Работа № 1. Биологические свойства возбудителя дифтерии и принципы лабораторной диагностики.
Занятие № 2.2.2
Дифтерия и туберкулез. Лабораторная диагностика
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:
изучить биологические свойства коринебактерий и патогенных микобактерий , принципы лабораторной диагностики дифтерии и туберкулеза. Классифицировать препараты для идентификации, лечения и профилактики дифтерии и туберкулеза
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
1. Характеристику биологических свойств возбудителей дифтерии.
2. Эпидемиологию, патогенез, восприимчивость и иммунитет при дифтерии.
3. Основные клинические проявления дифтерии.
4. Характеристику биологических свойств возбудителей туберкулеза.
5. Эпидемиологию, патогенез, восприимчивость и иммунитет при туберкулезе.
6. Основные клинические проявления туберкулеза.
7. Принципы лабораторной диагностики.
8. Препараты для идентификации, лечения и профилактики заболеваний.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:
· дифференцировать возбудителей дифтерии и туберкулеза по морфологическим, тинкториальным,биохимическим и токсигенным свойствам;
· интерпретировать результаты серологических реакций;
· классифицировать препараты в соответствии с их назначением.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ВЛАДЕТЬ: алгоритмом лабораторной диагностики инфекционных болезней;
методами анализа и оценки результатов лабораторной диагностики по выявлению возбудителей дифтерии и туберкулеза.
Работа № 1. Биологические свойства возбудителя дифтерии и принципы лабораторной диагностики.
Самостоятельная работа:решить ситуационную задачу, используя демонстрационный материал.
В инфекционную больницу поступила девочка 4-х лет, посещающая детское дошкольное учреждение, с высокой температурой, жалобами на боли в горле. На слизистой зева с трудом снимающиеся серовато-белые налеты. Лечащий врач поставил диагноз «дифтерия зева», ввел немедленно 5000 МE противодифтерийной сыворотки и отправил в лабораторию материал для исследования.
1. Какой материал взят на исследования?__________________________________________
2. Какие направления и методы лабораторной диагностики могут быть использованы? Обозначьте каждый пункт исследования.
А)___________________________________________________________________________
Corynebacterium diphtheriaе (простой способ окраски по Леффлеру)
Результат:_________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Corynebacterium diphtheriaе(сложный способ окраски - по Нейссеру)
Результат:__________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
Б)___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Среда Клауберга (элективная среда)
Результат:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
В)____________________________________________________________________________
Дифференциация дифтерийной палочки от дифтероидов
Виды | Ферментация | Уреазная активность | Цистиназная активность | ||
глюкоза | сахароза | крахмал | |||
Дифтерийная палочка а) gravis б) mitis | |||||
Дифтероиды: а) ложнодифтерий- ная палочка б) палочка ксерозы | |||||
Г)____________________________________________________________________________
Проба на токсигенность
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Подтвердился ли клинический диагноз «дифтерия»? Почему?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Правильна ли была тактика лечащего врача? Почему?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Какое исследование должно быть проведено для оценки уровня антитоксического иммунитета в коллективе? _______________________________________________________
Оцените результат реакции.
Направление:___________________________________________________________________
Ингредиенты:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Механизм:
Постановка:
титры 1/10 1/20 1/40 1/80 1/160 1/320 1/640 КС КД
1 обследуемый
2 обследуемый
Результат:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Работа № 2. Принципиальная схема лабораторной диагностики дифтерии
Самостоятельная работа:разобрать особенности лабораторной диагностики дифтерии. Отметить наиболее информативные методы лабораторной диагностики.
Исследуемый материал:
1) ______
2) ______
3) ______
Работа № 3. Биологические свойства возбудителей туберкулеза и принципы лабораторной диагностики.
Самостоятельная работа:решить ситуационную задачу, используя демонстрационный материал.
К терапевту обратился мужчина 35 лет с жалобами на утомляемость, одышку, субфебрильную температуру в течение месяца, снижение аппетита, потерю веса, усиленное потоотделение. При обследовании рентгеноскопией выявлена патология органов грудной полости. Лечащий врач поставил предварительный диагноз «туберкулез».
1. Какой материал отправить на исследование?_____________________________________
2. Какие направления и методы лабораторной диагностики могут быть использованы? Обозначьте каждый пункт исследования.
А)___________________________________________________________________________
А) Mycobacterium tuberculosis в мазке из мокроты.
Окраска по Цилю-Нильсену.
Результат:_________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Б) микроколонии (корд-фактор) M. tuberculosis: ускоренный метод диагностики (метод Прайса).Окраска по Цилю-Нильсену.
Результат:_______________________________________________
__________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Почему проводится обогащение исследуемого материала перед исследованием?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Б) ___________________________________________________________________________
Среда Левенштейна - Йенсена (элективная среда)
Результат:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В)____________________________________________________________________________
Направление реакции:__________________________________________________________
Ингредиенты:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Механизм:
Постановка:
титры 1/50 1/100 1/200 1/400 1/800 1/1600 КН КП
1 неделя
2 неделя
Результат:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Работа № 4. Принципиальная схема лабораторной диагностики туберкулеза
Самостоятельная работа:разобрать особенности лабораторной диагностики туберкулеза. Отметить наиболее информативные методы лабораторной диагностики.
