Учебный раздел1. Биология клетки.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кафедра биологии
Утверждаю
Зав. кафедрой биологии, д.м.н., профессор
________________ Викторова Т.В.
«__10__»___09______2015 г.
методические указания для студентов
по самостоятельной аудиторной работе
Учебный раздел1. Биология клетки.
Учебный раздел 2. Основы общей и медицинской генетики
Учебный раздел 3. Паразитология
Дисциплина Биология
Специальность 31.05.01 Лечебное дело
Форма обучения очная
Курс I
Семестр 1, 2
Количество часов - 84
Уфа 2015
Разработано на основании рабочей программы учебной дисциплины Биология, утвержденной «_10_»__сентября__2015 г.
Рецензенты:
А.В.Полоников, д.м.н., профессор, д.м.н., профессор кафедры биологии, медицинской генетики и экологии ГБОУ ВПО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России, академик РАЕН
Э.К.Хуснутдинова., д.б.н., профессор, зав. лабораторией молекулярной генетики человека ИБГ УНЦ РАН;
Авторы:
Викторова Т.В., Исхакова Г.М.
Утверждено на заседании кафедры биологии
Протокол №_61-15_ от «_05_»____08______2015 г
Учебный раздел 1. Биология клетки
Практическое занятие № 1
Тема:
Уровни организации живого. Формы живого. Строение вирусов, клеток прокариот и эукариот. Устройство светового микроскопа. Техника приготовления временных микропрепаратов. Микроскопирование.
Цель изучения темы:
Понимать закономерности иерархической организации живого от простого к сложному, от низшего к высшему. Получить четкое представление о свойствах живых систем и о разных формах существования живого. Изучить строение вирусов, прокариот и эукариот. Изучить устройство светового микроскопа и правила работы с ним. Понимать сущность различий между растительными и животными клетками.
Задачи:
Изучить следующие вопросы:
1. Введение в биологию. Биология - наука о жизни.
2. Значение биологии для медицины.
3. Определение сущности жизни. Отличия живого от неживого.
4. Свойства живой материи.
5. Характеристика уровней организации живого.
6. Формы существования живого.
7. Строение вирусов.
8. Клеточные формы жизни.
9. Строение растительной клетки.
10. Основные отличия растительной клетки от животной.
Студент должен знать:
-свойства живого;
- уровни организации живой материи;
- неклеточные и клеточные формы жизни;
- отличия между прокариотами и эукариотами;
- различия между животными и растительными клетками;
- строение светового микроскопа и правила работы с ним.
Студент должен уметь:
- готовить временные микропрепараты;
- пользоваться световым микроскопом.
- проводить микроскопический анализ при малом и большом увеличениях микроскопа.
Студент должен владеть:
ОК-1, ПК-3, ПК-17, ПК-31.
Задания для самостоятельной аудиторной работы студентов:
Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций и рекомендуемой учебной литературы.
2) Ответить на вопросы для самоконтроля:
1. Что изучает предмет биология?
2. Каково значение биологии для медицины?
3. Назвать основные отличия живого от неживого.
4. Перечислить свойства живой материи.
5. Характеристика уровней организации живого.
6. Формы существования живого.
7. Какое строение имеют вирусы?
8. Что относится к клеточным формам живого?
9. Какое строение имеют растительной клетки?
10. Каковы основные отличия растительной клетки от животной?
