Методыаппаратнойфизиотерапии
В лечении детей с заболеваниями нервной системы и их последствиями большое значение, особенно навтором этапе реабилитации, имеют методы аппаратной физиотерапии, в частности гальванизация и лекарственный электрофорез, импульсные токи низкой частоты, УВЧ-терапия, индуктотермияи др.
Особенно широко используется гальванический ток. В качестве источника гальванического тока применяют аппараты типа АГН-1, АГН-2 или «Поток-1». В зависимости от локализации поражения гальванизация может проводиться с использованием поперечного или продольного наложения электродов. В первом случае электроды располагаются параллельно, очаг поражения заключается между ними; во втором — электроды размещаются в одной плоскости по ходу пораженных нервных стволов или позвоночника.
Существуют различные методы лечения гальваническим током, одним из которых является глазнично-затылочная гальванизация по Бургиньону. Этот метод позволяет воздействовать электрическим током и ионами лекарственных веществ непосредственно на патологический очаг, расположенный в мозге. Гальванический ток рефлекторно улучшает крово- и лимфообращение, а также способствует нормализации функционального состояния коры мозга. Введение же с его помощью лекарственных веществ увеличивает фармакологический эффект. Плотность гальванического тока не должна превышать 0,03 мА на 1 см2 прокладки, длительность процедуры — до 10 мин.
Назначают также гальванизацию воротниковой зоны (по Щербаку). В основе этого метода лежит воздействие на трофические процессы головного мозга через шейный вегетативный аппарат, которому принадлежит ведущая роль в иннервации головного мозга и мозговых оболочек. Установлено, что раздражение кожных сегментов в области позвонков Civ—Тц стимулирует функции высших вегетативных центров головного мозга и мозговых оболочек.
Гальванизацию обычно сочетают с введением лекарственных веществ, обладающих рассасывающим и противовоспалительным действием — метод электрофореза с йодом, пеллоидином, лидазой и др. При наличии болевого синдрома вводят новокаин, для регуляции кальциевого обмена — 2% кальция хлорида на область шейных симпатических узлов.
Воздействие гальваническим током показано при всех инфекционных заболеваниях нервной системы после стихания общих явлений, нормализации температуры. В случаях заболеваний головного мозга и оболочек используются глазнично-затылочная, эндоназальная методики воздействия, а также гальванизация шейно-воротниковой области (метод Щербака).
Импульсные токи. К импульсным токам низкого напряжения и низкой частоты относятся постоянные токи, имеющие одно направление, но подающиеся отдельными импульсами, толчками. Это — электроанестезия, электростимуляция, электросон. Импульсные токи могут иметь меняющееся направление (переменный ток), например синусоидальные модулированные токи. В связи с прерывистым действием тока во время прохождения импульсов клетки приходят в состояние возбуждения; во время паузы возвращаются в состояние покоя. Меняя форму импульса, частоту, интенсивность тока, можно оказывать различное действие на ткани организма.
Для электростимуляции ослабленных мышц используют аппараты АСМ-2, 3, 5, Миотест «Б», генерирующие импульсные токи частотой 80— 100 Гц в зависимости от степени поражения. Сила тока устанавливается индивидуально (по появлению сокращения средней интенсивности стимулируемой мышцы). Длительность процедуры — 1—2 мин, затем дается отдых на 2—3 мин. Процедуры проводятся ежедневно, курс лечения — 20 дней. Подобным эффектом обладают диадинамические токи (Бернара), которые используются не только для противовоспалительного влияния на нервно-сосудистые окончания, но и для стимуляции мышц.
За последнее время получили признание синусоидальные модулированные токи (аппарат «Амплипульс-3-Т», «Амплипульс-4»). Переменный синусоидальный ток частотой 5000 Гц, не вызывая неприятных ощущений в поверхностных тканях (в месте воздействия), проникает вглубь, способствуя улучшению кровоснабжения тканей, их трофики, оказывает ганглиобло-кирующее и болеутоляющее действие.
