Духовные корни и плоды поста

Корни и плоды поста

Доктор Мери Руфь Своуп

Содержание

Предисловие

Вступление

Признательность

Часть 1

Духовные корни и плоды поста

1. Духовные корни поста

2. Плоды поста

3. Руководство для поста

4. Божий замысел для нашего здоровья

Часть 2

Возможности поста для благовестия

5. Пост в интересах голодающих

Приложение. Это поможет вам во время поста

Примечания

Библиография

Предисловие

Наконец-то миллионы американцев вынуждены признать, что разучились владеть таким мощным духов­ным инструментом, как дисциплина поста и молитвы, которым в совершенстве пользовались наши библейские праотцы.

Теперь, когда многие христиане по всей стране зано­во открывают для себя сущность молитвы и поста, они пытаются охватить умом всю истинную ценность этих понятий с позиции истории, богословия, медицины и практического применения. В результате мы видим рез­кие и позитивные изменения в состоянии людей, кото­рые будут наблюдаться продолжительное время.

Наша книга легко читается и представляет собой ра­бочее пособие по соблюдению поста, освещая его с ду­ховной, психологической и физической точек зрения. Для иллюстрации автор приводит примеры поста в кни­гах Ветхого и Нового Заветов, призванные ответить на такой вопрос: «Почему современное поколение верую­щих обязано с послушанием отнестись к библейскому наказу поститься?»

Мы призываем вас рассчитывать на благоприятные последствия для вашего здоровья как длительного, так и короткого поста при условии его грамотного при­менения в целом и индивидуального подхода. Эти те­матические направления, затрагивающие в том числе и физиологию поста, раскрываются параллельно с объяс­нением некоторых потенциальных осложнений и того, как правильно завершить свое воздержание от пищи.

В дополнение к этому в книге приведены советы по культуре питания в свете Божьего плана и информация о том, по каким вопросам диетологии наука и Библия за­нимают одинаковые позиции.

Мне нравится призыв доктора Своуп во второй части книги поститься в интересах голодающих как способ направить сэкономленные во время поста средства на поддержание проектов и программ, связанных с выпол­нением Великого поручения, чем, собственно, и зани­мается телекомпания Си-Би-Эн (CBN) и многие другие служения.

Если вы нуждаетесь в практическом путеводителе для поста и молитвы, изучение этой полезной книги окажет вам большую помощь.

Майкл Д. Литтл,

президент сети христианского вещания

Си-Би-Эн (CBN)

Вступление

Замысел этой книги возник у меня в минуты вдох­новения ночью 22 марта 1998 года. Всего лишь час по­требовался для того, чтобы придумать ее название, со­ставить содержание и найти идею оформления. А уже через несколько недель книга была полностью подготов­лена к изданию.

Это стало возможным по той причине, что с годами у меня накопилась обширная информация о постах, ко­торую я разделила на четыре направления: записи, сде­ланные в читальном зале библиотеки, учебные лекции, материалы докладов и религиозных журналов, две га­зетные публикации моих бывших студентов (одна из ко­торых датируется летом 1966 года). Результатами этих исследований я и воспользовалась в процессе своей работы.

Однако меня угнетало то, что я не могу должным об­разом отметить заслуги тех авторов, чьи научные, теоло­гические и медицинские умозаключения послужили ценным вкладом в эту книгу. В разделе «Библиография» я сослалась на труды, которые стали основным источни­ком информации для моей работы. Без этих компетент­ных материалов мне пришлось бы руководствоваться лишь своим личным двадцатидвухлетним опытом поста. Но этого было бы недостаточно для той книги, которую мне хотелось написать. Основная цель данной работы — показать, что воз­держание от пищи и жизнеспособность являются сино­нимичными понятиями, когда речь идет о физическом, психологическом и духовном состояниях человека. Миллионы людей в разных частях мира подвержены за­болеваниям, затрагивающим все три аспекта их сущест­вования. Обширные научные свидетельства доказывают, что пост при правильном его применении представляет собой эффективное средство как для предупреждения целого ряда наиболее типичных физических недугов, так и для полного исцеления от них.

В дополнение к этому целые тома современной и исторической литературы, доступной для читателя, содержат убедительные подтверждения того, что в из­менении обстоятельств физического, эмоционального, умственного и духовного происхождения огромную роль играет молитва. Использование молитвы и соблюдение поста в совокупности с физическими упражнениями, са­модисциплиной и культурой питания составляет ком­плексную программу, в которой отчаянно нуждаются люди, чтобы поправить свое здоровье.

