонстрацию нашей веры, кротости и послушания как. благоприятную жертву, предлагаемую из жгучего желания, чтобы, увидев Божье присутствие в нас и посреди нас, другие потянулись клевету, любви и жизни ‘Иисуса Христа.
Джек. Мак Кинстри
Скотсдейл, Арщона.
1 января 1998 года
Часть 1
Глава 1
Духовные корни поста
Чтобы между нами не было разногласий, важно понять значение слова «пост».
На протяжении всей истории определение поста не претерпело существенных изменений. На еврейском и греческом языках пост обозначается понятиями nesteuo и tsumm соответственно) По-гречески слово «пост» означает «воздержание от пищи или пития», а на иврите — «заградить свои уста».
В нашем языке «поститься» значит «воздерживаться от пищи в целом или от конкретных продуктов питания по случаю соблюдения религиозного праздника», а также «есть в малом количестве или не есть совсем»1. Напитки здесь даже не упоминаются.
Современные писатели и специалисты в области медицины расходятся в своих определениях. В этой книге я характеризую пост как практику обдуманного и сознательного отречения от принятия повседневной пищи и/или напитков ради достижения главным образом духовных целей.
Разновидности поста
1. Типичный пост
Он предполагает отказ от твердой и жидко образной пиши при обильном поглощении воды.
Наше первое знакомство с этим видом поста происходит в Бытии 24:33, где говорится о том, как самый старший и самый преданный раб Авраама решился не вкушать пищу до тех пор, пока не найдет жену для Исаака.
Подобный пост не представляет собой ничего нового.
2. Пост совершенного воздержания
Это означает полное отречение как от пищи, так и от питья. Такой вид поста практикуется лишь в определенных целях и должен быть предписан Господом.
Примеры такого поста: Моисей, взойдя на гору, провел сорок дней и сорок ночей в Божьем присутствии без пищи и воды (см. Исход 34:28); апостол Павел три дня после своего обращения в христианскую веру обходился без пищи и воды (см. Деяния 9:9); Есфирь и весь еврейский народ на протяжении трех дней также воздерживались от еды и напитков (см. Есфирь 4:16).
Данный вид поста может представлять угрозу для физического состояния человека, и его следует применять лишь при условии, что Господь обратился к вам^лично с подобным указанием.
3. Пост частичного воздержания
Он предписывает изъятие из рациона определенных продуктов и напитков подобно тому, как во время Вели- кого поста, по пятницам, люди католического вероисповедания отказываются есть мясо.
Так, отрок Даниил отверг царские кушанья, отдав предпочтение воде и овощам. Позднее, до исполнения «трех седмиц дней», он не вкушал «вкусного хлеба» (см. Даниил 1:12, 10:3). Иоанн Креститель питался лишь саранчой и диким медом, хотя Писание не уточняет, как долго длился его пост (см. Матфея 3:4).
Мне кажется, что вегетарианская диета не является примером частичного поста. Вегетарианцы отказываются употреблять мясо не просто на какой-то срок или по случаю. Они придерживаются особого образа жизни, в котором нет места мясным продуктам.
Частичное воздержание означает прием облегченной пищи, состоящей либо из фруктов, либо из свежевыжатых фруктовых или овощных соков. При этом исключается высококалорийная пища, содержащая протеины, жиры, углеводы или зерновые культуры. Отказавшись на время поста от мяса, молока, яиц и сыров, Даниил тем не менее мог есть некоторые хлебные изделия.
Такой пост призывает нас некоторое время не употреблять свои любимые продукты, особенно те из них, которые в наибольшей степени возбуждают аппетит и провоцируют переедание.
Пост и покаяние
Откуда мы знаем, что пост предписывается соблюдать и нашему поколению? В конце концов его практикуют лишь немногие верующие и представители духовенства.
Сегодня пост по-прежнему необходим, поскольку человеческое сердце греховно с того момента, когда в райском саду Адам и Ева ослушались Бога и лишились своих благ. В подтверждение этого достаточно взглянуть на духовную обстановку современного общества.
Нынешняя церковь существенным образом уступает в силе новозаветной церкви. Целые деноминации в наше время функционируют без могущества Святого Духа. Женские группы внутри малочисленных религиозных объединений поклоняются древним богиням.
В собраниях американских верующих богослужения зачастую лишены присутствия Иисуса, а дары Святого Духа в большинстве случаев совсем не востребованы прихожанами. Эти люди пребывают в состоянии религиозности, обходясь без Божественной силы.