Такой широкий диапазон влияния тока достигается различными режимами работы его источника. Так, для стимуляции ослабленных мышц применяют IIи IIIрод работы (невриты, полирадикулоневриты, полиомиелит, миелит). Один электрод (аналогичный тем, которые используют для гальванизации) располагают на двигательной точке мышцы; другой — на месте ее прикрепления. Частота колебаний индивидуальна — от 30 до 80 Гц; длительность импульсов — 3 с; глубина модуляции — 25—50%; сила тока — 18— 30 мА; продолжительность процедуры — 6 —10 мин. При необходимости стимулирования симметричных мышц или группы мышц процедуру выполняют с помощью сдвоенного электрода.
С целью снижения тонуса мышц (последствия энцефалита, миелита) применяют Iрод работы. Частота модуляций при этом — 100—120 Гц; глубина — 50%; сила тока — 6 — 12 мА; длительность воздействия — 7 — 10 мин. Курс лечения состоит из 12 процедур.
Синусоидальные модулированные токи действуют не только непосредственно на пораженные мышцы, но и сегментарно (заболевания головного мозга и оболочек). Чаще всего применяют воздействие на шейные симпатические узлы. Лечение способствует снижению повышенного тонуса мышц. Раздвоенный электрод располагают на области шейных симпатических ганглиев; второй электрод помещают на заднюю поверхность шеи. В течение 2 мин применяют Iрод работы, затем в течение 4 мин — IVрод работы. Курс лечения — 10 процедур каждый день.
Заслуживает также внимания метод биоэлектрической стимуляции и управления отдельными движениями. Стимуляция мышц осуществляется аппаратом «Миотон». Движения парализованными мышцами с помощью импульсов, посылаемых «Миотоном», способствуют улучшению их трофики, а также проприоцептивной афферентации, что имеет большое значение в восстановлении их функции.
При последствиях заболеваний головного мозга (энцефалиты, менингиты, арахноидиты) используется электросон (аппараты «Электросон-2», «Электросон-4»). Два электрода с прокладкой толщиной 1 см размещают на закрытых веках и присоединяют к катоду; два других, соединенных с анодом, помещают на сосцевидных отростках. Частота импульсов — до 15 Гц; сила тока — до появления легких покалываний. Продолжительность процедуры при первом воздействии — 10 — 15 мин, при последующих — увеличивается до 40—50 мин; курс лечения состоит из 15 — 20 процедур.
Широкое распространение в практике работы с детьми имеют токи высокой частоты, способствующие образованию в тканях тепла,— УВЧ-терапия и индуктотермия. Расположение электродов на определенном расстоянии от поверхности тела, отсутствие неприятных ощущений в период приема процедуры положительно воспринимаются даже маленькими детьми. Вместе с тем эффективность действия этого вида терапии достаточно велика. Так, с помощью УВЧ можно вызвать образование тепла в тканях, расположенных на разной глубине и обладающих малой электропроводностью. Приток крови к участку прогревания усиливает обменные процессы, способствует рассасыванию рубцовых изменений и, соответственно, восстановлению функции нервной системы [ Ясногородский В. Г., 1976]. УВЧ-терапия обладает также болеутоляющим и седативным действием. Обычно используются аппараты малой мощности (УВЧ-2М, УВЧ-62, УВЧ-4).
Проводится процедура при расположении электродов поперечно (участок тела, на который необходимо воздействовать, помещается между электродами). В этих случаях прогреванию могут подвергаться глубоколежащие ткани(спинной, головной мозг). При воздействии на области, расположенные поверхностно (периферические нервы), электроды устанавливаются в одной плоскости (продольно). Глубина воздействия прямо пропорциональна величине воздушного зазора между электродом и кожей. Воздушный зазор для поверхностного воздействия — 0,5 см; для глубокого — 2 см. Длительность процедуры — 5—8 мин; курс лечения — 5 — 12 процедур ежедневно или через день.
Тепловым эффектом обладает и индуктотермия. Согревание поверхностных и глубоколежащих тканей способствует усилению кровообращения, ускорению процессов обмена веществ, а также ослаблению спастических явлений и болевых ощущений. Источником тока являются аппараты ДКВ-2, ИКВ-4. Процедура проводится с помощью индуктора с настроенным в резонанс контуром или электрода вихревых токов (ЭВТ-1), который получает энергию от аппаратов УВЧ-60, УВЧ-30. УВЧ-терапия и индуктотермия используются преимущественно при миелите, полиомиелите, полирадикуло-неврите, неврите.