Проверить свои знания с использованием тестового контроля
К неклеточным формам жизни относятся … . | ||
1) вирусы | ||
2) эукариоты | ||
3) прокариоты | ||
Бактерии являются возбудителями … . | ||
1) чесотки | ||
2) туберкулезa | ||
3) малярии | ||
4) СПИД | ||
К группе химических соединений, которые являются носителями наследственной (генетической) информации у представителей любой систематической группы организмов, относятся … . | ||
1) нуклеиновые кислоты | ||
2) белки | ||
3) липиды | ||
4) углеводы | ||
5) неорганические вещества | ||
Клеточные формы жизни делятся на прокариот и эукариот по … . | ||
1) форме клеток | ||
2) функции, которую выполняет клетка | ||
3) функциям ядра | ||
4) наличию или отсутствию четко оформленного ядра | ||
5) количеству клеток в организме | ||
Бактериофаги это … . | ||
1) вирусы | ||
2) эукариоты | ||
3) прокариоты | ||
К организмам, имеющим цитоплазму и наружную плазматическую мембрану, но не содержащим четко оформленного ядра и большинства органоидов, относятся … . | ||
1) вирусы | ||
2) прокариоты | ||
3) эукариоты |
4) Выполнить другие задания:
Микроскоп Биолам (ЛОМО)
II. Оптическая часть микроскопа представлена окулярами и объективами.
Окуляр (от лат. Oculus – глаз) находится в верхней части тубуса и обращен к глазу. Окуляр представляет собой систему линз, заключенных в металлическую гильзу цилиндрической формы. По цифре на верхней поверхности окуляра можно судить о кратности его увеличения (×7, ×10, ×15). Окуляр можно вынимать из тубуса и заменять по мере надобности другим.
В револьвере (от лат. Revolvo – вращаю), имеется три гнезда для объективов. Объектив, как и окуляр, представляет собой систему линз, заключенных в общую металлическую оправу. Объектив ввинчивается в гнездо револьвера. Объективы также имеют различную кратность увеличения, которая обозначается цифрой на его боковой поверхности. Различают: объектив малого увеличения (×8), объектив большого увеличения (×40) и иммерсионный объектив, используемый для изучения наиболее мелких объектов (×90).
Общее увеличение микроскопа равно увеличению окуляра, умноженному на увеличение объектива. Например, при указаниях на окуляре (×10) и на объекте (×40); общее увеличение микроскопа будет равно 10 × 40 = 400.
Запомните! Изображение в микроскопе обратное
III. Осветительная часть микроскопа состоит из зеркала, конденсора и диафрагмы.
Зеркало (15) укреплено на штативе ниже предметного столика и благодаря подвижному креплению его можно вращать в любом направлении. Это дает возможность использовать источники света, расположенные в различных направлениях по отношению к микроскопу, и направлять пучок света на объект через отверстие в предметном столике. Зеркало имеет две поверхности: вогнутую и плоскую. Вогнутая поверхность сильнее концентрирует световые лучи и поэтому используется при более слабом освещении (искусственный свет).
Конденсор (12) находится между зеркалом и предметным столиком, он состоит из двух-трех линз, заключенных в общую оправу. Пучок света, отбрасываемый зеркалом, проходит через систему линз конденсора. Меняя положение конденсора (выше, ниже), можно изменять интенсивность освещенности объекта. Для перемещения конденсора служит винт, расположенный кпереди от микро- и макрометрического винтов. При опускании конденсора освещенность уменьшается, при поднимании (к предметному столику) – увеличивается.
Диафрагма(14), вмонтированная в нижнюю часть конденсора, также служит для регуляции освещения. Эта диафрагма состоит из ряда пластинок, расположенных по кругу и частично перекрывающих друг друга таким образом, что в центре остается отверстие для прохождения светового пучка. С помощью специальной ручки, расположенной на конденсоре с правой стороны, можно менять положение пластинок диафрагмы относительно друг друга и таким образом уменьшать или увеличивать отверстие и, следовательно, регулировать освещенность.
4.2. Повторить правила работы с микроскопом:
1. Установите микроскоп штативом к себе, предметным столиком от себя.
2. Поставьте в рабочее положение объектив малого увеличения. Для этого поворачивайте револьвер до тех пор, пока нужный объектив не займет срединное положение по отношению к тубусу и предметному столику (встанет над отверстием столика). Когда объектив занимает срединное (центрированное) положение револьвер фиксируется, при этом слышится легкий щелчок.
Запомните! Изучение любого объекта начинается с малого увеличения
3. Поднимите с помощью макрометрического винта объектив над столиком на высоту примерно 0,5см. Откройте диафрагму и немного приподнимите конденсор.
