Гигиеническая организация сна
Продолжительность сна детей. Дети раннего грудного возраста почти непрерывно спят, просыпаясь только на период кормления. Новорожденный ребенок спит 20—21 час в сутки. В последующие месяцы потребность в сне несколько снижается и к 3 месяцам не превышает 18 часов. Принятый в настоящее время в детских учреждениях суточный режим предусматривает для детей 3—6 месяцев 17 часов сна, из которых 9'/2 часов приходится на ночной сон, а остальное время — на дневной сон. С возрастом время, отводимое как на ночной, так и на дневной сон, постепенно уменьшается. Частота дневного сна также уменьшается. Начиная с 3—4 лет на бодрствование и сон отводится примерно одинаковое время.
Подготовка ко сну. У ребенка легко образуются условные рефлексы на засыпание. Условными раздражителями становятся все те действия и явления, которые непосредственно предшествуют, отходу ко сну. Иными словами, если ребенок каждый вечер перед сном умывается, чистит зубы, моет ноги, готовит постель, раздевается и т. п., то все это вместе взятое вызывает условнорефлектор-ное торможение коры, понижение мышечного тонуса и общего обмена веществ. В результате засыпание происходит быстрее и легче. Нарушение обычной обстановки отхода ко сну, наоборот, препятствует засыпанию. Для образования рефлекса на время, также способствующего быстрейшему засыпанию, укладывать детей надо всегда в одно и "то же время. Для создания у маленьких детей положительного отношения к укладыванию движения ухаживающего за ними персонала должны быть спокойными, мягкими, речь — тихой, ласковой. Не следует ребенка укачивать, петь ему песни, так как, привыкнув, он в дальнейшем без этого не сможет быстро засыпать. Надо устранять такие раздражители, как яркий свет, громкие разговоры, игру на музыкальных инструментах, радио и телепередачи. После того как дети заснули, тихий разговор, негромкая музыка их не беспокоят. Детей, пришедших в детский сад впервые и не привыкших еще к дневному сну, укладываюг в последнюю очередь, чтобы они видели, как ложатся другие.
Условия нормального сна. Свежий, прохладный воздух способствует более быстрому засыпанию и спокойному глубокому сну. Поэтому детям надо спать в хорошо проветренных помещениях с по-
вз
Рис.. 33. Кровати для дошкольных учреждений:
/ — кровать для детей до 2-х лет; 2 — раскладная кровать.
стоянной сменой воздуха. В теплое время года дети спят днем на участке. В учреждениях с дневным пребыванием детей при отсутствии веранды дети спят в групповых комнатах. В круглосуточных учреждениях для каждой группы детей имеются ночные спальни, площадь которых исчисляется из расчета 3 квадратных метра на ребенка.
Зимой дети спят на верандах в спальных мешках, а в помещениях — под ватным или байковым одеялом. В весенний, летний и осенний периоды в прохладную погоду они спят под байковым или тканевым одеялом, а в жаркие дни — под одной простыней.
Персонал должен наблюдать за детьми во время сна. Ребенку не следует спать, укрывшись одеялом с головой, на животе, уткнувшись носом в подушку. Нужно, чтобы на подушке лежала только голова, а не корпус ребенка. Не надо приучать детей спать всегда на одном (правом) боку. Длительное пребывание в одном и том же положении может привести к деформации черепа, грудной клетки, позвоночника. Детей, проснувшихся раньше времени, надо постараться вновь уложить.
Требования к оборудованию помещений. В спальнях и на верандах лучше всего иметь кровати с никелированными или хромированными спинками и тугой металлической сеткой. Они прочнее, не ломаются при перевозке (выезд на дачу), легче поддаются очистке и дезинсекции. Для детей первых двух лет жизни кровати должны быть с откидными боковыми стенками или решетками, имеющими высоту 50 см. В учреждениях, предназначенных для пребывания детей только днем, можно пользоваться облегченными раскладными кроватями с каркасом из полых металлических труб (рис. 33). В таких кроватях полотно хорошо натянуто с помощью пружин и не прогибается под тяжестью ребенка, как это обычно бывает
в кроватях типа козел, на которых дети принимают неправильные позы, нередко приводящие к искривлению позвоночника. Облегченная мебель для дневного сна в групповых комнатах ускоряет подготовку и уборку помещений, позволяет старшим детям помогать при этом взрослым.