Индуктотермией можно воздействовать на область шейных симпатических узлов (последствия энцефалита, арахноидита). В этих случаях индуктор-кабель располагают над областью шейных симпатических ганглиев в виде двух петель. Сила тока — до появления легкого тепла (120—140—160 мА). Длительность воздействия — 8 — 12 мин; курс лечения — 10—15 процедур.
В качестве общеоздоровительного воздействия (стимуляция иммунологической активности, улучшение фосфорно-кальциевого обмена, а также окислительно-восстановительных процессов) рекомендуется общее ультрафиолетовое облучение детей. В настоящее время в распоряжении физиотерапевтов имеются мощные источники — ртутно-кварцевые лампы высокого давления (ОКБ, ОКМ, ОРК). С помощью этих аппаратов можно одновременно облучать группу больных. Облучение следует проводить в специальном фотарии площадью не менее 20 м2 при использовании лампы ОРК мощностью 350 Вт и не менее 40 м2 при лампе ОКБ мощностью 1000 Вт. Перед началом лечения у детей определяют биодозу. Начинают облучение с lj\ биодозы и постепенно увеличивают ее до 1 —1*/2 биодоз на каждую поверхность тела. Всего на курс лечения назначают 15 — 20 облучений.
Все перечисленные методы аппаратной физиотерапии могут использоваться как в стационарах, так и в поликлинических условиях.
Противопоказаниями к использованию физиотерапии являются: эпилепсия с частыми судорожными приступами; острые психические заболевания; кахексия; гемофилия; острые интеркуррентные заболевания; декомпен-сированные пороки сердца; активный туберкулез; индивидуальная непереносимость воздействия различных токов или ультрафиолетовых лучей.
ЛЕЧЕБНАЯФИЗКУЛЬТУРАИМАССАЖ
Физические упражнения, направленные на восстановление и нормализацию двигательных функций, применяются в виде пассивных и активных упражнений и во всех случаях должны служить воспитанию у больных мышечного чувства, ощущению состояния мышц и тем самым способствовать становлению движений и самостоятельному воспроизведению напряжения, расслабления мышц, состояния покоя.
Упражнения общеукрепляющего характера направлены на улучшение работоспособности двигательного аппарата, включают тренировку правильного дыхания и нормализацию осанки. Упражнения для обучения жизненно необходимым и прикладным навыкам должны рассматриваться как одно изглавных средств социальной адаптации, с широким диапазоном, в зависимости от возможностей больного, начиная с обучения стоянию и ходьбе до подготовки к участию в спортивных играх. Целесообразно применение аутогенной тренировки, особенно при обучении торможению гиперкинезов.
Упражнения в теплой воде используются как средство увеличения подвижности отдельных частей тела в облегченных условиях. Для восстановления мелких движений кисти и пальцев и улучшения стереогноза упражнения в теплой воде могут проводиться в глубоком тазике с захватом разных по форме игрушек, лежащих на дне, с использованием резиновой груши для набора воды и сбивания сильной струей плавающей игрушки или бумажного кораблика и пр. Упражнения для восстановления движений в суставах ног проводятся в ванне, а тренировка ходьбы может быть осуществлена в неглубокой воде в бассейне.
Игры как средство воспитания коллективных действий и нормализации поведения широко используются в занятиях, начиная от несложных индивидуальных игровых заданий до проведения командных игр. Специальные упражнения на улучшение координации движений включают разнообразные варианты упражнений на равновесие, с предметами, на точность мелких движений, ритмические упражнения и пр.
На первом этапе реабилитации при всех формах заболевания важно сохранить сугубо индивидуальный подход к больному, включающий ряд положений. При наличии двигательных нарушений важно выяснить их особенности: состояние тонуса мышц, отсутствие или наличие активных движений в суставах, используя при этом предложенную ранее 5-балльную систему оценки, применявшуюся при полиомиелите: отсутствие движений — 0; если мышца сокращается, но не производит движения — 1; движение не по полной амплитуде — 2; полное движение, но не выдерживает сопротивления — 3; движение с преодолением веса — 4. Даже такая условная оценка может обеспечить достаточно объективный подход к выбору приемов массажа на отдельные группы мышц и физических упражнений.
