Анатомо-физиологические особенности кожи, подкожной клетчатки и лимфатической системы.
Кожа. Закладывается на 5-й неделе из наружного зародышевого листка и состоит, как и у взрослого, из эпидермиса и дермы.
Эпидермис имеет очень нежный, тонкий (из 2 - 3 слоев ороговевших клеток), постоянно отторгающийся эпителиальный и активно разрастающийся и дифференцирующийся основной (зародышевый) слои.
Дерма (собственно кожа) состоит из сосочкового и ретикулярного слоев, в которых очень слабо развиты соединительнотканная основа и мышечные волокна. Базальная мембрана, находящаяся между эпидермисом и дермой и обеспечивающая у взрослых их тесную связь, у детей представлена рыхлой клетчаткой, практически не содержащей соединительной и эластической ткани. Вследствие этого у новорожденных эпидермис легко отделяется от дермы (десквамативная эритродермия). Кожа новорожденного богата кровеносными сосудами, что придает вначале яркий (эритема), затем нежно-розовый цвет. Сальные железы хорошо развиты и усиленно функционируют уже на внутриутробном этапе, образуя творожистую смазку, покрывающую тело ребенка при рождении. Потовые железы к рождению сформированы, но их выводящие протоки недоразвиты, в связи с чем потоотделение у маленьких детей несовершенно. Однако первые 2 мес. жизни эта функция интенсивно нарастает. Усиленное потоотделение появляется вначале на голове, затем на коже спины и груди. На протяжении последующих 7 лет по мере созревания морфологических структур потовых желез, вегетативной нервной системы и центра теплорегуляции идет совершенствование потоотделения. Секрет кожи при рождении имеет реакцию, близкую к нейтральной (рН 6,3 - 5,8). В течение первого месяца жизни рН быстро снижается (до 3,8) и существенно увеличивается бактерицидность кожи.
Волосы на голове у новорожденного не имеют сердцевины, легко выпадают и сменяются несколько раз на первом году жизни. Плечи и спина покрыты пушком, более выраженным у недоношенных.
Функции кожи - защита от воздействий, хотя именно эта функция кожи является недостаточной из-за очень тонкого эпидермиса и богатого кровоснабжения. Эти же особенности кожи обеспечивают хорошую дыхательную ее функцию, необходимую при гипоксии. Тесно связаны между собой выделительная и теплорегулирующая функции, которые становятся возможными лишь при созревании соответствующих нервных центров (в 3 - 4 мес.). До этого времени ребенок, особенно недоношенный, плохо регулирует теплообмен и легко переохлаждается при недостаточном уходе. Кожа активно участвует в образовании пигмента и витамина D3 под воздействием УФО. Кроме того, она является одним из 5 органов чувств - обширным полем экстерорецепторов, обеспечивающих чувствительность. Чрезмерное раздражение кожи при плохом уходе (мокрые, грязные пеленки) может явиться причиной беспокойства ребенка, нарушения сна и в дальнейшем формирования стойких тормозных процессов в ЦНС, нарушения ее нервно-трофической функции и развития дистрофии. Необходимо отметить и повышенную чувствительность и ранимость кожи ребенка в течение первого года жизни.
Подкожная жировая клетчатка. Начинает формироваться на 5-м месяце внутриутробной жизни, но максимально откладывается на 8 - 9-м месяце. У детей раннего возраста она составляет в среднем 12% от массы тела (у взрослого в норме не более 8%). Нарастание массы жировой ткани на первом году жизни идет за счет увеличения числа адипозоцитов. Поэтому систематическое перекармливание грудных детей может привести к стойкому и выраженному ожирению. Состав подкожной жировой клетчатки грудных детей близок составу жиров женского молока, что создает возможность непосредственной (минуя переваривание) утилизации жира материнского молока. Преобладание содержания твердых жирных кислот обеспечивает более плотный тургор тканей у детей первого года жизни и наклонность к образованию локальных уплотнений и отека кожи и подкожной жировой клетчатки (склерома, склередема новорожденных). Особенностью детского возраста является также бурая жировая ткань, расположенная в клетчатке грудной клетки, средостения, вокруг крупных сосудов и внутренних органов - обеспечивает более высокий уровень теплопродукции, так называемый несократительный термогенез.
Своеобразно распределение и порядок исчезновения подкожного жирового слоя при похудании. Больше жира откладывается на лице, где жировые тела щеки (комочки Биша) содержат особенно много твердых жирных кислот, ягодицах, бедрах, животе (здесь преобладает содержание жидких кислот). Исчезает подкожная жировая клетчатка вначале на животе и груди, затем на конечностях и в последнюю очередь на лице.
Закладка лимфатических узлов происходит на 2-м месяце внутриутробной жизни. С этого же времени и до конца жизни осуществляется их кроветворная функция - продукция лимфоцитов. К моменту рождения структурное и функциональное развитие лимфатических узлов не закончено и продолжается до 12—14 лет с последующей инволюцией в периоде полового созревания. Лимфатические узлы новорожденного и ребенка первых месяцев жизни состоят из паренхиматозной (лимфоидной) ткани с крупными синусами и ограничены очень нежной и тонкой капсулой. Элементы ретикулярной и соединительнотканной стромы узла (трабекулы, перегородки) и капсулы практически отсутствуют. В связи с этим пальпация лимфатических узлов у маленьких детей удается не всегда. Плохо осуществляется и защитная (барьерная) функция. Это связано как с несовершенством механического барьера, так и недостаточной дифференцировкой иммунокомпетентных клеток лимфатических узлов. Возбудители инфекционных заболеваний, как правило, беспрепятственно проходят через такой узел в кровь, не вызывая видимой его реакции. В некоторых случаях (внутриутробные сепсис, сифилис) хроническое раздражение лимфоидной ткани инфекционным агентом вызывает тотальное увеличение и уплотнение лимфатических узлов, обнаруживаемое после рождения. В возрасте 1—3 лет лимфатические узлы имеют уже довольно плотную соединительную капсулу, содержат отдельные ретикулярные клетки, хорошо пальпируются. При внедрении инфекционного агента они могут служить механическим барьером и, задержав возбудителя, отвечают на его воздействие островоспалительной, гнойной (при банальной кокковой флоре) или казеозной (при туберкулезной инфекции) реакцией. В связи с этим в предшкольном периоде часты острые лимфадениты. К 7 - 8 годам развитие лимфатического узла приближается к завершению: образуются ретикулярная строма, трабекулы, перегородки, более узкими становятся синусы. Появляется возможность местного иммунологического подавления инфекционного начала. В связи с этим возникает реакция лимфатического узла на инфекцию в виде увеличения его размеров, сочности, болезненности. К 12 - 13 годам строение и функция лимфатических узлов соответствуют таковым взрослого человека. Они задерживают и подавляют проникшую в них патогенную флору без видимых изменений или кратковременно увеличиваясь в размерах, но в дальнейшем нормализуясь.