Исчерпывающее руководство о том, как поститься, чего ожидать от поста, каким образом прервать пост и другие практические советы можно найти в первой части нашей книги.

Вторая часть знакомит читателя с особым служением автора под названием «Диетология и миссия» совместно с проектом, который именуется здесь «Пост в интересах голодающих» (известный в прошлом как «Калории для Царства»).

Проект призван обеспечить людей необходимой мотивацией для действия по трем направлениям:

• Отказ от употребления ненужных калорий (или ограничение в других бесполезных расходах на товары и услуги).

• Экономия денег, которые могли бы быть потрачены на эти калории (и прочие предметы).

• Вложение накопленных средств в благотворительные программы и проекты, связанные с выполнением Великого поручения Христа.

Успешно пройдя первое испытание в 1979 году, этот проект помог христианам в их духовном возрастании, побудил их к щедрым даяниям и улучшил физическое состояние людей; причем все последствия данного эксперимента проявили себя одновременно!

Я мечтаю о том, чтобы эта книга внесла существенный вклад в достижение упомянутых выше целей.

Признательность

Эта книга зародилась в результате четкого указания от Господа, полученного мною: «Напиши для Меня кни­гу и назови ее «Корни и плоды поста». Следовательно, свою глубочайшую благодарность за время, силы, моти­вацию и идеи, вложенные в данную работу, я адресую Триединому Богу вселенной.

Второй личностью, которая подтолкнула меня к во­площению этого замысла, была Шарлотта Бейтс — мой секретарь и ближайший друг. Я признательна ей безгра­нично! На протяжении двух лет к нам в офис поступало много звонков с просьбой написать книгу о посте, и ре­шение удовлетворить запросы читателей очень обрадо­вало Шарлотту.

Моя новая ассистентка, Диана Дейли, оказала колос­сальную помощь не только как машинистка и редактор, но и как исследователь разнообразных библейских пере­водов в поисках наиболее точных формулировок.

Я особенно благодарна своей единственной сестре, Генриетте Крампельман, которая находила необходимые материалы в газетах, журналах, книжных изданиях. Эта информация послужила ценным вкладом в составление данной книги.

Огромное спасибо моему внештатному редактору, Вэл Синдрик, за ее дополнения и уточнения; а также Де­бре Петроцки, которой я обязана оформлением книги.

Моя сводная внучка, Элиза Дарбо, сыграла сущест­венную роль в корректировании окончательной версии рукописного текста.

Множество людей оказало влияние на содержание этой книги; в их числе писатели, мои бывшие студенты, врач, друзья, соблюдающие пост.

Свою исключительную признательность я выражаю человеку, с которым мне не приходилось встречаться лично, доктору медицины Джойлу Ферману за его книгу «Пост и пища в интересах здоровья». Не упустите воз­можность приобрести это издание; знакомство со свиде­тельством автора поселит в вас непоколебимую уверен­ность в действенности поста.

Благословляю всех читателей, а особенно тех, кто по­лучит мотивацию для поста и молитвы ради укрепления своего здоровья.

Животворящее слово

Принятие пищи, подобно причастию, водному крещению и рождению свыше, представляет собой внешнее выражение нашего внутреннего состояния.

Поэтому сама форма поста не является тем существенным фактором, который определяет, каким образом Господь работает в нас и посреди нас.

Необходимым элементом поста служит наше смирение перед суверенным Богом, принимающим демонстрацию нашей веры, кротости и послушания как. благоприятную жертву, предлагаемую из жгучего желания, чтобы, увидев Божье присутствие в нас и посреди нас, другие потянулись клевету, любви и жизни ‘Иисуса Христа.

Джек. Мак Кинстри

Скотсдейл, Арщона.

1 января 1998 года

Часть 1

Глава 1

Духовные корни поста

Чтобы между нами не было разногласий, важно понять значение слова «пост».

На протяжении всей истории определение поста не претерпело существенных изменений. На еврейском и греческом языках пост обозначается понятиями nesteuo и tsumm соответственно) По-гречески слово «пост» озна­чает «воздержание от пищи или пития», а на иврите — «заградить свои уста».

В нашем языке «поститься» значит «воздерживаться от пищи в целом или от конкретных продуктов питания по случаю соблюдения религиозного праздника», а также «есть в малом количестве или не есть совсем»1. На­питки здесь даже не упоминаются.

