Аналитическая закрытая группа

Аналитическая закрытая группа ориентирована в основном на рабо­ту с неосознаваемыми психическими процессами ее участников. Слово «закрытая» в названии означает, что на протяжении всего времени со­став группы остается постоянным. На развитие тех форм арт-терапевти-ческой работы, которые связаны с понятием аналитической группы, оказа­ли влияние разные направления психодинамического подхода (Freud S., 1921; AdlerA., 1929; Moreno J., 1948; Main Т., 1946; Foulkes S., 1964).

В работе «Групповая психология и анализ Эго» 3. Фрейд (1921) по­пытался проанализировать поведение толпы и отношения между груп­пой и лидером. А. Адлер, в отличие от Фрейда, подчеркивал важность социальных факторов и инициировал первые формы групповой работы. Термин «групповая психотерапия» был веден Я. Морено (Moreno J., 1948), который разработал такую ее форму, как психодрама. Т. Мейн (Main Т., 1946) с помощью психодинамических представлений обосно­вал использование новых форм работы с психически больными и способ­ствовал организации «психотерапевтических сообществ».

Определенный вклад в развитие групповых форм психотерапии внес К. Левин. Он впервые использовал понятие «групповая динамика» и спо­собствовал организации групп, ориентированных на «тренингсенситив-ности». Кроме того, он применил оригинальную «полевую теорию» для обоснования процессов социального взаимодействия и осуществил уни­кальный для своего времени эксперимент по изучению влияния разных типов управления на формирование групповой атмосферы.

Свой вклад в разработку методологии групповой психотерапии ана­литического типа внесли П. Шильдер (Schilder P., 1939); А. Вольф и Е. Шварц (Wolf A., Schwartz E., 1962). При групповой работе основной акцент делался ими на индивидуальном анализе путем изучения перено­са и сопротивления у отдельных участников группы.

В отличие от этих авторов, X. Эзриел (Ezriel Н., 1950, 1952) и В. Би-он (Bion W., 1961) занимались преимущественно анализом групповых процессов. X. Эзриел полагал, что они отражают общие мотивы, опасе­ния и способы психической защиты, свойственные участникам группы. В. Бион же систематизировал разные формы коллективного поведения, автоматически проявляющиеся при объединении людей в группу. Его идеи были затем широко использованы при организации «психотерапев­тических сообществ» и проведении «тренинговых групп».

Немаловажная роль в развитии групповых форм психодинамической работы принадлежит С. Фолькису (Foulkes S., 1964), который подчер­кивал особую важность анализа индивидуальных реакций участников группы и считал, что психотерапевтический эффект связан с совокуп­ным вкладом клиентов в групповую работу. Он выделил четыре основ­ных уровня, на которых происходит функционирование группы:

• уровень актуальных, «взрослых» отношений, на которые оказыва­ют влияние социально-политические, экономические и культур­ные факторы;

• уровень, связанный с проявлением реакций переноса;

• уровень, связанный с проявлением чувств, фантазий и других внутрипсихических процессов, разделяемых участниками группы;

• уровень архетипических представлений.

Интересны также работы Г. МакНилли (McNeilly G., 1984, 1987, 1989), в которых обсуждалось использование аналитических групп.

Таким образом, библиография по использованию психодинамических представлений в групповой психотерапевтической работе свидетель­ствует о широком диапазоне разных подходов. Все они так или иначе могут использоваться при проведении арт-терапевтических аналитиче­ских групп. Важным является то, что все эти подходы реализуются в кон­тексте арт-терапевтической работы. Поэтому изобразительная деятель­ность участников является особым предметом анализа и оказывает боль­шое влияние на динамику группы в целом и содержание переживаний ее участников.

Аналитическая группа является комплексным видом работы, сочета­ющей в себе как изобразительную деятельность клиентов, так и вербаль­ную коммуникацию. Вербальный компонент может варьировать в широ­ком диапазоне; от спонтанных высказываний, комментирующих изобра­зительный процесс, до групповой дискуссии. Групповые аналитические сессии весьма динамичны и включают в себя на разных стадиях глубо­кое погружение участников в самостоятельную работу и коллективное обсуждение.

