Аналитическая закрытая группа
Аналитическая закрытая группа ориентирована в основном на работу с неосознаваемыми психическими процессами ее участников. Слово «закрытая» в названии означает, что на протяжении всего времени состав группы остается постоянным. На развитие тех форм арт-терапевти-ческой работы, которые связаны с понятием аналитической группы, оказали влияние разные направления психодинамического подхода (Freud S., 1921; AdlerA., 1929; Moreno J., 1948; Main Т., 1946; Foulkes S., 1964).
В работе «Групповая психология и анализ Эго» 3. Фрейд (1921) попытался проанализировать поведение толпы и отношения между группой и лидером. А. Адлер, в отличие от Фрейда, подчеркивал важность социальных факторов и инициировал первые формы групповой работы. Термин «групповая психотерапия» был веден Я. Морено (Moreno J., 1948), который разработал такую ее форму, как психодрама. Т. Мейн (Main Т., 1946) с помощью психодинамических представлений обосновал использование новых форм работы с психически больными и способствовал организации «психотерапевтических сообществ».
Определенный вклад в развитие групповых форм психотерапии внес К. Левин. Он впервые использовал понятие «групповая динамика» и способствовал организации групп, ориентированных на «тренингсенситив-ности». Кроме того, он применил оригинальную «полевую теорию» для обоснования процессов социального взаимодействия и осуществил уникальный для своего времени эксперимент по изучению влияния разных типов управления на формирование групповой атмосферы.
Свой вклад в разработку методологии групповой психотерапии аналитического типа внесли П. Шильдер (Schilder P., 1939); А. Вольф и Е. Шварц (Wolf A., Schwartz E., 1962). При групповой работе основной акцент делался ими на индивидуальном анализе путем изучения переноса и сопротивления у отдельных участников группы.
В отличие от этих авторов, X. Эзриел (Ezriel Н., 1950, 1952) и В. Би-он (Bion W., 1961) занимались преимущественно анализом групповых процессов. X. Эзриел полагал, что они отражают общие мотивы, опасения и способы психической защиты, свойственные участникам группы. В. Бион же систематизировал разные формы коллективного поведения, автоматически проявляющиеся при объединении людей в группу. Его идеи были затем широко использованы при организации «психотерапевтических сообществ» и проведении «тренинговых групп».
Немаловажная роль в развитии групповых форм психодинамической работы принадлежит С. Фолькису (Foulkes S., 1964), который подчеркивал особую важность анализа индивидуальных реакций участников группы и считал, что психотерапевтический эффект связан с совокупным вкладом клиентов в групповую работу. Он выделил четыре основных уровня, на которых происходит функционирование группы:
• уровень актуальных, «взрослых» отношений, на которые оказывают влияние социально-политические, экономические и культурные факторы;
• уровень, связанный с проявлением реакций переноса;
• уровень, связанный с проявлением чувств, фантазий и других внутрипсихических процессов, разделяемых участниками группы;
• уровень архетипических представлений.
Интересны также работы Г. МакНилли (McNeilly G., 1984, 1987, 1989), в которых обсуждалось использование аналитических групп.
Таким образом, библиография по использованию психодинамических представлений в групповой психотерапевтической работе свидетельствует о широком диапазоне разных подходов. Все они так или иначе могут использоваться при проведении арт-терапевтических аналитических групп. Важным является то, что все эти подходы реализуются в контексте арт-терапевтической работы. Поэтому изобразительная деятельность участников является особым предметом анализа и оказывает большое влияние на динамику группы в целом и содержание переживаний ее участников.
Аналитическая группа является комплексным видом работы, сочетающей в себе как изобразительную деятельность клиентов, так и вербальную коммуникацию. Вербальный компонент может варьировать в широком диапазоне; от спонтанных высказываний, комментирующих изобразительный процесс, до групповой дискуссии. Групповые аналитические сессии весьма динамичны и включают в себя на разных стадиях глубокое погружение участников в самостоятельную работу и коллективное обсуждение.
