Я стадия «Формирование границ»
Преимущественно вербальный и проективно- знаковый/проективно-символический способы коммуникации: движение и танец, пенис, игра на
музыкальных инструментах, использование фонограмм; активизация воображения
(визуализация, создание изобразительных образов, текстов)
Ощущение «прилива энергии» и иные сенсорные феномены; повышение спонтанности действий членов группы
Я стадия «Преодоление границ»
Выход за пределы привычного образа «я»; усиление ориентации на общегрупповые
процессы и интерактивного характера работы; расширение спектра разных
способов коммуникации и форм творческой экспрессии
ВХОЖДЕНИЕ В ДРАМАТИЧЕСКУЮ РЕАЛЬНОСТЬ
Погружение в драматическую реальноесть
Формирование драматической дистанции
Я стадия «Хаос»
Проявления нодального поведения; дальнейшее расширение спектра способов
коммуникации и форм творческой экспрессии и усиление ориентации на
общегрупповые процессы; ритуализацим; дальнейшее повышение спонтанности
действий членов группы и акционального характера творческой экспрессии;
усиление драматического характера переживаний (разыгрывание эпической драмы
с разной степенью идентификации с разными образами, персонажами и
ситуациями; создание комплексных образов, отражающих мифопоэтическое
восприятие реальности; перформанс, эпическая скульптура, тотальная
инсталляция и т.д.)
Драматическая развязка: ритуальные действия, в том числе деструктивного характера в контексте мифопоэтического восприятия реальности
Психотерапевтические изменения (исцеление); разрешение конфликтов
виугриличиостного, межличностного и общегрупповою уровней;
ролевое развитие и трансформация
ВЫХОД ИЗ ДРАМАТИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ
Я стадия «Упорядочение хаоса»
Проявления антинодального поведения; усиление внутриличностной ориентации;
разотождествление с образами, персонажами и ситуациями; сужение спектра
способов коммуникации и форм творческой экспрессии; ощущение «отлива
энергии»; возвращение к привычному ощущению «я»
Интеграция переживаний и их осознание; соотнесение мифопоэтического
восприятия реальности и драматического опыта с системой отношений и текущим
культурным и социальным опытом
Обыденная реальность
Рис. 1. Способы коммуникации и формы творческой экспрессии в группе на разных этапах групповой работы с использованием интерактивных арт-терапевтических техник
Данная схема показывает динамику изменений способов внутри-групповой коммуникации и форм творческой экспрессии в арт-терапевтической группе при ее переходе из обыденной реальности в драматическую и обратно на разных стадиях описанного нами четырехступенного цикла. На схеме видно, что на начальной стадии (стадии «Формирование границ») члены группы взаимодействуют преимущественно в рамках вербального, проективно-знакового и проективно-символического способов коммуникации. Данная стадия связана с пребыванием членов группы в обыденной реальности и их идентификацией с привычными ролями и формами поведения. Обозначение ими границ личного пространства неотделимо от этих ролей и форм поведения и является «отправным пунктом» последующего «путешествия» в драматическую реальность.
Использование иных способов коммуникации и форм творческой экспрессии, связанных с движением и танцем, пением и игрой на музыкальных инструментах или применением фонограмм, а также элементов ролевой игры, активизацией воображения, изобразительным творчеством, сочинением стихов, сказок и историй, может рассматриваться как предпосылка вхождения в драматическую реальность и происходить как спонтанно, так и путем использования определенных техник или интервенций. Сюда можно отнести различные техники «разогрева», связанные с физическими упражнениями, художественной экспрессией, направленной и простой визуализацией и т. д. Если разные способы коммуникации и формы творческой экспрессии используются группой спонтанно, часто бывают хорошо заметны различия между пациентами: одни используют преимущественно сенсомоторную экспрессию (и, соответственно, движение, танец, голос), другие — драматически-ролевую экспрессию
(с попытками имитировать поведение тех или иных персонажей), третьи — взаимодействуют с окружающими посредством визуальной экспрессии или вербально. Есть и такие члены группы, которые одновременно или последовательно применяют разные способы коммуникации и формы творческой экспрессии.
