Ваш мир в красках, формах и линиях
В этом случае я прошу детей создать свой собственный мир на бумаге, используя для этого разные формы, прямые и кривые линии, цвета, но не изображая ничего реального. Я говорю: «Закройте глаза и войдите в свое собственное пространство. Всмотритесь в свой мир. На что он вам кажется похожим? Как бы вы изобразили свой мир на бумаге, используя для этого только линии (прямые и кривые) и формы? Подумайте о цвете в вашем мире. Сколько места займет ваше изображение на бумаге? Где на картинке вы расположите себя?».
Семейные портреты
Очень полезны упражнения, при котором дети должны нарисовать свою семью с помощью символов или животных. «Закройте глаза и войдите в свое собственное пространство. Теперь представьте себе каждого члена своей семьи. Если бы вы нарисовали их на листе бумаги в виде изображения, напоминающего скорее какую-нибудь вещь, чем реальных людей, что бы это было? Если бы кто-нибудь из вашей семьи напоминал вам бабочку, потому что много порхает повсюду, изобразите ли вы его в виде бабочки? Или, может быть, какие-то лица напоминают вам круг, потому что они всегда окружают вас? Начинайте с того, кого вы представили первым. Если вы зашли в тупик, закройте глаза, вернитесь обратно в свое пространство и снова представьте себе свою семью. Вы можете использовать капли краски, абстрактные формы, предметы и животных, и всё что угодно, всё, что придет вам на ум».
Разделяя взгляды гештальт-терапевтов, я делаю шаги, способствующие самовыражению ребенка, проявлению его чувств.
При этом после завершения картин я часто дополняю инструкцию. После того как ребенок даст общее описание, я прошу его рассказать о каждом изображенном человеке (предмете, явлении) или сказать что-нибудь каждому человеку на картинке, или сделать так, чтобы каждый человек сказал что-то ему. Иногда я более определенно говорю о том, что меня интересует: «Скажи каждому что-нибудь из того, что тебе нравится и что не нравится. Спроси об этом от лица каждого из людей». Я могу попросить его изобразить диалог между двумя любыми символами или побыть той или иной частью рисунка, определенным цветом или линией, помогая ему решить задачу восстановления контактов с его ощущениями, телом, чувствами, мыслями. Фигурой для нас становились важные вещи, выдвигаемые на первый план самим ребенком или «на мой взгляд». Более старшим детям я задавала вопросы, помогающие «отнести к себе» то, что он говорит от имени образа. Такое упражнение дает так много материала, что иногда это производит ошеломляющее впечатление. Вести разговор посредством описания картинки гораздо безопаснее и легче, чем вести разговор членов семьи друг о друге на занятиях, а также со мной во время индивидуальных занятий.
В условиях драматургической импровизации дети получают возможность отыскать потерянные, скрытые области своего «Я» и выразить их, что способствует формированию индивидуальности и уверенности в себе.
Для того, чтобы интерпретировать окружающий мир и выразить в творчестве идеи, действия, чувства, они используют все свои ресурсы: зрение, слух, осязание и обоняние, мимику и жесты, воображение и интеллект.
Это инсценировка наших собственных жизней, нашего собственного существа. Мы разыгрываем роли в наших мечтах, создаем сцены, мы переделываем их по мере того, как двигаемся дальше. Мы не просто говорим о боли у себя в груди, а наделяем ее голосом, становимся ею. Мы играем свою мать, самих себя детьми, критически обыгрываем свои черты и т. д. Мы обнаруживаем, что когда играем эти роли, то начинаем лучше осознавать себя, становимся более вовлеченными в жизнь, более реалистами. Мы находим самих себя, общаемся с собой, переживаем свои подлинные, значимые, достоверные ипостаси. И позволяем проявляться подавленным областям своего «Я». Мы позволяем себе испытать погруженность в действие, возбуждение и спонтанность, которых нам может не хватать в повседневной жизни.
Работая с рисунками, я ищу те их элементы, которые чужды ребенку, которые он боится признать своими. Я обращаю особое внимание на те предметы, которые утратили какие-то части (например, машина без колес или лошадь без ног). Я ищу в рисунках или образах полярности и противопоставления (например, убегающий и преследователь, равнинный ландшафт и гора). Я наблюдаю моменты контакта, такие, как шторм, разбивающий дом, или элементы рисунка, которые контактам препятствуют (например, стены, разделяющие какие-то предметы). Я могу сфокусировать внимание на каком-то желании, вытекающем из рисунка, или на чем-то, чего ребенок старается избежать. Я могу также концентрироваться на действиях. Работая с рисунком, мы можем рассматривать его варианты, добавлять к нему окончание или вообще изменять либо перерисовывать рисунок. Иногда точно так же я работаю со снами, с воспоминаниями и фантазиями.
Над чем бы мы ни работали, я стремлюсь к возможно более тесному контакту с ребенком и тогда, когда он проигрывает различные части рисунка, и тогда, когда вовлекается в обсуждение, и тогда, когда описывает обстановку, в которой разворачивается сюжет на его картинке. При этом, особое внимание я уделяю дыханию ребенка, его позе, выражению лица, жестам и интонациям. Я могу сосредоточиться на том, что происходит с ребенком, пока мы обсуждаем его работу, или же на переживании рисунка, для того чтобы поработать над вытекающими из него ассоциациями.
В результате подобной работы происходят позитивные изменения в эмоциональном мире ребенка, в его поведении с окружающим его социумом.
Литература
1. Практикум по арт-терапии. Под ред. А.И. Копытина. СПб., 2000.
2. Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. СПб., 1999.
3. Аллан Д. Ландшафт детской души. – СПб-Мн., 1997.
4. Климова Е. Розовый куст. (Из опыта работы детского психолога с образами на примере направленной визуализации). // Российский Гештальт Москва-Новосибирск. 2001.
5. Лебедева Л.Д.Арт-терапевтические занятия. Начальная школа, № 5, 2001.
6. Мазур. Е.С. Эффект Зейгарник и концепция незавершенных действий в гештальт-терапии // Гештальт и психодрама в работе со взрослыми. Новосибирск; М., 1998.
7. Наранхо К. «Гештальт-терапия». М., 2001
8. Оклендер В. Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии. М., 2003.
9. Перлз Ф. «Внутри и вне помойного ведра». Санкт-Петербург. 2003
10. Рейнуотер Д. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом. М., 1993г.
11. Шоттенлоэр Г. Рисунок и образ в гештальтерапии. Санкт-Петербург. 2001
Мамичева М.А.,
Педагог-психолог службы
«Молодежный Кабинет Доверия» ГУ РЦКСОДМ «Молодежь плюс»