Ход сессии не имеет какой-либо жесткой регламентации, и хотя арт-терапевт наблюдает за ним и время от времени комментирует его, многообразие возможностей этой формы групповой работы делает ее малопредсказуемой и спонтанной. Степень идентификации участников с группой и их взаимодействие друг с другом (возможность физического контакта в форме игр, открытого выражения своих эмоций в двигательных реакциях, парной и коллективной изобразительной работы и т. д.) весьма высоки. В то же время участников такой группы отличает высокий уровень независимости и умение сохранять собственную идентичность. Они имеют возможность самостоятельно контролировать свои действия и отчасти ход групповой работы, самостоятельно решая, в какой форме и когда в нее включиться. Им предоставляется неограниченная свобода поведения.
При этой форме работы играют большую роль как вербальный, так и невербальный каналы коммуникации. Важно и то, что участники могут взаимодействовать посредством своей изобразительной продукции. Они не только активно реагируют на работы своих товарищей во время их создания, но и включаются в групповое обсуждение во время дискуссии.
Такая форма работы очень часто провоцирует чувства и реакции, связанные с переносом: атмосфера группы может будить воспоминания о детстве и тех его моментах, когда сегодняшние участники группы играли или занимались изобразительным творчеством в присутствии взрослых.
Эту форму работы отличает отсутствие жесткого ролевого распределения, которое свойственно, например, тематически ориентированной группе. Участники могут свободно переходить от одной роли к другой, неосознанно реагируя на действия и изобразительную продукцию других. Здесь предоставляется большая возможность для исследования множества смыслов, заключенных в изображениях, для сопоставления и интеграции тех содержаний, которые автор вкладывает в свою работу, и тех смыслов, которые раскрываются в ней при групповом обсуждении.
Аналитическая группа формирует свою особую «культуру», раскрывающуюся в динамике образов и взаимоотношений ее участников. Клиенты начинают ощущать эту «культуру», проецируя свои смыслы и переживания на собственные работы и работы других, являющиеся материальными и живыми свидетельствами собственного и группового прошлого, настоящего и будущего.
На протяжении всего хода сессии арт-терапевт внимательно наблюдает за реакциями и поведением участников и их работой, в частности за характером используемых материалов, особенностями создаваемых образов и т. д. Он комментирует динамику происходящих изменений как в атмосфере группы в целом, так и в характере переживаний и поведении ее участников.
Аналитическая закрытая группа рассчитана, главным образом, на работу с пациентами, имеющими пограничные психические расстройства (или расстройства невротического уровня), либо с лицами, не имеющими каких-либо клинических нарушений, но испытывающими определенные психологические или социальные проблемы. Аналитические группы могут использоваться в работе с семьями, различными малыми сообществами людей, объединенными по какому-либо признаку (расовому, этническому, половому, возрастному и т. д.), в работе с правонарушителями, в ряде случаев с лицами, проходящими лечение от алкогольной или наркотической зависимости, и другими категориями клиентов. Существует также определенный опыт использования аналитических групп в работе с психиатрическими пациентами (Greenwood H., Killick К., 1995).
Работа аналитической группы предполагает проведение регулярных сессий продолжительностью два-три часа (иногда больше), в большинстве случаев еженедельно или один раз в две недели. Группа может встречаться в течение того или иного периода времени, который определяется задачами работы и внешними факторами. Так, срок работы группы может быть связан с достижением определенного лечебно-коррекци-онного эффекта или проработкой комплекса проблем (характерного, например, для ситуации в семье, представителей определенного малого сообщества и т. д.). Таким образом, можно говорить об уместности использования понятия терминации для обозначения окончания работы аналитической группы.
Работа аналитической группы характеризуется определенной динамикой, которая выражена сильнее, чем, например, в работе студийной или тематически ориентированной группы. Можно говорить о четырех основных ее этапах (Case С, Dalley Т., 1992).