Этот момент групповой работы связан с ощущением «прилива энергии» и проявлением иных сенсорных феноменов, а также повышением спонтанности реакций членов группы и усилением интерактивного характера работы. Все это соответствует второй стадии четы-рехступенного цикла («Преодоление границ»). Данная стадия может характеризоваться существенным изменением привычных паттернов поведения, когда, например, молчаливый и ранее незаметный в группе человек, начиная на этой стадии активно взаимодействовать с другими членами группы и используя различные формы творческой экспрессии, оказывает существенное влияние на групповые процессы. И, напротив, ранее вербально активный и привлекавший всеобщее внимание член группы «выпадает» из групповых процессов, оставаясь в обыденной реальности.
Погружение в драматическую реальность связано с дальнейшим расширением используемых членами группы способов коммуникации и форм творческой экспрессии. При этом имеет место их наиболее активное взаимодействие с синхронизацией их действий за счет ритуализации и формирования мифопоэтической картины мира. Хотя сами члены группы могут при этом воспринимать свои действия и действия окружающих как «хаотические», а их смысл может не осознаваться, эти действия во многих случаях имеют определенную скрытую логику и структуру. При этом не исключено, что действия членов группы могут приобрести хаотичный и непродуктивный характер в тех случаях, когда отсутствуют исходные предпосылки для групповой работы, в частности не создана безопасная атмосфера, не сформированы групповые нормы и правила поведения и не обозначены границы личного пространства.
Данный этап работы связан с идентификацией членов группы с различными образами, персонажами и ситуациями (в том числе их идентификацией друг с другом и с психотерапевтом — как прямой, так и опосредованной изобразительной продукцией), что ведет к их ролевому развитию и трансформации.
В зависимости от используемых методов работы и условий ее проведения, коммуникация и творческое самовыражение членов группы могут иметь более или менее структурированный характер и в разной степени регулироваться психотерапевтом. В одних случаях коммуникация членов группы и использование ими разных форм творческой работы имеют спонтанный характер. В других — они в той или иной мере «задаются» психотерапевтом. И в том и в другом случае, однако, члены группы могут использовать акциональные формы творческой экспрессии, а также те, которые связаны с созданием мифопоэтической картины мира. К первым можно, в частности, отнести перформанс, пение, движение и танец, «живопись» тела, манипуляции с объектами и т. д.; ко вторым — создание эпической скульптуры, «тотальных инсталляций», исполнение «диалогов противоположностей» и другие виды работ.
Переживание драматической кульминации на третьей стадии работы часто сопровождается достижением психотерапевтических изменений и разрешением конфликтов внутриличностного, межличностного и общегруппового уровней. Однако эти эффекты не следует рассматривать как результат неких «магических» и сиюминутных превращений; они являются закономерным следствием всей цепи предшествующих событий и процессов разного уровня в их сложном взаимодействии друг с другом.
После достижения кульминации следует постепенный выход из драматической реальности и возвращение в обыденную реальность, сопровождающееся восстановлением привычного ощущения «я» и разотождествлением с образами, персонажами и ситуациями. Снижается также активность взаимодействия членов группы, а спектр способов коммуникации и форм творческой экспрессии сужается.