Исследуемый материал
1) _________
2) _________
3) _________
Самостоятельная работа студента во внеурочное время:
I.Классифицировать предложенные антимикробные препараты в соответствии с их назначением: профилактические, диагностические, лечебные.
АД-анатоксин
2._____________________________________________________________________________
3._____________________________________________________________________________
4._____________________________________________________________________________
5._____________________________________________________________________________
Токсин Шика
2._____________________________________________________________________________
3._____________________________________________________________________________
4._____________________________________________________________________________
5._____________________________________________________________________________
6._____________________________________________________________________________
1.Вакцина БЦЖ
2._____________________________________________________________________________
3._____________________________________________________________________________
4._____________________________________________________________________________
5._____________________________________________________________________________
6.____________________________________________________________________________
Туберкулин
2._____________________________________________________________________________
3._____________________________________________________________________________
4._____________________________________________________________________________
5._____________________________________________________________________________
6._____________________________________________________________________________
Стрептомицин
2._____________________________________________________________________________
3._____________________________________________________________________________
4._____________________________________________________________________________
5._____________________________________________________________________________
6._____________________________________________________________________________
Канамицин
2._____________________________________________________________________________
3._____________________________________________________________________________
4._____________________________________________________________________________
5._____________________________________________________________________________
6._____________________________________________________________________________
Фтивазид
2._____________________________________________________________________________
3._____________________________________________________________________________
4._____________________________________________________________________________
5._____________________________________________________________________________
6._____________________________________________________________________________
II.Заполнить контрольные карты по предложенной нозоформе:
КОКЛЮШ
Таксономия возбудителя:
Семейство__________________________________________________________________
Род________________________________________________________________________
Вид________________________________________________________________________
Морфологические и тинкториальные свойства__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Культуральные и биохимические свойства____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Резистентность_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Эпидемиология
Источник инфекции_____________________________________________________________________
Механизм передачи______________________________________________________________________
Пути передачи___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Факторы передачи___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Патогенез и клиника
Входные ворота________________________________________________________________________
Инкубационный период_______________________________________________________________________
Основные факторы патогенности ________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Основные фазы патогенеза_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Клинические симптомы_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Иммунитет___________________________________________________________________
Основные направления лабораторной диагностики_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Специфическая профилактика (препараты)____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лечение (препараты)_______________________________________________________________________________________________________________________________________________
К работе № 1
Серодиагностика дифтерии
Антитела к С. diphtheriaе определяют в крови больных, начиная с первых дней болезни и повторно через 10-14 дней. Обязательным условием является определение специфических антител в динамике болезни в парных сыворотках. Диагностическое значение имеют результаты серологических исследований при нарастании титра антител не менее чем в 3-4 раза.
Для определения уровня дифтерийного антитоксина в сыворотке человека применяют несколько реакций:
РПГА
РПГА - двухкомпонентная реакция, предполагающая взаимодействие диагностикума эритроцитарного дифтерийного антигенного (представляет собой эритроциты с адсорбированным на них дифтерийным анатоксином) и антитоксических противодифтерийных антител, находящихся в сыворотке крови обследуемых. При наличии в исследуемой сыворотке антитоксина образуется специфический комплекс: антитоксин + сенсибилизированные анатоксином эритроциты.В результате формируется осадок в виде агглютината эритроцитов.
В нашей стране РПГА рекомендована в качестве основного метода для определения напряженности антитоксического иммунитета к С. diphtheriaе, а также для оценки вакцинального иммунитета.
Оценка состояния коллективного иммунитета требует более детальной характеристики, чем только установление процента серонегативных людей. Для этого следует давать развернутые по каждому титру данные в РНГА т.е. с учетом степени напряженности.
Состояние антитоксического иммунитета против дифтерии оценивается по следующим критериям: 0 — отрицательный титр антител; 1:10, 1:20 — не защищены; 1:40 — минимальный защитный титр; 1:80, 1:160 — низкие защитные титры; 1:320, 1:640 — средние защитные титры; 1:1280 — высокий защитный титр. Таким образом, процентное распределение показателей титров в каждом разведении дает качественную характеристику состояния иммунитета к дифтерии в обследованной группе. Например, выявление у 50% обследованных показателей пограничного иммунитета (титры 1:10, 1:20) свидетельствует о слабой защищенности группы, в которой с годами будет увеличиваться число лиц, не защищенных от дифтерии.
В настоящее время приняты следующие количественные критерии, характеризующие степень восприимчивости к дифтерии в зависимости от уровней антитоксических антител.