Современные писатели и специалисты в области ме­дицины расходятся в своих определениях. В этой книге я характеризую пост как практику обдуманного и созна­тельного отречения от принятия повседневной пищи и/или напитков ради достижения главным образом ду­ховных целей.

Разновидности поста

1. Типичный пост

Он предполагает отказ от твердой и жидко образной пиши при обильном поглощении воды.

Наше первое знакомство с этим видом поста про­исходит в Бытии 24:33, где говорится о том, как самый старший и самый преданный раб Авраама решился не вкушать пищу до тех пор, пока не найдет жену для Исаака.

Подобный пост не представляет собой ничего но­вого.

2. Пост совершенного воздержания

Это означает полное отречение как от пищи, так и от питья. Такой вид поста практикуется лишь в определен­ных целях и должен быть предписан Господом.

Примеры такого поста: Моисей, взойдя на гору, про­вел сорок дней и сорок ночей в Божьем присутствии без пищи и воды (см. Исход 34:28); апостол Павел три дня после своего обращения в христианскую веру обходился без пищи и воды (см. Деяния 9:9); Есфирь и весь еврей­ский народ на протяжении трех дней также воздержива­лись от еды и напитков (см. Есфирь 4:16).

Данный вид поста может представлять угрозу для фи­зического состояния человека, и его следует применять лишь при условии, что Господь обратился к вам^лично с подобным указанием.

3. Пост частичного воздержания

Он предписывает изъятие из рациона определенных продуктов и напитков подобно тому, как во время Вели- кого поста, по пятницам, люди католического вероиспо­ведания отказываются есть мясо.

Так, отрок Даниил отверг царские кушанья, отдав предпочтение воде и овощам. Позднее, до исполнения «трех седмиц дней», он не вкушал «вкусного хлеба» (см. Даниил 1:12, 10:3). Иоанн Креститель питался лишь са­ранчой и диким медом, хотя Писание не уточняет, как долго длился его пост (см. Матфея 3:4).

Мне кажется, что вегетарианская диета не является примером частичного поста. Вегетарианцы отказывают­ся употреблять мясо не просто на какой-то срок или по случаю. Они придерживаются особого образа жизни, в котором нет места мясным продуктам.

Частичное воздержание означает прием облегченной пищи, состоящей либо из фруктов, либо из свежевыжа­тых фруктовых или овощных соков. При этом исключа­ется высококалорийная пища, содержащая протеины, жиры, углеводы или зерновые культуры. Отказавшись на время поста от мяса, молока, яиц и сыров, Даниил тем не менее мог есть некоторые хлебные изделия.

Такой пост призывает нас некоторое время не упо­треблять свои любимые продукты, особенно те из них, которые в наибольшей степени возбуждают аппетит и провоцируют переедание.

Пост и покаяние

Откуда мы знаем, что пост предписывается соблю­дать и нашему поколению? В конце концов его прак­тикуют лишь немногие верующие и представители духо­венства.

Сегодня пост по-прежнему необходим, поскольку человеческое сердце греховно с того момента, когда в райском саду Адам и Ева ослушались Бога и лишились своих благ. В подтверждение этого достаточно взглянуть на духовную обстановку современного общества.

Нынешняя церковь существенным образом уступает в силе новозаветной церкви. Целые деноминации в наше время функционируют без могущества Святого Духа. Женские группы внутри малочисленных религиозных объединений поклоняются древним богиням.

В собраниях американских верующих богослужения зачастую лишены присутствия Иисуса, а дары Святого Духа в большинстве случаев совсем не востребованы прихожанами. Эти люди пребывают в состоянии религи­озности, обходясь без Божественной силы.

Кроме того, греховное поведение не обличается с церковных кафедр. Библейские положения о грехе мало изучаются верующей аудиторией, о них предпочитают умалчивать. Некоторые направления христианства крайне терпимо относятся к гомосексуалистам и даже посвящают их в духовный сан в качестве пасторов и свя­щеннослужителей. Есть и такие церковные лидеры, которые поощряют разводы, насмехаются над сверхъес­тественными проявлениями Бога и игнорируют настав­ления Иисуса о грехе, покаянии, небесах, аде и высшем суде.