Кровать не должна стеснять ребенка, мешать ему принимать любое удобное для него положение. Поэтому желательно, чтобы ее длина на 20—25 см превышала рост ребенка, а ширина была в два раза больше ширины плеч. При расстановке кроватей в помещении, предназначенном для сна, желательно соблюдать расстояние между ними не менее 1 м; от наружной стены до ближайшего к ней ряда кроватей должно быть 70 см. Наиболее гигиеничны матрацы из волоса или морской травы. Подушки следует изготовлять из пуха или мягкого пера, небольших размеров (30Х30 см). Вполне отвечают гигиеническим требованиям подушки и матрацы из синтетического материала — поролона.
Около каждой кровати надо ставить стул, на котором ребенок мог бы раздеваться, одеваться и складывать на время сна свою одежду. Для хранения ночной рубашки или пижамы на спинке кровати укрепляют «карман», сшитый из легко стирающегося материала. Дети, с которыми систематически проводится закаливание, могут снимать верхнюю одежду в групповой комнате и идти в спальню в трусах и тапочках; перед укладыванием трусы заменяют ночной рубашкой или пижамой.
Об организации сна в домашних условиях. Воспитатели должны объяснить родителям, что и в домашних условиях следует выполнять все гигиенические требования, предъявляемые к организации и проведению сна ребенка. Родители должны знать, что детей перед сном нельзя обильно кормить и поить, особенно крепким чаем, кофе, какао; нельзя рассказывать им страшные сказки, играть с ними в возбуждающие, подвижные игры, разрешать им смотреть телевизионные передачи. Очень важно, чтобы и в домашних условиях дети имели свою индивидуальную кровать, так как сон в одной постели с другими детьми или со взрослыми не создает условий для хорошего, спокойного отдыха, способствует легкому заражению инфекционными болезнями, может привести к преждевременному пробуждению полового чувства.
Утомление и борьба с ним
Утомление и усталость. Всякая физическая или умственная работа вызывает целый ряд изменений в состоянии и реакциях организма. Так, например, снижаются внимание, память, зрение и слух, возбудимость нервной системы, скорость рефлекторных реакций, мышечная сила, точность и координированность движений, При физической работе особенно отчетливы изменения со
стороны opiaHOB кровообращения и дыхания. Связанные с работой сдвиги в обмене веществ отражаются на составе и свойствах крови, мочи, пота. При длительной работе эти изменения постепенно нарастают, а по окончании работы более или менее быстро происходит возвращение к первоначальному состоянию.
В самом начале работы в коре больших полушарий и в других участках мозга возникает «рабочая» доминанта, которая обеспечивает надлежащий уровень деятельности всех органов тела и соз-* дает наиболее благоприятные условия для выполнения работы, тем самым повышая ее производительность. Доминанта постепенно усиливается и через некоторое время достигает максимума. В дальнейшем она более или менее долго поддерживается примерно на одном уровне, а затем начинает снижаться 'под влиянием нарастающих изменений в состоянии организма, и в основном в самой центральной нервной системе. Соответственно работоспособность, а следовательно, и производительность труда сначала увеличиваются (период врабатывания), потом то или иное время сохраняются без значительных изменений и наконец начинают снижаться.
Состояние пониженной работоспособности, наступившей под влиянием работы или нервного напряжения (например, при сильном волнении), называется утомлением. Связанные с развитием утомления изменения в деятельности различных органов, в том числе и 'в нервной системе, в сильной степени зависят от характера работы, а потому каждое из этих изменений, взятое в отдельности, не может рассматриваться как признак или показатель утомления.
Утомление, как правило, сопровождается субъективным ощущением усталости и все усиливающимся желанием прекратить работу, отдохнуть. Однако это ощущение далеко не всегда действительный признак утомления. Нередко усталость появляется в самом начале работы, когда ни о каком утомлении не может быть и речи. Затем, несмотря на продолжающуюся работу, ощущение усталости исчезает.