Индивидуальный подход включает также постоянный учет общего состояния больного, его настроенность. В обращении к заболевшему тон, слова, весь арсенал воспитательных средств должны вызывать у него желание заниматься, бодрость, надежду на успех. Необходимо также строго индивидуально учитывать во время занятий эмоциональную и физическую нагрузку, не вызывая переутомления, подсчитывая пульс и дыхание до и после занятий.
Разрешение садиться и вставать больному дает лечащий врач, и в соответствии с этим меняется комплекс упражнений.
Для нормализации двигательных нарушений применяются избирательно приемы общего и точечного массажа; физические упражнения в основном выполняются в облегченных условиях, уделяя большое внимание постановке дыхания; кроме движений по суставам, даются гимнастические упражнения.
На протяжении первого этапа, примерно через 10 дней, рекомендуется проводить краткую проверку функционального состояния пораженных мышц, результаты которой используются для внесения соответствующих исправлений в применяемые приемы массажа и упражнения. Желательно, чтобы на первом этапе реабилитации массаж и физические упражнения проводил бы один и тот же специалист, что обеспечивало бы согласованное их осуществление и большую ответственность этого специалиста. Важное значение, особенно при тенденциях к образованию контрактур и деформаций, принадлежит ортопедической профилактике. В этих случаях необходимо после массажа и занятий фиксировать конечность в среднем положении.
Опыт показал, что для наибольшей конкретизации восстановительного лечения на 2-м этапе реабилитации необходимо выделение 3 групп больных.
В 1-ю группу включаются дети, в основном перенесшие полиомиелит, разные формы энцефалита и менингита, полирадикулоневрит с тяжелыми двигательными нарушениями, самостоятельно не передвигающиеся и полностью себя не обслуживающие. Тяжелые двигательные дефекты в ряде случаев сочетаются с нарушениями интеллекта, речи, проявлениями особенностей поведения. Для этой группы больных назначается лечебно-охранительный реабилитационный режим с преобладанием периодов отдыха над периодами нагрузки. Основной задачей ЛФК является укрепление здоровья и возможное восстановление движений, а в ряде случаев — формирование компенсаторных приспособлений.
Индивидуальные занятия, так же как и утренняя гимнастика, являются основными формами организации ЛФК. Физические упражнения сочетаются с избирательным массажем, физиотерапевтическими процедурами, иглоукалыванием, а при необходимости — и с речевой коррекцией. При проведении физических упражнений рекомендуется соблюдать с помощью исходных положений облегченные условия для действия ослабленных мышц, а при наличии спастичности или гиперкинезов чаще включать упражнения на расслабление и чередовать нагрузку мышц различных частей тела. Если в эту группу включаются дети с давностью заболевания свыше 1 года, то желательно обращать внимание на выработку компенсаторных приспособлений, особенно если имеется необходимость обучения ходьбе и ручным действиям. Практически в этих случаях возникает задача приспособления больного к самостоятельным действиям в окружающей среде. Наряду с овладением трудовыми навыками для пользующихся костылями больных рекомендуется тренировка ходьбы с препятствиями в виде передвижения по разному грунту, перехода канавы по мостику, перелезания через бревно, перешагивания, перенос разных предметов, а также использование специальных макетов входа и выхода в различные виды транспорта (автобус, троллейбус и пр.). При наличии бассейна желательны индивидуальные занятия гимнастикой в воде, упражнения на обучение ходьбе, манипуляциям, постановке дыхания. При отсутствии бассейна занятия проводятся в ванне по сокращенной программе.
Ко 2-й группе относятся дети с более легкими последствиями тех же заболеваний в виде локальных двигательных нарушений, самостоятельно передвигающиеся и обслуживающие себя. Так же, как и в 1-й группе, могут быть различные сочетания с нарушениями других систем организма. Основными задачами лечебной физической культуры являются возможная коррекция имеющейся патологии движений и всесторонняя подготовка больных к включению в повседневные жизненные условия в плане лечебно-активирующего реабилитационного режима.
Основными формами организации являются как групповые, так и индивидуальные занятия и утренняя гимнастика. Индивидуальные занятия проводятся в сочетании с различными методиками рефлексотерапии, добиваясь восстановления основ координации движений. Рекомендуются занятия в теплой воде в ванне или в бассейне со специальными приспособлениями (круги, доски, гамачки, приспособления из пенопласта на шапочку, «браслеты» на конечности), поддерживающими тело на поверхности воды. Индивидуальные занятия, как и групповые, могут проводиться в виде прогулки с тренировкой отдельных моментов — равновесие, координация движений, прикладных навыков с постепенным увеличением расстояния и времени.