ПЕРФОРМАНС
В связи с неоднократным использованием нами понятий перфор-манса и инсталляции в предыдущих разделах книги имеет смысл уточнить их смысл. Применение в арт-терапии перформанса и инсталляции отражает стремление представителей этого подхода включить в свою практику новые формы и стратегии современного искусства, а также связанные с ним постмодернистские представления. Кроме того, и само современное искусство нередко берет на себя психотерапевтическую функцию, в связи с чем можно говорить о наличии определенных предпосылок для продуктивного сотрудничества арт-терапевтов с представителями художественного авангарда. Как отмечает, например, Юрий Соболев (известный представитель московской школы «неофициального искусства» и руководитель курса паратеатральных форм при «Интерстудио» — международной мастерской театра синтеза и анимации), «в настоящее время нет существенных водоразделов, границ, которые бы отделяли научные психотерапевтические методы от стратегий искусства. Их языки не обособляются друг от друга... Арт-терапия могла бы широко применять стратегии современного искусства, и наоборот, интуитивно или сознательно, но многие приемы арт-терапии используются сейчас художниками» (Соболев, 1997, с. 29-30).
Очень важным для процесса сближения арт-терапии с художественным авангардом является, в частности, то, что современное искусство отказывается от назидательности и проповеди «вечных истин» и апеллирует к самостоятельности и личному творческому началу всех, кто причастен к созданию и восприятию произведений искусства. Представители художественного авангарда стремятся не столько оценивать мир с позиций определенной системы взглядов, сколько к моделированию реальных жизненных процессов и получению опыта психологических изменений и освоению новых ролей и моделей поведения.
Одной из примет современного искусства, которая столь ярко проявляется в таких его формах, как перформанс и работа с объектами, является акционизм. Акционизм связан с использованием человеческого тела в качестве основного «материала» и инструмента творческой работы, что позволяет получать новый, чрезвычайно интересный опыт на стыке внутренней и внешней реальности и достигать фокусировки в происходящем здесь-и-сейчас. Художник, например, помимо традиционных способов изобразительной деятельности может совершать некие поступки, получающие статус «произведений искусства».
По мнению Мак-Ниффа, который активно использует перформанс в своей арт-терапевтической работе, этот вид творчества позволяет узнать, как художественный образ влияет на тело. Характерный для перформанса акцент на презентации художником себя в качестве «живого образа» сближает этот вид творчества со скульптурой и ландшафтным искусством. Мак-Нифф пишет, что «использование движения, драматического действия, голоса, звука и изменений в собственной внешности и окружающем пространстве позволяет физически включиться в имажинативный контекст художественных образов... Авторам художественных работ дается возможность физически пережить те темы, которые они отражают — надеть, например, маску волка и действовать от лица этого образа; исполнить "роль" темных цветов, форм и пространств рисунка; исполнить связанную с изображением церемонию воды и огня; двигаться по лабиринту. Воплощая все эти темы в собственных действиях, авторы художественных работ могут установить с ними иной вид отношений и открыть для себя иное измерение в переживании и осознании рисунков» (McNiff, 1992, р. 119).
Некоторыми историческими аналогами перформанса можно, например, считать «живописьдействия» Поллока, хеппенинг, пантомиму и искусство театра. «Однако перформанс отличается от традиционного сценического искусства тем, что перформансист, в отличие от театрального актера, действует в реальном, а не в сценическом времени. Он использует реальные, а не бутафорские предметы и играет не заданную роль, а "роль" себя самого, стараясь пережить нечто новое здесь-и-сейчас. Актер же включает в сценическую ситуацию свои не менее реальные переживания, но связанные в основном с уже известным ему прошлым опытом» (Морозова, 1997, с. 41).
Крометого, в отличие от традиционного сценического искусства, перформанс исполнятся не в соответствии с заранее известным сценарием, но в большинстве случаев имеет спонтанный характер и в гораздо большей степени, чем традиционные сценические формы, связан с контекстом действия. Включаясь в реальные жизненные процессы и отношения, перформанс является «открытой системой», подверженную действию самых разных привходящих факторов, что делает его результат малопредсказуемым. В то же время перформанс может обладать определенной структурой, которая позволяет художнику в какой-то мере управлять ситуацией. Это достигается за счет того, что может заранее иметься некое подобие сценария — общий алгоритм действий или состояний, которые художник пытается воспроизвести или пережить здесь-и-сейчас. Этот алгоритм не является жестким и допускает высокую степень спонтанности и сенситивности художника к контексту действия, формирующийся в интерактивном пространстве системе отношений и своему состоянию.
