Методы диагностики и профилактики гельминтозов

Цель изучения темысостоит в формировании знаний по медико-биологическим основам паразитарных инвазий, вызванных гельминтами, умений и навыков по морфофункциональной характеристике, оценке медицинской значимости, лабораторной диагностике и профилактике гельминтозов.

Задачи:

1) знать способы лабораторной диагностики гельминтозов;

2) обучить технике макроскопического анализа половозрелых гельминтов человека Печеночный сосальщик, Ланцетовидный сосальщик, Бычий цепень, Свиной цепень, Лентец широкий, Аскарида человеческая - методы гельминтоскопии;

3) обучить технике микроскопического анализа при выявлении и идентификации половозрелых особей (Карликовый цепень, Тыквовидный цепень, Острица), яиц (трематоды, онкосферы цестод, геогельминты) и личинок гельминтов (финны Свиного цепня и Бычьего цепня, личинки трихинелл) – методы овогельминтоскопии;

4) знать меры личной и общественной профилактики гельминтозов.

Студент должен знать:

1. До изучения темы (базисные знания):

- систематическое положение и характерные черты организации (морфофизиологические особенности) гельминтов;

- особенности морфологии, циклов развития, путей инвазии патогенного действия гельминтов;

2. После изучения темы:

1) Методы гельминтологических исследований (гельминтоскопия, овоскопия);

2) Современные способы пробоподготовки для анализа кала на яйца гельминтов;

3) Прямые методы диагностики гельминтозов: макроскопия и микроскопия.

4) Косвенные методы диагностики гельминтозов: иммунодиагностика (ИФА), рентгеноскопия, томография.

Студент должен уметь:

· проводить макроскопический анализ и идентифицировать по морфологическим признакам половозрелых особей гельминтов человека;

· проводить микроскопический анализ и идентифицировать по морфологическим признакам половозрелых особей гельминтов человека;

· проводить микроскопический анализ кала, идентифицировать по морфологическим признакам и дифференцировать яйца и личинки гельминтов;

· решать ситуационные задачи.

Студент должен владеть:

ОК-1, ПК-3, ПК-17, ПК-31.

Задания по самостоятельной аудиторной работе студентов по теме занятия:

1. Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспекта лекции №12 «Медицинская гельминтология. Тип Круглые черви» и рекомендуемой учебной литературы.

2. Ответить на вопросы для самоконтроля:

1) Методы гельминтологических исследований (гельминтоскопия, овоскопия);

2) Современные способы пробоподготовки для анализа кала на яйца гельминтов;

3) Прямые методы диагностики гельминтозов: макроскопия и микроскопия.

4) Косвенные методы диагностики гельминтозов: иммунодиагностика (ИФА), рентгеноскопия, томография.

3. Проверить свои знания с использованием тестового контроля:

Примеры тестовых заданий:

Лабораторная диагностика трихинеллеза

1) исследование фекалий

2) исследование крови

3) исследование дуоденального содержимого

4) биопсия тканей

2. Для лабораторной диагностики энтеробиоза проводится исследование … .

1) кала

2) мокроты

3) перианальных складок

4) мочи

3. Меры профилактики дракункулеза:

1) выявление и лечение больных;

2) употребление кипяченой воды;

3) лечение домашних собак;

4) корректировка численности безнадзорных собак;

5) мытье рук с мылом после общения с кошками и собаками.

4. Принципы общественной профилактики биогельминтозов:

1) дегельминтизация источников инвазии - больных людей и животных;

2) санитарно-гигиеническое содержание туалетов;

3) ветеринарная экспертиза мяса;

4) мытье рук с мылом перед едой.

Выполнить другие задания:

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Гельминтоовоскопия.

Макрогельминтологическое исследование зрелых члеников цестод.

При помощи ручной лупы рассмотреть членики бычьего, свиного цепней, широкого лентеца. Отметить диагностические признаки.

Микроскопический анализ

Изучить на микропрепарате смесь яиц гельминтов. Определить виды яиц различных гельминтов - паразитов человека

Смесь яиц гельминтов
   

Формы контроля освоения заданий по самостоятельной аудиторной работе по данной теме:

Тестовые задания, контрольные вопросы, ситуационные задачи, рисунки.

Тестовые задания (примеры тестов см. выше).

Контрольные вопросы (см. вопросы для самоконтроля)

1. Можно ли при употреблении в сыром или полусыром виде печени заразиться фасциолезом?

2. Почему при исследовании фекалий и нахождении в них яиц гельминтов не всегда может быть установлен диагноз заболевания?

3. Чем отличается по строению пищеварительная система печеночного сосальщика от кошачьего?

