Феномен синдрома сгорания и его профилактика
Специальность психолога-консультанта способствует развитию так называемого синдрома «сгорания», который проявляется в виде разочарования в профессии и деморализации, нарастающей склонности к тому, чтобы оставить эту профессию, ухудшении состояния психического и физического здоровья консультанта, снижения устойчивости браков, развития склонности к употреблению психоактивных веществ и алкоголя.
Дорогие коллеги, мы работаем в беспокойной обстановке, требующей устойчивого внимания и напряжения, единственным постоянством которой является ее постоянная изменчивость. Иными словами над нами постоянно висит угроза умственного, эмоционального и физического истощения из-за продолжительной эмоциональной нагрузки (стресса). Стресс вызывается множеством требований, которые непрерывно суммируются.
Когда внутренние и внешние требования постоянно преобладают над внутренними и внешними ресурсами, у человека нарушается состояние равновесия. Непрерывное или прогрессирующее нарушение равновесия неизбежно ведет к «сгоранию». «Сгорание» – не просто результат стресса, а следствие неуправляемого стресса.
"Синдром сгорания" — сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки.
Синдром, по описанию Corey (1986) и Naisberg-Fennig с соавторами (1991), выражается в:
– депрессивном состоянии,
– чувстве усталости и опустошенности,
– недостатке энергии и энтузиазма,
– утрате способностей видеть положительные результаты своего труда,
– отрицательной установке в отношении работы и жизни вообще.
Существует мнение, что люди с определенными чертами личности (беспокойные, чувствительные, эмпатичные, склонные к интроверсии, имеющие гуманистическую жизненную установку, склонные отождествляться с другими), иными словами по типу личности подходящие для эффективного консультирования, больше подвержены этому синдрому (Edelwick, Brodsky, 1980).
Наиболее часто встречающиеся причины «синдрома сгорания»:
– монотонность работы, особенно если ее смысл кажется сомнительным;
– вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания, оплаты и положительной оценки;
– строгая регламентация времени работы, особенно при нереальных сроках ее исполнения;
– работа с «немотивированными» клиентами, постоянно сопротивляющимися усилиям консультанта помочь им, и незначительные, трудно ощутимые результаты такой работы;
– напряженность и конфликты в профессиональной среде, недостаточная поддержка со стороны коллег и их излишний критицизм;
– нехватка условий для самовыражения личности на работе, когда не поощряются, а подавляются экспериментирование и инновации;
– работа без возможности дальнейшего обучения и профессионального совершенствования;
– неразрешенные личностные конфликты консультанта.
Когда Frendenberger (1974) предложил термин «сгорание» для описания деморализации, разочарования и крайней усталости, которые он наблюдал у работников психиатрических учреждений, оказалось эта модель рассмотрения дистресса и функциональных нарушений, связанных с работой, подходит для любых специалистов помогающих профессий. Она сфокусирована на патологии профессиональной деятельности и стала средством разрушения табу, которого ранее придерживались специалисты данного профиля. Синдром «сгорания» и его конечная стадия «выгорание» имеют диагностический статус МКБ – 10: Z73.
Часто специалисты, которые «сгорают», испытывают большие трудности в распознавании этого состояния. Для диагностирования наличия синдрома «сгорания», а также его тяжести предлагаем использовать перечень Maslach и Jackson (1986), которые делят признаки «сгорания» на 4 группы:
1. Изменения в поведении:
Стремление сменить профессию,
Сопротивление выходу на работу и опоздания,
Откладывание консультативных встреч,
Увеличение числа «неудачных» консультаций,
Раздражительность и агрессивность во время консультации,
Тенденция манипулировать клиентом и стремление навязывать собственные установки и ценности клиенту,
Механическое выслушивание и применение психологических техник без эмоционального участия,
Стремление побыстрее завершить консультацию,
Перенос отрицательных эмоций на окружающих, в том числе клиентов,
Утрачивание творческого подхода к решению проблем,
Снижение количества личных достижений при возрастающем количестве работы,
Усталость от общения, избегание коллег, друзей, родственников, стремление уединиться,
Увеличение потребления веществ, влияющих на настроение, включая кофеин и никотин.
Утрачивание способности удовлетворять свои потребности в развлечениях.
2. Изменения в чувствах:
Постоянная физическая и психическая усталость,
Постоянное ощущение неудачи, вины и самообвинения,
Часто переживаемый и трудно сдерживаемый гнев,
Повышенная раздражительность, ощущение, что придираются,
Чувство обиды или горечи,
Ощущение малой значимости решаемых проблем,
Чувство бессилия, беспомощности и несостоятельности, равнодушия,
Боязнь предстоящей консультации,
Утрата чувства юмора или «черный юмор».
3. Изменение в мышлении:
Упорные мысли о том, чтобы оставить работу,
Ригидное мышление, сопротивляемость изменениям,
Усиление подозрительности и недоверчивости,
Циничное, порицающее отношение к клиентам «за глаза»,
Менталитет жертвы,
Озабоченность собственными потребностями и личным выживанием,
Деперсонализация и сомнения в собственной ценности.
4. Изменение в здоровье:
Нарушенный сон,
Частые незначительные долго длящиеся недуги,
Повышенная восприимчивость к инфекционным заболеваниям,
Повышенная утомляемость,
Неспособность к концентрации внимания,
Усталость и истощение на протяжении всего дня.