Кроме того, греховное поведение не обличается с церковных кафедр. Библейские положения о грехе мало изучаются верующей аудиторией, о них предпочитают умалчивать. Некоторые направления христианства крайне терпимо относятся к гомосексуалистам и даже посвящают их в духовный сан в качестве пасторов и священнослужителей. Есть и такие церковные лидеры, которые поощряют разводы, насмехаются над сверхъестественными проявлениями Бога и игнорируют наставления Иисуса о грехе, покаянии, небесах, аде и высшем суде.
Глубокий кризис нравственных ценностей делает наше общество подобным Содому и Гоморре в большей степени, чем мы готовы это признать. (Помните: Господь не оставил и следа от Содома и Гоморры, испепелив их так, что многочисленные попытки археологов обнаружить остатки этих городов до сих пор остаются безуспешными.) Меня охватывает страх, когда я думаю о том, каким образом Бог произведет Свой суд над церковью Америки в наступившем XXI веке.
Пришло время пробудиться Божьему народу, а лидерам церкви — призвать своих прихожан к покаянию через пост и молитву, чтобы Господь помог ответить за такие грехи:
• Умерщвление тридцати миллионов младенцев в год посредством абортов без какого-либо протеста со стороны как общественности, так и наиболее известных представителей христианства.
• Снижение уровня моральных стандартов, который позволяет открыто и безнаказанно заниматься блудом, порой даже в церковной среде.
• Неспособность родителей и детей сосуществовать в мире и согласии.
• Крушение института брака и семьи в результате доступности бракоразводного процесса.
• Отсутствие решительных мер, препятствующих распространению наркотических веществ.
• Недостаточный протест в адрес лотерейных розыгрышей, проводимых на государственном уровне, которые обкрадывают людей и делают их азартными.
• Безразличие по отношению к тому, что из системы образования изъяли молитву.
• Снисходительное отношение к потоку порнографической продукции, распространяемой в торговой сети и заполнившей экраны телевизоров.
• Человеческая неприязнь друг к другу, особенно в отношении тех, кто отличается вероисповеданием, цветом кожи и принадлежит другой нации.
• Несостоятельность в изучении Священного Писания и умении жить по его принципам.
• Прохладное отношение к Богу, которое находит свое выражение в каждом аспекте общественного бытия.
Данные симптомы лишь намекают на наше духовное несовершенство. Вы сами можете продолжить этот список, чтобы создать истинную картину сегодняшней действительности. И тогда мы поймем, почему нам следует опуститься перед Богом на колени с покаянным духом и плотью, закаленной воздержанием.
Примеры поста в Ветхом Завете
Регулярную практику поста можно встретить во многих вероисповеданиях: иудействе, мусульманстве, индуизме, религии американских индейцев и др. Наша книга освещает пост с позиции христианства, что обусловлено духовным наследием и личным опытом автора.
Поэтому мы обратимся к Священному Писанию в качестве основного источника информации. Библия авторитетно высказывает свое мнение о любом предмете, давая ему свою конечную оценку. И тема поста не является здесь исключением.
Закон иудеев предписывал лишь один обязательный пост — в День искупления, который люди чтили как субботу отдохновения «...в покое и смирении духа; это постановление вечное» (Левит 16:31, ЖБ).
Еврейских детей с раннего возраста приучали поститься в День искупления, воспитывая в них послушание Богу и соблюдение требований закона в этот национальный праздник очищения.
Существуют также подтверждения того, что многие евреи регулярно постились по понедельникам и четвергам. Кроме этого, они соблюдали и другие дни, в которые предписывалось воздержание от пищи. Факты свидетельствуют, что наиболее значительным событиям, описанным в Библии, предшествовали смирение духа и «умерщвление» плоти.
Книги Священного Писания знакомят нас с историями о посте: в Ветхом Завете их двадцать три, а в Новом — двенадцать. Рассмотрим несколько примеров.
1. Индивидуальный пост ради получения руководства, мудрости и исцеления
Первое упоминание о посте в Ветхом Завете приводится в книге Бытие 24:33, когда раб Авраама — старший в доме и управлявший всем его имением — принял решение не вкушать пищу до тех пор, пока не найдет жену для Исаака.
О Моисее сказано: «И пробыл там... у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал на скрижалях слова завета, десятословие» (Исход 34:28).