Ход сессии не имеет какой-либо жесткой регламентации, и хотя арт-терапевт наблюдает за ним и время от времени комментирует его, мно­гообразие возможностей этой формы групповой работы делает ее мало­предсказуемой и спонтанной. Степень идентификации участников с группой и их взаимодействие друг с другом (возможность физического контакта в форме игр, открытого выражения своих эмоций в двигатель­ных реакциях, парной и коллективной изобразительной работы и т. д.) весьма высоки. В то же время участников такой группы отличает высо­кий уровень независимости и умение сохранять собственную идентич­ность. Они имеют возможность самостоятельно контролировать свои действия и отчасти ход групповой работы, самостоятельно решая, в ка­кой форме и когда в нее включиться. Им предоставляется неограничен­ная свобода поведения.

При этой форме работы играют большую роль как вербальный, так и невербальный каналы коммуникации. Важно и то, что участники могут взаимодействовать посредством своей изобразительной продукции. Они не только активно реагируют на работы своих товарищей во время их создания, но и включаются в групповое обсуждение во время дискуссии.

Такая форма работы очень часто провоцирует чувства и реакции, свя­занные с переносом: атмосфера группы может будить воспоминания о детстве и тех его моментах, когда сегодняшние участники группы иг­рали или занимались изобразительным творчеством в присутствии взрослых.

Эту форму работы отличает отсутствие жесткого ролевого распреде­ления, которое свойственно, например, тематически ориентированной группе. Участники могут свободно переходить от одной роли к другой, неосознанно реагируя на действия и изобразительную продукцию дру­гих. Здесь предоставляется большая возможность для исследования множества смыслов, заключенных в изображениях, для сопоставления и интеграции тех содержаний, которые автор вкладывает в свою работу, и тех смыслов, которые раскрываются в ней при групповом обсуждении.

Аналитическая группа формирует свою особую «культуру», раскры­вающуюся в динамике образов и взаимоотношений ее участников. Кли­енты начинают ощущать эту «культуру», проецируя свои смыслы и пе­реживания на собственные работы и работы других, являющиеся мате­риальными и живыми свидетельствами собственного и группового прошлого, настоящего и будущего.

На протяжении всего хода сессии арт-терапевт внимательно наблю­дает за реакциями и поведением участников и их работой, в частности за характером используемых материалов, особенностями создаваемых образов и т. д. Он комментирует динамику происходящих изменений как в атмосфере группы в целом, так и в характере переживаний и поведе­нии ее участников.

Аналитическая закрытая группа рассчитана, главным образом, на ра­боту с пациентами, имеющими пограничные психические расстройства (или расстройства невротического уровня), либо с лицами, не имеющи­ми каких-либо клинических нарушений, но испытывающими определен­ные психологические или социальные проблемы. Аналитические группы могут использоваться в работе с семьями, различными малыми сообще­ствами людей, объединенными по какому-либо признаку (расовому, эт­ническому, половому, возрастному и т. д.), в работе с правонарушителя­ми, в ряде случаев с лицами, проходящими лечение от алкогольной или наркотической зависимости, и другими категориями клиентов. Суще­ствует также определенный опыт использования аналитических групп в работе с психиатрическими пациентами (Greenwood H., Killick К., 1995).

Работа аналитической группы предполагает проведение регулярных сессий продолжительностью два-три часа (иногда больше), в большин­стве случаев еженедельно или один раз в две недели. Группа может встречаться в течение того или иного периода времени, который опреде­ляется задачами работы и внешними факторами. Так, срок работы груп­пы может быть связан с достижением определенного лечебно-коррекци-онного эффекта или проработкой комплекса проблем (характерного, на­пример, для ситуации в семье, представителей определенного малого сообщества и т. д.). Таким образом, можно говорить об уместности ис­пользования понятия терминации для обозначения окончания работы аналитической группы.

Работа аналитической группы характеризуется определенной дина­микой, которая выражена сильнее, чем, например, в работе студийной или тематически ориентированной группы. Можно говорить о четырех основных ее этапах (Case С, Dalley Т., 1992).