4. Какой лабораторный метод исследования необходимо провести при слабо интенсивной инвазии кошачьего сосальщика?

5. Для диагностики, каких гельминтозов исследуют дуоденальное содержимое?

6. Что нужно исследовать у больного для обнаружения яиц кровяных сосальщиков и почему?

7. Описторхоз распространен больше среди населения Сибири. С чем это связано?

8. Для выявления, каких гельминтозов проводят обследование рыбаков и членов их семей?

9. При каких цестодозах можно наблюдать внутрикишечную аутореинвазию?

10. Как вы объясните упорное течение гименолепидоза?

11. Какие лабораторные методы применяются для диагностики дифиллоботриоза?

12. В чем опасность употребления в пищу мяса, не прошедшего ветеринарной экспертизы?

13. При заражении, какими гельминтозами у человека развивается малокровие?

14. Каковы основные методы лабораторной диагностики цестодозов?

15. При обнаружении малокровия следует ли сразу проводить противоанемическое лечение?

16. Почему заражение свиным цепнем более опасно по сравнению с бычьим?

17. Почему в профилактике тениоза основная роль отводиться ветеринарной, а не медицинской службе?

18. На чем основана лабораторная диагностика эхинококкоза и альвиокаккоза?

19. Какой контингент населения (по профессии и месту проживания) в первую очередь обследуется на дифиллоботриоз и описторхоз?

20. Можно ли использовать необезвреженные фекалии человека в качестве удобрения?

21. Почему обследование школьников на гельминтозы проводят в октябре и ноябре?

22. В каких органах могут паразитировать представители круглых червей?

23. Какие из круглых червей относится к геогельминтам, а какие к биогельминтам. По каким признакам их делят?

24. Как осуществить раннюю диагностику аскаридоза?

25. Какие гельминтозы характеризуются упорным длительным течением и почему?

26. Какие методы профилактики следует использовать для ликвидации наземных и подземных очагов анкилостомидозов?

27. В фекалиях человека обнаружены яйца золотисто-коричневого цвета лимонно образной формы. Каким гельминтозом заражен человек? В каком отделе кишечника гельминт паразитирует?

28. Почему необходимо обязательное гельминтологическое обследование шахтеров, принимаемых на работу?

29. Почему нельзя использовать необезвреженные фекалий свиней в качестве удобрения?

Практическое занятие № 28

1. Тема:

Итоговое занятие по освоению учебного раздела «Гельминтология”

Цель изучения темысостоит в формировании знаний по медико-биологическим основам паразитарных инвазий, вызванных гельминтами, умений и навыков по морфофункциональной характеристике геогельминтов, биогельминтов и гельминтов – возбудителей контагиозных гельминтозов.

Задачи:

1) знать классификацию, изучить систематическое положение, морфо-функциональную характеристику и медицинское значение гельминтов – представителей типов Плоские черви и Круглые черви;

2) изучить патогенез и симптоматику паразитарных инвазий, вызванных гельминтами (гельминтозов);

3) овладеть методами макроскопического анализа гельминтов;

4) овладеть методами микроскопического анализа при идентификации гельминтов, финн гельминтов и выявлении яиц гельминтов;

5) знать меры общественной и личной профилактики гельминтозов.

Студент должен знать:

2. До изучения темы (базисные знания):

- биология, школьный курс: строение гельминтов - представителей типов Плоские черви и Круглые черви;

-устройство и правила работы со световым микроскопом.

- основные термины паразитологии;

- алгоритм описания паразитарных инвазий;

- систематическое положение, эпидемиологию, морфофизиологическую характеристику и медицинское значение гельминтов;

- способы лабораторной диагностики при подозрении на гельминтозы;

- основные принципы борьбы с гельминтами и гельминтозами – девастация и дегельминтизация;

- меры общественной и личной профилактики гельминтозов.

Студент должен уметь:

· проводить макроскопический анализ кала и идентифицировать гельминтов – паразитов человека;

· проводить микроскопический анализ и идентифицировать финны гельминтов;

· проводить микроскопический анализ кала, выявлять и идентифицировать яйца гельминтов;

· решать ситуационные задачи по учебному разделу «Гельминтология».

Студент должен владеть:

ОК-1, ПК-3, ПК-17, ПК-31.

Задания по самостоятельной аудиторной работе студентов по теме занятия:

1. Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспекта лекцией №11 «Медицинская гельминтология. Тип Плоские черви», лекцией №12 «Медицинская гельминтология. Тип Круглые черви и рекомендуемой учебной литературы.

Вопросы для подготовки к итоговому контролю:

1. Эпидемиологическая классификация гельминтов и гельминтозов.