4. Глядя в окуляр (левым глазом), вращайте зеркало в разных направлениях до тех пор, пока поле зрения не будет освещено ярко и равномерно.
5. Положите на предметный столик приготовленный препарат покровным стеклом вверх, чтобы объект находился в центре отверстия предметного столика. Затем под контролем зрения, (глядя на тубус сбоку) медленно опустите тубус с помощью макрометрического винта, чтобы объектив находился на расстоянии около 2 мм от препарата. Смотрите в окуляр и одновременно медленно поднимайте тубус с помощью кремальеры до тех пор, пока в поле зрения не появится изображение объекта.
Запомните! Фокусное расстояние для малого увеличения равно приблизительно 5 мм (0,5 см). При малом увеличении микроскопа нельзя работать микровинтом
6. Для того чтобы перейти к рассмотрению объекта при большом увеличении микроскопа, прежде всего, необходимо отцентрировать препарат, т.е, поместить объект или ту часть его, которую вы рассматриваете, в самый центр поля зрения. Для этого, глядя в окуляр, передвигайте препарат с помощью винтов-препаратоводителей или руками, пока объект не займет нужного положения. Если объект не будет центрирован, то при большом увеличении он останется вне поля зрения.
7. Вращая револьвер, переведите в рабочее положение объектив большого увеличения.
8. Опустите тубус под контролем глаза (смотрите, как опускается тубус, не в окуляр, а сбоку) почтидо соприкосновения с препаратом.
Запомните! Фокусное расстояние для объектива большого увеличения равно примерно 1 мм.
9. Затем, глядя в окуляр, медленно поднимайте тубус, пока в поле зрения не появится изображение. Не торопитесь, поскольку фокусное расстояние всего 1 мм и его легко пройти. Если изображение объекта отсутствует, то повторите пункты 8 и 9.
10. Для тонкой фокусировки используйте микрометрический винт 11.При зарисовке препарата смотрите в окуляр левым глазом, а в альбом – правым.
11. При изучении в световом микроскопе наиболее мелких объектов используют иммерсионный (от лат. immersion – погружать или окунать) объектив. При работе с этим объективом на покровное стекло необходимо поместить каплю вещества (иммерсионное масло), имеющего одинаковый показатель преломления со стеклом. Обычно используют кедровое масло. Между линзой и покровным стеклом не остается воздушной прослойки и луч света проходит через однородную в отношении показателя преломления среду без отклонения. Опустите тубус (глядя на него сбоку) так, чтобы нижняя линза объектива погрузилась в каплю иммерсионного масла.
12. Затем, глядя в окуляр, с помощью только микровинта следует осторожно (!) (фокусное расстояние объектива X90 еще меньше, чем для объектива X40) немного опустить, а затем поднять объектив, чтобы получить четкое изображение.
Запомните! Работа с иммерсионным объективом требует более интенсивного освещения поля зрения
4.3. Изучить правила оформления лабораторной работы
Необходимым элементом микроскопического изучения объекта является его зарисовка в альбом. Цель зарисовки – лучше понять и закрепить в памяти строение объекта, форму отдельных структур, их взаимное расположение. Для выполнения зарисовок необходимо иметь альбом (оптимальный формат 30 × 21 см) и карандаши (простой и цветные).
Поскольку рисование на занятиях по биологии не самоцель, а метод изучения объекта, при зарисовке следует придерживаться ряда правил.
1) Рисовать необходимо простым карандашом. Разукрашивать рисунок рекомендуется цветными карандашами, но не фломастерами или авторучками, на одной стороне листа (рисунки, сделанные на обеих сторонах, накладываются друг на друга и со временем портятся).
2) До начала зарисовки вверху страницы необходимо написать дату и название темы. Если изучается зоологический объект, надо указать название типа, подтипа и класса, к которому он относится в соответствии с международной номенклатурой. Каждое из этих названий (тип, подтип, класс) пишется на отдельной строке на русском и латинском языках.