Чередование работы, всегда вызывающей некоторую степень утомления, и отдыха, особенно активного,— необходимое условие нормальной жизнедеятельности. Поэтому утомление нельзя рассматривать как нечто патологическое, вредное для организма.Онопредставляет собой естественное состояние, возникающее под влиянием работы. При утомлении (разумеется, не слишком сильном) процессы восстановления становятся более интенсивными, усиливается обмен веществ, повышается жизненный тонус.
Переутомление. Вредно сказывается на состоянии организма только сильное, чрезмерное утомление, следы которого не исчезают после обычного дневного и ночного отдыха. Если такое утомление повторяется изо дня в день, его следы постепенно накапливаются и приводят к хроническому переутомлению, для которого характерны устойчивые, длительно не исчезающие нарушения нормального состояния организма, а именно: пониженный уровень процессов
обмена, общая слабость, повышение восприимчивости к болезням, низкая работоспособность, легкая утомляемость и др.
Влияние эмоций. Утомление не наступает внезапно. Оно развивается постепенно и в значительной степени зависит от центральной нервной системы, особенно от коры больших полушарий. Это проявляется главным образом в том, что на скорость наступления утомления влияет отношение человека к работе, вызываемые ею эмоции.
Положительные эмоции, связанные с появлением бодрого настроения, могут значительно уменьшить утомляемость, и, наоборот, угнетенное состояние, так называемый «упадок духа», способствует быстрому наступлению утомления. Поэтому обстановка и организация работы всегда оказывают влияние на развитие утомления. Сознательный подход к работе, проявляемый к ней интерес, стремление работать быстрее и лучше, наличие соревнования — все это вызывает положительные эмоции и делает труд менее утомительным. Наиболее изнуряющим оказывается труд однообразный, неинтересный, а главное, выполняемый по принуждению.
Интересная работа вызывает в коре больших полушарий достаточно сильный доминантный очаг возбуждения. В результате отрицательной индукции возбудимость других участков мозга понижается. Внимание не рассеивается. Человек увлечен работой.
Доминанта выражена значительно слабее, если работа скучна и однообразна. Сторонние импульсы ее не усиливают. Наоборот, они легко становятся помехой, вызывая появление в коре больших полушарий новых очагов возбуждения. К тому же слабое возбуждение доминантного очага не сопровождается понижением возбудимости других участков коры. Вместо отрицательной индукции возникает иррадиация возбуждения. Иными словами, возникают условия для рассеивания внимания, для перехода от одной деятельности к другой.
Проявления утомления у дошкольников. У детей грудного возраста повышенная активность нервной системы во время бодрствования быстро приводит к преобладанию торможения. Оно распространяется по коре больших полушарий и некоторым другим отделам головного мозга. В результате ребенок засыпает прежде, чем в его организме успевают появиться изменения, которые характеризуют утомление. Выключая нервные клетки из работы, торможение предохраняет их, а вместе с ними и весь организм от_дереутомления. Охранительное значение торможения особенно ярко проявляется в грудном возрасте.
В дошкольном возрасте нервная система постепенно становится более устойчивой, не так быстро нервные клетки впадают в состояние запредельного торможения, увеличивается сила доминантных очагов возбуждения. Ребенок 3—4 лет может несколько часов подряд находиться в активном, бодром состоянии. Однако доминантные очаги, возникающие в коре больших полушарий, еще очень
нестойки, и любое стороннее раздражение легко приводит к созданию новых доминантных очагов. С этим связана большая подвижность здорового ребенка, неустойчивость его внимания и резко выраженная эмоциональность.
Для старшего дошкольного возраста также характерна быстрая смена процессов возбуждения и торможения; нервные клетки не могут длительно находиться в состоянии возбуждения из-за легко развивающегося торможения. Тем не менее ребенок 5—6 лет значительно отличается от детей младшего дошкольного возраста. Однообразные, повторяющиеся действия постепенно перестают быть столь непреодолимым препятствием для его нервной системы. Более совершенно протекающие явления индукции и связанная с этим большая выраженность концентрации процессов возбуждения и торможения создают предпосылки для рабочей деятельности.