Содержание антитоксических антител | Интерпретация результатов |
<0,01МЕ/мл | Обследуемый восприимчив к дифтерии |
0,01 МЕ/мл | минимальный уровень циркулирующих антител, обеспечивающий некоторую степень защиты |
0,01-0,09 МЕ/мл | уровни циркулирующих антитоксических антител, обеспечивающие некоторую степень защиты |
0,1 МЕ/мл | защитный уровень циркулирующих антител |
> 1,0 МЕ/мл | уровень антитоксина, обеспечивающий стойкую длительную невосприимчивость к дифтерии |
ИФА
ИФА предназначен для количественного определения антибактериальных и антитоксических иммуноглобулинов М, G человека в сыворотке крови больных дифтерией, бактерионосителей и здоровых людей. Принцип ИФА основан на образовании специфического комплекса антиген-антитело, выявляемого с помощью второго антитела, меченного пероксидазой хрена. При последующем добавлении субстратной смеси развивается ферментативная реакция, регистрируемая по появлению окрашенного продукта. Интенсивность реакции учитывается с помощью иммуноферментного анализатора или визуально.
3.Определение титра антител к дифтерийному токсину в сыворотке крови человека в реакции нейтрализации (РН) на культуре клеток.
Метод основан на том, что метаболическая активность и рост клеток культуры ингибируется дифтерийным токсином, который, в свою очередь, может быть нейтрализован антитоксином, содержащимся в сыворотке крови. Последовательное разведение сыворотки крови человека добавляют в лунки микропланшета, в которые затем вносят дифтерийный токсин в рабочей дозе и культуру клеток. Обнаружение по окончании инкубации (t 37оС 5-6 суток) живых клеток культуры в лунках, содержащих определенные разведения сывороток, будет указывать на соответствующий титр антител к дифтерийному токсину в тестируемых сыворотках + проба на токсигенность.
К работе № 2
К работе № 3
Серодиагностика
Для выявления специфических антител к антигенам микобактерий предложено большое количество серологических реакций: РПГА, РА, РСК.
В последние годы интенсивно разрабатываются тесты на выявление антител к МБТ в крови больного в конкурентной иммуноферментной реакции с применением стандартных концентраций антигена микобактерий и моноклональных антител, конъюгированных с ферментом - пероксидазой. Разработаны диагностические тест-системы "ИФА - туберкулез", предназначенные для выявления с помощью иммуноферментного анализа антител к МБТ и позволяющие распознавать как легочные, так и внелегочные формы туберкулеза. Тест-система "ИФА-туберкулез" может быть использована как для диагностики у отдельных больных, так и при массовых обследованиях населения. Чувствительность тест-системы при различных локализациях туберкулезного процесса составляет от 68% до 100%, специфичность - 94%.
К работе № 4
Занятие № 2.2.2
Дифтерия и туберкулез. Лабораторная диагностика
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:
изучить биологические свойства коринебактерий и патогенных микобактерий , принципы лабораторной диагностики дифтерии и туберкулеза. Классифицировать препараты для идентификации, лечения и профилактики дифтерии и туберкулеза
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
1. Характеристику биологических свойств возбудителей дифтерии.
2. Эпидемиологию, патогенез, восприимчивость и иммунитет при дифтерии.
3. Основные клинические проявления дифтерии.
4. Характеристику биологических свойств возбудителей туберкулеза.
5. Эпидемиологию, патогенез, восприимчивость и иммунитет при туберкулезе.
6. Основные клинические проявления туберкулеза.
7. Принципы лабораторной диагностики.
8. Препараты для идентификации, лечения и профилактики заболеваний.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:
· дифференцировать возбудителей дифтерии и туберкулеза по морфологическим, тинкториальным,биохимическим и токсигенным свойствам;
· интерпретировать результаты серологических реакций;
· классифицировать препараты в соответствии с их назначением.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ВЛАДЕТЬ: алгоритмом лабораторной диагностики инфекционных болезней;
методами анализа и оценки результатов лабораторной диагностики по выявлению возбудителей дифтерии и туберкулеза.
Работа № 1. Биологические свойства возбудителя дифтерии и принципы лабораторной диагностики.
Самостоятельная работа:решить ситуационную задачу, используя демонстрационный материал.
В инфекционную больницу поступила девочка 4-х лет, посещающая детское дошкольное учреждение, с высокой температурой, жалобами на боли в горле. На слизистой зева с трудом снимающиеся серовато-белые налеты. Лечащий врач поставил диагноз «дифтерия зева», ввел немедленно 5000 МE противодифтерийной сыворотки и отправил в лабораторию материал для исследования.
1. Какой материал взят на исследования?__________________________________________
2. Какие направления и методы лабораторной диагностики могут быть использованы? Обозначьте каждый пункт исследования.
А)___________________________________________________________________________
Corynebacterium diphtheriaе (простой способ окраски по Леффлеру)
Результат:_________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Corynebacterium diphtheriaе(сложный способ окраски - по Нейссеру)
Результат:__________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
Б)___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Среда Клауберга (элективная среда)
Результат:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
В)____________________________________________________________________________