3) Рисунок должен быть достаточно крупным, чтобы его детали были хорошо различимыми. На одной странице не должно быть более 3 – 4 рисунков.
4) Главное требование к рисунку – правильное отображение формы, цвета, соотношения объема и размеров (длина, ширина и др.). Правильное отражение соотношения размеров изучаемого объекта позволит выполнить и второе требование – показать индивидуальные особенности объекта, т. Е. зарисовать не абстрактную, а конкретную клетку. Это очень важно, так как приучает будущего врача к наблюдательности, учит видеть, наряду с общим, индивидуальное.
5) Вокруг рисунка не нужно рисовать контуров поля зрения микроскопа.
6) К каждому рисунку обязательно должны быть сделаны обозначения его отдельных частей. Надписи к рисунку можно выполнять простым карандашом или авторучкой.
7) После завершения лабораторной работы необходимо тщательно убрать рабочее место.
Практическое занятие №2
1. Тема:
Содержание практической работы.
Пользуясь пинцетом и ножницами, отрежьте от веточки элодеи один листок, положите его на предметное стекло в каплю воды, накройте покровным стеклом и рассмотрите препарат вначале при малом, а затем при большом увеличении микроскопа. Лист элодеи состоит из 2-х слоев клеток, поэтому, изучая его, нужно вращать микрометрический винт, чтобы четко увидеть верхний или нижний слой. Клетки элодеи почти прямоугольной формы, имеют плотные оболочки. Между оболочками отдельных клеток заметны узкие межклеточные ходы. Ядра в клетках не видны, поскольку в неокрашенной клетке показатели преломления ядра и цитоплазмы почти одинаковы. В цитоплазме клеток находятся зеленые округлые пластиды – хлоропласты, которые маскируют ядро, и его трудно обнаружить в клетке. Более светлое пространство в цитоплазме - вакуоли, заполненные клеточным соком. При температуре выше 10°C в клетках элодеи можно заметить движение цитоплазмы, прилегающей к оболочке клеток, по движению зеленых пластид вдоль стенок клеток. В случае отсутствия движения пластид, его можно вызвать, разрезая листочек, на мелкие части или прибавляя к воде несколько капель спирта.
Зарисовать в альбоме.
2. Изучить явления плазмолиза и деплазмолиза в клетках листах элодеи
Материал и оборудование: микроскопы, предметные и покровные стекла, колбочки с 0,9% и 20% растворами, дистиллированная вода, пипетки, полоски фильтровальной бумаги, веточки элодеи, таблицы.
Изучаемые объекты: элодея.
Цель практической работы: Изучить явление плазмолиза и деплазмолиза в клетках листа элодеи.
Содержание практической работы.
При выполнении работы следует отрезать ножницами один листок с веточки элодеи, поместить его на предметное стекло в каплю воды и накрыть покровным стеклом. Рассмотреть полученный препарат при большом увеличении микроскопа. Зарисовать клетки, отметить оболочку, цитоплазму, хлоропласты и вакуоли. К одному краю покровного стекла приложить полоску фильтровальной бумаги, а с противоположного края осторожно ввести пипеткой под покровное стекло каплю 20% раствора поваренной соли (гипертонический раствор). Фильтровальная бумага впитает часть воды из-под покровного стекла, и лист элодеи окажется в гипертонической среде. Через 10-15 мин вновь рассмотреть препарат при большом увеличении микроскопа. К этому времени становится видно, что цитоплазма с хлоропластами отодвигается от клеточных оболочек и концентрируется в центре клетки, объем вакуолей уменьшается, вода уходит из клетки в среду. Это явление плазмолиза. К концу плазмолиза цитоплазма займет центральное положение в клетке.
После этого замените гипертонический раствор обычной водой. Через некоторое время клетки окажутся в гипотонической среде: цитоплазма займет прежний объем, т. е. произойдет деплазмолиз и клетка вернется в исходное состояние нормального тургора.
Зарисовать в альбоме.
Формы контроля освоения заданий по самостоятельной аудиторной работе по данной теме:
1. Выполнение тестовых заданий.