В своих играх ребенок все чаще подражает поведению и занятиям взрослых.Он внимательно прислушивается к разговору взрослых, нередко весьма своеобразно преломляя в своем сознании все услышанное. Ребенок с охотой занимается рисованием, лепкой, аппликацией, объясняет содержание тематических картинок, пересказывает прочитанное ему и даже усваивает первые элементы грамоты и счета. Тем не менее во время занятий он, как правило, неусидчив, легко отвлекается, особенно если занятие продолжается больше 15 минут. Обычно и в этом возрасте утомление проявляется в рассеивании внимания, падении интереса к работе или отказе от нее. Появлению отчетливых признаков утомления, характерных для взрослых, препятствует быстро наступающее торможение. Обычно только у ребенка больного или с ослабленной нервной -системой можно наблюдать более выраженные явления утомления.
Профилактика утомлениядошкольников. Понижению утомляемости дошкольников способствует все, что укрепляет нервную систему и улучшает общее состояние здоровья. Особое значение имеет организация правильного режима дня с соблюдением основных гигиенических требований.
Существенное влияние на состояние организма ребенка оказывают возникающие у него эмоции. Уже со второго года жизни важнейшим источником эмоций становится человеческая среда, окружающая ребенка. Ребенок тянется к людям — взрослым и детям. Ровное и благожелательное отношение взрослых как к ребенку, так и друг к другу вызывает у него положительные эмоции, делает его более спокойным и покладистым, способствует нормализации отношений с другими детьми. Противоположное влияние оказывают нервозность, грубость окружающих, их невнимательное или несправедливое отношение к ребенку. Индивидуальные и групповые занятия надо строить так, чтобы они доставляли детям удовольствие, способствовали хорошему настроению. Занятия, связанные с неподвижным сидением и напряжением внимания, не могут превы-
шать 5—10 минут. Занятия, требующие частого переключения внимания и хотя бы умеренной двигательной активности (например, занятия со строительным материалом, музыкальные занятия), могут длиться до 20 минут, если, конечно, они интересны ребенку. При любом занятии нельзя непрерывными замечаниями и запретами заставлять ребенка сидеть неподвижно. Очень важно обращать внимание на чередование занятий. После занятий, во время которых дети находились в сидячем положении, необходимо дать им возможность побегать, попрыгать, поиграть в подвижные игры, конечно, под непосредственным наблюдением воспитателя. После подвижных игр, занятий гимнастикой полезно, наоборот, ограничить движения детей, предложив им спокойные, сидячие игры.
27. Режим в дошкольных учреждениях
Основные компоненты режима. Правильный режим — это рациональное и четкое чередование различных видов деятельности и отдыха в течение суток, протекание их в определенной, ежедневно повторяющейся последовательности. Выполнение режима приводит к образованию в коре больших полушарий прочных условных связей и стереотипов, облегчающих переход от одной деятельности к другой. Правильный режим дисциплинирует детей, улучшает их аппетит, сон, работоспособность, способствует нормальному физическому развитию и укреплению здоровья. Основные компоненты режима, правильное соблюдение которых имеет особенно большое значение для здоровья ребенка,— сон, приемы пищи, занятия и пребывание на свежем воздухе.
Возрастные особенности режима. В дошкольных учреждениях для каждой возрастной группы устанавливается свой режим, позволяющий наилучшим образом удовлетворить все потребности ребенка, обеспечить его правильное физическое развитие и воспитание. Общие схемы режима для групп и подгрурп приведены на цв. табл. X. Подъем детей в круглосуточных учреждениях для младших групп с 6 часов 30 минут, для старших—с 7—8 часов. Время от подъема до завтрака выделяется на туалет, утреннюю гимнастику, закаливающие процедуры. Для приходящих детей к этому присоединяется обязательный профилактический осмотр. Питание получают дети от 3 до 6 месяцев 6 раз, от 6 месяцев до 1 года—5 раз, от 1 года до 7 лет 4 раза в сутки. Продолжительность перерывов между приемами пищи постепенно увеличивается с 3,5 до 4 -—4,5 часов. В режиме детей до Г/2 лет дневной сон повторяется несколько раз и предшествует кормлению; после 1 '/а лет, когда время бодрствования детей значительно увеличивается, днем они спят один раз (после обеда).