В арт-терапевтической практике перформанс может являться своеобразной реакцией членов группы на групповые процессы и отношения, а также на создаваемые художественные образы. Образы часто выступают в качестве основного материала или «триггера» для исполнения перформанса. Как пишет Мак-Нифф: «...наши перфор-мансы тесно связаны с визуальными искусствами. Планирование постановки и взаимодействия актеров предполагает презентацию образа, серии образов и изменение образа. Изобразительные образы интерпретируются или изменяются посредством перформанса... Хотя движение, звук и голос вполне уместны, в нашей студии они служат раскрытию содержания образов... Наши перформансы обычно следуют за созданием рисунков и сочинением историй... Изобразительная работа создает контекст для перформанса, который, в свою очередь, может послужить основой для создания новой серии образов» (MacNiff, 1992, pp. 119-120).
Хотя МакНифф отвечает, что данная последовательность видов деятельности не является жестко заданной и что сами клиенты и психотерапевт могут использовать иную последовательность видов работы, визуальная экспрессия играет все же ведущую роль и предшествует всем остальным видам деятельности. Это позволяет психотерапевту в наибольшей степени использовать свои профессиональные умения и способствует преемственности опыта участия клиента/членов группы в арт-терапевтической работе.
Наши наблюдения за ходом групповой арт-терапевтической работы позволяют говорить о том, что переход членов группы от создания визуальных образов к другим видам творческой экспрессии во многих случаях происходит спонтанно. Отмечаемая Мак-Ниффом последовательность действий участников арт-терапевтических сессий представляется нам закономерной, поскольку во многих случаях отражает динамику перехода из обыденной реальности в драматическую.
Поскольку проективно-знаковая и проективно-символическая экспрессия является более «безопасным» способом коммуникации, по сравнению с сенсомоторной и драматически-ролевой экспрессией, она в наибольшей степени отвечает характеру первой стадии четырехступенного цикла, связанной с обозначением личных границ и преимущественно внутриличностной ориентацией членов группы. По мере активизации межличностной и общегрупповой коммуникации начинают использоваться иные формы творческой экспрессии, помогая расширить и углубить содержание визуальных образов и использовать их в качестве материала для более динамичного взаимодействия членов группы друг с другом и с психотерапевтом.
Кроме того, визуальные образы в значительной степени позволяют структурировать это взаимодействие, придавая ему определенную* тональность, направленность и выступая в качестве «сценариев» или «прологов» для дальнейших действий членов группы. В некоторых случаях визуальные образы могут также являться своеобразными «декорациями» для последующего драматического действия ритуального характера. Подобно тому, как в шаманской практике некоторые визуальные образы используются в качестве «карт» или «путеводителей» в иную реальность, обеспечивая безопасное возвращение шамана на землю, так и в арт-терапевтической работе визуальные образы нередко выступают в качестве «гарантов» выхода членов группы из драматической реальности и их возвращения к привычному ощущению своего «я».
Поскольку перформанс часто бывает связан с выходом за пределы экспозиционного пространства и преодолением той границы, которая отделяет искусство от жизни, его использование в арт-терапевтической практике диктует необходимость в пересмотре традиционного определения границ психотерапевтического пространства.
Выход за пределы арт-терапевтического кабинета или студии может предполагать продолжение работы в городской среде или в естественном природном окружении. Если перформанс исполняется на улице, в парке или за городом, то эту форму работы иногда называют «ландшафтным театром».
