Фактор психотерапевтических отношений
Применительно к арт-терапевтической работе фактор психотерапевтических отношений связан прежде всего со следующими функциями психотерапевта:
· созданием атмосферы высокой терпимости и безопасности необходимой для свободного выражения клиентом содержаний своего внутреннего мира – как в художественной работе, так и иных формах экспрессивного поведения;
· структурированием и организацией деятельности клиента, достигаемых за счет формирования определенной системы правил его поведения, фокусировки его внимания на изобразительной работе, регулирования количества и качества используемых клиентом материалов, его обучения определенным способам работы с ними и иным образом;
· установлением с клиентом эмоционального резонанса (раппорта), необходимого для взаимного обмена чувствами, образами и идеями, иными словами, для “диалога” с клиентом, осуществляемого как напрямую – с использованием вербальных и невербальных средств коммуникации, - так и опосредованно изобразительными материалами и продукцией;
· использованием психотерапевтом различных интервенций, призванных оказать клиенту эмоциональную поддержку, фасилитировать выражение им своих чувств и мыслей и помочь ему в осознании содержания изобразительной продукции и ее связи с особенностями его личности, проблемами и системой отношений.
На психотерапевтические отношения оказывают влияние разные факторы – особенности личности и мировоззрения клиента и психотерапевта; их установки и взаимные ожидания от совместной работы; их пол, возраст, культурный опыт; характер заболевания клиента и его проблем; наличие у него опыта предыдущей психотерапевтической работы и общение с другими специалистами; взаимоотношения в семье клиента; институциональная динамика, продолжительность и условия проведения арт-терапии; частота и продолжительность сессий и используемые специалистом конкретные методы арт-терапии и формы интервенции; а также социальный, политический, правовой и культурный кон- тексты работы и иные факторы.
Многие современные арт-терапевты опираются в своей работе на представления психодинамического подхода для обоснования психотерапевтического воздействия их отношений с клиентом, пользуются понятиями переноса и контрпереноса.
Особенностью переноса и контрпереноса в арт-терапевтической работе является то, что:
· перенос проявляется не только в эмоциональных реакциях, фантазиях, особенностях поведения и высказываний клиента, но и в его изобразительной деятельности и характеристиках создаваемых им образов;
· контрперенос вызывается как особенностями поведения и высказыва- ний клиента, так и стилем и особенностями его изобразительной дея- тельности и характером создаваемых им образов.
Проекция соответствующих чувств клиента и психотерапевта на изобразительные материалы и продукцию является отличительным свойством арт-терапии. Как отвечает С. Лангер, “проекция чувств на внешние объекты – это первый шаг к символизации и признанию чувств”.
Для понимания переноса и контрпереноса в арт-терапевтической работе большое значение имеет представление о ролевых отношениях клиента и психотерапевта. Представители психодинамического направления арт-терапии чаще всего основываются на представлении о том, что отношения клиента и психотерапевта отражают отношения матери и ребенка, поскольку арт-терапевтическая ситуация во многом воссоздает среду “первичной материнской заботы”, в которой изобразительные материалы выступают в качестве “транзитных объектов”.
Очевидно, что, вступая в психотерапевтические отношения, клиент и специалист привносят в них не только опыт детства и свих отношений с наиболее близкими и значимыми для них людьми, но и опыт социализации и своих отношений с широким кругом лиц, с которыми они так или иначе связаны.
Очевидно также, что психотерапевтические отношения невозможно рассматривать в отрыве от той системы этических норм и установок, которые их регулируют и являются одним из факторов создания “безопасного психотерапевтического пространства”.
На сегодняшний день в тех странах, где арт-терапия признана в качестве самостоятельной дисциплины, арт-терапевты ориентируются на специальные кодексы этических норм и принципов профессиональной деятельности, в частности:
* этический кодекс Европейской ассоциации психотерапии;
* этический кодекс Европейской ассоциации консультация.
Это относится, например, к признанию того, что:
1) арт-терапевт в своей деятельности руководствуется прежде всего интересами клиента (пункт 1.4 Этического кодекса Британской ассоциации арт-терапевтов);
2) он не допускает дискриминации клиентов на основе их расовой, классовой, культурной, половой принадлежности, их семейного положения, физического или психического статуса, вероисповедания, сексуальной ориентации и возраста;
3) он строго соблюдает конфиденциальность в своих отношениях с клиентом;
4) его профессиональный уровень и готовность к психотерапевтической работе регулярно оцениваются посредствам супервизий.