Первая стадия суицидальной интервенции: помощь в овладении ситуацией.
Этапы первой сессии:
Время первого контакта не должно ограничиваться, клиенту надо позволить выговориться.
В первой беседе не следует касаться базового конфликта и неадаптивных моделей клиента, приведших к суицидальной реакциям. Консультирование должно быть направлено на уменьшение тревоги и безнадежности.
1. Установление отношений.
На этом этапе используется активное эмпатическое выслушивание.
С помощью поддержки, доброжелательности, принятия и открытых вопросов, побуждающих высказываться о своих переживаниях, клиенту дают понять, что его готовы сочувственно выслушать. Клиент стимулируется к откровенному разговору о его боли и обстоятельствах, которые ее вызвали.
2. Структурирование ситуации.
Продолжая вентилировать чувства клиента, консультант с помощью вопросов восстанавливает последовательную картину обстоятельств, приведших к острым эмоциональным реакциям.
3. Включение в контекст жизненного пути.
Проясняя последовательность ситуации, консультант время от времени обращает внимание клиента на взаимосвязь теперешнего его состояния и предшествующих событий. Тем самым, консультант подготавливает почву для осознания клиентом другой взаимосвязи: изменяя внешние и внутренние источники острого кризиса, клиент может изменить и свое состояние.
4. Преодоление исключительности ситуации.
Используя высказывания клиента, консультант тактично обращает внимание клиента на то, что аналогичные ситуации встречаются в жизни довольно часто, и большинство людей справляются с ними. При этом необходимо подчеркнуть, что, конечно, это очень болезненные переживания и преодоление ситуации требуют терпения и времени. Эти замечания необходимы, чтобы у клиента не возникло ощущения обесценивания его переживаний.
5. Снятие остроты ситуации.
К этому времени клиент, возможно, уже несколько раз говорил о своих суицидальных намерениях или по-другому выражал свое нежелание жить.
В таком случае важно мягко объяснить клиенту, что он, безусловно, имеет право распоряжаться своей жизнью, но решение вопроса об уходе лучше отложить, так как сначала необходимо все обдумать и выяснить возможные альтернативные пути разрешения его ситуации.
На этом этапе уместно прояснить целеполагание самоубийства, то есть выяснить, от чего именно собирается уйти клиент, таким образом, чего он хочет избежать, что именно он хочет разрешить таким путем.
6. Антисуицидальный контракт.
Консультант договаривается с клиентом, что он откажется от принятия решения о суициде до тех пор, пока не будут обсуждены все возможные обстоятельства и выработаны все возможные альтернативные шаги для изменения состояния клиента.
Если клиент не выражает открыто суицидальных намерений, но из его повествования и ответов на вопросы консультанта проявляются факторы риска и действия, свидетельствующие о суицидальных намерениях, консультант должен выяснить вероятность самоубийства, задавая клиенту косвенные вопросы.
7. Формулировка ситуации.
Во многих случаях, сообщив всю значимую информацию, клиент испытывает трудности в ее осмысливании, в интеллектуальном овладении событиями, так как когнитивная сфера его интеллекта на данный момент сужена.
Данный прием редко используется при других ситуациях, где желательно, чтобы клиент сам формулировал свои проблемы. Однако при острых кризисах и суицидальных реакциях формулировка ситуации консультантом помогает клиенту реалистически принять происходящее. Кроме того, это создает у клиента представление, что какой бы трудной ни была проблема, она может быть понята другими людьми, и консультант ее понимает. Тем самым у клиента уменьшается переживание одиночества и беспомощности.
8. Планирование действий.
В первой беседе клиент не всегда готов к непосредственному разрешению ситуации, вызвавшей суицидальные реакции. Однако нельзя прерывать контакт без обговаривания того, что именно будет делать клиент, чтобы облегчить свое состояние и как будет проводить время в период до следующей беседы.
Это фиксирует внимание клиента на реальных жизненных действиях и структурирует его время, что очень важно в период психической дезорганизации.
9. Завершение беседы.
Завершая беседу, консультант сообщает клиенту, что им необходимо закончить беседу через 10-15 минут, напоминает клиенту их антисуицидальный контракт, повторяет формулировку ситуации и план жизни клиента в период между сессиями, затем устанавливает время следующей сессии и выражает надежду, что их беседа состоится, и что ждет контакта с клиентом.
Подобная стратегия - очень действенный способ предотвратить возможные суицидальные реакции, так как оставляет клиента с уверенностью, что ему хотят оказать помощь, что он не одинок.
Первая стадия суицидальной интервенции не всегда укладывается в одну беседу. Иногда она может состоять из двух – трех бесед. В каждой из этих бесед основное внимание уделяется выражению чувств и активной психологической поддержке клиента.
Кроме того, консультант использует терапию успехами и достижениями, обращая внимание клиента на его успехи, удачи, опыт преодоления жизненных трудностей. Данный прием помогает клиенту развернуться к позитивным сторонам жизни и самого себя.