Естественно, что любой выход за пределы арт-терапевтического кабинета связан с нарушением границ психотерапевтического пространства, что может быть чревато определенными последствиями для арт-терапевтической работы, в том числе утратой клиентом или членами группы необходимого для работы ощущения комфорта и безопасности. Это также предполагает большую степень их дистанцированности от психотерапевта, что может негативно отразиться на психотерапевтических отношениях. Если при этом психотерапевт на время утрачивает контакт с клиентом или членами группы, он может пропустить очень важный материал или тот момент, когда кому-нибудь из пациентов необходимо будет оказать эмоциональную поддержку.
Тем не менее в современной психотерапевтической практике известны случаи, когда работа с клиентом или членами группы проводится за пределами психотерапевтического кабинета (см., например, Глаттхорн, 2000; Стоун-Фенниси, 2000; Кук, 2000; Гоншер, 2000).
Представляется, что выход за пределы арт-терапевтического кабинета или студии, в особенности если это связано с той или иной степенью дистанцирования клиента или членов группы от психотерапевта, возможен в том случае, если они отличаются зрелой идентичностью и развитыми механизмами психологической защиты, а также достаточной автономностью, для того чтобы самостоятельно справляться с теми ситуациями, которые могут возникнуть в ходе проведения такой работы. Наиболее оправданным это может быть на завершающем этапе работы (этапе терминации). На наш взгляд, работа за пределами арт-терапевтического кабинета в этом случае, в том числе с использованием перформанс-арта, помогает решить ряд важных задач этого этапа арт-терапевтического процесса, а именно:
—оценить степень готовности клиента к терминации и его способность к самостоятельным действиям;
—мобилизовать внутренние ресурсы личности клиента/членов группы и укрепить их веру в свои силы;
—подготовить клиента к прекращению отношений с психотерапевтом;
—помочь клиенту/членам группы в осознании возможных неудач и проблем, связанных с их встречей и реальностью;
—помочь клиенту/членам группы в осознании необходимости начала нового этапа в их жизни.
Кроме того, работа за пределами арт-терапевтического кабинета представляет дополнительные возможности в плане использования новых материалов и средств художественной работы, в частности, может быть связана с применением естественных природных материалов и различных объектов. Естественное природное окружение и те материалы, которые могут использовать клиенты или члены группы в случае их работы за пределами арт-терапевтического кабинета могут являться одним из важных факторов психотерапевтических изменений. Если же работа происходит в городской среде, появляются дополнительные возможности для изучения социального и культурного опыта клиента/членов группы и наблюдения за их реакциями на различные стимулы, а также для освоения ими новых ролей и моделей поведения.
Несмотря на «открытый» характер перформанса и условность границы, отделяющих этот вид искусства от жизни, он тем не менее нередко предполагает наличие драматической дистанции и процесса перехода из обыденной реальности в драматическую, что достигается за счет структурирования того пространства, в котором демонстрируется перформанс, а также благодаря использованию художником тех или иных техник настройки или «разогрева». Одним из факторов создания драматической дистанции в некоторых перформансах является ритуальный характер действий художника. Перформансы-ритуалы, по мнению Соболева (1997), в отличие от перфор-мансов, связанных с созданием «триггерного эффекта», представляют собой определенную последовательность действий, обозначающих те или иные представления. В этом случае «триггер» заложен в культуре и характерных для нее дискурсивных моделях, а не в переживаниях и действиях перформансиста.
Помимо упомянутых нами некоторых исторических аналогов перформанс-арта, таких как «живопись действия», хеппенинг и искусство театра, можно говорить об определенной связи этого вида творчества с некоторыми течениями в искусстве и культурными традициями. Можно, например, заметить определенное сходство лежащих в основе перформанс-арта взглядов и принципов с теми взглядами и принципами, которые характерны для сюрреализма. Художники-сюрреалисты, как и многие перформансисты использовали искусство, прежде всего, для того чтобы помочь другим участвовать в сюрреальности, и так же как современные перформансисты, они широко применяли приемы воздействия на аудиторию, связанные с риском, удивлением, шоком и драматической провокацией.