2. Конспекты лекций и практических занятий.
3. Ответы на контрольные вопросы.
4. Оформление рисунков в альбомах.
Рекомендуемая литература (см. приложение 1).
Практическое занятие №3
1. Тема:
Рибосомы
Выявляются при помощи электронной микроскопии в клетках всех организмов про- и эукариотов, их размер 8-35 нм, они прилегают к внешней мембране эндоплазматической сети. На рибосомах осуществляется синтез белка, т. е. на них происходит конденсации аминокислот и укладка их в определенном порядке. Причем синтез происходит не на изолированных рибосомах, а на их комплексах - полирибосомах.
На электронных микрофотографиях показаны полирибосомы вируса полиомиелита, самые крупные из всех виденных под электронным микроскопом. Они состоят, по меньшей мере, из 50 отдельных рибосом (увеличение в 115 тыс. раз).
Практическое занятие № 4
1. Тема:
Практическое занятие №5
1. Тема:
Мейоз как процесс образования гаплоидных клеток (гамет). Биологическое значение мейоза. Размножение организмов как механизм, обеспечивающий смену поколений. Гаметогенез.
2. Учебные цели:
Студент должен знать:
- основные закономерности и биологическое значение мейоза;
- механизм кроссинговера;
- способы размножения организмов;
- биологическое значение полового размножения;
- особенности сперматогенеза и овогенеза;
- менструальный цикл;
- строение половых клеток млекопитающих.
Студент должен уметь:
- анализировать закономерности преобразования и формулу хромосом в разные периоды мейоза;
- решать типовые задачи по теме занятия.
- проводить микроскопический анализ препаратов при малом и большом увеличениях светового микроскопа
Студент должен владеть:
ОК-1, ПК-3, ПК-17, ПК-31.
Задания для самостоятельной аудиторной работы студентов:
Практическая работа
1. Сперматозоиды млекопитающего
Рассмотрите при малом, а затем большом увеличении микроскопа сперматозоид млекопитающего (быка). Зарисовать в альбоме.
Зарисовать в альбоме.
2. Яйцеклетка крольчихи
Изучите при малом и большом увеличении микроскопа яйцеклетку млекопитающего (срез яичника крольчихи). В демонстрационном препарате обратите внимание на зоны развития половых клеток в срезе яичника. Зарисовать в альбоме. Зарисовать в альбоме.
3. Синкарион яйцеклетки аскариды
При малом увеличении микроскопа найдите срез матки аскариды, заполненной фолликулами с яйцеклетками. Рассмотрите препарат при большом увеличении. Цитоплазма в яйцеклетках сжимается и отслаивается от толстой оболочки, на внутренней стороне которой можно увидеть первое редукционное тельце, расплывшееся в виде черточки. Иногда можно встретить и второе редукционное тельце, расположенное в виде точки на поверхности цитоплазмы.
Вращая микровинт, рассмотрите внутри цитоплазмы два сблизившихся ядра пронуклеуса, одно из которых - ядро яйцеклетки с гаплоидным набором хромосом, другое - ядро сперматозоида, тоже с гаплоидным набором. Вслед за сближением пронуклеусов происходит их слияние, образуется новое ядро уже с диплоидным набором отцовских и материнских хромосом (синкарион), и образовавшаяся зигота начинает делиться.
Решить задачи
см. Сборник задач по биологии и медицинской генетике, 2004.
Раздел 2. Цитогенетика
Стр. 12-14, Задачи №№ 1, 5, 8, 9, 11, 13.
Формы контроля освоения заданий по самостоятельной аудиторной работе по данной теме:
1. Выполнение тестовых заданий.
2. Конспекты лекций и практических занятий.
3. Ответы на контрольные вопросы.
4. Оформление рисунков в альбомах.
Рекомендуемая литература (см. приложение 1).
Практическое занятие №6
Тема.
Билет №1
Ответить на теоретические вопросы:
1. Свойства живой материи.
2. Строение и функции митохондрий.