Группы формируются из 4—5 детей по возможности с однородными двигательными дефектами. Групповые занятия, так же как и утреннюю гимнастику, желательно проводить на свежем воздухе. Схема групповых занятий включает: 1) упражнения на расслабление мышц и на подавление содружественных движений; 2) упражнения в облегченных условиях; 3) активные
движения, направленные на восстановление амплитуды и разного характера движений (маховые, качательные и пр.); 4) упражнения на координацию движений, воспитание мышечного чувства, пространственных представлений, произвольного торможения гиперкинезов; 5) малоподвижные и подвижные игры. При пирамидной недостаточности рекомендуются в основном упражнения 1-й, 2-й, 3-й и 5-й групп; при преимущественно подкорковых и мозжечковых расстройствах — 1-й, 4-й и 5-й групп.
Во всех занятиях при пирамидной недостаточности или при подкорковых нарушениях рекомендуется чаще давать упражнения на расслабление в чередовании с другими группами упражнений, с введением элементов аутогенной тренировки. Для развития координации движений желательно проводить занятия с музыкальным сопровождением и включением элементов ритмической гимнастики на выделение характера движений (плавно, резко и пр.).
В 3-ю группу включаются дети, не имеющие серьезных двигательных нарушений: недостаточность координации движений, нарушения осанки, быстрая утомляемость и особенности в поведении, свойственные всем группам больных. Для полноценной их реабилитации желательно, чтобы они получили лечение в поликлинике или в местном санатории сроком в 1*/2—2 мес с применением оздоровительно-прикладного реабилитационного режима. Основные задачи ЛФК — закаливание с постепенным увеличением физической и эмоциональной нагрузки, воспитание коллективных действий и закрепление двигательных навыков. При наличии головных болей, чрезмерной возбудимости рекомендуется, наряду с другими компонентами комплексного лечения, применять приемы точечного массажа. При проведении занятий надо обращать внимание на постановку правильной осанки, постановку дыхания и улучшение координации движений и работоспособности. Из числа оздоровительных мероприятий рекомендуется максимально возможное пребывание на свежем воздухе (длительный дневной сон, проведение утренней гимнастики и групповых занятий, прогулок и походов).
Группы для занятий формируются из 6—8 человек. Групповые занятия проводятся 2—3 раза в неделю по 30—40 мин с включением строевых упражнений, гимнастических, бега, прыжков, лазания; зимой — лыжи, финские сани, игры, разные по степени нагрузки, в том числе и спортивные по упрощенным правилам (баскетбол, волейбол, городки, теннис), элементы ритмической гимнастики, танцы. Немаловажное значение имеет организация коллективных действий с участием самих детей — выбор физкультурного организатора, капитанов команд, судей и пр.
Если имеется бассейн, то желательно за счет сокращения числа групповых занятий проводить упражнения в бассейне 1—2 раза в неделю из расчета 10—12 занятий на курс. Рекомендуется независимо от степени подготовленности (умения плавать) ограничиться постановкой дыхания и умением держаться на воде, с включением игровых заданий. Занятия могут проводиться только при наличии строгой дисциплины. Противопоказания: кожные заболевания, эпилептические припадки, выраженный энурез. Все занятия во всех группах проводятся под контролем врача с соблюдением последовательности увеличения физической нагрузки и регуляции эмоционального настроя. Особенно это касается ограничений соревновательного метода. В играх, эстафетах ведущим является точность, а не скорость исполнения.
Противопоказания: простудные и другие заболевания с повышенной температурой. При наличии частых эпилептических припадков рекомендуется проводить только индивидуальные занятия с приведенными ниже ограничениями. В раннем восстановительном периоде индивидуально проводятся частичные ограничения в дозировании нагрузки и в упражнениях с повышенной гипервентиляцией.
В начале и в конце курса лечения в поликлинике и в санатории необходимо проводить осмотр с выявлением антропометрических данных (рост, масса тела, дыхательный размах, спирометрия, динамометрия).
