Тема 1. Арт- терапевтический кабинет и его оснащение.
1.Понятие арт- терапевтического пространства.
2.Типы арт-терапевтических кабинетов и их особенности и оснащение.
1.Понятие арт- терапевтического пространства.
Вместе с развитием арт-терапии и совершенствованием ее методологии формировались и определенные нормы определяющие условия арт-терапевтической работы. Эти условия в определенной мере изменялись вместе с реформами в системе здравоохранения, проникновением арт-терапии в деятельность социальных служб, образование и другие сферы деятельности. Несмотря на многообразие задач и форм арт-терапевтической работы, а также значительные различия между отдельными клиентами и их группами, в настоящее время можно говорить о существовании единых требований к оборудованию арт-терапевтического кабинета.
Эти требования во многом основаны на представлении о так называемом «психотерапевтическом пространстве» – особой среде, которая является местом взаимодействия между психотерапевтом и клиентом. Понятие «психотерапевтического пространства» имеет психоаналитическое происхождение. Оно предполагает высокую ступень внутренней защищенности аналитика и пациента, вступающих в психотерапевтические отношения, что позволяет им испытывать высокую степень доверия и открытости, необходимые для развития психотерапевтического процесса. Условиями «защищенности» и соответственно необходимыми предпосылками для создания «психотерапевтического пространства» в аналитической работе традиционно являются:
- заключение психотерапевтического контракта регламентирующего цели и условия психотерапевтической работы, ее оплату, частоту и продолжительность сессий и другие моменты;
- четкие пространственно-временные границы психотерапевтической работы, которые создаются путем использования по возможности постоянного места для проведения сессий и их регулярностью на протяжении всего психотерапевтического процесса;
- личность психотерапевта.
Арт-терапевтическая работа отличается от большинства вербальных форм работы тем, что в ней имеет место динамическое взаимодействие между тремя участниками или элементами: арт-терапевтом, клиентам и материалам или продуктам изобразительной деятельности. В соответствии с этим понятие «психотерапевтическое пространства» предполагает некоторые дополнительные условия, в частности определенные требования к оснащению арт-терапевтического кабинета соответствующими материалами и средствами для работы, а также условиями экспонирования и хранения продуктов изобразительной деятельности клиента.
В понятие «психотерапевтического пространства» входят также сам арт-терапевт и художественный образ, создаваемый клиентом. Это связано с тем, что арт-терапия выполняет несколько иную роль чем психотерапевт. Через молчаливое, наполненное вниманием присутствие при работе клиента он передает ему ощущения надежности границ, в пределах которых возможно отреагирование переживаний клиента в художественных образах. Художественный образ обладает свойством к потенцированию и накоплению разнообразных переживаний, проецируемых на него клиентом. В тоже время он «безопасен» в том смысле, что его переживания предстают перед ним в «снятом», «дистанцированном», символическом виде. Поэтому клиент чувствует себя более защищенным, чем, если бы он пытался выразить свои переживания непосредственно в своем поведении или словах.
В создании атмосферы игры, столь необходимой для построения «психотерапевтического пространства» арт-терапевтической работы, определенную роль играет недирективность подхода, а также дополнительно оговариваемые при ее начале некоторые нормы и правила поведения клиента. Оговаривается то, что можно, а чего нельзя делать в процессе работы. Арт-терапевт дает понять клиенту, что тот может свободно пользоваться любыми изобразительными материалами и средствами, создавая из них все, что ему захочется, и что при этом его результаты не будут оцениваться с точки зрения их эстетических достоинств. Арт-терапевт также может объяснить клиенту, что тот вовсе не обязан что-либо сразу изображать и что будет приветствоваться любая попытка отразить свои чувства и мысли в той или иной художественной форме, в любой момент, когда клиент будет готов сделать это. Все это является дополнительными факторами в создании атмосферы свободы и защищенности для клиента и изменении его восприятия арт-терапевтической ситуации как игровой, позволяющей ему свободно манипулировать материалами, образами, ролями, наподобие того, как он это делал в детстве, когда рисование или лепка не воспринимались им как обязанность или «художественное занятие».
2.Типы арт-терапевтических кабинетов и их особенности.
В настоящее время существуют следующие основные типы арт-терапевтических кабинетов:
· кабинет-студия,
· кабинет для индивидуальной работы,
· кабинет для групповой интерактивной работы,
· арт-терапевтическое отделение,
· кабинет универсального назначения.
Арт-терапевтический кабинет-студия является наиболее ранней формой специализированного помещения для художественных занятий. Слово «студия» в данном случае означает, что этот тип арт-терапевтического кабинета чем-то напоминает помещение, предназначенное для работы художника. Это связано с тем, что в кабинете-студии работают обычно несколько пациентов, которые мало контактируют друг с другом. Каждый из них работает самостоятельно.
По мере развития арт-терапии стали появляться другие типы арт-терапевтических кабинетов, предназначенных для более тесного взаимодействия как между арт-терапевтом и пациентами, так и между отдельными участниками группы. Тем не менее студия до сих пор является наиболее подходящим типом помещения для работы с некоторыми группами пациентов, например пациентами психиатрических больниц, лицами со сниженным интеллектом и некоторыми другими. В некоторых случаях кабинет-студия может служить и местом для арт-терапевтической работы с невротиками, лицами с соматической патологией. В этом случае работа отличается значительной степенью свободы участников арт-терапевтической группы.