Режим занятий. Все время бодрствования детей до 3 лет должно быть отведено на игры и непродолжительные занятия, кото-
рые еще не носят систематического характера. Во второй младшей группе (дети от 3 до 4 лет) в утренние часы после завтрака систематически проводятся общегрупповые занятия. Их длительность 10—15 минут. В средней г,руппе занятия продолжаются 15—20 минут. С детьми 5—7 лет в те же утренние часы проводятся одно за другим два занятия; в первой старшей группе дети занимаются 25—30 минут, а затем после десятиминутного перерыва еще 15— 20 минут. В подготовительной к школе группе оба занятия продолжаются по 30 минут с пятиминутным перерывом между ними.
Пребывание на свежем воздухе. В теплое время года всю жизнь детского учреждения желательно вынести на участок. В этот период ночной сон укорачивается (подъем не в 8, а в 7 часов 30 минут, укладывание для всех групп в 20 часов 30 минут), а дневной — соответственно удлиняется. В старших группах второе занятие полностью снимается.
В зимнее время с детьми до Г/з лет прогулок не проводят, так как организация их в условиях большого детского коллектива очен;, сложна. Потребность в свежем воздухе обеспечивается за счет дневного сна, проводимого на открытых верандах или в спальнях с широко открытыми фрамугами или форточками. Дети от Г/г лет и старше гуляют 2 часа после игр и занятий, следующих за завтраком, и 2—3 часа после полдника. Общая продолжительность прогулок в зимнее время должна равняться 4—5 часам. У детей старше 3 лет время на прогулках заполняется не только играми:
часть его отводится на самообслуживание, дежурство, работу на участке.
Варианты и перестройка режима. При установлении режима учитывают не только возраст, но и состояние здоровья, время года климатические условия и прочее. Детей ослабленных, перенесших тяжелые заболевания, следует раньше укладывать спать и позже других поднимать, удлинять им прогулки на свежем воздухе, ограничивать продолжительность занятий.
Переход от домашних условий к условиям дошкольного учреждения, иными словами, перестройку режима, многие дети переносят нелегко. Поэтому в первые дни пребывания ребенка в дошкольном учреждении следует придерживаться привычной для него продолжительности сна и частоты приемов пищи.
28. Гигиенические требования к проведению занятий и игр
Мебель. Для дошкольных учреждений разработана мебель (столы и стулья) различных размеров соответственно росту детей. Мебель одного и того же размера может быть использована детьми, рост которыхотличается не более чем на 10 см, поэтому в каждой группе надо иметь не менее двух номеров мебели.
Таблица 1
Основные размеры столов и стульев в см
65—74 33 16 | 75—84 37 19 | 3 85—94 41 22 | 4 95—99 43 24 | 100— 109 47 27 | 110— 119 51 30 | |
Высота над полом: | ||||||
В старшей и тем более подготовительной к школе группе, где значительно больше времени выделяется для занятий, желательно иметь вместо обычных шестиместных столов двухместные, с двумя выдвижными ящиками, где хранят пособия для занятий. На обратной стороне сиденья и на наружной стороне подстолья отмечают номер мебели и принадлежность ее к той или иной группе.
Организация занятий. Столы и стулья во время занятий должны быть размещены в групповой комнате так, чтобы воспитатель во время выполнения детьми задания мог свободно подходить к каждому ребенку, а дети имели возможность отодвинуть стул и выйти из-за стола, не мешая друг другу. Естественный свет должен падать с левой стороны. Для лучшего естественного освещения шестиместные столы ставятся в два ряда, двухместные — в три ряда, узкой частью к окнам. Детей рассаживают так, чтобы они не мешали сидящим сзади. Однако детей с дефектами зрения, несмотря на их рост, сажают ближе к источнику света, а детей с пониженным слухом — ближе к воспитателю. Нельзя сажать детей спиной к свету.
Все необходимые пособия (бумага, карандаши, краски и т. д.) должны быть заранее подготовлены и разложены, чтобы детям было удобно работать, не вставая с места и не прося соседей передать ту или иную вещь. Пособия должны быть яркими, каждая деталь, изображенная на них, должна быть видна без напряжения зрения на расстоянии не менее 8 м. Величина рисунка для показа — не менее 31х21 см. При объяснении содержания занятий воспитатель выбирает наиболее удобное место, чтобы быть хорошо видным детям.
