Как вести цивилизованную дискуссию о паранормальном
Замечательный способ попрактиковаться во владении инструментарием — поговорить с друзьями и родственниками об их паранормальном опыте. Когда вам будут рассказывать о пережитом, попытайтесь не выразить сомнений, иначе дискуссии может не получиться. Не стоит также выражать согласие или рассказывать о собственных переживаниях, поскольку это может повлиять на мнение вашего собеседника; кроме того, это не позволит вам воспользоваться инструментарием. Я рекомендую сыграть при этом роль нейтрального дружески настроенного журналиста, заинтересованного в том, чтобы понять собеседника и получить от него все возможные факты. Инструментарий послужит вам источником подходящих вопросов. Однако я не советую формально следовать порядку и задавать все вопросы инструментария подряд; в противном случае беседа может превратиться в допрос. Лучше просто задавать вопросы, которые придут вам на ум. Чем лучше вы знаете инструментарий, тем лучше будут вопросы. Приведем в пример беседу между Хосе и Брендой, изучающей китайскую медицину. Сможете ли вы узнать пункты инструментария, подсказавшие Хосе его вопросы?
ХОСЕ: Я вижу у тебя огромный учебник и маленький паке тик с какими-то… сорняками наверное.
БРЕНДА: Это образец травяного сбора. А в этой книге рас сказывается об акупунктуре. Я прохожу курс китайской медицины в институте и должна получить степень.
ХОСЕ: Могу я задать несколько вопросов?
БРЕНДА: Конечно, спрашивай!
ХОСЕ: Насколько я понимаю, при акупунктуре задейству ется какая-то энергия.
БРЕНДА: Да, она называется «ци».
ХОСЕ: Ци. Где она находится?
БРЕНДА: Она движется в теле по каналам, которые называют меридианами.
ХОСЕ: Это кровеносные сосуды или нервы?
БРЕНДА: На самом деле они другие. Если правильно вводить специальные иглы в точках на меридиане, где ци блокирована, можно вновь открыть поток этой энергии и восстановить равновесие.
ХОСЕ: Как же ты узнаешь, попала ли ты иглой в нужную точку?
БРЕНДА: Пациент почувствует себя лучше. Когда поток энер гии усиливается, человек чувствует себя более здоровым и энергичным.
ХОСЕ: А что если пациент начинает чувствовать себя луч ше, а на самом деле специалист ввел иглу не в ту точку?
БРЕНДА: Ну, я бы восприняла это как доказательство того, что специалист все же попал в точку, где был блокирован поток ци. Иногда геолог тоже не знает, где именно залегает нефть.
ХОСЕ: Ну, да. Получается, что если моя ци разблокиро вана, мне становится лучше. Если мне становится лучше, моя ци, должно быть, где-то разблокирована. А есть ли единый общепринятый способ искать точки, где протекает ци?
БРЕНДА: На самом деле разные мастера акупунктуры предпо читают вводить иглы в разных местах. Если у тебя болит колено, один мастер будет вводить иглы вокруг колена, а другой — в плечо, чтобы оттянуть от колена излишки ци.
ХОСЕ: Получается, что при боли в колене будет два совер шенно разных метода лечения.
БРЕНДА: Я говорю о том, что у каждого мастера может быть своя интуитивная система, которая именно у него отлично работает. Все это основано на интуиции и требует огромного количества тренировок и опыта, которых у меня пока нет!
ХОСЕ: Да, но доказана ли эффективность акупунктуры?
БРЕНДА: В мире тысячи врачей, которые используют акупун ктуру в своей практике. Если бы состояние пациентов не улучшалось, они давно перестали бы пользоваться этим методом. Миллионы людей получали такое лечение. Лично я могу назвать нескольких человек, которые излечились при помощи акупунктуры.
На прощание: вызов Пандоры
Мы закончим путешествие там же, где начали. Мой интерес к паранормальному начался с того, что казалось мне тогда сундуком с волшебными сокровищами — необычайными явлениями. Со временем я начал подозревать, что сундук, открытый мной, больше напоминает ящик Пандоры. С тех пор я изо всех сил старался обзавестись инструментами, которые помогали бы отличать факты от фантазий — и не только мне, но и любому, перед кем вдруг появился такой соблазнительный и таинственный ящик Пандоры.