Глубокий кризис нравственных ценностей делает наше общество подобным Содому и Гоморре в большей степени, чем мы готовы это признать. (Помните: Гос­подь не оставил и следа от Содома и Гоморры, испепелив их так, что многочисленные попытки археологов обна­ружить остатки этих городов до сих пор остаются безус­пешными.) Меня охватывает страх, когда я думаю о том, каким образом Бог произведет Свой суд над церковью Америки в наступившем XXI веке.

Пришло время пробудиться Божьему народу, а лиде­рам церкви — призвать своих прихожан к покаянию через пост и молитву, чтобы Господь помог ответить за такие грехи:

• Умерщвление тридцати миллионов младенцев в год посредством абортов без какого-либо протеста со стороны как общественности, так и наиболее известных представителей христианства.

• Снижение уровня моральных стандартов, который позволяет открыто и безнаказанно заниматься блудом, порой даже в церковной среде.

• Неспособность родителей и детей сосуществовать в мире и согласии.

• Крушение института брака и семьи в результате доступности бракоразводного процесса.

• Отсутствие решительных мер, препятствующих распространению наркотических веществ.

• Недостаточный протест в адрес лотерейных розыгрышей, проводимых на государственном уровне, которые обкрадывают людей и делают их азартными.

• Безразличие по отношению к тому, что из системы образования изъяли молитву.

• Снисходительное отношение к потоку порнографической продукции, распространяемой в торговой сети и заполнившей экраны телевизоров.

• Человеческая неприязнь друг к другу, особенно в отношении тех, кто отличается вероисповеданием, цветом кожи и принадлежит другой нации.

• Несостоятельность в изучении Священного Писания и умении жить по его принципам.

• Прохладное отношение к Богу, которое находит свое выражение в каждом аспекте общественного бытия.

Данные симптомы лишь намекают на наше духовное несовершенство. Вы сами можете продолжить этот спи­сок, чтобы создать истинную картину сегодняшней дей­ствительности. И тогда мы поймем, почему нам следует опуститься перед Богом на колени с покаянным духом и плотью, закаленной воздержанием.

Примеры поста в Ветхом Завете

Регулярную практику поста можно встретить во мно­гих вероисповеданиях: иудействе, мусульманстве, инду­изме, религии американских индейцев и др. Наша книга освещает пост с позиции христианства, что обусловлено духовным наследием и личным опытом автора.

Поэтому мы обратимся к Священному Писанию в качестве основного источника информации. Библия ав­торитетно высказывает свое мнение о любом предмете, давая ему свою конечную оценку. И тема поста не явля­ется здесь исключением.

Закон иудеев предписывал лишь один обязательный пост — в День искупления, который люди чтили как субботу отдохновения «...в покое и смирении духа; это постановление вечное» (Левит 16:31, ЖБ).

Еврейских детей с раннего возраста приучали по­ститься в День искупления, воспитывая в них послу­шание Богу и соблюдение требований закона в этот национальный праздник очищения.

Существуют также подтверждения того, что многие евреи регулярно постились по понедельникам и четвер­гам. Кроме этого, они соблюдали и другие дни, в кото­рые предписывалось воздержание от пищи. Факты сви­детельствуют, что наиболее значительным событиям, описанным в Библии, предшествовали смирение духа и «умерщвление» плоти.

Книги Священного Писания знакомят нас с исто­риями о посте: в Ветхом Завете их двадцать три, а в Новом — двенадцать. Рассмотрим несколько примеров.

1. Индивидуальный пост ради получения руководства, мудрости и исцеления

Первое упоминание о посте в Ветхом Завете приво­дится в книге Бытие 24:33, когда раб Авраама — старший в доме и управлявший всем его имением — принял реше­ние не вкушать пищу до тех пор, пока не найдет жену для Исаака.

О Моисее сказано: «И пробыл там... у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и напи­сал на скрижалях слова завета, десятословие» (Исход 34:28).

Позже Моисей, взойдя на гору, чтобы вновь получить наставления от Господа, повторил свой сорокадневный пост полного воздержания, чтобы избавить народ и Аарона от Божьего возмездия за их грех идолопоклон­ства (см. Второзаконие 9:18; 10:10).

Анна постилась, выпрашивая у Бога дитя мужского пола, и Он благословил ее сыном (см. 1 Царств 1:12-22).