Рисование и раскрашивание. На занятиях по рисованию необходимо прежде всего научить детей правильно держать карандаш:
без напряжения, на расстоянии 4—5 мм от отточенного конца, под углом в 60° по отношению к бумаге (рис. 34). Отточка .карандаша не должна быть очень длинной, так как дети, не умея регулировать силу нажима, часто ломают грифель, что может вызвать отрицательные эмоции, снизить интерес к работе. Для детей дошкольного возраста'рекомендуются простые карандаши с мягким гра-
фитным стержнем (№ 1) или со стержнем средней жесткости (№ 2). Карандаши с твердым графитным стержнем (№ 3 и 4) не рекомендуются, так как при пользовании ими детям приходится делать слишком сильный нажим, что быстро утомляет их руку, а штрихи рисунка выглядят очень бледными. Наиболее удобны карандаши круглой формы, а не шестигранной или восьмигранной. Размерам кисти ребенка лучше всего соответствуют карандаши длиной 17 см и диаметром 8 мм.
Краски готовят к занятию воспитатели, так как для детей разведение красок слишком сложное и трудное занятие. К тому же они не могут сделать это достаточно аккуратно, не запачкав себя и окружающие предметы. Чтобы краска не капала с кисточки, надо разводить ее до консистенции жидкой сметаны. Во время и после занятий дети должны класть грязные кисти не на стол, а на специальные подставки.
Лепка. На занятиях лепкой следует использовать бурую или серую глину — мягкий эластичный материал, который легко поддается нажиму детской руки. Предварительно очистив, глину скатывают в шарики, легко помещающиеся в руке ребенка, и на небольших фанерных дощечках подают детям. После работы с глиной дощечки тщательно промывают и просушивают.
Аппликация. Приступая к занятиям по аппликации воспитатели обучают детей держать ножницы, вкладывать пальцы в кольца, сжимать и разжимать рычаги. Ножницы, которыми пользуются дети. должны быть легкими, небольших размеров (по руке ребенка), с тупыми концами. Очень важно провести беседу о тяжелых последствиях неосторожного обращения или игры с ножницами.
При работе с клеем надо научить детей аккуратно набирать его на кисть, пользоваться специальными подстилками и тряпочками при приклеивании деталей друг к другу.
Гигиенические требования к игрушкам. Приобретать игрушки следует только в государственных магазинах. Покупать игрушки у частных лиц и артелей нельзя.
Для детей первого года жизни, которые тянут все в рот, рекомендуются игрушки, изготовленные из пластмассы, целлулоида и резины. Такие игрушки хорошо поддаются очистке и дезинфекции, на них почти не задерживаются микробы. В составных игрушках (пирамидках, наборах колец или шариков) диаметр самого маленького их элемента должен быть не менее 30 мм, чтобы дети не могли засунуть их в нос или уши. В настоящее время игрушки делают из полиэтилена, полистирола. Эти материалы были тщательно исследованы гигиенистами и получили положительную оценку.
Бумага и картон—удобный и дешевый материал для изготовления игрушек. Несмотря на то что игрушки из этих материалов быстро загрязняются и приходят в негодность, особенно при коллективном пользовании, наличие их в детских учреждениях допус-
Рис. 34. Положение пальцев руки при рисовании карандашом и кистью.
кается. Но в случае возникновения в группе инфекционного заболевания все бумажные игрушки следует сжечь.
Игрушки, сделанные из папье-маше, в детских учреждениях иметь не рекомендуется, так как с них быстро сходит краска и в местах, где она отсутствует, могут надолго задерживаться микробы. Матерчатые, ватные и меховые игрушки также нежелательны: они легко загрязняются и могут быть источником инфекции; при мытье или дезинфекции они, как правило, приходят в негодность.
Музыкальные духовые игрушки (трубы, дудки, губные гармошки и др.) не рекомендуются, так как могут быть источником распространения инфекционных заболеваний. Игрушки из легко бьющегося материала, например елочные украшения, фарфоровые, фаянсовые и глиняные фигурки, статуэтки, давать детям в руки не следует. Они пригодны лишь для экспонирования.
Оптические игрушки, а именно фильмоскопы, калейдоскопы, волшебные фонари, игрушечные подзорные трубы и др., должны давать четкое, достаточно крупное изображение, чтобы не вызывать напряжения зрения. Самопроизвольное изменение фокусного расстояния при пользовании оптическими игрушками должно быть исключено, а электрическое напряжение в электрических игрушках не должно превышать 26 вольт.