3. Уровни укладки ДНК в хроматине, их характеристика.
4. Клеточный цикл и его периодизация.
Рекомендуемая литература(см. приложение 1)
Практическое занятие №7
1. Тема:
Практическая работа
Локализация ДНК и РНК в эукариотической клетке
Просмотр при малом и большом увеличении микроскопа постоянного микропрепарата №1.
Решение задач
см. Сборник задач по биологии и медицинской генетике.
Раздел 1 – молекулярная генетика.
1.1.Строение ДНК.
1.2. Биосинтез белка.
Рекомендуемая литература (см. приложение 1).
Практическое занятие №8
1. Тема:
Практическое занятие №9
1. Тема:
Практическое занятие №10
1.Тема:
Решить задачи
См. Сборник задач по медицинской биологии и генетике.
1. Явление сцепления признаков. Кроссинговер.
2. Наследование признаков, сцепленных с полом..
Формы контроля освоения заданий по самостоятельной аудиторной работе по данной теме:
1. Конспекты лекций и практических занятий.
2. Выполнение тестовых заданий.
3. Ответы на контрольные вопросы.
4. Решение типовых и ситуационных задач.
Рекомендуемая литература (см. приложение 1).
Практическое занятие № 11
1. Тема:
Практическое занятие № 12
1. Тема:
Практическое занятие № 13
1.Тема:
Практическое занятие №14
Тема
Практическое занятие № 15
1.Тема:
Практическое занятие № 16
1.Тема:
Экология и биосфера
2. Учебные цели:
Знать:
ü - основы общей экологии
ü - типы взаимоотношений между организмами
ü -основные понятия и термины паразитологии
ü понятия паразитарная система, паразитоценоз, паразитарные болезни, трансмиссивные болезни, природноочаговые болезни, компоненты природного очага;
ü формы взаимоотношений между организмами;
ü основные понятия паразитологии;
ü понятие патогенности паразитов как причину клинических проявлений заболеваний.
Уметь:
ü дифференцировать биотические факторы
ü определять типы взаимоотношений между организмами
ü оперировать терминологией
Студент должен владеть:
ОК-1, ПК-3, ПК-17, ПК-31.
3. Вопросы для самоподготовки к освоению данной темы:
1) Дайте определения понятий: конкуренция, антибиоз, нейтрализм, хищничество, симбиоз, синойкийя, комменсализм, протокооперация, мутуализм, паразитизм.
2) Приведите примеры различных форм паразитизма. Чем этот вид биотических взаимоотношений принципиально отличается от хищничества?
3) Выскажите свое мнение. В 1932 г. отечественный ученый Г.Ф. Гаузе предложил принцип исключения: два вида не могут существовать в одной и той же местности, если их экологические потребности идентичны. К какому типу биотических взаимодействий относится этот принцип?
4) В экологии межвидовые взаимодействия обозначаются следующим образом: «0» – безразличные; «+» – полезные; «–» – вредные. Используя эти обозначения, можно дифференцировать множество различных типов взаимодействий.
Задания для самостоятельной аудиторной работы студентов:
Практическое занятие № 17
1. Тема:
Экологические и медико-биологические основы паразитизма. Подцарство Protozoa. Тип Sarcomastigophora (Класс Sarcodina). Тип Ciliophora. Морфофункциональная характеристика и медицинское значение представителей.
Цель изучения темысостоит в формировании знаний по экологическим и медико-биологическим основам паразитизма, умений и навыков по морфофункциональной характеристике представителей классов Саркодовые и Инфузории.
Задачи:
1) изучить экологические и медико-биологические основы паразитизма;
2) изучить классификацию, изучить систематическое положение, морфофункциональную характеристику и медицинское значение представителей классов Саркодовые и Инфузории;
3) изучить патогенез и симптоматику паразитарных инвазий, вызванных представителями классов Саркодовые и Инфузории;
4) изучить строение и морфологические отличия дизентерийной, кишечной, ротовой амеб и балантидия.