Когда заболел младенец, родившийся у Давида, царь семь дней постился и объяснил слугам: «Доколе дитя было живо, я постился и плакал, ибо думал: кто знает, не помилует ли меня Господь, и дитя останется живо?» (см. 2 Царств 12:22). Очевидно, воспитание Давида или его личный опыт подсказывали, что в критических ситуаци­ях, а также при необходимости Божественного вмеша­тельства следует смирять себя в посте и молитве. И все же Господь не пощадил ребенка, и причиной этого стали обстоятельства, при которых он был зачат. Однако я сомневаюсь, чтобы Давид сожалел о своих усилиях всту­питься за жизнь младенца и придать событиям иной поворот.

После того как Даниил обратился к Господу в посте и молитве, исповедуя прегрешения своего народа и свои личные, пророк получил через Божьего посланника мудрость и разумение, способные истолковать его ви­дение относительно последних времен (см. Даниил 9:3).

2. Совместный пост в интересах защиты и безопас­ности

Во 2-й книге Паралипоменон, главе 20, мы читаем о царе Иосафате, которого намеревались атаковать моавитяне и аммонитяне. Боясь за свою жизнь и безопасность нации, он объявил пост по всей Иудее. В результате этого призыва народ вышел из городов Иудиных; даже жены и дети собрались в Иерусалиме, перед домом Гос­подним, чтобы:

• Взыскать Господа.

• Единодушно провозгласить Его своим Богом.

• Совершить совместный пост и молитву.

Что произошло дальше? На одного из мужей по имени Иозиил сошел Дух Господень среди собрания. Он Произнес пророчество о том, что эта война не народа Израилева, а Бога. Через Иозиила Господь обратился к людям со следующим напутствием:

• Вам не придется сражаться.

• Вы стойте и смотрите, как будет действовать Господь.

• Я дам вам указание по поводу того, что и каким образом следует предпринять.

• Вместо солдат выставьте Мне певцов.

Начав воспевать и славословить Господа, жители Иудеи одержали победу.

Другую иллюстрацию совместного поста и молитвы можно найти на страницах книги Ездры, в главах 7 и 8.

Ездра — известный духовный лидер своего времени — попросил у царя Артаксеркса разрешения обучать закону Божьему в Иудее и Иерусалиме. Поскольку кроме книг Закона он хотел вынести из Вавилона также золото и серебро для приношения Богу Израилеву, Ездра собрал около двухсот священников и других представителей своего народа, чтобы вместе с ними проделать этот путь. Затем он призвал их к посту и молитве, которые преследовали три цели:

• Успех путешествия.

• Защиту от разбойников.

• Безопасность детей во время отсутствия их родителей.

Писание гласит: «...Чтобы смириться нам пред лицем Бога нашего, просить у Него благополучного пути...» (Ездра 8:21).

Каким же был исход этого предприятия? Люди спаслись от грабителей и благополучно прибыли к себе на родину, в Иерусалим.

Книга Есфирь является драматическим свидетельством того, как посредством поста Израиль был избавлен от уничтожения.

Коварный государственный чиновник по имени Аман задумал истребить всех иудеев в царстве Артаксеркса, включая женщин и детей. Кровавая расправа должна была состояться 28 февраля и охватить все персидские области.

Узнав от своего воспитателя, Мардохея, о готовящемся заговоре, Есфирь приказала ему собрать всех иудеев и поститься ради успешного исполнения ее плана спасения своих соотечественников: «...Три дня не ешьте и не пейте, ни днем, ни ночью...». Есфирь со своими служанками тоже участвовала в этом посте.

Потом она сказала Мардохею: «...Хоть это настрого запрещено, я войду к царю, чтобы увидеть его; и если мне погибнуть — погибну» (Есфирь 4:16, ЖБ). Когда Есфирь приблизилась к царю Артаксерксу, он оказал ей милость и разрушил интригу своего подданного против иудеев.

28 февраля, в тот день, в который должны были истребить еврейский народ, иудеи победили своих врагов.

3. Пост национального масштаба, призванный восстановить экономическое положение в стране

Из первых трех глав книги пророка Иоиля мы узнаем о чудовищном опустошении, постигшем землю в тот исторический период: урожай поела саранча, скот остался без корма и воды, даже хлебные приношения и возлия­ния прекратились в доме Господнем.

Тогда Иоиль повелел священникам назначить пост. «Кто знает? — сказал пророк, — может быть, Господь решит не оставить вас обездоленными, но пошлет вам благословение вместо этого ужасного бедствия. Возможно, Его даяние будет столь щедрым, что вы, как и прежде, сможете возносить Богу хлеб и вино. Издайте трубный звук на Сионе! Объявите пост и со­зовите весь народ на торжественное собрание: приве­дите стариков, юношей и младенцев» (Иоиль 2:14-15, ЖБ).