Дети очень любят делать игрушки сами. Для этого можно использовать картон, бумагу,'катушки, лоскутки, баночки и коробочки, принесенные ими из дома. Однако весь принятый от детей материал, так же как и вновь купленные готовые игрушки, следует предварительно обеззаразить (продезинфицировать).
Детский строительный материал, мозаика, набор геометрических фигур и прочие изделия из дерева или толстой фанеры дол-
жны быть посильны для ребенка и по общему весу составных частей не превышать 1—2 кг. Все элементы должны быть гладкими, без щелей и острых углов, покрашены устойчивыми масляным!. красками или отполированы.
Для изолятора выделяют отдельно наборы игрушек, легко обеззараживающихся. Наиболее подходят резиновые, целлулоидные и пластмассовые игрушки.
Все игрушки должны регулярно очищаться от пыли и дезинфп цироваться. Легко моющиеся игрушки, которыми пользуются де1 i грудного возраста, следует в специально выделенном тазу еж^ дневно обрабатывать горячей водой (50°) с мылом и щеткой ил:' протирать 0,5%-ным раствором хлорамина. В группах детей от 2 лет и старше игрушки надо ежедневно протирать влажной тряпкой, а мягкие, если такие имеются, прочищать щеткой, выбивачь ,и проветривать не реже одного раза в неделю, лучше всего на солнце. При обеззараживании ультрафиолетовыми лучами (с помощью ламп ПРК-2, ПРК-7) игрушку облучают с каждой стороны в течение 10 минут на расстоянии 40 см от лампы. Одежду кукол (куклы должны быть не матерчатыми, а целлулоидными) следует не реже одного раза в неделю, простирывать и проглаживать горячим утюгом.
Детская нервность
Нарушения высшей нервной деятельности. И. П. Павлов в опытах на собаках остановил, что можно вызвать серьезные нарушения высшей нервной деятельности, если применять чрезмерно сильные условные или безусловные раздражители, резко увеличивать длительность действия тормозных раздражителей, включать непосредственно друг за другом или даже одновременно положительный (т. е. подкрепляемый) и отрицательный (неподкрепляемый) раздражители и другие приемы.
Если, например, без перерыва по очереди включать то положительный условный раздражитель (например, метроном с частотой 60 ударов в минуту), то сходный с ним отрицательный (такой же метроном, но с частотой 100 ударов в минуту), то условные рефлексы на некоторое время нарушаются. После их полного восстановления опыт протекает нормально, но лишь до тех пор, пока не применяются раздражители, вызвавшие нарушения. Стоит пустить в ход хотя бы один из них, т. е. затронуть больной пункт коры, как на несколько часов, часто и на несколько дней, снова наруша ется протекание условных рефлексов. Такая «ранимость» больного пункта коры иногда сохраняется в течение многих месяцев.Подобные нарушения Павлов назвал локальной, т. е. местной, патологической инертностью корковых клеток.
Изучение нарушений высшей нервной деятельности животных позволило Павлову объяснить возникновение у человека повышен-
1М
ной нервности и некоторых нервных и психических заболеваний. В частности, опыты с получением локальной патологической инертности дали возможность объяснить такие явления, какбредпреследования, мания величия, некоторые формы галлюцинаций и др. Локальная инертность нервных клеток лежит в основе явлений «навязчивости», часто наблюдающихся у здоровых людей в форме-навязчивых мыслей, идей, музыкальных мотивов, отдельных движений, поступков.
Установлено, что легкость, с которой возникают нарушения работы коры больших полушарий, а также характер и интенсивность этих нарушений зависят от типа высшей нервной деятельности. Нарушения чаще появляются и тяжелей протекают при слабом и сильном неуравновешенном типе высшей нервной деятельности:
при слабом типе кора больших полушарий находится почти непрерывно в состоянии заторможенности, а при сильном неуравновешенном типе, наоборот, в состоянии сильного возбуждения, которое может временно сменяться резким падением возбудимости.