5) обучить технике микроскопического анализа кала при подозрении на дизентерийный амебиаз и балантидиаз;
6) изучить меры общественной и личной профилактики дизентерийного амебиаза и балантидиаза.
Студент должен знать:
1. До изучения темы (базисные знания):
- биология, школьный курс: основы общей экологии, типы взаимоотношений между организмами (симбиоз, антибиоз, паразитизм), строение одноклеточных организмов, строение и жизнедеятельность амебы.
- устройство светового микроскопа.
2. После изучения темы:
1) основы экологии как науки о взаимоотношениях между организмами в определенных условиях окружающей среды;
2) основные формы взаимоотношений между организмами;
3) общую характеристику животных подкласса Простейшие;
4) классификацию, систематическое положение, морфофункциональную характеристику и медицинское значение представителей классов Саркодовые и Инфузории;
5) патогенез и симптоматику паразитарных инвазий, вызванных представителями классов Саркодовые и Инфузории;
6) строение и морфологические отличия дизентерийной, кишечной, ротовой амеб и балантидия.
7) меры общественной и личной профилактики дизентерийного амебиаза и балантидиаза.
Студент должен уметь:
· расшифровывать ключевые термины паразитологии: источник инвазии, инвазионная стадия, способ инвазии, путь инвазии, факторы инвазии.
· работать со световым микроскопом при малом и большом увеличениях;
· работать со световым микроскопом при иммерсионном увеличении;
· проводить микроскопический анализ кала и идентифицировать вегетативные формы и цисты представителей класса саркодовые (дизентерийная, ротовая, кишечная амебы) и класса инфузории (кишечный балантидий).
· решать ситуационные задачи
Студент должен владеть:
ОК-1, ПК-3, ПК-17, ПК-31.
Задания по самостоятельной аудиторной работе студентов по теме занятия:
1. Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспекта лекции №10 «Медицинская протозоология» и рекомендуемой учебной литературы.
2. Ответить на вопросы для самоконтроля:
1) Типы взаимоотношений между организмами как предмет синэкологии.
2) Паразитизм и его экологические основы. Классификация паразитов. Классификация хозяев паразитов.
3) Характеристика системы «паразит-хозяин». Морфофизиологическая и биологическая адаптация паразитов. Ответные реакции организма хозяина.
4) Характеристика «паразитарной системы».
5) Ключевые термины медицинской паразитологии: источник инвазии, инвазионная стадия, способ инвазии, путь инвазии, факторы инвазии
6) Трансмиссивные и природно-очаговые заболевания.
7) Классификация и общая характеристика животных подцарства Простейшие (Protozoa), классов Саркодовые (Sarcodina) и ресничные (Ciliata).
8) Систематическое положение, морфология, географическое распространение, жизненный цикл, способы инвазии и патогенное действие амеб (Entamoeba histolytica, Entamoeba coli, Entamoeba gingivalis).
9) Клиническая характеристика, лабораторная диагностика и профилактика амебиаза.
10) Систематическое положение, морфология, географическое распространение, жизненный цикл, способы инвазии и патогенное действие Balantidium coli.
11) Клиническая характеристика, лабораторная диагностика и профилактика балантидиаза.
3. Проверить свои знания с использованием тестового контроля:
Примеры тестовых заданий:
1. Совокупность паразитов, населяющих организм хозяина, называется … .
1) зооценозом
2) паразитоценозом
3) антропозоонозом
4) симбиозом
2. Для амебиаза характерен … способ инвазии.
1) трансмиссивный
2) воздушно-капельный
3) алиментарный
4) перкутанный
3. Лица, зараженные амебиазом, но не заболевшие, называются:
1) бактерионосителями
2) вирусоносителями
3) паразитоносителями
Ситуационные задачи
1. В поликлинику обратился больной с жалобами на частый жидкий стул с примесью крови, боли в подвздошной области. Считает себя больным после поездки по туристической путевке месяц назад в среднеазиатские республики. При переездах на автобусах неоднократно употреблял немытые фрукты и овощи. О каком заболевании можно подумать? Какова лабораторная диагностика?