Первый'этап отличается пассивностью участников, которые ориентируются на лидера (арт-терапевта), склонны идентифицировать себя с ролью ведомого и проецировать свои неосознаваемые качества на лидера и других участников. С этим связана тенденция к идеализации одних участников группы и дистанцированию от других. Высокая степень тревожности участников группы отрицается ими или маскируется искусственным оптимизмом и благодушием. Изобразительная продукция выполняет защитную функцию, что проявляется, в частности, в потребности участников в высокой оценке своих работ со стороны лидера и в их стремлении использовать изобразительные клише.
Важная роль на этом этапе принадлежит лидеру, который, дистанцируясь от «соучастия» в «играх» и демонстрируя свою особую функцию и позицию в группе, символизирует для участников «ролевую модель», — тем самым он стимулирует их самостоятельность.
Второй этап характеризуется снижением проекций и повышением тревожности и психического дискомфорта участников. Может проявляться враждебность отдельных клиентов друг к другу также, как и симпатия и идеализация в результате усиления переносов. Могут наблюдаться импульсивные реакции, агрессивные выпады против лидера и даже попытки отдельных участников покинуть группу. В целом самооценка участников группы понижается, имеет место тенденция к отрицанию ими своих творческих возможностей.
На третьем этапе происходит расширение экспрессивного диапазона участников. Они становятся готовы к аутентичному выражению самых разнообразных чувств, которые постепенно ими осознаются. Параллельно с этим взаимоотношения между участниками приобретают более глубокий и комплексный характер. Идет исследование проекций и переносов, их соответствия реальным «Я» клиентов. Преодолеваются регрессивные тенденции и потребность в зависимости от лидера и отдельных участников. Формируется определенная «культура» группы, способствующая продуктивной работе, происходит идентификация участников с общей целью групповой деятельности.
Четвертый этап нередко характеризуется усилением тревожности, регрессивных и защитных тенденций участников группы. Могут иметь место депрессивные переживания или, напротив, эйфория. Клиенты, стремясь преодолеть страх расставания, формируют пары. Многие испытывают потребность вновь обратиться к ранее выполненным ими или их товарищами работам, пытаются завершить или изменить рисунки определенным образом. Происходит постепенная интернализация опыта групповой работы, позволяющая интегрировать его различные аспекты и достичь высокой степени психологической автономности, необходимой для терминации.
Работа аналитической группы предполагает создание определенных условий, отличающихся, например, от условий работы студийной группы. Важная роль отводится формированию надежных «границ», обеспечивающих «безопасное пространство» для групповой работы. Некоторыми факторами создания такого пространства является закрытый характер группы с постоянным составом участников. Четкая регламентация периодичности и продолжительности сессий с обязательным их посещением (неявка отдельных участников на ту или иную сессию может быть особым предметом для анализа), достаточно четкое формулирование основных целей и задач работы (насколько это возможно при низкой структурированности группы). В отличие от условий студийной группы, с характерным для нее рядом однотипных столов и отсутствием достаточного места для вербальных обсуждений, помещение для работы аналитической группы имеет, как правило, две зоны: «грязную», предназначенную для изобразительной работы, и «чистую» —для обсуждений. Необходим больший выбор посадочных (рабочих) мест, различающихся по определенным признакам. Необходимо обеспечить свободный доступ участников к различным материалам и средствам работы, к воде. С учетом того, что работа аналитической группы часто предполагает совместную деятельность двух или нескольких человек, передвигающихся в пределах всего кабинета, возможность физического контакта и свободное использование любых материалов с потенциальным «загрязнением» территории или созданием беспорядка, «грязная» зона должна иметь достаточное свободное пространство и легко моющуюся поверхность пола и стен. По крайней мере одна из стен должна быть отведена для закрепления на ней бумаги, что может потребоваться, например, при работе нескольких участников на вертикальной плоскости. Оформление «чистой» зоны соответствует общим требованиям, предъявляемым к арт-терапевтическому кабинету, предназначенному для интерактивных форм работы.