Причиныдетской нервности. В нервной системе детей первых лет жизни возникшее возбуждение легко иррадиирует, приводя к общему двигательному беспокойству, а длительное или сильное раздражение приводит к торможению. По мере образования новых и новых условных связей и усложнения высшей нервной деятельности действие чрезмерных раздражителей все сильнее сказывается на поведении ребенка. При слабом типе высшей нервной деятельности ребенок становится пугливым, обидчивым, часто плачет, дрожит, а при возбудимом типе — недисциплинированным, капризным, вспыльчивым, чрезмерно подвижным, суетливым. Таких детей называют нервными. Дети других двух типов (уравновешенного подвижного и уравновешенного медленного) также могут быть нервными, но у них нервность, как правило, проявляется значительно слабее.
Следовательно, ребенок может унаследовать от родителей слабый или возбудимый тип нервной системы, а тем самым ее неустойчивость, легко приводящую к нервности. Нередко предрасположение к нервности бывает врожденным, т. е. возникает у плода до рождения под влиянием неблагоприятных условий внутриутробного развития. Такие условия создаются, если мать во время беременности перенесла тяжелую болезнь или нервное потрясение, плохо питалась, потребляла алкогольные напитки и вообще нарушала нормальный образ жизни. В таких случаях признаки нервности часто проявляются уже в первые дни после рождения: ребенок много кричит, спит беспокойно, часто просыпаясь.
О приобретенной нервности говорят в тех случаях, когда причины, ее породившие, действовали на ребенка после его рождения. Такой причиной може! быть все, что ослабляет, истощает организм ребенка, и особенно его нервную систему, как, например, родовая травма, неправильное питание, несоблюдение нормального режи-
ма, недостаточный сон, различные заболевания, в особенности протекающие хронически, т. е. длительно. а
Часто ребенок становится нервным по вине окружающих людей. Ребенок замечает и по-своему переживает все, что совершается вокруг него. К значительному напряжению нервной системы и развитию нервности может привести часто повторяющаяся шумная обстановка, семейные ссоры, грубые перебранки. Ребенок тяжело переживает резкое, несправедливое или неровное отношение к нему, быстрый переход от чрезмерной строгости к ласкам и захваливанию, частые замечания и запрещения, подавление инициативы. Кино, телевизионные передачи, спектакли, сильно возбуждая нервную систему, также могут способствовать развитию нервности.
Негативизм. Каждый ребенок может проявить своеобразное упрямство—делать противоположное тому, что от него требуют. У нервных людей такое негативное, т. е. отрицательное, отношение к внешним воздействиям может часто повторяться и стать характерной чертой поведения. Ребенку подставляют тарелку с кашей и предлагают есть — он отказывается. Стоит убрать тарелку — он требует ее. Снова подставляют — и опять отказ. Если, отодвинув тарелку, сказать «Не ешь!», а затем не обращать на ребенка никакого внимания, он через некоторое время сам ее пододвинет, все съест и даже может попросить добавки. Подобные же негативные реакции повторяются, когда требуют, чтобы ребенок вымыл руки. пошел гулять или ложился спать. Чем строже настаивать на своем, тем сильнее проявляются негативные реакции.
Эта черта поведения, называемая негативизмом,—одно из частых проявлений детской нервности. Чтобы ослабить негативизм, следует избегать тона приказания, например сказать: «Если хочешь, съешь» — и больше не настаивать на своем.
Детские страхи. Испугать ребенка может каждое явление окружающей жизни, если оно незнакомо ему и возникло неожиданно. Ребенок пугается, если из-за угла внезапно выскочила собака, или раздался сильный непривычный звук, или впервые он увидел человека в маске. Такой испуг естествен и, как правило, не оставляет никаких дурных последствий. Иное дело необоснованные и непреодолимые страхи, свойственные многим нервным детям. Они пугаются громких звуков, даже часто повторяющихся, боятся темноты, грозы, сильного ветра, жуков, червяков — словом, поводов для страха может быть много. Мало того, ребенок боится войти во двор, где когда-то его испугала собака, отказывается подойти к человеку, на котором он раньше видел маску. Постоянные страхи угнетают ребенка, подавляют его активность.
В развитии страхов чаще всего повинны окружающие, запугивающие ребенка милиционером, стариком, который унесет его в мешке, злым разбойником, серым волком, а иной раз мать угрожает, ч<