Обращает на себя внимание связь перформанс-арта с тем, что Мак-Нифф называет «шаманской традицией», хотя, по мнению автора данной статьи, есть основания говорить о том, что «шаманская традиция» — это не какое-то особое течение в истории культуры, но некое общее определение, которое может быть распространено на многие формы традиционного искусства. Если в истории западного искусства «шаманская традиция», наряду с некоторыми другими культурными течениями, выступает в качестве своеобразной альтернативы культурного мейнстрима (не случайно Мак-Нифф связывает ее с поэтически-визионерским подходом в арт-терапии, противопоставляя его сциентистскому подходу), то в отечественной истории культуры так называемая «шаманская традиция», по сути, является ее важнейшим ингредиентом, представленным некоторыми видами народного творчества. Ничуть не удивительно поэтому, что те признаки, которые Мак-Нифф называет как наиболее характерные для шаманской традиции (а именно, использование всего спектра форм творческой экспрессии, коллективный характер творчества и спонтанность поведения участников творческого процесса), в такой же мере свойственны некоторым синкретическим формам народного искусства. Из этого следует, что при использовании перформанса в арт-терапии отечественные специалисты могут опираться, в частности, на традицию народного искусства, творчески используя некоторые его элементы.
Использование инсталляции в современном искусстве основано на тех же самых принципах, что и перформанс-арт. Инсталляцию можно рассматривать как художественно организованное пространство (в котором также может иногда происходить перформанс). Она может включать любые предметы или произведения изобразительного искусства.
3.Медитативные арт-терапевтические техники и техники направленной визуализации
Представители арт-терапевтического направления всегда стремились побудить клиента к спонтанной изобразительной работе. Данная практика основывалась, главным образом, на психодинамических представлениях. В соответствии с этими представлениями «исцеляющий» эффект изобразительной работы связывался с тем, что ослабление сознательного контроля над изобразительной работой ведет к проявлению материала бессознательного (в том числе того, который либо включен в патогенетические механизмы того или иного невротического расстройства, либо связан с «компенсаторными» возможностями психики).
В последнее время подобная практика получила новый стимул благодаря развитию трансперсонального подхода, стремящегося использовать различные приемы для изменения состояния сознания человека. При этом он нередко прибегает к некоторым формам изобразительной деятельности пациентов.
Существуют различные техники арт-терапевтической работы, которые обладают значительными возможностями для достижения глубокой релаксации и изменения состояния сознания, а также для проявления и исследования неосознаваемых психических процессов. В развитии таких техник следует отметить особую роль юнгианских представлений. Немаловажное значение имела также адаптация к условиям арт-терапевтической работы некоторых приемов «ритуального» характера, традиционно используемых, например, в практике буддизма, тантризма или шаманизма в качестве инструмента развития психических возможностей человека, его духовного «роста» и самоисцеления.
Все техники данной группы так или иначе связаны с методом «активного воображения» Юнга. Этот метод был предложен им в качестве универсального приема для работы с бессознательным, хотя может быть реализован во множестве самых разнообразных форм (включая движение и танец, художественные описания, изобразительную работу и многие другие). Метод «активного воображения» рассматривается Юнгом как способ вступить в «диалог» с бессознательным. Слово «активное» в названии метода означает, что этот «диалог» представляет собой активную, двустороннюю коммуникацию, участниками которой выступает сознание, с одной стороны, и бессознательное (прежде всего коллективное бессознательное), с другой стороны. Основным средством коммуникации при этом выступает не обычный язык, а символы. «Диалог» возможен лишь при том условии и до тех пор, пока сохраняется его символическая природа. Становясь понятным, символ «умирает», и диалог прекращается. Таким образом, данный «диалог» может включать в себя определенный иррациональный элемент и требует от человека готовности принять парадоксы, которые могут проявиться при этом.
В самом общем виде метод «активного воображения» может быть представлен как последовательность нескольких этапов.