Духовные лидеры израильского общества были на­делены ответственностью взывать к Богу о помощи. «Пусть священники, служители Господни, станут между собранием и жертвенником и возрыдают в молитве: по­щади народ Твой, о Господь наш; не дай язычникам гос­подствовать над ним, ибо Израиль — собственность Твоя» (Иоиль 2:17, ЖБ).

К чему привел этот акт национального смирения? Господь совершил великое чудо. Он удалил с земли губя­щих ее, и она снова произрастила урожай. Люди пере­стали голодать — пища была в преизбытке.

4. Пост и национальное покаяние

В главе 3 книги Ионы Господь вторично повелел пророку идти в Ниневию и предупредить жителей этого города, что из-за их беззаконий он будет разрушен. На этот раз Иона послушался Бога.

В первый же день, как только пророк вошел в город и начал проповедовать о том, что через 40 дней Ниневия превратится в развалины, люди покаялись. Царь объявил пост, и весь народ оделся во вретище — одежду из грубой ткани, в которую облачались во время скорби.

Люди отчаянно взывали к Богу: «Кто знает? Может быть, Господь еще сохранит наши жизни и удержит пы­лающий гнев Свой от уничтожения» (Иона 3:9, ЖБ).

Ниневитяне не ошиблись в своем предположении.

«И когда увидел Господь, что они положили конец злым делам своим, — то отменил Свой разрушительный замысел и не привел его в исполнение» (Иона 3:10, ЖБ).

Этот случай характерен тем, что людям и даже жи­вотным пришлось полностью обходиться не только без пищи, но и без воды.

Ветхий Завет содержит двенадцать других примеров поста и молитвы, иллюстрирующих их важную роль в жизни еврейского народа.

5 Пост, который угоден Господу

Пост, избранный Богом, и пост в представлении че­ловека — это не одно и то же; Исаия 58:1-12 является классическим подтверждением этого.

Люди спросили Бога: «Почему мы постимся пред То­бой... а на Тебя это не производит впечатления? Почему Ты не видишь наших жертв и не слышишь наших мо­литв? Мы совершили много раскаяний, а Ты этого даже не замечаешь!»

Господь не замедлил с ответом: «Потому что во время своего поста вы участвуете в пагубных наслаждениях... Какая от него польза, когда между вами продолжаются ссоры и распри? Таким постом вы ничего от Меня не до­бьетесь» (ЖБ).

Люди лишь внешне проявляли благочестие и даже в постные дни занимались деловыми расчетами, вели до­машнюю бухгалтерию и распоряжались этим временем в своих личных интересах. Они не стремились обрести близость с Богом, не желали познать Его волю для своей жизни и в большей степени испытать на себе Его силу.

В упомянутых выше стихах главы 58 книги пророка Исаии Господь объясняет, что пост — это нечто большее, чем воздержание от пищи; это состояние сердца, кото­рое находит свое выражение в том, как мы обращаемся с другими людьми.

• Перестаньте угнетать тех, кто на вас работает.

• Поделитесь с голодными своей пищей.

• Введите в свой дом нуждающихся.

• Накормите бедных, беспомощных и обездоленных.

• Отогрейте замерзающих, предложив им одежду.

• Не скрывайтесь от своих родственников, которым необходимо ваше участие.

Каким будет результат поста, если мы всем сердцем правы перед Богом?

• Господь озарит нас Своим дивным светом.

• Он исцелит нас.

• Наше благочестие поможет нам следовать истинным путем.

• Праведность будет нашим щитом спереди.

• Слава Господня будет сопровождать нас сзади.

• Воззовем, и Господь откликнется, Он ответит нам.

Все, что от вас требуется, — положить конец притеснению слабых, прекратить лживые обвинения и гнусные сплетни. Господь говорит, что, если вы удалите из своей среды ярмо; если перестанете указывать пальцем на других и не будете произносить злобных речей; если откроете свое сердце для голодного и утешите скорбящую душу, тогда:

• Ваш свет воссияет из темноты. Тьма вокруг вас превратится в ясный день.

• Господь будет непрестанно водить вас, изливать на вас Свои даяния благие и хранить в добром здравии.

• Вы будете как напоенный водою сад и как неиссякаемый источник.

• Ваши сыновья заново отстроят ваши заброшенные города. Вас будут называть «народом, который восстановил свои города и их стены».