Позже Моисей, взойдя на гору, чтобы вновь получить наставления от Господа, повторил свой сорокадневный пост полного воздержания, чтобы избавить народ и Аарона от Божьего возмездия за их грех идолопоклонства (см. Второзаконие 9:18; 10:10).
Анна постилась, выпрашивая у Бога дитя мужского пола, и Он благословил ее сыном (см. 1 Царств 1:12-22).
Когда заболел младенец, родившийся у Давида, царь семь дней постился и объяснил слугам: «Доколе дитя было живо, я постился и плакал, ибо думал: кто знает, не помилует ли меня Господь, и дитя останется живо?» (см. 2 Царств 12:22). Очевидно, воспитание Давида или его личный опыт подсказывали, что в критических ситуациях, а также при необходимости Божественного вмешательства следует смирять себя в посте и молитве. И все же Господь не пощадил ребенка, и причиной этого стали обстоятельства, при которых он был зачат. Однако я сомневаюсь, чтобы Давид сожалел о своих усилиях вступиться за жизнь младенца и придать событиям иной поворот.
После того как Даниил обратился к Господу в посте и молитве, исповедуя прегрешения своего народа и свои личные, пророк получил через Божьего посланника мудрость и разумение, способные истолковать его видение относительно последних времен (см. Даниил 9:3).
2. Совместный пост в интересах защиты и безопасности
Во 2-й книге Паралипоменон, главе 20, мы читаем о царе Иосафате, которого намеревались атаковать моавитяне и аммонитяне. Боясь за свою жизнь и безопасность нации, он объявил пост по всей Иудее. В результате этого призыва народ вышел из городов Иудиных; даже жены и дети собрались в Иерусалиме, перед домом Господним, чтобы:
• Взыскать Господа.
• Единодушно провозгласить Его своим Богом.
• Совершить совместный пост и молитву.
Что произошло дальше? На одного из мужей по имени Иозиил сошел Дух Господень среди собрания. Он Произнес пророчество о том, что эта война не народа Израилева, а Бога. Через Иозиила Господь обратился к людям со следующим напутствием:
• Вам не придется сражаться.
• Вы стойте и смотрите, как будет действовать Господь.
• Я дам вам указание по поводу того, что и каким образом следует предпринять.
• Вместо солдат выставьте Мне певцов.
Начав воспевать и славословить Господа, жители Иудеи одержали победу.
Другую иллюстрацию совместного поста и молитвы можно найти на страницах книги Ездры, в главах 7 и 8.
Ездра — известный духовный лидер своего времени — попросил у царя Артаксеркса разрешения обучать закону Божьему в Иудее и Иерусалиме. Поскольку кроме книг Закона он хотел вынести из Вавилона также золото и серебро для приношения Богу Израилеву, Ездра собрал около двухсот священников и других представителей своего народа, чтобы вместе с ними проделать этот путь. Затем он призвал их к посту и молитве, которые преследовали три цели:
• Успех путешествия.
• Защиту от разбойников.
• Безопасность детей во время отсутствия их родителей.
Писание гласит: «...Чтобы смириться нам пред лицем Бога нашего, просить у Него благополучного пути...» (Ездра 8:21).
Каким же был исход этого предприятия? Люди спаслись от грабителей и благополучно прибыли к себе на родину, в Иерусалим.
Книга Есфирь является драматическим свидетельством того, как посредством поста Израиль был избавлен от уничтожения.
Коварный государственный чиновник по имени Аман задумал истребить всех иудеев в царстве Артаксеркса, включая женщин и детей. Кровавая расправа должна была состояться 28 февраля и охватить все персидские области.
Узнав от своего воспитателя, Мардохея, о готовящемся заговоре, Есфирь приказала ему собрать всех иудеев и поститься ради успешного исполнения ее плана спасения своих соотечественников: «...Три дня не ешьте и не пейте, ни днем, ни ночью...». Есфирь со своими служанками тоже участвовала в этом посте.
Потом она сказала Мардохею: «...Хоть это настрого запрещено, я войду к царю, чтобы увидеть его; и если мне погибнуть — погибну» (Есфирь 4:16, ЖБ). Когда Есфирь приблизилась к царю Артаксерксу, он оказал ей милость и разрушил интригу своего подданного против иудеев.
28 февраля, в тот день, в который должны были истребить еврейский народ, иудеи победили своих врагов.
3. Пост национального масштаба, призванный восстановить экономическое положение в стране
Из первых трех глав книги пророка Иоиля мы узнаем о чудовищном опустошении, постигшем землю в тот исторический период: урожай поела саранча, скот остался без корма и воды, даже хлебные приношения и возлияния прекратились в доме Господнем.