Первый этап — «остановка сознания», «нейтрализация» или блокирование функций Эго. На этом этапе работы используются различные приемы, позволяющие ослабить сознательный контроль: игры, релаксация, медитативные техники, изобразительные приемы, делающие акцент на спонтанности.
Второй этап — выход материала бессознательного в виде фантазий, образов, чувств, их изображение, описание или непосредственное выражение. Материал бессознательного выражается другими способами: путем ведения дневников с подробным описанием чувств, образов сновидений и фантазий, их выражения в танце, музыке, изобразительном творчестве, поэзии и т. д. При этом наличие профессиональных навыков в той или иной области творческой деятельности не только не способствует, но даже мешает работе, поскольку навык предполагает высокую степень сознательного контроля.
Третий этап — «включение» и реакция Эго, начало «диалога» сознания и бессознательного. На этом этапе происходит постепенное и далеко не простое осмысление всего того, что проявилось на предыдущем этапе. Возникают вопросы нравственного порядка, усиливается ролевая нестабильность, и могут даже проявиться те или иные «осложнения» (например, в форме «инфляции», дереализации и т. д.)
Четвертый этап — глубокие позитивные изменения в психике человека за счет формирования новой структуры взаимоотношений между сознанием и бессознательным и освоения новых форм поведения в реальной жизни. Этот этап связан с преодолением ролевой нестабильности, принятием ответственности за новые ценности и формы поведения и их утверждением в реальной жизни. От человека требуются настойчивость, воля и нравственная зрелость.
Многие формы творческой работы клиентов, применяемые ныне в арт-терапии, музыко-, драматерапии, терапии движением и танцем, первоначально были использованы в контексте метода «активного воображения». В значительной мере это относится к технике направленной визуализации, хотя ее современные варианты иногда сильно отличаются от традиционного юнгианского подхода.
В арт-терапевтической работе техника направленной визуализации применяется довольно широко. Она, как правило, дополняется изобразительным этапом. Разновидностью этой техники является метод направленной визуализации в сочетании с музыкой, разработанный H. Bonny (1980).
Техника направленной визуализации включает в себя следующие этапы:
o Релаксацию, которая может быть различной глубины, в зависимости от условий и задач работы, состава группы или особенностей клиента (при индивидуальной работе). Поверхностная релаксация достигается более или менее комфортной позой клиента и закрыванием глаз. Средний уровень релаксации возможен при расположении клиента в кресле или лежа на спине с внушением покоя и мышечного расслабления. Глубокий уровень достигается путем использования более-менее полного расслабления всех мышц, более продолжительного внушения, иногда — с помощью дыхательных техник.
o Рассказывание истории. Психотерапевт читает ту или иную историю, в большинстве случаев описывающую какое-либо путешествие. Он останавливается на деталях и отдельных образах, оставляя в то же время достаточно «свободного пространства» для того, чтобы слушатель мог дополнить их материалом своего воображения. «Путешествие» обязательно предполагает возвращение, с тем, чтобы слушатель смог потом вернуться в свое привычное состояние.
o Рисование. Слушатель, постепенно возвращаясь в свое привычное состояния и «переваривая» те ощущения и образы, которые он испытал и увидел при прослушивании, пытается передать их в своей изобразительной работе, используя самые разнообразные материалы и техники.
o Обсуждение работы.
Основная задача при проведении техники направленной визуализации заключается в том, чтобы «оживить» латентные, неосознаваемые стороны личности, а затем в той или иной мере осмыслить их как источник скрытых потребностей, потенций и силы. В большинстве случаев проведение этой технике в условиях арт-терапевтической группы развернутый анализ не используется. Положительные эффекты от этой техники во многом связаны со способностью участников группы к инсайту посредством изобразительной работы.