Первый'этап отличается пассивностью участников, которые ориенти­руются на лидера (арт-терапевта), склонны идентифицировать себя с ролью ведомого и проецировать свои неосознаваемые качества на лиде­ра и других участников. С этим связана тенденция к идеализации одних участников группы и дистанцированию от других. Высокая степень тре­вожности участников группы отрицается ими или маскируется искусст­венным оптимизмом и благодушием. Изобразительная продукция выпол­няет защитную функцию, что проявляется, в частности, в потребности участников в высокой оценке своих работ со стороны лидера и в их стремлении использовать изобразительные клише.

Важная роль на этом этапе принадлежит лидеру, который, дистанци­руясь от «соучастия» в «играх» и демонстрируя свою особую функцию и позицию в группе, символизирует для участников «ролевую модель», — тем самым он стимулирует их самостоятельность.

Второй этап характеризуется снижением проекций и повышением тревожности и психического дискомфорта участников. Может прояв­ляться враждебность отдельных клиентов друг к другу также, как и сим­патия и идеализация в результате усиления переносов. Могут наблю­даться импульсивные реакции, агрессивные выпады против лидера и даже попытки отдельных участников покинуть группу. В целом само­оценка участников группы понижается, имеет место тенденция к отри­цанию ими своих творческих возможностей.

На третьем этапе происходит расширение экспрессивного диапазона участников. Они становятся готовы к аутентичному выражению самых разнообразных чувств, которые постепенно ими осознаются. Параллель­но с этим взаимоотношения между участниками приобретают более глу­бокий и комплексный характер. Идет исследование проекций и перено­сов, их соответствия реальным «Я» клиентов. Преодолеваются регрес­сивные тенденции и потребность в зависимости от лидера и отдельных участников. Формируется определенная «культура» группы, способству­ющая продуктивной работе, происходит идентификация участников с общей целью групповой деятельности.

Четвертый этап нередко характеризуется усилением тревожности, регрессивных и защитных тенденций участников группы. Могут иметь место депрессивные переживания или, напротив, эйфория. Клиенты, стремясь преодолеть страх расставания, формируют пары. Многие испы­тывают потребность вновь обратиться к ранее выполненным ими или их товарищами работам, пытаются завершить или изменить рисунки опре­деленным образом. Происходит постепенная интернализация опыта групповой работы, позволяющая интегрировать его различные аспекты и достичь высокой степени психологической автономности, необходи­мой для терминации.

Работа аналитической группы предполагает создание определенных условий, отличающихся, например, от условий работы студийной груп­пы. Важная роль отводится формированию надежных «границ», обеспе­чивающих «безопасное пространство» для групповой работы. Некоторы­ми факторами создания такого пространства является закрытый характер группы с постоянным составом участников. Четкая регламентация периодичности и продолжительности сессий с обязательным их посеще­нием (неявка отдельных участников на ту или иную сессию может быть особым предметом для анализа), достаточно четкое формулирование ос­новных целей и задач работы (насколько это возможно при низкой структурированности группы). В отличие от условий студийной группы, с характерным для нее рядом однотипных столов и отсутствием доста­точного места для вербальных обсуждений, помещение для работы ана­литической группы имеет, как правило, две зоны: «грязную», предназна­ченную для изобразительной работы, и «чистую» —для обсуждений. Необходим больший выбор посадочных (рабочих) мест, различающихся по определенным признакам. Необходимо обеспечить свободный доступ участников к различным материалам и средствам работы, к воде. С уче­том того, что работа аналитической группы часто предполагает совмест­ную деятельность двух или нескольких человек, передвигающихся в пре­делах всего кабинета, возможность физического контакта и свободное использование любых материалов с потенциальным «загрязнением» тер­ритории или созданием беспорядка, «грязная» зона должна иметь доста­точное свободное пространство и легко моющуюся поверхность пола и стен. По крайней мере одна из стен должна быть отведена для закреп­ления на ней бумаги, что может потребоваться, например, при работе нескольких участников на вертикальной плоскости. Оформление «чис­той» зоны соответствует общим требованиям, предъявляемым к арт-терапевтическому кабинету, предназначенному для интерактивных форм работы.

Наши рекомендации