Тогда Иоиль повелел священникам назначить пост. «Кто знает? — сказал пророк, — может быть, Господь решит не оставить вас обездоленными, но пошлет вам благословение вместо этого ужасного бедствия. Возможно, Его даяние будет столь щедрым, что вы, как и прежде, сможете возносить Богу хлеб и вино. Издайте трубный звук на Сионе! Объявите пост и созовите весь народ на торжественное собрание: приведите стариков, юношей и младенцев» (Иоиль 2:14-15, ЖБ).
Духовные лидеры израильского общества были наделены ответственностью взывать к Богу о помощи. «Пусть священники, служители Господни, станут между собранием и жертвенником и возрыдают в молитве: пощади народ Твой, о Господь наш; не дай язычникам господствовать над ним, ибо Израиль — собственность Твоя» (Иоиль 2:17, ЖБ).
К чему привел этот акт национального смирения? Господь совершил великое чудо. Он удалил с земли губящих ее, и она снова произрастила урожай. Люди перестали голодать — пища была в преизбытке.
4. Пост и национальное покаяние
В главе 3 книги Ионы Господь вторично повелел пророку идти в Ниневию и предупредить жителей этого города, что из-за их беззаконий он будет разрушен. На этот раз Иона послушался Бога.
В первый же день, как только пророк вошел в город и начал проповедовать о том, что через 40 дней Ниневия превратится в развалины, люди покаялись. Царь объявил пост, и весь народ оделся во вретище — одежду из грубой ткани, в которую облачались во время скорби.
Люди отчаянно взывали к Богу: «Кто знает? Может быть, Господь еще сохранит наши жизни и удержит пылающий гнев Свой от уничтожения» (Иона 3:9, ЖБ).
Ниневитяне не ошиблись в своем предположении.
«И когда увидел Господь, что они положили конец злым делам своим, — то отменил Свой разрушительный замысел и не привел его в исполнение» (Иона 3:10, ЖБ).
Этот случай характерен тем, что людям и даже животным пришлось полностью обходиться не только без пищи, но и без воды.
Ветхий Завет содержит двенадцать других примеров поста и молитвы, иллюстрирующих их важную роль в жизни еврейского народа.
5 Пост, который угоден Господу
Пост, избранный Богом, и пост в представлении человека — это не одно и то же; Исаия 58:1-12 является классическим подтверждением этого.
Люди спросили Бога: «Почему мы постимся пред Тобой... а на Тебя это не производит впечатления? Почему Ты не видишь наших жертв и не слышишь наших молитв? Мы совершили много раскаяний, а Ты этого даже не замечаешь!»
Господь не замедлил с ответом: «Потому что во время своего поста вы участвуете в пагубных наслаждениях... Какая от него польза, когда между вами продолжаются ссоры и распри? Таким постом вы ничего от Меня не добьетесь» (ЖБ).
Люди лишь внешне проявляли благочестие и даже в постные дни занимались деловыми расчетами, вели домашнюю бухгалтерию и распоряжались этим временем в своих личных интересах. Они не стремились обрести близость с Богом, не желали познать Его волю для своей жизни и в большей степени испытать на себе Его силу.
В упомянутых выше стихах главы 58 книги пророка Исаии Господь объясняет, что пост — это нечто большее, чем воздержание от пищи; это состояние сердца, которое находит свое выражение в том, как мы обращаемся с другими людьми.
• Перестаньте угнетать тех, кто на вас работает.
• Поделитесь с голодными своей пищей.
• Введите в свой дом нуждающихся.
• Накормите бедных, беспомощных и обездоленных.
• Отогрейте замерзающих, предложив им одежду.
• Не скрывайтесь от своих родственников, которым необходимо ваше участие.
Каким будет результат поста, если мы всем сердцем правы перед Богом?
• Господь озарит нас Своим дивным светом.
• Он исцелит нас.
• Наше благочестие поможет нам следовать истинным путем.
• Праведность будет нашим щитом спереди.
• Слава Господня будет сопровождать нас сзади.
• Воззовем, и Господь откликнется, Он ответит нам.
Все, что от вас требуется, — положить конец притеснению слабых, прекратить лживые обвинения и гнусные сплетни. Господь говорит, что, если вы удалите из своей среды ярмо; если перестанете указывать пальцем на других и не будете произносить злобных речей; если откроете свое сердце для голодного и утешите скорбящую душу, тогда:
• Ваш свет воссияет из темноты. Тьма вокруг вас превратится в ясный день.
