Морфологические формы кишечной амебы и ротовой амебы
Кишечная амеба Вегетативная форма и циста | Ротовая (десневая) амеба Вегетативная форма |
Запомните! Циста патогенной дизентерийной амебы 4-х ядерная, тогда как цисты непатогенной кишечной амебы содержат более 4-х ядер (в зрелых цистах 8 ядер).
Морфологические формы балантидия
Вегетативная форма | Циста |
Формы контроля освоения заданий по самостоятельной аудиторной работе по данной теме:
Тестовые задания, контрольные вопросы, ситуационные задачи, рисунки.
Тестовые задания (примеры тестов см. выше).
Контрольные вопросы (см. вопросы для самоконтроля)
1. Каких паразитических простейших и в каких формах можно обнаружить при микрокопировании фекалий человека?
2. Какая жизненная стадия дизентерийной амебы считается патогенной? По каким признакам можно определить ее при лабораторной диагностике?
3. При обнаружении какой стадии развития дизентерийной амебы можно диагностировать амебиаз? Каковы отличительные признаки этой стадии?
4. Какой самый крупный представитель паразитических простейших? Какое заболевание он вызывает?
Ситуационные задачи
1. В поликлинику обратился больной с жалобами на частый жидкий стул с примесью крови, боли в подвздошной области. Считает себя больным после поездки по туристической путевке месяц назад в среднеазиатские республики. При переездах на автобусах неоднократно употреблял немытые фрукты и овощи. О каком заболевании можно подумать? Какова лабораторная диагностика?
2. У больного с частым кроваво-слизистым стулом в фекалиях обнаружены округлые цисты с 4 ядрами. Цисты, какого паразита обнаружены и можно ли этот факт, принимать за подтверждение паразитарного заболевания?
3. При лабораторном исследовании фекалии мужчины (при устройстве поваром на предприятие общественного питания) обнаружены четырех ядерные цисты размерами 8-15 мкм. Выяснилось, что 3 года назад служил в Афганистане. О наличии каких паразитов в организме обследуемого свидетельствуют данные анализы? Может ли он работать на предприятии общественного питания?
4. В инфекционное отделение ЦРБ поступила больная с признаками дизентерии. До болезни работала на свиноферме. О какой форме дизентерии можно предполагать? Какой поставить лабораторный диагноз?
5. В поликлинику обратился больной с жалобами на боли в животе, частый жидкий стул с примесью крови. До болезни работал на мясокомбинате, обрабатывал свиные туши. О каком протозойном заболевании можно предполагать? Какова лабораторная диагностика?
Рекомендуемая литература(см. приложение 1)
Практическое занятие № 18
1.Тема:
Подцарство Protozoa. Тип Sarcomastigophora (Класс Mastigophora). Морфофункциональная характеристика и медицинское значение представителей.
Цель изучения темысостоит в формировании знаний по медико-биологическим основам паразитарных инвазий, вызванных простейшими класса Жгутиконосцы, умений и навыков по морфофункциональной характеристике отрядов одножгутиковые (протомонадина) и многожгутиковые (полимастигота).
Задачи:
1) знать классификацию, изучить систематическое положение, морфо-функциональную характеристику, патогенное действие и медицинское значение представителей класса Жгутиконосцы;
2) изучить патогенез и симптоматику паразитарных инвазий, вызванных представителями класса Жгутиконосцы;
3) изучить строение и морфологические отличия патогенных и непатогенных форм представителей класса Жгутиконосцы.
4) обучить технике микроскопического анализа крови при подозрении на лейшманиоз и трипаносомоз;
5) обучить технике микроскопического анализа кала при подозрении на лямблиоз;
6) обучить технике микроскопического анализа мазков из влагалища при подозрении на трихомоноз;
7) знать меры общественной и личной профилактики лейшманиоза, трипаносомоза, лямблиоза и трихомоноза.
Студент должен знать:
1. До изучения темы (базисные знания):
- биология, школьный курс: строение одноклеточных организмов, строение и функции жгутиков, морфологические формы Жгутиконосцев, способы питания и размножения Жгутиконосцев.
-устройство и правила работы со световым микроскопом.
- основные термины паразитологии;
- алгоритм описания паразитарных инвазий;
- основы медицинской протозоологии (систематика, классификация простейших);
2. После изучения темы:
1) систематическое положение, эпидемиологию, морфофизиологическую характеристику и медицинское значение представителей класса Жгутиконосцы;
2) способы лабораторной диагностики при подозрении на заболевания, вызванные Жгутиконосцами
3) меры общественной и личной профилактики лейшманиоза, трипаносомоза, лямблиоза и трихомоноза.
Студент должен уметь:
· проводить микроскопический анализ крови и дифференцировать разные виды лейшманий и трипаносом;
· выявлять при микроскопическом анализе дуоденального содержимого вегетативные формы лямблий;
· проводить микроскопический анализ кала и находить цисты лямблии;
· проводить микроскопический анализ мазков из влагалища и находить вегетативные формы трихомонад;
· решать ситуационные задачи
Студент должен владеть:
ОК-1, ПК-3, ПК-17, ПК-31.
Задания по самостоятельной аудиторной работе студентов по теме занятия:
1. Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспекта лекции №10 «Медицинская протозоология» и рекомендуемой учебной литературы.
2. Ответить на вопросы для самоконтроля:
1) Классификация и общая характеристика животных класса Жгутиконосцы (Mastigophora).
2) Систематическое положение, морфология, географическое распространение, жизненный цикл, способы инвазии и патогенное действие токсоплазмы (Toxoplasma gondii).
3) Клиническая характеристика, лабораторная диагностика и профилактика токсоплазмоза.
4) Систематическое положение, морфология, географическое распространение, жизненный цикл, способы инвазии и патогенное действие трипаносом.
5) Клиническая характеристика, лабораторная диагностика и профилактика африканского и американского трипаносомоза.
6) Систематическое положение, морфология, географическое распространение, жизненный цикл, способы инвазии и патогенное действие лямблий.
7) Клиническая характеристика, лабораторная диагностика и профилактика лямблиоза.
8) Систематическое положение, морфология, географическое распространение, жизненный цикл, способы инвазии и патогенное действие трихомонад: влагалищной, ротовой и кишечной.
9) Клиническая характеристика, лабораторная диагностика и профилактика урогенитального трихомоноза.
3. Проверить свои знания с использованием тестового контроля:
Примеры тестовых заданий:
1. Питание жгутиковых осуществляется … .
a) с помощью ложноножек
b) всей поверхностью клетки
c) только путем фагоцитоза
d) только путем пиноцитоза
2. Компонентами природного очага кожного лейшманиоза являются … .
a) комары рода Anopheles
b) люди
c) пресноводные рыбы семейства карповых
d) дикие грызуны, песчанки и суслики
3.Алиментарный способ инвазии характерен для … .
a) лямблиоза
b) лейшманиоза
c) трипаносомоза
d) трихомоноза
4. Формы существования влагалищной трихомонады - … .
a) овоциста
b) циста
c) псевдоциста
d) вегетативная форма
Выполнить другие задания:
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Изучить и зарисовать микропрепараты:
1. Лейшмании в мазке крови
Безжгутиковая форма лейшманий при внутриклеточном паразитировании паразитов |
Трипаносомы в мазке крови
Жгутиковая форма трипаносом при внеклеточном паразитировани Tripanosoma brucei (преп. №6) |