Это всего лишь очередное доказательство безграничной щедрости нашего Господа в награду за то немногое, что Он от нас требует!

6. В каких случаях поститься слишком поздно

В главе 14 книги Иеремии Господь сказал пророку:

• Не молись больше об этом народе.

• Не проси, чтобы Я благословил его.

• Он даже не пытается ходить Моими путями.

Тогда люди ответили Богу:

• Да, мы согрешили.

• Но Ты помоги нам ради Твоей репутации милостивого Бога.

• Мы называемся Твоим народом; Твое имя наречено над нами.

• Ты обитаешь среди нас. Разве Ты беспомощен и не можешь даровать нам избавление?

Однако Господь обратился к Иеремии с такими словами:

• Не взывай ко Мне больше о благе для этого народа.

• Не ходатайствуй за него в молитвах.

• Если они будут поститься, Я не услышу их вопля.

• Если вознесут всесожжение и дар, не приму их.

• Но мечом и голодом и моровою язвою истреблю их.

Может ли народ настолько отойти от Бога, что Он от­нимет от него Свои благословения, даже если люди бу­дут смирять себя постом и молитвой?

В книге Иеремии 36:9 народ Израиля вновь объявил пост, но это не помогло изменить обстоятельства. Поче­му? Бог дал Иеремии Свой ответ: «За то, что они любят бродить, не удерживают ног своих, за то Господь не бла­говолит к ним...» (Иеремия 14:10).

Как устрашающе звучат эти слова в нашем совре­менном обществе, когда лицемерие проникло даже в церковь! Доктор Джеймс Кеннеди получил от Бога такой упрек в адрес христиан: «Измените свое поведение или измените имя, которым вы называтесь».

Примеры поста в Новом Завете

Несмотря на то что написание Ветхого и Нового Заветов разделяет промежуток почти в четыре столетия, верующие на протяжении всего этого времени не пре­кращали поститься.

В Евангелии от Матфея 6:1-18 Иисус преподал Своим ученикам урок о трех взаимосвязанных и обя­зательных дисциплинах в жизни христиан, таких, как милостыня, молитва и пост.

В книге «Изменяя историю через пост и молитву» христианский писатель и теолог Дерек Принц (см. раз­дел «Библиография») разъясняет, что при внимательном прочтении этих стихов становится заметен особый акцент на мотивацию человека, которая движет его поступками в каждом из упомянутых аспектов. Нас пре­дупреждают, чтобы, участвуя в них, мы не искали обще­ственного признания.

Иисус сказал «Когда (вы) поститесь», а не «Если (вы) поститесь». Это указывает на то, что каждый последователь Христа должен давать милостыню, а также совер­шать пост и молиться (см. Матфея 6:16).

Грамматическое построение учения Иисуса позво­ляет предположить, что это учение адресовано всем ве­рующим, а не только избранным представителям. Таким образом, стихи 6 и 7 обращаются как к отдельной личности: «Ты (единственное число) же, когда молишь­ся...» (стих 6), так и к группе людей: «А молясь, не го­ворите (множественное число) лишнего... » (стих 7). Дерек Принц приводит дословное толкование этих мест Писания.

Ситуация повторяется в стихах 16 и 17, которые ясно указывают на то, что практика поста тоже предназначе­на для каждого христианина:

«Также, когда поститесь... (множественное число)» (стих 16), «А ты (единственное число), когда постишь­ся...» (стих 17).

Когда Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель мира, грядущий Царь, Чьему владычеству не будет конца, го­ворит о необходимости творить милостыню, участвовать в посте и молитве, я опускаюсь на колени и преклоняю голову в знак своего повиновения. Почему? Я поняла, что Он знает, каким образом помочь мне ощутить всю полноту жизни с избытком сейчас и здесь, а затем и в вечности. Я вовсе не считаю себя «кретинкой», покорно выполняя то, что Господь посоветовал или повелел в Своем Слове!

1. Иисус лично участвовал в посте

Если своей жизнью мы хотим подражать нашему Господу, нам необходимо освоить практику поста.

В Евангелии от Луки мы читаем: «Иисус, исполнен­ный Духа Святого, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню. Там сорок дней Он был искуша­ем от диавола и ничего не ел в эти дни; а по прошествии их, напоследок взалкал» (Луки 4:1-2).

2. Иисус ожидал от Своих учеников, что они будут по­ститься

Отвечая на вопрос фарисеев, Иисус дал им понять, что Его ученикам предстоит поститься после того, как Он покинет их.