• Господь будет непрестанно водить вас, изливать на вас Свои даяния благие и хранить в добром здравии.
• Вы будете как напоенный водою сад и как неиссякаемый источник.
• Ваши сыновья заново отстроят ваши заброшенные города. Вас будут называть «народом, который восстановил свои города и их стены».
Это всего лишь очередное доказательство безграничной щедрости нашего Господа в награду за то немногое, что Он от нас требует!
6. В каких случаях поститься слишком поздно
В главе 14 книги Иеремии Господь сказал пророку:
• Не молись больше об этом народе.
• Не проси, чтобы Я благословил его.
• Он даже не пытается ходить Моими путями.
Тогда люди ответили Богу:
• Да, мы согрешили.
• Но Ты помоги нам ради Твоей репутации милостивого Бога.
• Мы называемся Твоим народом; Твое имя наречено над нами.
• Ты обитаешь среди нас. Разве Ты беспомощен и не можешь даровать нам избавление?
Однако Господь обратился к Иеремии с такими словами:
• Не взывай ко Мне больше о благе для этого народа.
• Не ходатайствуй за него в молитвах.
• Если они будут поститься, Я не услышу их вопля.
• Если вознесут всесожжение и дар, не приму их.
• Но мечом и голодом и моровою язвою истреблю их.
Может ли народ настолько отойти от Бога, что Он отнимет от него Свои благословения, даже если люди будут смирять себя постом и молитвой?
В книге Иеремии 36:9 народ Израиля вновь объявил пост, но это не помогло изменить обстоятельства. Почему? Бог дал Иеремии Свой ответ: «За то, что они любят бродить, не удерживают ног своих, за то Господь не благоволит к ним...» (Иеремия 14:10).
Как устрашающе звучат эти слова в нашем современном обществе, когда лицемерие проникло даже в церковь! Доктор Джеймс Кеннеди получил от Бога такой упрек в адрес христиан: «Измените свое поведение или измените имя, которым вы называтесь».
Примеры поста в Новом Завете
Несмотря на то что написание Ветхого и Нового Заветов разделяет промежуток почти в четыре столетия, верующие на протяжении всего этого времени не прекращали поститься.
В Евангелии от Матфея 6:1-18 Иисус преподал Своим ученикам урок о трех взаимосвязанных и обязательных дисциплинах в жизни христиан, таких, как милостыня, молитва и пост.
В книге «Изменяя историю через пост и молитву» христианский писатель и теолог Дерек Принц (см. раздел «Библиография») разъясняет, что при внимательном прочтении этих стихов становится заметен особый акцент на мотивацию человека, которая движет его поступками в каждом из упомянутых аспектов. Нас предупреждают, чтобы, участвуя в них, мы не искали общественного признания.
Иисус сказал «Когда (вы) поститесь», а не «Если (вы) поститесь». Это указывает на то, что каждый последователь Христа должен давать милостыню, а также совершать пост и молиться (см. Матфея 6:16).
Грамматическое построение учения Иисуса позволяет предположить, что это учение адресовано всем верующим, а не только избранным представителям. Таким образом, стихи 6 и 7 обращаются как к отдельной личности: «Ты (единственное число) же, когда молишься...» (стих 6), так и к группе людей: «А молясь, не говорите (множественное число) лишнего... » (стих 7). Дерек Принц приводит дословное толкование этих мест Писания.
Ситуация повторяется в стихах 16 и 17, которые ясно указывают на то, что практика поста тоже предназначена для каждого христианина:
«Также, когда поститесь... (множественное число)» (стих 16), «А ты (единственное число), когда постишься...» (стих 17).
Когда Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель мира, грядущий Царь, Чьему владычеству не будет конца, говорит о необходимости творить милостыню, участвовать в посте и молитве, я опускаюсь на колени и преклоняю голову в знак своего повиновения. Почему? Я поняла, что Он знает, каким образом помочь мне ощутить всю полноту жизни с избытком сейчас и здесь, а затем и в вечности. Я вовсе не считаю себя «кретинкой», покорно выполняя то, что Господь посоветовал или повелел в Своем Слове!
1. Иисус лично участвовал в посте
Если своей жизнью мы хотим подражать нашему Господу, нам необходимо освоить практику поста.