Массаж используется у всех больных с целью расслабления или стимулирования функций определенных мышечных групп, улучшения динамической и статической работы двигательного аппарата. Для расслабления мышц могут быть использованы известные приемы массажа, как поглаживание, потряхивание, валяние, поверхностная вибрация и др. Для стимуляции и улучшения силовых показателей применяются штрихование, прерывистая пунктация, давление, глубокое поглаживание, растирание, разминание, поколачивание.
Приемы точечного массажа также направлены на расслабление или стимулирование функции мышц. Расслабляющий точечный массаж может выполняться как последовательное углубление вращения на точке с задержкой в глубине и с возвращением к первоначальному поверхностному давлению, длительностью до 1—2 мин, или как поверхностное плавное поглаживание вращательными движениями над точкой против часовой стрелки до 5 —10 мин. При этом двумя пальцами другой руки натягивается кожа над микрозоной. Стимулирующий точечный массаж включает приемы общего массажа, но выполняемые на точке, а также короткое и резкое вращение по часовой стрелке или глубокое давление. Точечный массаж применяется как самостоятельная процедура или в сочетании с другими видами массажа.
Линейный массаж подробно описан в работе Г. Лувсана «Очерки методов восточной рефлексотерапии» (М., 1980). При этом используются принятые в восточной рефлексотерапии так называемые меридианы. Массаж производится в виде поглаживания пальцем или двумя по ходу избранного'меридиана сначала снизу вверх, а затем по парному меридиану сверху вниз, повторяя эти движения 7 — 10 раз.
При наличии головных болей можно рекомендовать вариант восточного массажа в виде непрерывного поглаживания двумя пальцами по срединной линии головы, начиная с теменной кости и далее паравертебрально вдоль позвоночного столба мягкими ритмичными движениями в течение 3 — 5 мин.
При гиперкинезах или множественных ограничениях движений рекомендуется вариант сегментарного массажа для торможения гиперкинезов или расслабления мышц всей конечности. Он проводится в виде глубокого поглаживания с втиранием 50% анестезиновой мази (мазь Пигина) вдоль позвоночника, начиная с XIIгрудного до Vпоясничного позвонка для нижних конечностей и VIIшейного до III —IVгрудного — для верхних. Втирание мази проводится до покраснения кожи и ощущения тепла больным. Тот же прием выполняется на лице при наличии непроизвольных движений — вдоль уха от начала волосистой части до нижней челюсти. По показаниям могут применяться и приемы классического сегментарного массажа.
Точечный, линейный и сегментарный массаж назначается по 10—15 сеансов на курс. Виды массажа желательно менять и чередовать с приемами общего массажа на другие мышцы, в частности мышцы туловища, особенно при нарушениях осанки. Важно, чтобы избранный вид массажа можно было повторить дважды с перерывом в 7 —10 дней за срок пребывания в лечебном учреждении. Последовательность и сочетание видов массажа определяются индивидуально. Применение массажа должно создавать благоприятный фон для занятий физическими упражнениями, поэтому массаж и физические упражнения проводятся или одним лицом, или массаж должен предшествовать занятиям ЛФК. Противопоказания к применению массажа: заболевания с повышенной температурой, кожные заболевания.
ОРТОПЕДИЧЕСКАЯПОМОЩЬ
В системе восстановительного лечения детей с последствиями нейро-инфекций важное место принадлежит ортопедической профилактике (предупреждение образования контрактур и деформаций), ортопедическому лечению и протезно-ортопедическому снабжению. Ортопедическая профилактика проводится уже в остром периоде заболевания в виде специальных укладок ребенка в постели и особого двигательного режима.
Укладки направлены на благоприятное положение наиболее часто подвергающихся поражению мышечных групп. Укладки не должны быть насильственными, тягостными для больного и постоянными. Положение туловища и конечностей следует изменять несколько раз в течение суток. Принимаемое обычно ребенком в остром периоде заболевания полусогнутое положение конечностей следует периодически корригировать с помощью мягких валиков, подушек, мешочков с песком, солью, льняным семенем. Постель должна быть ровной, непрогибающейся, но с тюфяком и плоской подушкой. Необходимо устранить давление одеяла на стопы, так как этот, казалось бы, небольшой груз может усугубить парез разгибателей стоп, усилить боли при гиперестезии кожи. Одеяло надо накинуть на каркас, дугу, лямки, натянутые над постелью. Необходимо поочередно с помощью подушек отводить руки в плечевом суставе, подкладывать валик под полусогнутую или отвисшую кисть, создавать с помощью сложенного валиком одеяла упор для стоп.