Консультантам предлагается отслеживать частоту проявлений по всем четырем пунктам в течение трех недель. Если наблюдается тенденция к повторению и увеличению количества и частоты признаков синдрома «сгорания», можно с уверенностью сделать вывод о наличии у консультанта синдрома «сгорания».
По опыту автора «синдром сгорания», несомненно, легче диагностировать и проводить профилактическую работу в тех учреждениях и коллективах, где стресс не рассматривается как моральный изъян, и где к страдающим лицам не относятся оскорбительно.
Одним из существенных факторов, преграждающих усугубление "синдрома сгорания", является принятие личной ответственности за свою работу. Если консультант из-за неудач или плохого самочувствия занимает пассивную позицию и обвиняет окружающих, чувство бессилия и безнадежности лишь увеличивается. Такая пассивная позиция консультанта заставляет его капитулировать перед внешними обстоятельствами и чувствовать себя жертвой, что способствует возникновению профессионального цинизма.
Поэтому консультанту особенно важно испытывать чувство ответственности и уметь работать даже при наличии ограничений и препятствий. Вместо перекладывания вины за собственное бессилие на окружающих и обстоятельства, лучше направить свою энергию и внимание на реализацию существующих возможностей и подумать об изменении самих условий.
Итак, первый шаг профилактики синдрома сгорания – взять на себя ответственность за свое состояние и обязать себя изменяться. Мы должны гарантировать, что наши личные потребности удовлетворяются для того, чтобы у нас было, что давать своим клиентам и коллегам. Не существует простых и универсальных решений, есть лишь несколько рекомендаций, которые вы сможете дополнить собственными:
Люди, пораженные «сгоранием», истощены и деморализованы, поэтому, необходимо немедленно выделить время и пространство для восстановления энергии.
Разработка собственной стратегии реабилитации в отношении «сгорания» позволяет перейти с позиции жертвы на позицию выигрывающего, что в свою очередь, позволяет обрести контроль над ситуацией.
Хорошим средством разрешения психотравмирующих вопросов является участие в группе поддержки профессионалов в атмосфере доверия и конфиденциальности.
Обращение за супервизорской помощью и поддержание этого консультативного контакта является одним из наиболее эффективных способов профилактики и реабилитации синдрома «сгорания».
Развитие альтернативной деятельности, так называемого «хобби», создающей условия для дополнения и стимулирования собственной профессиональной деятельности.
Физическая активность (начиная с зарядки и заканчивая тренажерным залом) и игры. Этот аспект придает жизни легкость, позволяет поддерживать тонус мышц и сбрасывать излишки агрессивности.
Поддержание своего здоровья, соблюдение режима сна и питания, овладение техникой медитации.
Удовлетворяющая социальная жизнь: наличие нескольких друзей (желательно других профессий), во взаимоотношениях, с которыми существует баланс.
Чтение не только профессиональной, но и другой хорошей литературы, просто для своего удовольствия без ориентации на какую-то пользу.
Чтение не только профессиональной, но и другой хорошей литературы, просто для своего удовольствия без ориентации на какую-то пользу.
Релаксация – терапия терапевтов, говорить о ее преимуществах можно бесконечно долго.
Четкое деление между работой и домом. Никакой работы дома, должно быть личное время и пространство для восстановления и отдыха.
Культивирование других профессиональных интересов, не связанных с консультированием: сочетание работы с учебой, исследованиями, написанием научных статей,создание новых проектов и их реализация.
Участие в семинарах, конференциях, где предоставляется возможность встретиться с новыми людьми и обменяться опытом.
Периодическая совместная работа с коллегами, значительно отличающимися профессионально и личностно.
Кроме вышеперечисленных внешних шагов профилактики «синдрома сгорания» существуют еще внутренние навыки, отмеченные Р. Качюносом и на которые тоже стоит обратить внимание:
1. стремление к тому, чего хочется, без надежды стать победителем во всех случаях;
2. умение проигрывать без самоуничижения и агрессивности;
3. способность к самооценке без упования только на уважение окружающих;
4. открытость новому опыту;
5. умение не спешить и давать себе достаточно времени для достижения позитивных результатов в работе и жизни;
6. обдуманные обязательства (например, не следует брать на себя большую ответственность за клиента, чем делает он сам).
Итак, чтобы избежать "синдрома сгорания", консультант должен изредка, но обязательно оценивать свою жизнь вообще - живет ли он так, как ему хочется. Если существующая жизнь не удовлетворяет, следует решить, что нужно сделать для положительных сдвигов.
Только должным образом заботясь о качестве своей жизни, можно остаться эффективным консультантом!
Литература
1. Алешина Ю.Е. Основы индивидуального и семейного консультирования. - М., МГУ, 1987.
2. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. Киев, 1997.
3. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М.: Академический проект, 1999
4. Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование. – М.: Смысл, 2000.
5. Меньшов В.Ю. Введение в психологическое консультирование. М., 1998.
6. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. – М.: Класс, 1994.
7. Нельсон–Джоунс Р. Теория и практика психологического консультирования. - Спб., 2000.
8. Роджерс К. Клиент-центрированная терапия. 1997.
9. Роджерс К.Р. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы. \ Пер с англ. ‑ М.Эксмо-Пресс, 1999. -464 с.
10. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. – М.: Класс, 1999.