В Евангелии от Луки мы читаем: «Иисус, исполненный Духа Святого, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню. Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни; а по прошествии их, напоследок взалкал» (Луки 4:1-2).
2. Иисус ожидал от Своих учеников, что они будут поститься
Отвечая на вопрос фарисеев, Иисус дал им понять, что Его ученикам предстоит поститься после того, как Он покинет их.
«И сказал им Иисус: могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься; но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни» (Марка 2:19-20).
Для меня эти слова несут в себе четкое указание на то, что нашему поколению необходимо соблюдать пост, поскольку наступили те самые дни, когда мы разлучены со своим Женихом.
Послушание представляет собой высшую степень любви.
3. Пост и ранняя церковь
В Новом Завете мы знакомимся с несколькими людьми, которые в результате поста получили необычную духовную проницательность и победу над личными обстоятельствами.
Так, пророчица Анна, «постом и молитвою служа Богу», была первой среди женщин, узнавшей в младенце Иисусе Мессию, Сына обетования (см. Луки 2:37-38).
Приобретя довольно много последователей в Дервии, ученики Иисуса совершили пост и молитву перед тем, как благословить их на служение Господу. Через это Он открыл дверь веры язычникам (см. Деяния 14:23-27).
В награду за пост и молитвы Корнилия посетил ангел, который повелел ему призвать в свой дом Петра. В результате этого визита Петр осознал, что Бог и язычников удостоил благовествованием о Христе Иисусе (см. Деяния 10:30-34).
Симеон, Варнава, Луций и Манаил служили Господу в посте, и Святой Дух, обратившись к ним, повелел отделить Варнаву и Савла для их первого путешествия, которое положило начало миссионерскому движению (см. Деяния 13:1-3).
Павел и 276 мореплавателей на протяжении двух недель молились и постились посреди бушующей стихии, и Господь даровал им жизнь (см. Деяния 27).
Апостол Павел известен своими частыми постами. Кто из нас в своей христианской жизни может похвалиться более убедительными достижениями, чем те, о которых свидетельствует сам Павел? (См. 2 Коринфянам 11:23-27).
Америка XX века и пост
В 1865 году Авраам Линкольн объявил День национального смирения, призвав всех граждан к посту и молитве. Прокламация, составленная им по этому поводу, гласила, что народ и правительство забыли, «...Чья рука обеспечила нам мирное существование».
Линкольн писал: «Мы стали слишком самодовольными, чтобы испытывать необходимость в избавляющей и сохраняющей нас благодати; слишком гордыми, чтобы молиться Богу, сотворившему нас. Посему нам надлежит смирять себя перед оскорбленным могуществом Создателя, исповедовать грехи своей нации и взывать к Нему
о милосердии и прощении»2.
Это звучит как призыв царей и священников из Ветхого Завета, когда они объявляли пост в интересах государства.
На рубеже XIX и XX веков отношение к посту изменилось существенным образом. Теологические заведения уже не включали его в рамки своей учебной программы. В обществе начинало зарождаться так называемое светское христианство, которое вызвало презрение пятидесятников и евангелистов, отчасти сохранивших верность призыву поститься.
Сегодня мало кто из верующих достаточно знает о посте и следует религиозным предписаниям о нем. Одна из главных причин этого кроется в том, что национальные «светила» как богословия, так и медицины, не верят в необходимость поста и не соблюдают его в своей жизни. Лишь немногие пасторы разрешают освещать эту тему с церковной кафедры. Я знаю, что большинство религиозных лидеров и врачей-профессионалов не желают иметь с постом ничего общего.
Однако можно найти множество примеров того, как конкретные люди избрали пост своим образом жизни. Внимательно присмотревшись к этим личностям, их можно справедливо назвать гигантами христианского учения. Перечень их заслуг для Божьего царства, несомненно, занимает ведущее место.
Мой опыт подсказывает, что последователи католического вероучения применяют доктрину поста более активно, чем протестанты. Хорошо известна практика воздержания католиков либо от пищи в целом, либо от определенных продуктов питания в период Великого поста и других религиозных событий.
Мусульмане годами от зари до зари постятся в праздник Рамадан, исключая не только прием пищи, но и такие привычные для всех занятия, как принятие ванны, употребление благовоний, табачных и спиртных изделий и прочие удовольствия.
Доктор богословия Билл Брайт, являющийся основателем служения Campus Crusade for Christ, обратился к гражданам сегодняшней Америки с призывом взыскать Бога через пост и молитву.