2. Тип плоские черви. Общая характеристика типа. Ароморфозы плоских червей. Классификация.

3. Класс сосальщики. Общая характеристика класса.

4. Печёночный сосальщик: систематическое положение, морфологические особенности.

5. Печёночный сосальщик: цикл развития, пути заражения, патогенное значение. Обоснование методов лабораторной диагностики и профилактики фасциолёза.

6. Кошачий сосальщик: систематическое положение, морфология. Очаги описторхоза.

7. Кошачий сосальщик: цикл развития, пути заражения, патогенное действие. Обоснование методов лабораторной диагностики и профилактики описторхоза.

8. Лёгочный сосальщик: систематическое положение, морфологические особенности, цикл развития, патогенное действие. Обоснование методов лабораторной диагностики и профилактики парагонимоза.

9. Ланцетовидный сосальщик: систематическое положение, морфофизиологическая характеристика, цикл развития, патогенное действие. Обоснование методов лабораторной диагностики и профилактики дикроцелиоза.

10. Кровяные сосальщики: систематическое положение, морфологические особенности, цикл развития, пути заражения, патогенное действие. Обоснование методов лабораторной диагностики и профилактики шистозоматозов.

11. Класс ленточные черви. Общая характеристика класса.

12. Невооружённый (бычий) цепень: систематическое положение, морфология.

13. Невооружённый (бычий) цепень: цикл развития, пути заражения, патогенное действие. Обоснование методов лабораторной диагностики и профилактики тениаринхоза.

14. Вооружённый (свиной) цепень: систематическое положение, морфология.

15. Вооружённый (свиной) цепень: цикл развития, пути заражения, патогенное действие. Обоснование методов лабораторной диагностики и профилактики тениоза.

16. Пути заражения цистицеркозом. Профилактика цистицеркоза.

17. Эхинококк: систематическое положение, морфологические особенности, цикл развития, пути заражения, патогенное действие. Обоснование методов лабораторной диагностики и профилактики эхинококкоза.

18. Альвеококк: систематическое положение, морфологические особенности, цикл развития, пути заражения, патогенное действие. Обоснование методов лабораторной диагностики и профилактики альвеококкоза.

19. Карликовый цепень: систематическое положение, морфологические особенности, цикл развития, пути заражения, патогенное действие. Обоснование методов лабораторной диагностики и профилактики гименолепидоза.

20. Лентец широкий: систематическое положение, морфология.

21. Лентец широкий: цикл развития, пути заражения, патогенное действие. Обоснование методов лабораторной диагностики и профилактики дифиллоботриоза.

22. Тип круглые черви. Общая характеристика типа. Ароморфозы круглых червей. Классификация.

23. Аскарида человеческая: систематическое положение, морфология.

24. Аскарида человеческая: цикл развития, пути заражения, патогенное действие. Обоснование методов лабораторной диагностики и профилактики аскаридоза.

25. Власоглав: систематическое положение, морфологические особенности, цикл развития, пути заражения, патогенное действие. Обоснование методов лабораторной диагностики и профилактика трихоцефалёза.

26. Анкилостома двенадцатиперстная: систематическое положение, морфологические особенности, цикл развития, пути заражения, патогенное действие. Обоснование методов лабораторной диагностики и профилактики анкилостомоза.

27. Некатор американский: систематическое положение, морфологические особенности, цикл развития, пути заражения, патогенное действие. Обоснование методов лабораторной диагностики и профилактики некатороза.

28. Острица: систематическое положение, морфология.

29. Острица: цикл развития, пути заражения, патогенное действие. Обоснование методов лабораторной диагностики и профилактики энтеробиоза.

30. Трихинелла: систематическое положение, морфология.

31. Трихинелла: цикл развития, пути заражения, патогенное действие. Обоснование методов лабораторной диагностики и профилактики трихинеллёза.

32. Ришта: систематическое положение, морфологические особенности, цикл развития, пути заражения, патогенное действие. Обоснование методов лабораторной диагностики и профилактики дракункулёза.

33. Нитчатка Банкрофта: систематическое положение, морфологические особенности, цикл развития, пути заражения, патогенное действие. Обоснование методов лабораторной диагностики и профилактики вухерериоза.

34. Понятие о дегельментизации и девастации. Роль русских ученных в развитии медицинской гельминтологии. (К.И. Скрябин, А.П. Федченко, Л.М. Исаев, Р.С. Шульц).

Формы контроля освоения заданий по самостоятельной аудиторной работе по данной теме:

Итоговый контроль по билетам, включающим три теоретических вопроса, анализ микропрепарата и ситуационную задачу по учебному разделу «Гельминтология».

Пример билета:

Наши рекомендации