2. У больного с частым кроваво-слизистым стулом в фекалиях обнаружены округлые цисты с 4 ядрами. Цисты, какого паразита обнаружены и можно ли этот факт, принимать за подтверждение паразитарного заболевания?
3. При лабораторном исследовании фекалии мужчины (при устройстве поваром на предприятие общественного питания) обнаружены четырех ядерные цисты размерами 8-15 мкм. Выяснилось, что 3 года назад служил в Афганистане. О наличии каких паразитов в организме обследуемого свидетельствуют данные анализы? Может ли он работать на предприятии общественного питания?
4. В инфекционное отделение ЦРБ поступила больная с признаками дизентерии. До болезни работала на свиноферме. О какой форме дизентерии можно предполагать? Какой поставить лабораторный диагноз?
5. В поликлинику обратился больной с жалобами на боли в животе, частый жидкий стул с примесью крови. До болезни работал на мясокомбинате, обрабатывал свиные туши. О каком протозойном заболевании можно предполагать? Какова лабораторная диагностика?
Рекомендуемая литература(см. приложение 1)
Практическое занятие № 18
1.Тема:
Подцарство Protozoa. Тип Sarcomastigophora (Класс Mastigophora). Морфофункциональная характеристика и медицинское значение представителей.
Цель изучения темысостоит в формировании знаний по медико-биологическим основам паразитарных инвазий, вызванных простейшими класса Жгутиконосцы, умений и навыков по морфофункциональной характеристике отрядов одножгутиковые (протомонадина) и многожгутиковые (полимастигота).
Задачи:
1) знать классификацию, изучить систематическое положение, морфо-функциональную характеристику, патогенное действие и медицинское значение представителей класса Жгутиконосцы;
2) изучить патогенез и симптоматику паразитарных инвазий, вызванных представителями класса Жгутиконосцы;
3) изучить строение и морфологические отличия патогенных и непатогенных форм представителей класса Жгутиконосцы.
4) обучить технике микроскопического анализа крови при подозрении на лейшманиоз и трипаносомоз;
5) обучить технике микроскопического анализа кала при подозрении на лямблиоз;
6) обучить технике микроскопического анализа мазков из влагалища при подозрении на трихомоноз;
7) знать меры общественной и личной профилактики лейшманиоза, трипаносомоза, лямблиоза и трихомоноза.
Студент должен знать:
1. До изучения темы (базисные знания):
- биология, школьный курс: строение одноклеточных организмов, строение и функции жгутиков, морфологические формы Жгутиконосцев, способы питания и размножения Жгутиконосцев.
-устройство и правила работы со световым микроскопом.
- основные термины паразитологии;
- алгоритм описания паразитарных инвазий;
- основы медицинской протозоологии (систематика, классификация простейших);
2. После изучения темы:
1) систематическое положение, эпидемиологию, морфофизиологическую характеристику и медицинское значение представителей класса Жгутиконосцы;
2) способы лабораторной диагностики при подозрении на заболевания, вызванные Жгутиконосцами
3) меры общественной и личной профилактики лейшманиоза, трипаносомоза, лямблиоза и трихомоноза.
Студент должен уметь:
· проводить микроскопический анализ крови и дифференцировать разные виды лейшманий и трипаносом;
· выявлять при микроскопическом анализе дуоденального содержимого вегетативные формы лямблий;
· проводить микроскопический анализ кала и находить цисты лямблии;
· проводить микроскопический анализ мазков из влагалища и находить вегетативные формы трихомонад;
· решать ситуационные задачи
Студент должен владеть:
ОК-1, ПК-3, ПК-17, ПК-31.
Задания по самостоятельной аудиторной работе студентов по теме занятия:
1. Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспекта лекции №10 «Медицинская протозоология» и рекомендуемой учебной литературы.
2. Ответить на вопросы для самоконтроля:
1) Классификация и общая характеристика животных класса Жгутиконосцы (Mastigophora).
2) Систематическое положение, морфология, географическое распространение, жизненный цикл, спо