Вы готовитесь встречать детей
Первые впечатления о своем вожатом у ребят сложатся в тот самый момент, когда они впервые встретят вас в автобусе. Еще до приезда ребят продумайте, как вы украсите холл корпуса, детские комнаты. В холле обязательно должен быть отрядный уголок с названием отряда, девизом, отрядной кричалкой, списком детей отряда, этот уголок вы будете оформлять позднее, вместе с детьми.
Во время смены вас с ребятами ожидает много спортивных состязаний, мероприятий как отрядных, так и общелагерных, поэтому, вам понадобится освещать успехи детей. Заранее подготовьте и место где будут записаны слова гимна лагеря и, конечно же, необходим в каждой палате "график чистоты". В течение смены ребят ожидает много разнообразных мероприятий, а чтобы дети постоянно не приставали с вопросом; " А что у нас сегодня?"- оформите красиво "План-сетку отрядных и общелагерных мероприятий. Все эти уголки вы можете сделать вместе с ребятами в первые дни смены, но заранее надо будет продумать некоторые варианты оформления на тот случай, если ребята не смогут предложить интересные идеи.
Для того, чтобы вы могли быстро запомнить детей своего отряда, заранее продумайте визитные карточки для каждой комнаты. Постарайтесь сделать так, чтобы, попав в корпус, дети сразу почувствовали, что их здесь очень ждут.
Организационный период. Первые 3-4 дня, в эти дни надо спланировать все поминутно! Максимально занять детей, объяснить правила поведения, закрепить дисциплину.
Организационный период – это время перехода из одной жизни в другую. Время привыкания к новым условиям, требованиям, новому режиму дня и новым людям вокруг. Самый главный процесс – адаптация. Адаптация – процесс включения человека в новые группы (коллектив), приспособление к изменяющимся условиям социальной среды, деятельности, внутригрупповых и межличностных отношений, сопровождающихся усвоением действующих в них норм, принципов, правил. Уверенному и безболезненному процессу адаптации детей способствует своевременное определение законов отряда и норм общения.
· игры на знакомства
· первый отрядный сбор и вечерняя свечка (не забывать про пожарную безопасность! Свечкой может служить мягкая игрушка)
· завлечь детей общей деятельностью
Важно уделить внимание детям, плохо вписывающимся в коллектив.
Взаимодействие и взаимоотношения детей в отряде.
· Дети ведут себя осторожно
· Формируется чувство принадлежности к отряду
· Возникновение мелких групп, чаще пар
· Поведение детей зависимое (реагируют на поведение вожатых и поведение окружающих)
· Возникновение лидера и антилидера
· Формирование системы правил
· Основной инициатор – вожатый
Воспитательные задачи вожатого.
Задачи | Действия |
Познакомить детей друг с другом | Игры на знакомства, КТД (коллективное творческое дело), огонек знакомства. |
Познакомить детей с территорией | Экскурсии, игра на знакомство с территорией (может быть общелагерной) |
Познакомить с правилами, традициями, нормами лагеря | Лекция, отрядный сбор, для старших – мозговой штурм |
Поддержание дисциплины | Требование безукоризненного исполнения правил |
Создать доброжелательную атмосферу | Свечки, игры. Обязательно пообщаться с каждым ребенком! |
Создать у детей ощущение комфорта и уюта | Украсить отрядный уголок, двери, палаты |
Узнать увлечения, склонности, выявить лидера | Игры на выявление лидера |
Дать возможность попробовать себя в разных видах деятельности | Проводить разноплановые игры и т.д., поддерживать инициативу. |
Включить детей в активную деятельность, неформальное общение, помочь найти товарища по увлечениям и интересам | Совместная деятельность на общую пользу, игры, отрядные мероприятия, разбивать детей на смешанные группы |
Заинтересовать детей, включив в интенсивную общую деятельность | Познакомить детей с плансеткой |
Начать формировать отряд как коллектив | Игры на взаимодействие, снятие барьеров |
Для старшего возраста! Создать органы самоуправления | Назначить командира и т.д. |
Создать условия для проявления самобытности каждого ребенка | Конкурс талантов, отрядные мероприятия, спортивные мероприятия, дискуссионные клубы, свечки |
Корректировать нормы общения, поведения, отношений | Добиваться единства оценок и мнений, обсуждать частное мнение оценок |
Разнообразить общение | Межотрядные коммуникации, обратная связь |
Вовлечь в творческую деятельность каждого ребенка, не допустить отверженных в коллективе | Найти уникальность в каждом ребенке, в мероприятиях участие принимать должны все |
Мотивировать детей на активное участие в смене | Планировать самые интересные дела |
Сплотить детей | Игры на сплочение и командообразование, придумать отрядную фишку |
Продолжать коллективно-творческую деятельность. | Спортивные соревнования, творческие конкурсы, КТД |
Дать детям возможность показать полученные в творческих кружках навыки и умения | Выставки, экспозиции, подготовить подарки мастер-классы |
Для старшего возраста! Развивать организационные способности | Организовать отрядное мероприятие для детей младшего возраста |
Поддержание интереса к совместной деятельности | Удивите детей: новые игры, формы работы, отрядные дела. |
Пресечь возможные дисциплинарные нарушения | Четко планируйте каждый день периода, не снижайте бдительности |
Эмоционально стабилизировать детей | Уделить время каждому, пообещать после лагеря общение и встречу |
Подвести итоги смены | Грамоты, дипломы за активное участие |
Создать условия для конструктивного расставания | Отрядный прощальный огонек, заключительная свечка, отрядный костер, написание пожеланий, игры-прощалки. |