В этом периоде никакие жесткие конструкции — шины, лонгеты — не применяются. После окончания острых явлений, когда наблюдаются признаки вялых или спастических параличей, требуется четкое определение их локализации и распространенности. Ребенку, как и в начале заболевания, следует несколько раз в день менять положение тела, допуская уже более строгую фиксацию отдельных частей на несколько часов в корригированном положении. В частности, при спазме приводящих мышц бедра — укладку с разведенными клиновидной подушкой ногами; при вялом их парезе, когда ноги раскидываются в стороны, поворачиваются наружу, сгибаясь в тазобедренных и коленных суставах — удержание их в более правильном положении с помощью валиков и мешочков с песком. В этом периоде еще выражен болевой синдром, поэтому грузы не накладываются непосредственно на конечность, а укладываются с боков. Для фиксации кистей и стоп может быть использован современный термопластический материал — поливик, из которого непосредственно на больном изготавливается шинка. Поливик размягчается в теплой воде (40—50 °С), формируется на больном, а затем края обрезаются и зачищаются с помощью наждачной бумаги, напильника.
Положение на спине с выпрямленными ногами плохо переносится больными, его можно чередовать с положением на животе при спущенных за края кровати стопах. При этом достаточно выпрямить проксимально расположенные суставы и стопы устанавливаются в среднее положение между тыльным и подошвенным сгибанием.
Через 2—3 нед все чаще ребенок может укладываться на 30 мин — 1 ч уже с помощью перекидных грузов: на краях полотенца вшиваются карманы, куда укладываются мешки с песком, солью; грузы, применяемые для вытяжения, вначале имеют массу по 2 — 3 кг, затем до 4—5 кг у детей старшего возраста. В положении на спине грузом фиксируются коленные суставы; при повороте на живот — ягодичная область, таз. Всем этим укладкам должны предшествовать легкий массаж, тепловые процедуры; после укладок следует применять активно-пассивные упражнения.
При переводе ребенка в положение «сидя» вначале надо дать под голову и туловище наклонную опорную плоскость, которая облегчит нагрузку и дастболее отчетливое представление о симметричности или асимметрии поражения мышц шеи, туловища. При слабости мышц живота следует изготовить на первое время бандаж из сложенной в несколько раз пеленки, плотного полотенца. Впоследствии необходимо заказать на протезном предприятии бандаж или мягкий корсет.
Асимметрия в положении туловища делается со временем все более заметной, образуется обычно одностороннее отклонение туловища (паралитический сколиоз), который имеет тенденцию к прогрессированию с последующей торсией позвоночника и образованием горба. Поэтому, если даже не выявляется отчетливый парез туловища, а определяется асимметрия брюшных рефлексов, следует предпринять профилактические меры по предупреждению развития сколиоза (гимнастика, массаж, физиотерапия, бандаж).
Постановка ребенка на ноги требует контроля врача. Маленькие дети, держась за кровать, стараются встать на ослабленные ноги и удержаться путем прогибания кзади (рекурвации) коленных суставов, поворота ног кнут-ри или кнаружи, сворачивая при этом стопы в вальгусное положение. Такая поза быстро становится привычной, стереотипной, со временем деформации фиксируются. В результате может образоваться перекос таза, который способствует развитию вывиха или подвывиха приведенной ноги в тазобедренном суставе, а в коленном развиваются задний подвывих голени, рекурвация, вальгус и наружная ротация или образуется сгибательная контрактура коленного сустава, особенно при эквинусном положении стопы. Эквинусные или отвисающие стопы все больше деформируются, при этом паретичные антагонисты контрагированных мышц оказываются в биомеханически невыгодном положении, затрудняющем их восстановление, поэтому начинать ходьбу надо в плотной, с возможно более высокими голенищами, обуви, при дополнительной опоре. Овладение ходьбой при наличии парезов и общем ослаблении мышц после столь тяжелого заболевания является сложным актом и требует специального обучения. Ребенку следует сделать гипсовые шины или заказать протезные изделия, которые будут способствовать фиксации конечности при передвижении и предотвращать образование контрактур и деформаций. Вначале простейшие, облегченные изделия (туторы, шины, ортопедическая обувь), которые в дальнейшем уже могут быть заменены более сложными и функционально обогащенными изделиями (шинно-кожаные аппараты с шарнирами). Если ребенок с обширным поражением при освоении ходьбы начал пользоваться костылями, то при ходьбе он может обходиться без корсета, при сидении же необходимо пользоваться корсетом (бандажем).