Техника направленной визуализации была взята за основу H. Bonny при разработке ею метода «направленной визуализации и музыки». В качестве стимула, активизирующего латентные переживания и образы, она использует не рассказ, а музыкальное воздействие. Ею создано множество вариантов такого музыкального воздействия, учитывающего состояние и потребности клиента. Как правило, используются те или иные сочетания классической и современной музыки. Восприятие музыки клиентом происходит в состоянии релаксации определенной глубины. В большинстве случаев достигается глубокая релаксация за счет помещения клиента в полулежачем положении в специальном кресле-кровати и закрытия его глаз темной повязкой.
Основными факторами психотерапевтического воздействия при использовании данного метода являются:
o трансформация эмоциональных переживаний (связанных, главным образом, с неосознаваемыми психическими процессами) в образы во время прослушивания музыки, что рассматривается как предпосылка для дальнейшего осмысления материала бессознательного;
o последующий анализ и обсуждение этих образов вместе с терапевтом. Во многих случаях на этапе анализа и обсуждения привлекается и иной материал (например, сновидения клиента, система его отношений, ранний детский опыт и т. д.). Нередко используется и изобразительная деятельность клиента, позволяющая осуществлять дальнейшую психодинамическую работу с образами, возникшими при прослушивании музыки. Это предоставляет дополнительные возможности для упорядочивания и интеграции переживаний клиента и часто ведет к их осознанию.
Особенностью музыкального воздействия в условиях арт-терапевтической группы является то, что индивидуальные впечатления и реакции от прослушивания музыки так или иначе опосредуются группой и тем самым приобретают более динамичный и порой более яркий характер, чем при индивидуальном прослушивании. Когда групповое взаимодействие достаточно высоко, как, например, при совместном обсуждении работ, выполненных под музыку, или при коллективной изобразительной работе, групповая динамика может быть особенно активной. В некоторых случаях, например, при использовании интенсивных музыкальных воздействий на группу, осуществляемых в определенной последовательности, возможно переживание «трансовых» состояний значительным числом участников. Их изобразительная работа может отражать при этом широкий круг различных состояний, включая перинатальный и трансперсональный опыт.
В современной арт-терапевтической литературе преобладает мнение о том, что как при индивидуальной, так и групповой работе необходимо предоставлять максимальную свободу действий. Высокая степень взаимного доверия между арт-терапевтом и клиентом, а при групповой работе и между участниками группы, формирующаяся в условиях арт-терапевтической работы и «психотерапевтического альянса», рассматриваются как основной гарант того, что даже «экстремальные» проявления чувств клиента не только не будут «вредными» для него, но скорее будут фактором, трансформирующим его переживания (или переживания участников группы) в более «конструктивные». Степень риска для здоровья и состояния клиента и психотерапевтических отношений арт-терапевт оценивает, исходя из той или иной ситуации, складывающейся в ходе индивидуальной или групповой работы. Как правило, при выполнении индивидуальной работы в группе запрещается мешать другим участникам и портить их работы. Если же происходит совместная работа над общей композицией, то если специально не оговорены дополнительные условия, что можно, а что нельзя делать, то определенных попыток «вторгнуться» в работу друг друга трудно избежать. Очевидно также, что столь высокая степень свободы поведения участников в условиях «слабоструктурированной» группы допустима лишь при отсутствии грубых психических нарушений у участников и их внутренней готовности к такой работе.
Техника «игра с песочницей» не является «художественным» приемом в строгом смысле слова, но довольно широко используется арт-терапевтами Для арт-терапевтической работы с применением этой техники характерно то, что она, как правило, используется не столько в традиционном для нее «аналитическом» контексте, сколько в качестве одной из дополнительных техник, в форме достаточно свободной изобразительной «игры» с песком в сочетании с фигурками, найденными предметами и отдельными продуктами изобразительной деятельности клиента. Иногда техникой «игра с песочницей» называют и иные варианты работы с фигурками и предметами на столе или на полу, при которых песок не используется.
Как и метод направленной визуализации, данная техника рассматривается как частное следстви<