Для начала отметим, что в различных обстоятельствах лучше применять разные способы сверки с реальностью. Однако бывают моменты, когда не годится ни одна процедура сверки с реальностью — ни упрощенная, ни полная. Я понял это всего неделю назад, когда смотрел по телевизору очередной эпизод шоу Ларри Кинга Larry King Live — один из многих, посвященных обсуждению неопознанных летающих объектов (НЛО) внеземного происхождения. Было объявлено, что среди сторонников НЛО в студии — физики, кинорежиссеры и надежные свидетели. Про тив них выступал известный ученый-скептик. Сторонники НЛО обрушили на него целый поток высказываний, и скептик пытался отвечать на каждое в отдельности. Однако после каждого ответа он получал несколько новых возражений. В результате у зрителей создавалось впечатление, что доказательств в пользу инопланетного происхождения НЛО больше чем достаточно, а скептик просто не в состоянии сказать ничего разумного. Этот случай может служить прекрасной иллюстрацией к тому, как опасно применять сверку с реальностью публично во враждебно настроенной аудитории. Позвольте мне предложить альтернативную стратегию, которую я назвал вызовом Пандоры.
Вызов Пандоры, представляет собой, по существу, главный урок этой книги:
Если мы приоткроем ящик с паранормальным так, что хотя бы одно явление сумеет выбраться наружу, мы должны будем признать за остальными явлениями такого же масштаба право выбраться и заполонить мир. Если мы примем на веру хотя бы одно паранормальное явление, не выдерживающее разумной сверки с реальностью, мы обязаны принять все паранормальные явления, в пользу которых имеются равные свидетельства. Если вы верите в привидения, вы должны верить также в астрологию, переселение душ, телевизионных экстрасенсов, животных, предсказывающих будущее, инопланетные похищения, общение с умершими, гадание, сгибание ложек силой мысли и остальные сокровища из нашего ящика Пандоры.
Почему? У каждого из паранормальных явлений есть серьезные, честные, здравомыслящие, умные, образованные, красноречивые, знаменитые и страстные сторонники. Но все эти убеждения базируются, тем не менее, на недостоверных доказательствах. Ни одно из них не смогло перешагнуть порог и стать фактом. (Все, что для этого необходимо, это подлинно научные, открытые и воспроизводимые наблюдения.) Неприятная правда состоит в том, что никакое количество недостоверных доказательств, какими бы интригующими и соблазнительными они ни были, не в состоянии сложиться в критическую массу истины. Тысячи лет миллионы людей верили (и до сих пор верят) в ведьм и демонов (и предают их смерти), и все это на основании недостоверных данных. Да, можно найти «экспертов», «свидетелей» и даже «научные исследования», посвященные ведьмам и демонам. Но даже громадное количество таких «свидетельств» не означает, что существование ведьм и демонов — установленный факт. Еще раз повторим: ничто не может заменить научные, открытые и воспроизводимые наблюдения.
На практике паранормальный вызов может начинаться примерно так:
ЭМИ: Я верю в цветочных эльфов, крошечных крылатых существ с острыми ушками, похожих на фей.
ДЖИМ: Почему ты в них веришь?
ЭМИ: Я видела их собственными глазами и к тому же читала статью уважаемого психолога, доктора наук, где говорилось, что они существуют на самом деле.
ДЖИМ: В таком случае ты должна также верить в астрологию, переселение душ, телевизионных экстрасенсов, животных, предсказывающих будущее, инопланетные похищения, общение с умершими, гадание и сгибание ложек силой мысли.
ЭМИ: Нет! О чем это ты говоришь?
ДЖИМ: Но есть ведь достойные доверия эксперты, тоже с учеными степенями, которые утверждают, что видели доказательства каждого из этих паранормальных явлений.
Преимущества вызова Пандоры в том, что при этом вы избегаете бесконечных споров о мелких заявлениях и сосредотачиваетесь на существе дела: Что такое достоверные доказательства? Что такое факт? Затем уже можно разобраться, почему конкретные доказательства оказываются недостоверными и что получит-:я, если принимать подобные заявления на веру. Именно об этом мы говорили на протяжении всей книги. Надеюсь, что мои усилия подтолкнут вас (и, может быть, даже вдохновят) к продолжению начатого нами вместе небольшого приключения.