Кабинет-студия имеет несколько мест для самостоятельной работы пациентов. Места представляют собой, как правило, столы со стульями. На каждом рабочем месте имеется необходимый набор всевозможных материалов (включая бумагу разных форматов, краски, восковые мелки или пастель, карандаши и т.д.). На отдельном столе также могут находиться материала для коллажа, глина и другие материалы для тех случаев, если кто-то предпочтет иную изобразительную технику. Обязательным для студии, так же как и других типов помещений для арт-терапевтической работы, является наличие одной или – лучше – нескольких раковин, обеспечивающих свободный доступ пациентов к воде.
Кабинет-студия имеет также зону отдыха с креслами и столом с чаем. Здесь посетители студии могут общаться, не мешая другим. Наряду с тем, что работа в студии рассчитана всякий раз на определенное время, в течение отдельных сессий пациенты могут работать в присущем каждому из них темпе, по желанию делать перерывы, выходить в фойе (например, для курения).
Кабинет-студия также должен иметь специально отведенное место для хранения работ пациентов (при том, что им позволено забирать некоторые работы с собой). Как правило, работы хранятся в индивидуальных папках, расположенных на столах или стеллажах.
Арт-терапевтический кабинет для индивидуальной работы, как правило, предназначен для более продолжительного курса занятий как со взрослыми, так и детьми и подростками, страдающими негрубыми формами психических расстройств. Работа в таком кабинете предполагает тесное психотерапевтическое взаимодействие между арт-терапевтом и пациентом, в том числе на протяжении всего процесса изобразительной работы последнего. Арт-терапевт молчаливо присутствует при этой работе и иногда задает ему уточняющие вопросы.
Для работы пациента имеется стол, стул и весь набор изобразительных средств и различных материалов, расположенных либо на полках, либо на другом столе в непосредственной близости от стола пациента. Стул арт-терапевта также находится рядом со столом пациента. Эта часть помещения называется «рабочей зоной». Здесь иногда может находиться гончарный круг и резервуар с глиной, «песочница». Некоторые арт-терапевты предоставляют своим пациентам и иные, более редкие материалы и средства изобразительной работы. Имеются некоторые особенности в оборудовании кабинета, предназначенного для индивидуальной работы с детьми. Они заключаются в наличии большего свободного пространства для игры с предметами, импровизированного исполнения ролей, а также в присутствии «кукольного дома» и разнообразных игрушек.
В кабинете, наряду с «рабочей зоной», имеется «чистая зона» для общения арт-терапевта и пациента после завершения изобразительной работы, проведения вербальной психотерапии.
Арт-терапевтический кабинет для групповой интерактивной работы рассчитан как на самостоятельную работу участников группы, так и на их вербальное взаимодействие на этапе обсуждения продуктов изобразительной деятельности. В соответствии с этим кабинет либо должен допускать быструю перестановку мебели, например для посадки пациентов в круг, либо иметь две по-разному оборудованные зоны – «рабочую» – для изобразительной работы, «чистую» – для группового обсуждения. От кабинета-студии данное помещение отличается еще и тем, что в нем имеется большое разнообразие различных мест для работы, например несколько вариантов столов и стульев. Ориентация столов в пространстве может быть различной. Это необходимо для того, чтобы предоставить участникам группы возможность выбора. Они занимают то или иное место в соответствии со своими предпочтениями, тем самым обозначая «персональные территории», являющиеся в условиях групповой интерактивной работы элементов «индивидуального психотерапевтического пространства», У каждого пациента имеется индивидуальный набор самых необходимых материалов. Кроме того, на общем столе находятся иные, более редкие материалы. Помещение должно быть также рассчитано на возможность совместной изобразительной работы участников группы.
Одна или две стены должны быть предназначены для развешивания работ перед началом их обсуждения. Их можно использовать и при создании «групповой фрески» или «настенной газеты».
Некоторые современные кабинеты для групповой интерактивной арт-терапевтической работы нередко оборудованы микрофонами или видеокамерами для ауди – и видеозаписи разных этапов сессии.
При оборудовании кабинетов для индивидуальной и особенно групповой арт-терапевтической работы следует учитывать высокую степень восприимчивости пациентов к мельчайшим особенностям интерьера (таким, например, как окраска мебели, вид из окна и т.д.). Когда пациенты приходят в кабинет парой на протяжении довольно длительного времени, у них формируется устойчивая система ассоциаций и реагирования на ставшую для них привычной среду. Любое изменение в ней может восприниматься весьма болезненно и даже нарушать арт-терапевтический процесс.
Большое значение имеет для пациента ощущение им того, что он способен «контролировать» происходящее в кабинете, по крайней мере ход своей изобразительной работы и ее результаты. Поэтому он должен быть уверен в том, что продукты его творческой деятельности надежно сохраняются в его индивидуальной папке или на полке. Следует ограничиться минимальным экспонированием работ, главным образом, вывешивать их при групповом обсуждении. Если выполнение работы затягивается на несколько сессий, следует их закрывать или переворачивать, для того чтобы они не стали предметом преждевременного обсуждения и замечаний.
Арт-терапевтическое отделение и кабинет универсального назначения являются специализированным комплексом помещений, предназначенных для разных форм арт-терапевтической работы, нередко проводимой параллельно с несколькими пациентами или группами. Арт-терапевтические отделения стали создаваться сравнительно недавно, главным образом, для обслуживания пациентов крупных лечебно-реабилитационных учреждений, посетителей социальных центров, обслуживающих те или иные территории, а также для осуществления комплекса различных арт-терапевтических программ, рассчитанных на самые разные группы населения. Иногда арт-терапевтические отделения предполагают применение мультидисциплинарного подхода, участие в их работе различных специалистов. Например, параллельно с арт-терапевтическими сессиями могут проходить занятия по музыко-, драма-терапии, работать вербальные психотерапевтические группы и т.д.