Для верхних конечностей, как и для ног, могут быть заказаны функциональные шины с эластическими тягами, подвижными шарнирами, корригирующими устройствами, способствующими тренировке мышц в облегченных условиях. До изготовления шин парализованную руку надо поддерживать хотя бы косынкой. Соответствие ортопедических изделий характеру поражения на этапах восстановительного лечения должно контролироваться врачом-ортопедом не реже 4 раз в первый год болезни и 2—3 раза — в последующие.
В восстановительном периоде при тенденции к образованию контрактур применяются этапные гипсовые повязки. После истечения 3—4 лет с начала заболевания при условии интенсивной предшествующей терапии можно предпринять ортопедические операции, направленные на улучшение статико-динамических функций пораженных конечностей и туловища.
Приведем некоторые частные принципы ортопедического лечения при различных формах перенесенных детьми нейроинфекций. При последствиях менингоэнцефалита (энцефалита) различной этиологии наиболее частым является синдром пирамидной недостаточности с явлениями спастического гемипареза, который нередко сопровождается судорожным синдромом, вегетативно-трофическим расстройством пораженных конечностей и преобладанием пареза группы мышц-разгибателей над сгибателями. Это создает своеобразную картину, несколько отличную от спастических парезов при врожденных формах детского церебрального паралича, особенно выраженностью трофических расстройств (укорочение, гипотрофия, потливость конечности, сосудистая дистония, выраженный паретический компонент).
Реже наблюдается двустороннее поражение с гиперкинезами и мозжечковыми расстройствами.
В первые 10 — 12 дней заболевания, когда особенно ярко выступают общемозговые симптомы, рекомендуются укладки на ровной постели с плоской подушкой. По мере выздоровления, прояснения сознания и возвращения каких-то активных движений наряду с очень осторожной лечебной гимнастикой начинают несколько раз в день применять лечебные укладки на короткий срок (10 — 15 мин).
К 11/г—2 мес, когда стихает астенизация ребенка, разрешается сидение, ходьба, могут быть применены фиксирующие приспособления, которые требуют постоянного наблюдения, так как при наличии трофических расстройств и непроизвольных мышечных сокращений могут образоваться пролежни.
При попытках ходьбы в первое время во избежание порочных компенсаторных установок целесообразно применять дополнительную опору (ходьба с симметричной поддержкой ребенка взрослым, около предметов, за коляской и т. п.). Не следует начинать ходьбу в домашней мягкой обуви. Обувь должна быть корригирующей, кожаной, плотно облегать стопу и голень.
У больных со спастическим гемипарезом постинфекционного происхождения наиболее часто поражаются мышцы, иннервируемые малоберцовыми и лучевым нервом, стопа принимает эквино-варусное положение, которое может корригироваться ортопедической обувью. Рецепт обуви при такой деформации стопы состоит в назначении пронатора, внутреннего жесткого берца, продленного до носка, удлиненного голенища, кроя ботинка конвертом для более удобного вкладывания стопы. Для сна рекомендуется заказать тутор до колена с фиксацией стопы в среднем положении. При высоком спазме трехглавой мышцы голени ортопедическая обувь не может удержать стопу в корригированном положении, поэтому более целесообразно заказать обувь с боковой металлической шиной или шинно-кожаный аппарат с ограниченной подвижностью в голеностопном суставе.
Нередко предназначенные для фиксации конечности во время сна туторы используют и для ходьбы. На первое время это приемлемо, однако следует помнить, что функционально обогащенные конструкции (с подвижностью в голеностопном шарнире) стимулируют восстановление функции пораженных разгибателей стопы.
Шины для верхней конечности надо носить не постоянно, а чередуя со свободным положением руки примерно одинаково