«И сказал им Иисус: могут ли поститься сыны черто­га брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься; но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни» (Марка 2:19-20).

Для меня эти слова несут в себе четкое указание на то, что нашему поколению необходимо соблюдать пост, поскольку наступили те самые дни, когда мы разлучены со своим Женихом.

Послушание представляет собой высшую степень любви.

3. Пост и ранняя церковь

В Новом Завете мы знакомимся с несколькими людьми, которые в результате поста получили необыч­ную духовную проницательность и победу над личными обстоятельствами.

Так, пророчица Анна, «постом и молитвою служа Бо­гу», была первой среди женщин, узнавшей в младенце Иисусе Мессию, Сына обетования (см. Луки 2:37-38).

Приобретя довольно много последователей в Дервии, ученики Иисуса совершили пост и молитву перед тем, как благословить их на служение Господу. Через это Он открыл дверь веры язычникам (см. Деяния 14:23-27).

В награду за пост и молитвы Корнилия посетил ан­гел, который повелел ему призвать в свой дом Петра. В результате этого визита Петр осознал, что Бог и язычни­ков удостоил благовествованием о Христе Иисусе (см. Деяния 10:30-34).

Симеон, Варнава, Луций и Манаил служили Господу в посте, и Святой Дух, обратившись к ним, повелел отде­лить Варнаву и Савла для их первого путешествия, кото­рое положило начало миссионерскому движению (см. Деяния 13:1-3).

Павел и 276 мореплавателей на протяжении двух не­дель молились и постились посреди бушующей стихии, и Господь даровал им жизнь (см. Деяния 27).

Апостол Павел известен своими частыми постами. Кто из нас в своей христианской жизни может похва­литься более убедительными достижениями, чем те, о которых свидетельствует сам Павел? (См. 2 Коринфянам 11:23-27).

Америка XX века и пост

В 1865 году Авраам Линкольн объявил День нацио­нального смирения, призвав всех граждан к посту и мо­литве. Прокламация, составленная им по этому поводу, гласила, что народ и правительство забыли, «...Чья рука обеспечила нам мирное существование».

Линкольн писал: «Мы стали слишком самодоволь­ными, чтобы испытывать необходимость в избавляющей и сохраняющей нас благодати; слишком гордыми, чтобы молиться Богу, сотворившему нас. Посему нам надлежит смирять себя перед оскорбленным могуществом Созда­теля, исповедовать грехи своей нации и взывать к Нему

о милосердии и прощении»2.

Это звучит как призыв царей и священников из Вет­хого Завета, когда они объявляли пост в интересах госу­дарства.

На рубеже XIX и XX веков отношение к посту изме­нилось существенным образом. Теологические заведения уже не включали его в рамки своей учебной программы. В обществе начинало зарождаться так называемое свет­ское христианство, которое вызвало презрение пятиде­сятников и евангелистов, отчасти сохранивших верность призыву поститься.

Сегодня мало кто из верующих достаточно знает о посте и следует религиозным предписаниям о нем. Одна из главных причин этого кроется в том, что националь­ные «светила» как богословия, так и медицины, не верят в необходимость поста и не соблюдают его в своей жиз­ни. Лишь немногие пасторы разрешают освещать эту те­му с церковной кафедры. Я знаю, что большинство ре­лигиозных лидеров и врачей-профессионалов не желают иметь с постом ничего общего.

Однако можно найти множество примеров того, как конкретные люди избрали пост своим образом жизни. Внимательно присмотревшись к этим личностям, их можно справедливо назвать гигантами христианского учения. Перечень их заслуг для Божьего царства, несо­мненно, занимает ведущее место.

Мой опыт подсказывает, что последователи католи­ческого вероучения применяют доктрину поста более активно, чем протестанты. Хорошо известна практика воздержания католиков либо от пищи в целом, либо от определенных продуктов питания в период Великого поста и других религиозных событий.

Мусульмане годами от зари до зари постятся в празд­ник Рамадан, исключая не только прием пищи, но и та­кие привычные для всех занятия, как принятие ванны, употребление благовоний, табачных и спиртных изде­лий и прочие удовольствия.

Доктор богословия Билл Брайт, являющийся основа­телем служения Campus Crusade for Christ, обратился к гражданам сегодняшней Америки с призывом взыскать Бога через пост и молитву.

Наши рекомендации